Солнечная активность и эпидемии
Связь эпидемий с космосом, точнее, с солнечной активностью исследовалась многими учеными. Первый в их ряду – A.Л. Чижевский. И в настоящее время мы располагаем определенными данными.
Возникновение эпидемий и пандемий холеры демонстрирует четкую связь с уровнем солнечной активности. Очаги холеры расположены в Юго-Восточной Азии. Для этих мест характерны скученность населения и низкие санитарно-гигиенические условия. Только треть городских жителей пользуется водопроводом, 10 % городов имеют удовлетворительное водоснабжение. Качество питьевой воды остается низким. Эти факторы в разы увеличивают риск возникновения эпидемических вспышек кишечных инфекций. Таким образом, сохраняются условия для интенсивной циркуляции возбудителей инфекционных болезней.
Есть и другие причины, по которым кишечные инфекции способны продержаться сколь угодно долго. Сточные воды современного города имеют более высокую температуру и отличаются иным кислотно-химическим составом. Кроме того, широко употребляются щелочные моющие средства. В таких условиях успешно развивается холерный вибрион.
Эпидемии, охватывающие значительную часть мира, называются пандемиями. Холера распространяется человеческими массами («эпидемия» в переводе с греческого – «среди людей»). Всемирное распространение холера получала неоднократно. Так, в 1816 году она вышла за пределы Азии после эпидемии в Индии. Когда разразилась холера в Индии, там действовали военные экспедиции англичан. Они завезли болезнь в Аравию. Иранские войска испугались холеры, сняли блокаду Багдада и занесли ее в Персию. В Турцию холера проникла с местными войсками и беженцами. Далее проникла на Кавказ. К 1823 году водными и караванными путями достигла Астрахани.
Это была первая пандемия холеры. Она началась в год максимума солнечной активности (1816) и окончилась в год минимума солнечной активности (1823). Впоследствии еще пять раз она расползалась столь широко, то есть имели место ее пандемии.
На многие процессы на Земле (в ее атмосфере, гидросфере и магнитосфере) одновременно влияют и человек, и космос. Это, в частности, относится к озонному слою. Что до эпидемий и пандемий, то их возникновение и распространение зависят, конечно, не только от солнечной активности, а от целого ряда социальных факторов, способствующих развитию инфекции. Но принципиально важно то, что конкретные сроки проявления эпидемий и пандемий связаны с циклической солнечной активностью. A.Л. Чижевский об этом писал так: «Было бы совершенно безосновательно предполагать, что известное состояние солнцедеятельности является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или иных болезней. Такого рода заключение было бы совершенно неверно. Это нужно разуметь в том смысле, что та или иная эпидемия, благодаря ряду биологических факторов, могла бы иметь место и без воздействия солнечных факторов. Но без последнего она могла бы появиться не в тот год, когда она действительно имела место, и сила ее развития была бы не та, что на самом деле. Следовательно, роль периодической деятельности Солнца надо понимать как роль регулятора эпидемий в их размещении во времени, а также, очень возможно, и в силе их проявления».
Если рассматривать ход холерных пандемий за более короткие периоды, то выявится та же зависимость от солнечной активности. A.Л. Чижевским были сопоставлены данные о смертности от холеры в Индии за период 1902–1924 годов и показатели солнечной активности. Выяснилось, что не только средние кривые интенсивности холеры и солнечной активности идут параллельно, но и резкие эпизодические усиления или ослабления активности светила совпадают во времени с такими же усилениями и ослаблениями смертности от холеры. Так были установлены периоды пандемий продолжительностью 2,65 и 5,5 года. Они составляют четверть и половину продолжительности солнечного 11-летнего цикла.
Конец ознакомительного фрагмента.