Предисловие
Детство – один из важнейших этапов в жизни человека не только в плане реализации его генетических задатков, но и в плане становления основных психофизиологических компонентов личностного статуса человека, формирования его как члена общества. В последнее время взгляд на детство изменился. Если раньше при изучении ребенка первых лет жизни внимание в основном уделялось вопросам его физического развития, то сегодня очевидно, что ранний период жизни человека является важнейшим и в процессе его социализации, т. е. в освоении им определенной системы знаний, норм и ценностей человеческого общества.
Логикой развития науки о человеке на повестку дня была поставлена задача изучения первого года жизни ребенка как базового возраста для формирования основных нервно-психических функций и адекватной системы межличностных взаимоотношений. В современных отечественных исследованиях по возрастной физиологии и психологии период раннего детства остается наименее изученной проблемой. Тем не менее именно в этот период особенно интенсивно развиваются предпосылки психофизиологических процессов, обусловливающих способность ребенка к речевой и мыслительной деятельности и обеспечивающих возможность его полноценного включения в окружающую социальную среду.
Сегодня очевидно, что новейшие достижения науки о человеке должны прочно войти в практику семейного воспитания. Родителям следует знать: нельзя воспитывать ребенка «по своему усмотрению» – существуют объективные законы формирования поведения и психики ребенка, без знания которых невозможно правильно спланировать процесс воспитания и обучения человека. Понимание родителями потребностей и возможностей своего ребенка на каждом этапе его развития убережет их от определенных ошибок в воспитании; в свою очередь, это оградит и самого ребенка от серьезных проблем в его будущей взрослой жизни. Нельзя забывать, что ранний опыт, приобретенный человеком в первые годы жизни, со временем не пропадает; находясь в самых глубинах подсознания, он накладывает свой отпечаток на все дальнейшее развитие человека.
В историю ушло время, когда мозг новорожденного ребенка «нужно было» рассматривать как чистую доску, на которой обществу предстояло изображать необходимые ему «сюжеты». Ребенок не рождается «чистой страницей» – в самой природе человека заложены определенные программы физического и нервно-психического развития. Безусловно, специфика реализации заложенных природой задатков зависит от того, какими будут условия окружающей среды, в которой воспитывается ребенок.
Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека, и многие из лиц, родившиеся при самой благополучной наследственности и имевшие наилучшие условия для своего здоровья и нравственных влияний в позднейшем возрасте, остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле навсегда только потому, что младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятным или даже совсем ненормальных физических и нравственных условиях.
Долгие годы в нашем обществе насаждалась теория «коллективного воспитания», отвечающая запросам тоталитарного режима. Ставя во главу угла воспитательной доктрины не столько личностный, сколько социально-коллективистский фактор, теоретики и педагоги нивелировали роль матери до уровня прочих внешних воздействий, абстрагируясь от ее роли как ведущего, определяющего звена в полноценном развитии ребенка. Такой подход к воспитанию негативно сказался на состоянии самого основного элемента общества – семьи. Насаждавшаяся десятилетиями политическая доктрина побуждала мать полностью полагаться на опыт воспитателей дошкольных учреждений, куда ребенок попадал уже в первые месяцы после рождения. Тем самым родители (прежде всего мать) были отторгнуты от постоянного контакта с ребенком, а малыш также испытывал жестокий дефицит в удовлетворении жизненно важной потребности – непрерывно ощущать заботу, ласку, доброту, любовь самых близких для него людей.
Данные современной науки свидетельствуют о том, что еще до рождения между матерью и ребенком устанавливается мощнейшая информационная связь, формируется единая система «мать – дитя», имеющая свои законы, которые необходимо знать родителям для того, чтобы правильно воспитывать своего ребенка; значимость ее в плане физического и психического развития человека трудно переоценить. Любые нарушения этой важнейшей биосоциальной системы самым пагубным образом сказываются на развитии малыша, приводят к искажению его психической и личностной сфер.
Сегодня наконец наше общество возвращается к пониманию определяющей роли семьи в обеспечении физического и психического здоровья ребенка. Однако осознание пагубности пути «коллективного воспитания» еще не означает решения проблемы воспитания детей. В настоящее время перед многими учеными стоит важнейшая задача образования родителей, ознакомления их с новейшими достижениями современной науки о человеке. Несмотря на то, что книжный рынок пестрит литературой (разного толка и направленности), предназначенной для молодых родителей, в основном (к сожалению!) – это переводы книг зарубежных авторов, которые далеко не во всем приложимы к нашему обществу, к нашей культуре. Было бы ошибочно думать (как того требовала марксистская идеология), что освоение ребенком мира человеческой культуры начинается лишь с момента овладения им речью, что на первых порах законы историко-культурного развития общества не играют существенной роли в воспитании малыша.
Счастье отцовства и материнства не манна небесная… Оно трудное и выстраданное – это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее.
Наоборот, ребенок уже с самого начала попадает в определенную культурную среду, в которой аккумулированы достижения всех предшествующих поколений. Уже с момента рождения начинается активный процесс усвоения им культурной составляющей окружающего мира. Хочется отметить, что помимо таких уникальных произведений, как книга доктора Б. Спока, посвященная общим вопросам воспитания здорового ребенка, должны быть написаны книги, опирающиеся на богатый опыт традиционной культуры в воспитании подрастающего поколения. Этот опыт есть, и он чрезвычайно полезен! Просто с годами тоталитарного режима это, к сожалению, отнесли к «архаизмам» и к нему долгое время не обращались в практической жизни.
Конечно же, ни одна книга не может претендовать на исчерпывающий анализ всех проблем развития и воспитания ребенка первого года жизни, на полноту рекомендаций. Однако, наряду с прочей литературой, данная книга будет востребована молодыми родителями и педагогами, а значит, принесет пользу в деле воспитания нового поколения.
Руководитель Научного центра «Психофизиология матери и ребенка»
Санкт-Петербургского государственного университета
академик Российской академии образования
А. С. БАТУЕВ[1]