2. Задания отборочного этапа
Задания отборочного этапа разбиты на несколько групп по степени сложности.
2.1. Первая группа заданий предусматривает выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. При выполнении этих заданий требуются элементарные знания биологии, анатомии, физиологии и гигиены.
Пример задания:
Улитка входит в состав:
а) среднего уха;
б) наружного уха;
в) внутреннего уха;
г) вестибулярного аппарата.
Правильный ответ: в.
Выбор правильного ответа основывается на знаниях анатомии различных отделов слухового анализатора. Именно улитка является рецепторной частью сложной системы восприятия звука человеком, локализованной во внутреннем ухе.
Ниже приведены задания первой группы для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
1. Надпочечники являются органом:
а) эндокринной системы;
б) мочевыделительной системы;
в) половой системы;
г) пищеварительной системы.
2. Сахарный диабет возникает при недостатке секреции:
а) гастрина;
б) тироксина;
в) инсулина;
г) глюкагона.
3. К безусловным рефлексам относится:
а) выделение слюны на запах пищи;
б) отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету; в) лай собаки на стук в дверь;
г) езда на велосипеде после уроков.
4. Четвертичную структуру имеет белок:
а) миоглобин;
б) гемоглобин;
в) альбумин;
г) гистон.
2.2. Вторая группа заданий предусматривает выбор от 1 до 4 правильных ответов из имеющихся в условии. При решении таких заданий требуются не только знания элементарных терминов, но и анализ особенностей протекающих в организме процессов.
Пример задания:
В капсулу нефрона при фильтрации крови проходят молекулы:
а) мочевины; б) глюкозы; в) аминокислот; г) белков.
Для правильного ответа необходимы знания функций и работы клубочкового фильтра нефрона, а именно, что он практически не проницаем для белков.
Правильный ответ: а, б, в.
Ниже приведены подобные задания по второй группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
1. Рост кости в толщину происходит за счет:
а) суставного хряща;
б) красного костного мозга;
в) желтого костного мозга;
г) надкостницы.
2. Скелетная мышца сокращается при условии:
а) получения кислорода;
б) получения нервного импульса;
в) получения энергии;
г) поступления к сократительным белкам ионов кальция.
3. Внутренняя среда организма образована:
а) кровью;
б) лимфой;
в) ядром цитоплазмы и органоидами клетки;
г) межклеточной (тканевой) жидкостью.
4. Ферменты репликации:
а) ДНК-полимераза; б) РНК-полимераза;
в) ДНК-лигаза;
г) пептидилтрансфераза.
2.3. В третьей группе заданий необходимо исключить лишнее понятие из четырех предложенных и объяснить свой выбор. При решении данных заданий нужно найти признак, объединяющий все понятия за исключением одного. Критерием для объединения терминов может быть общая химическая структура, анатомическое строение, выполняемая функция, возбудитель заболевания, среда обитания и другое.
Пример задания:
В задании перечислены следующие термины:
а) ребро; б) лопатка; 3) аксон; г) крестец.
При решении задания следует исключить термин «аксон», так как он является длинным отростком нервной клетки, а ребро, лопатка и крестец – части скелета.
Рассмотрим задание, решение которого вызвало трудности. Даны понятия:
а) тромбоциты; б) лейкоциты; в) фибриноген; г) витамин K.
При решении большинство школьников сочли правильным объединить тромбоциты, лейкоциты и фибриноген как составные части крови. Казалось бы, что это верное решение, но эти понятия не объединены между собой ни общими функциями, ни строением, ни чем-либо еще. Поэтому правильнее будет рассуждать несколько иначе. Да – это компоненты крови. Фибриноген является белком свертывания крови, а тромбоциты и витамин К являются элементами системы гемостаза. Следовательно, лишним является термин «лейкоциты». Хорошо, если в ответе будет отмечено, что лейкоциты являются форменными элементами крови.
Ниже приведены подобные задания по третьей группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдёте в разделе 4.
Исключите лишнее понятие и объясните свой выбор:
1: а) гипофиз; б) легкие; в) надпочечники; г) гипоталамус.
Пояснение:___________________________________________________
2: а) пневмония; б) гастрит; в) бронхит; г) грипп.
Пояснение:___________________________________________________
3: а) маточные трубы; б) яичники; в) яички; г) матка.
Пояснение:___________________________________________________
4: а) рибоза; б) азотистое основание; в) остаток фосфорной кислоты; г) манноза.
Пояснение:___________________________________________________
2.4. В четвертой группе заданий необходимо дать краткий ответ на вопрос. Задания предусматривают проверку знаний биологических терминов. При этом дается определение свойств живых организмов, совокупности реакций, обеспечивающих организм энергией, ионами, питательными веществами, важных процессов (например, синтез белка), которым необходимо дать название. Решение этих заданий также предусматривает знание особенностей строения, закономерностей протекания базисных процессов жизнедеятельности органов, систем органов и организма в целом, а также основных функциональных показателей систем кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения и других.
При выборе правильного ответа следует исходить из знаний структуры, функций биологических явлений, их закономерностей, а также процессов, происходящих в организме на макро- и микроуровнях.
Примеры заданий:
Задание 1.
Дано определение: часть многоклеточной особи, имеющая определенное строение, состоящая из закономерно сложенного комплекса тканей, выполняющая конкретную функцию или тесно взаимосвязанную группу функций.
Правильный ответ: орган.
Задание 2.
Назовите известные вам химические вещества, которые принимают участие в передаче возбуждения в химических синапсах.
Правильный ответ: в химических синапсах передатчиками возбуждения являются ацетилхолин, адреналин, гистамин, глицин, гамма-аминомасляная кислота.
Выбор ответа основывается на знаниях структуры синапса и этапов передачи сигналов с нейрона на другие эффекторные клетки. Не все химические вещества могут претендовать на роль химического передатчика нервного сигнала. Он должен удовлетворять следующим требованиям: малый молекулярный вес, быстрота синтеза, гидролиза и диффузии в межклеточном пространстве.
Ниже приведены подобные задания по четвертой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
Ответье на вопросы:
1. Совокупность реакций, обеспечивающих клетку энергией, называется__________________________________
2. Свойство всех живых организмов изменять свои признаки либо в ряду поколений, либо в одном поколении в зависимости от условий среды называется_____________________________________________________
3. Процесс синтеза белков (полипептидов) на рибосомах с использованием в качестве матрицы информационной рибонуклеиновой кислоты (и-РНК) называется___________________________________________
2.5. В пятой группе заданий требуется ответить на вопросы. Несмотря на то что вопрос короткий, ответ должен быть развернутым и содержательным.
Пример задания: Какой витамин рекомендуют употреблять при простудных заболеваниях? Где он содержится? Какие нарушения развиваются при его отсутствии?
Правильный ответ на поставленные вопросы основывается на следующих знаниях. Аскорбиновая кислота (витамин С) стимулирует иммунную систему, регулирует обмен белков и углеводов. Его рекомендуют принимать при возникновении простудного заболевания. Он содержится в большинстве свежих овощей, фруктов и ягод, но особенно его много в шиповнике, шпинате, капусте, лимоне, черной смородине. При недостатке витамина С развивается цинга, симптомами которой являются общая слабость, кровоточивость десен и выпадение зубов, кровоизлияния в коже и мышцах. Демонстрацией глубокого понимания значимости витамина будет являться, если в ответе указано, что данный витамин разрушается на свету, при термической обработке и контакте с металлическими предметами.
Ниже приводятся подобные задания по пятой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
Ответье на вопросы:
1. Какова роль генотипа в формировании фенотипа?
2. Почему ферменты желудка гидролизуют белки пищи, но в то же время не расщепляют белки железистых клеток слизистой желудка, в которых они вырабатываются?
3. Почему нельзя второй раз заболеть ветрянкой?
2.6. В шестой группе заданий необходимо ответить на вопрос «Согласны ли вы со следующими утверждениями?». Задание позволяет проверить уровень знаний по различным разделам биологии. Ниже приводятся подобные задания по шестой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
Пример задания.
2.7. В седьмой группе заданий необходимо установить соответствие между двумя параметрами.
Примеры заданий.
Установите соответствие: кровь (гемолимфа) у беспозвоночных животных имеет различную окраску; выберите характерный цвет крови/гемолимфы (А – Г) для каждого объекта (1–4).
Пример ответа: А 2, Б 1.
ЦВЕТ КРОВИ/ГЕМОЛИМФЫ: А – красная; Б – голубая; В – зеленая; Г – бесцветная.
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: 1 – дождевой червь; 2 – многощетинковый червь серпула; 3 – осьминог; 4 – морская асцидия.
Правильный ответ: А 1, Б 3, В 2, Г 4.
Ниже приведены подобные задания по седьмой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
Установите соответствие:
1. Между характеристикой отбора (А – Г) и видом отбора (1–2). Пример ответа: А 2, Б 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА: А – действует в природе постоянно; Б – сохраняет особей с признаками, интересующими человека; В – сохраняет особей с полезными для них признаками; Г – обеспечивает формирование приспособленности.
ВИД ОТБОРА: 1 – естественный; 2 – искусственный.
2. Между процессом пищеварения (А – Г) и отделом пищеварительного канала (1–3), в котором он протекает. Пример ответа: А 2, Б 1.
ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ: А – обработка пищевой массы желчью; Б – основное всасывание воды; В – первичное расщепление белков; Г – завершение расщепления белков, углеводов, жиров.
ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА: 1 – желудок; 2 – тонкая кишка; 3 – толстая кишка.
3. Приведите в соответствие открытия в медицине (1–4) и фамилии ученых (А – Г), получивших Нобелевскую премию за свои открытия. В ответе укажите букву, под которой указана фамилия ученого и номер закона или явления. Пример ответа: А 2, Б 1.
ФАМИЛИЯ УЧЕНОГО: А – Роберт Кох; Б – Томас Морган; В – Ханс Кребс; Г – Александр Флеминг.
ОТКРЫТИЕ: 1 – получил Нобелевскую премию за открытие цикла лимонной кислоты; 2 – получил Нобелевскую премию за открытие пенициллина; 3 – получил Нобелевскую премию в 1933 году за открытие роли хромосомы в наследственности; 4 – немецкий врач и микробиолог, открыл возбудителя туберкулёза, получил Нобелевскую премию в 1905 году.
2.8. В восьмой группе заданий необходимо составить правильную последовательность процессов или событий. Данный раздел позволяет оценить не только знание биологии, но и способность к логическому мышлению.
Пример задания.
Определите последовательность стадий синтеза гормонов в щитовидной железе. Пример ответа: БАГВ.
А – активация йода для связывания с молекулой аминокислоты. Б – поглощение йода щитовидной железой. В – выделение образованных гормонов в кровь под действием ТТГ. Г – конденсация с образованием тироксина и трийодтиронина и их накопление в составе тиреоглобулина в виде коллоида.
Правильный ответ: БАГВ.
Общеизвестно, что гормоны щитовидной железы содержат йод. Логично, что первым процессом из предложенных будет Б – поглощение йода щитовидной железой. Затем необходимо его включение в структуру тирозина (А – активация йода для связывания с молекулой аминокислоты). Из йодтирозинов, находящихся в составе белка тиреоглобулина синтезируются будущие тиреоидные гормоны (Г – конденсация с образованием тироксина и трийодтиронина и их накопление в составе тиреоглобулина в виде коллоида). Последним этапом является выделение гормонов в кровь – В.
Ниже приведены подобные задания по восьмой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
1. Укажите правильную последовательность движения воды по восходящему пути в листьях клевера ползучего:
А – устьичная щель; Б – сосуды ксилемы; В – воздухоносная полость; Г – мезофилл.
2. Укажите последовательность событий: через какие отделы кровеносной системы последовательно пройдет меченое вещество, введённое в правый желудочек сердца человека:
А – правое предсердие; Б – лёгочная артерия; В – левое предсердие; Г – аорта; Д – нижняя полая вена; Е – лёгочная вена.
3. Расставьте указанные процессы в порядке их прохождения в пищеварительной системе человека:
A – гидролиз жиров; Б – расщепление белков; В – расщепление углеводов; Г – пристеночное пищеварение; Д – всасывание продуктов расщепления; Е – частичное расщепление клетчатки; Ж – удаление непереваренных веществ из организма.
2.9. В девятой группе заданий необходимо провести расчет физиологических и клинических показателей. Для этого необходимо знать следующие понятия: МОД – минутный объем дыхания (объем воздуха, поступившего в лёгкие за 1 минуту); ЧДД – частота дыхательных движений в минуту; ДО – дыхательный объём; ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких; лейкоцитарная формула крови.
Пример задания.
У пациента А. абсолютное количество нейтрофилов в крови 3,6 × 109/л. При этом в лейкоцитарной формуле количество нейтрофилов у него 60 %. Рассчитайте количество лейкоцитов в 1 литре крови пациента А.
Правильный ответ: 6,0 × 109/л
Содержание лейкоцитов в крови принимается за 100 % и включает следующие фракции: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы, базофилы, эозинофилы. В данной задаче, зная абсолютное количество нейтрофилов в крови и их процентное содержание, можно рассчитать абсолютное количество лейкоцитов:
3,6 Ч 10 /л × 100 %: 60 % = 6 × 109/л.
Ниже приведены подобные задания по девятой группе вопросов для самостоятельного решения, ответы на которые вы найдете в разделе 4.
Рассчитайте физиологические и клинические показатели.
1. Рассчитайте МОД – минутный объём дыхания (объём воздуха, поступившего в лёгкие за минуту), если частота дыхательных движений 16 раз в минуту, а дыхательный объём составляет 300 мл. Ответ выразите в литрах и запишите без указания единиц измерения.
2. Найдите общую ёмкость лёгких, если жизненная ёмкость лёгких составляет 4,8 л, а остаточный объём лёгких – 0,9 л. Ответ запишите без указания единиц измерения.
3. После того как ребёнок съел апельсин, у него на коже появилась красная сыпь, беспокоил кожный зуд. Количество лейкоцитов у него в крови составляет 9,0 × 109/л. Абсолютное количество эозинофилов в 1 л крови – 1,8 × 109/л. Рассчитайте процент эозинофилов в лейкоцитарной формуле.
Конец ознакомительного фрагмента.