Вы здесь

Первые шаги в православном храме. ХРАМ И ЕГО УСТРОЙСТВО (Н. С. Посадский, 2010)

ХРАМ И ЕГО УСТРОЙСТВО

Как ветхозаветный иерусалимский храм состоял из трех частей: святая святых, святилища и двора, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средний храм и притвор.

Как прежде святая святых, так и теперь алтарь означают Царство Небесное. В ветхозаветные времена в святая святых мог входить только первосвященник, и то лишь один раз в году, с кровью очистительной жертвы. Ведь после грехопадения Адама и Евы Царство Небесное было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа и вход его во святая святых как бы показывал людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови откроет Царство Небесное для всех. Вот почему в час его крестной смерти завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: Спаситель для верующих в Него открыл врата Царства Небесного.

Древнему святилищу соответствует у нас средний храм. В святилище никто не имел права входить, кроме священников. В православном же храме в средней части стоят все верующие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует притвор, теперь существенного значения не имеющий. В первые века христианства здесь стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления.

Христианские храмы строятся алтарем на восток – в сторону, где восходит солнце. Господа Иисуса Христа, от которого воссиял нам незримый Божественный Свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Если в нем несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются приделами.

Очень часто храм Божий имеет в плане форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти дьявола. Не реже он устраивается в виде корабля, который, как Ноев Ковчег, ведет нас к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг – знак вечности или восьмиугольная звезда, путеводно сияющая верующим.

Здание храма обычно завершается куполом, изображающим небо, купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Самая важная часть храма – алтарь. Здесь совершаются священнослужителями Богослужения и находится главная святыня – престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней. Он представляет собою особо освященный стол, облаченный в две одежды: нижнюю – из белого полотна и верхнюю – из дорогой цветной ткани. На престоле находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Он и устраивается обычно на возвышении.

Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В ней трое врат. Средние, самые большие, называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери – северную и южную – называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от Царских Врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери, далее – образа особо чтимых святых, причем икона вправо от Спасителя называется храмовой – на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Иконы также размещаются по стенам храма в рамах – киотах, лежат на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой.

Возвышение перед иконостасом называется солеею, середина которой – полукруглый выступ перед Царскими Вратами – носит название амвона. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, возле стен, устраиваются клиросы для чтецов и хоров.

В храме имеется еще и канунник, или канун, с изображением распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные Богослужения – панихиды.

Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.