Вы здесь

Перезагрузка экономики и бизнеса России. СДЕЛАТЬ ФОНДОВЫЙ РЫНОК ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (Г. П. Попов)

СДЕЛАТЬ ФОНДОВЫЙ РЫНОК ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Вторая глава является логичным продолжением предыдущей – здесь также рассматривается взаимосвязь развития акционерных компаний и фондового рынка, поскольку от последнего зависит успешность развития эмитентов и экономики страны в целом.


Фондовый рынок – один из лучших механизмов стимулирования роста экономики. Благодаря ему средства инвесторов из категории личных сбережений переходят в экономику и стимулируют ее развитие.

Фондовый рынок России сравнительно молод, но несмотря на то, что существует он всего пару десятилетий, его развитие происходит весьма стремительно. В настоящее время он входит в тройку наиболее динамичных мировых торговых площадок и является одним из самых перспективных рынков европейского пространства. И это несмотря на то, что он не самый крупный по объему и по функциям и не соответствует масштабам нашей экономики и ее запросам. Поэтому емкость финансового рынка России абсолютно недостаточна. Если сопоставить объем рынка капитала нашей страны (совокупность капитализации рынка акций, номинальной стоимости облигаций и корпоративного кредитного портфеля) к ВВП и сравнить этот коэффициент со среднемировым, то соотношение составит 100% к 350% не в пользу России. Добавлю, что в развитых странах значение этого коэффициента значительно выше. По этой причине темпы роста российской экономики на данный момент не очень высоки. Фондовый рынок России еще не стал благом для нашей экономики – источником денежных ресурсов для ее развития. Пока развита лишь биржевая торговля, а это лишь перемещение денежных средств из одного кармана в другой, преимущественно «нерезидентский» (по некоторым данным доля нерезидентов составляет около 75%). Нам нужен дополнительный капитал для решения инвестиционных задач государства и бизнеса, и для этого отечественные биржевики не должны «почивать на лаврах» и быть уверенными в своей уникальности и состоятельности, а двигаться дальше, диверсифицировать деятельность фондовых бирж и значительно расширять круг участников.

Напомню, что у нас активно торгуются лишь около 30 эмитентов, а на всю страну приходится всего около 800 тыс. акционеров. Этого ничтожно мало для нашей страны и для ее развития.

Представляется, что фондовый рынок страны должен развиваться по следующим направлениям:

– масштабное акционирование отечественных компаний;

– масштабное привлечение накоплений населения;

– масштабная приватизация государственной собственности в пользу населения;

– стать основным источником привлечения капиталов в инвестиционные проекты;

– создать механизм для размещений акций вновь созданных компаний, особенно в сфере малого и среднего бизнеса;

– создать инвестиционные площадки для привлечения инвесторов в МСБ;

– развить рынок коллективных инвестиций.


Теорию «народного капитализма» – в жизнь

Для того, чтобы достичь этих целей, нужны усилия всего общества – и государства, и бирж, и деловых сообществ, и обязательно всемерная и систематическая информационная поддержка со стороны средств массовой информации. Успешные примеры решения данных задач можно наблюдать во многих странах мира. Особенно интересен и поучителен для нас опыт США, где в 60-х годах прошлого века в жизнь была претворена теория «народного капитализма», получившая широкое развитие во многих западных странах.

Главной причиной того, что именно в послевоенный период идеологи и политические деятели западных стран взяли на вооружение теорию «народного капитализма», явились успехи мировой социалистической системы, оказавшие сильнейшее влияние на капиталистические страны. Авторитет и влияние мировой социалистической системы были настолько велики, что деятели капиталистического мира всячески старались ослабить притягательную силу социализма и подтвердить жизнеспособность капитализма.

Теория «народного капитализма» включала в себя ряд концепций, таких как: «коренное преобразование капиталистической собственности или демократизации капитала», «революция управляющих» и «революция в доходах». Не вдаваясь в подробности, суть теории заключалась в том, что если работники компаний станут владельцами ее акций, то они смогут принимать участие в ее управлении и будут заинтересованы в ее развитии, и в получении дополнительного дохода.

Начиная с 1956 года, американские власти и ученые развернули широкую кампанию за пропаганду «народного капитализма». Тезис о «народном капитализме» тут же был возведен в ранг официальной доктрины. Главный американский совет по рекламе объявил об открытии нового свойства «народного капитализма» и ликвидации неравенства в распределении доходов, а именно того, что «большая часть американского народа владеет средствами производства». Пропаганда теории тут же получила широкий размах: громадная вывеска: «Нью-Йоркская фондовая биржа – краеугольный камень народного капитализма» появилась даже в новом зале фондовой биржи в Нью-Йорке. Рядом было сделано пояснение: «Наши национальные корпорации принадлежат миллионам людей». Известное информационное агентство США выпустило миллионными тиражами брошюру «Народный капитализм», снабженную серией фотографий о «блестящем образе жизни в США». В пропаганду «народного капитализма» включилась и художественная литература. Так, в 1955 году на литературном рынке появился роман С. Вильсона «Человек в сером фланелевом костюме». Произведение тотчас же попало в списки «бестселлеров», по его сюжету был снят фильм. «Народному капитализму» как «строю равных возможностей» было посвящено множество исследований и научных сессий университетов США. Особенно широко проблемы теории освещались ведущими газетами и журналами страны.

Размах пропаганды и популяризация теории «народного капитализма» принесли ощутимый результат. Крупнейшие компании стали форсировать продажу акций наиболее квалифицированным рабочим и служащим. Акции продавались по заниженной стоимости или являлись частью заработной платы. Так, в США, число владельцев акций с 1952 по 1970 годы возросло с 6,5 млн до 30,9 млн человек, что составило около 16% населения страны. Таким предприятиям предоставлялись налоговые послабления и прочие преференции. Проведенное в те годы Главным счетным управлением США исследование показало, что владение работниками акциями в сочетании с их участием в управлении увеличило производительность на предприятиях на 52%. Таким образом при выходе на пенсию многие американцы помимо гарантированных выплат получили еще и акции, в том числе и того предприятия, на котором они работали. Пенсионные фонды получили дополнительные денежные средства и использовали эти деньги в качестве инвестиций в промышленность.

Метод наделения работников собственностью получил распространение во многих государствах. Довольно большое количество стран провозгласили передачу государственных предприятий в частную собственность с выпуском «народных акций». Например, в 1961 году был приватизирован крупнейший немецкий государственный автомобильный завод Volkswagen, причем 60% его акционерного капитала было продано частным лицам в виде «народных акций». В Китае правительство при приватизации отдает предпочтение таким формам собственности, при которых государственная собственность передается тем, кто работает на данном предприятии.

По существу, теория «народного капитализма» стала общегосударственной программой многих стран и должна стать примером, в первую очередь для нашей страны, по размаху и методам ее осуществления. Да, наше правительство объявило о создании в Москве мирового финансового центра и увеличении числа акционеров до 20 млн человек, но что для этого делается, мы не видим. Думается, что просто нужно перенять опыт США, и тогда мы сможем заметно продвинуться вперед по созданию полнокровного фондового рынка.


Основная проблема нашей экономики в том, что подавляющее количество компаний созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ с двумя-тремя акционерами, а также в концентрации собственности в контрольных пакетах, отсутствии заинтересованности в рынке у населения. Так что особых вершин наш фондовый рынок еще не достиг.


Почему бы нам не внедрить элементы «народного капитализма»? Так мы сможем решить несколько проблем:

– увеличим число открытых акционерных обществ, продавая акции работникам и разукрупняя контрольные пакеты;

– проведем приватизацию государственных предприятий в пользу продажи акций населению;

– привлечем дополнительные денежные ресурсы;

– владение акциями будет стимулировать работников повышать производительность труда и получить дополнительные доходы;

– причастность к управлению предприятием через владение акциями будет способствовать моральному удовлетворению.


Новые компании – через биржу

Следующая задача, которую необходимо решить, – создание механизма по использованию возможностей фондового рынка для вновь создаваемых предприятий. Такие возможности были созданы на биржах США уже во второй половине XIX века. Вспомните, как создавались железнодорожные конки (прототипы будущих трамваев) в городах Америки – все биржи организовывали.

У нас огромная потребность в строительстве новых предприятий, разработке новых месторождений. Банковские кредиты получить на такие цели очень проблематично. Ведь банк несет основной риск, а при создании акционерного общества риски распыляются среди многих акционеров. При этом, по таким значимым проектам, как строительство нефте- или газохимических комплексов, которые сейчас необычайно востребованы, вполне можно получить государственную гарантию. Или, например, разработка медного месторождения, продукция которого, как известно, используется во многих отраслях и весьма перспективна, будет более осуществима при государственно-частном партнерстве. Подобных примеров в стране множество. Возникает вопрос: что, под них инвесторов привлечь не возможно? Так почему наши фондовые биржи не желают привлекать капиталы на эти цели? Да, это трудная работа, гораздо проще ограничиться биржевой спекуляцией, что и делают наши биржи.

Другая проблема в том, что когда малые и средние предприятия начинают развиваться, требуются средства для расширения или модернизации. Биржи могли бы помочь им в поиске инвесторов или акционеров. Для этого нужно по всей стране создавать инвестиционные площадки. Во всем мире такими вопросами, помимо бирж, занимаются так называемые «бизнес-ангелы», которые устраивают презентации для потенциальных инвесторов. У нас эта форма не развилась, но такие мощные структуры, как наши биржи, вполне могли бы помочь предприятиям МСБ.


Вексельное заимствование – нужно активизировать

Другой важнейший резерв для средних предприятий – вексельное заимствование, которое является самым оперативным и наиболее возможным источником привлечения денежных ресурсов для инвестиционных целей по сравнению с банковскими кредитами.

Наивысший расцвет вексельного рынка наступил в 1999—2005 годах, когда объем выпуска векселей достигал 1,5 трлн рублей, из которых на предприятия приходилось около 70%, а на банковский сектор – лишь около 30%. Сегодня структура вексельного заимствования в связи с последствиями кризиса и застойными явлениями в экономике резко поменялась. Так, на 1 июля 2013 года объем вексельного рынка составил около 1,3 трлн рублей, но доля банковского сектора составляет уже 88%, а доля корпоративные компании – всего 11%. К сожалению, в последние годы эта пропорция сохраняется. Таковы последствия кризиса – круг инвесторов резко сузился, и они предпочитают векселя банков, как более надежное вложение средств.

Восстановить вексельное заимствование для инвестиционных целей в полном объеме можно в том случае, если создать механизм государственной или региональной поддержки (поручительства, гарантии), при условии, что данные проекты входят в число приоритетных проектов страны или региона. Без таких мер банки или инвестиционные компании, специализирующиеся на подобных операциях, не смогут в кризисных условиях брать на себя такие риски – государственные и региональные структуры также обязаны принимать на себя такие риски.

Пока же следует констатировать низкий уровень развития таких сегментов нашего фондового рынка.


Дивидендная политика – резерв развития

Другой резерв, который ускорит развитие российского фондового рынка, – привлечение денег инвесторов при условии увеличения дивидендной доходности по акциям. Пока инвесторы вкладывают средства только в расчете на капитализацию акций, то есть рынок можно отнести к классу развивающихся. Развитие фондового рынка пойдет более быстрыми темпами в том случае, когда инвестора в равной стадии будут интересовать и стартапы с перспективой быстрой капитализацией, и дивидендный доход. Также на развитие рынка повлияет увеличение объемов выпуска инфраструктурных облигаций, широкая секьюритизация венчурных и инновационных проектов.

Тормозят развитие фондового рынка в России и крайне низкий уровень корпоративного управления в акционерных компаниях, размещающих свои акции и облигации среди широкого круга инвесторов, и непрозрачность формирования прибыли вкупе с источниками доходов, и направления расходов. Чаще всего дивидендную политику определяет один контролирующий акционер, а не все владельцы ценных бумаг конкретного эмитента, а это значит, что российские инвесторы заведомо уверены в том, что размер дивидендов по акциям не будет справедливым. Для того чтобы заинтересовать инвестора, необходимо конкретизировать ответственность руководителей компании, ужесточить нормы ответственности за выведение прибыли. Необходимо создание такого же как в американском законодательстве института уголовной ответственности за недостоверность информации, предоставляемой инвесторам и акционерам.

Из перечисленных выше проблем, главной является та, что, к сожалению до сих пор подавляющему количеству людей биржевая торговля на фондовом рынке России кажется чем-то непостижимым, требующим больших вложений, доступных только людям с тугим кошельком. Большинство даже не задумывается о таком возможном источнике дохода как российский фондовый рынок.

Российский фондовый рынок сегодня – один из самых динамично развивающихся рынков мира. А имея под рукой современные технологии, есть возможность сделать процесс работы простым, быстрым и в то же время увлекательным. Прежде всего, инвестирование средств может принести ощутимую выгоду населению страны.

Ни валюта, ни банковские вклады, ни недвижимость не могут сравниться с доходностью акций, которая наблюдается на фондовом рынке, поэтому акции российских компаний, пожалуй, одни из самых доходных активов, которые могут и должны быть доступны частному инвестору. Даже в условиях кризиса доходность акций по отдельным эмитентам значительно превышает все остальные возможности. Например, в докризисное время за период с ноября 2014 года по ноябрь 2015 года доходность по некоторым акциям составила: «Фосагро» – 86%, ВТБ – 72%, Сбербанк – 46%, Уралкалий – 26%, НЛМК – 19% и т. д.

В планах правительства предусматривается дальнейшая приватизация государственных предприятий и продажа крупных пакетов акций государственных корпораций и естественных монополий, и потому есть возможность сделать это более цивилизованным методом, нежели прежде, так как это делалось во многих странах Европы и в США – в пользу населения, в том числе работников этих предприятий. Когда то нужно вспомнить о социальной справедливости.


Таким образом, нужна целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России и обеспечения интересов населения.