Вы здесь

Первые после Бога. Книга о деньгах. Глава 5. Неосязаемые препятствия на пути к достатку (Любовь Морозова, 2015)

Глава 5

Неосязаемые препятствия на пути к достатку




Существует целый ряд психических, а потому неосязаемых препятствий на пути к достатку. Они-то и удерживают человека в состоянии бедности.

Человек социума живет в вихре мыслей, рожденных социумом, тем не менее считается, что он может управлять мыслями, мало того, что этими мыслями он может планировать собственное будущее, создавая материальное и иное благополучие. Но на практике оказывается, что человеку трудно удержать желаемую мысль, он отвлекается, переключает свое внимание на присутствующий ментальный шум и увлекается «суетными» мыслями. В социуме полно людей бедных, а их мысли крутятся около постоянных страхов о том, что у них ничего нет и что бы они ни предприняли, из этого ничего не получится, и денег нет – и не будет. Эти и тому подобные мысли являются планированием нежелательных событий в будущем, рождая на пути к достатку психический барьер, сплетенный из эмоциональных реакций, возникающих у людей при контакте с деньгами.

Итак, первое препятствие – это общее состояние людей в окружающей среде, которое планирует пребывание человека скорее в бедности, чем в достатке.


Но даже вполне спокойный и уравновешенный человек, сам того не подозревая, может планировать бедность, бессознательно отказываясь от денег. Так проявляется второе препятствие.

Причина в том, что у каждого из нас есть определенный внутренний порог, который указывает, при каком уровне материальной обеспеченности человек чувствует себя комфортно, а когда возникает дискомфорт.

Предлагаем вам на практике определить этот порог, совершенно не испытывая при этом никакого дискомфорта!

ПРАКТИКА. Определите ваш нынешний доход. Запишите основные статьи расхода и затрачиваемое примерно количество денег. Затем удвойте, пусть пока только на бумаге, ваш доход. И снова распишите по статьям различные расходы. Вновь удваивайте доход и вновь расписывайте расходы. Скорее всего, у вас появятся новые статьи расходов. Не скупитесь, смело фантазируйте, но однажды, когда иссякнет фантазия, вы все-таки остановитесь. Теперь загляните в начало следующей главы. Там ответ, показывающий, каков ваш уровень комфортного потребления материальных благ.

Существует мнение, что этот порог можно приподнять и, соответственно, владеть большей суммой денег. Для этого надо представлять, что вы уже обладаете этими вещами и это доставляет вам радость и удовольствие. Но вся беда в том, что любая вещь со временем приедается и радость исчезает, тем более, если эта вещь существует всего лишь в вашем уме. Впрочем, почему бы и не попробовать?


Человек способен обладать только той суммой денег, которая им осознана.


В этом случае он внутренне спокоен. Это означает, что он не испытывает внутреннего дискомфорта при обладании своими деньгами, не боится их утратить. Дискомфорт и разнообразные страхи, связанные с деньгами, возникают у нас не только при их недостатке или отсутствии денег, но и при их избытке!

Если в результате некоторого стечения обстоятельств у кого-то окажется сумма денег, превышающая осознанную им, то есть превышающая его порог комфортного потребления материальных благ, то, подчиняясь возникшему состоянию дискомфорта, которое вызывает сильный страх, человек приложит все возможные усилия, чтобы избавиться от этого источника дискомфорта, то есть от денег.


Внутреннее спокойствие оказывается дороже денег.


Люди, у которых в прошлом деньги были отняты силой или украдены, испытывают особенно сильный дискомфорт и страх.

Избавиться от денег проще простого. Тут широчайшее поле деятельности. Чаще всего их раздают родным, знакомым, на благотворительность, вкладывают в провальный бизнес, покупают ненужные вещи, теряют, проигрывают, создают благоприятные условия для кражи и т. п. В результате количество денег уменьшается, а вместе с ними уходят дискомфорт и страхи. Итак, одной из причин, поддерживающих состояние бедности, может быть желание избавиться от страхов, желание спокойной жизни. Чтобы частично ослабить эти страхи надо найти личный способ сохранения денег. И здесь социум тоже предлагает широкий спектр услуг.


Третьей преградой, закрывающей человеку путь к деньгам, являются внушенные ему убеждения относительно денег, бедности и богатства.

Убеждений, закрывающих дорогу к деньгам, масса. Только их перечисление могло бы занять страницы толстой книги. Но чтобы преодолеть препятствие, его надо знать хотя бы в общих чертах. Поэтому мы остановимся на тех убеждениях, что чаще всего встречаются.

Один из основных источников получения внутренних установок – это та среда, в которой человек родился и вырос. С момента появления на свет любой ребенок оказывается под воздействием внешних влияний. Сознание растущего человека не в состоянии их должным образом оценить. Так еще в раннем детстве начинают формироваться различные убеждения. Когда ребенок начинает ходить и обучается туалетным процедурам, он определяет свое место в иерархии человеческого общества: кому он должен подчиняться и кем управлять. Кто для него навсегда будет старшим и чей авторитет непререкаем, а кто младшим, кем можно помыкать [24]. Этот процесс чаще всего происходит в семье. При этом автоматически копируется и модель отношения к деньгам человека, которого ребенок считает старшим.

Для ребенка родители – непререкаемый авторитет. Попробуйте вспомнить, что говорят (или говорили) ваши родители по поводу денег. Утверждения типа: «Не жили богато, нечего и начинать», осуждение людей, имеющих деньги: «У него в голове одни деньги!» – эти и другие подобные мысли вполне могли выработать внутреннее убеждение, отрицающее деньги и достаток, который они несут. Итогом подчинения этим убеждениям и стало нынешнее материальное положение.

Сходные убеждения могли быть созданы другими значимыми для человека людьми. Это бабушки, дедушки, школьные учителя, старшие товарищи, друзья, подруги и даже герои любимых книг или кинофильмов.

Убеждения любимых и значимых для ребенка людей врастают в его плоть и кровь, и он вольно или невольно копирует поведение взрослых, в том числе и их отношение к деньгам. Эти убеждения человек считает своими, хотя их когда-то внушили ему окружающие люди. Подобным образом действует и различная информация, к примеру, произведения искусства. Да и сам человек, наблюдая окружающий мир, тоже может прийти к некоторым выводам и сформировать для себя набор правил, определяющих его последующие поступки.

В России отношение к деньгам всегда было особенное. С одной стороны: «Бедно живет, да по-божьи», «Что беднее, то щедрее», «У богатого черт детей качает», «Лишние деньги – лишняя забота». А с другой: «После Бога – деньги первые», «Денежка не Бог, а полбога есть», «Богатому все праздник», «Богаты, так здравствуйте, а убоги, так прощайте», «Богатство ум рождает» (В. Даль).

В советские времена многие считали, что деньги имеют мало ценности. Очень своеобразно относился к золоту В. И. Ленин (ПСС, т. 44, с. 225–226), предлагавший после победы мирового коммунизма делать из золота отхожие места, но пока золото надо беречь и продавать дорого.

Да, в те времена ценности были другие. Но общественный строй сменился, и вместе с этим коренным образом изменилась вся ситуация, касающаяся денег. Они стали вполне реальной ценностью: «Первые после Бога»!

Причина финансовых проблем может быть в том, что человек продолжает придерживаться старых стереотипов мышления. Эти стереотипы по-прежнему создают негативные установки относительно денег.

Воздействует и другая информация, касающаяся денег и взаимоотношений людей. Пребывая в социуме, мы вынуждены подстраиваться под него и принимать бытующие там убеждения, в том числе и в отношении денег. Все это действовало и продолжает действовать.

Еще один источник, формирующий отношение к деньгам, это идеология и духовные учения. Каждый в той или иной степени подвержен их влиянию. Причем, любое следование предлагаемому закону или сопротивление ему оказывает воздействие на будущее человека. Любое изменение в законе меняет будущее. Мир постоянно предлагает людям самые разные системы верований – политических, религиозных, духовных и множество других. В каждой системе есть свое отношение к деньгам, которое начинает воспринимать человек, живущий в той или иной системе верований.

Во времена СССР гражданин мог испытывать самые разные страхи, но один достаточно серьезный страх – страх перед Богом, отсутствовал. Идея коммунизма предполагает, что потребности человека удовлетворяются обществом, тогда и деньги, наверное, будут не нужны: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Пришедшая на смену идее коммунизма идея капитализма, напротив, придает деньгам очень большое значение, они его фетиш, кумир, цель существования.

В соответствии с общественным строем, в той или иной стране формируются понятия о бедности и достатке. Миллионы советских людей в «эпоху развитого социализма» считали себя вполне обеспеченными. Сегодня многие россияне со средним, по нынешним меркам, достатком считают себя бедными не оттого, что у них нет еды, одежды и жилья, а потому, что им кажется, что на Западе они могли бы жить лучше. Человек может ощущать себя неудачником только из-за того, что не может в жизни следовать стандартам, задаваемым, к примеру, телевидением или глянцевыми журналами.

Не меньше самих критериев богатства и бедности важно отношение общества к этим понятиям. Так в античной Спарте роскошь вызывала презрение. В Древнем Китае быть богаче окружающих считалось неприличным. В средневековой католической Европе хоть и проповедовался библейский принцип о том, что «проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в рай», мало кто следовал ему по доброй воле. А с позиций протестантской этики честно нажитое состояние было благом. Если Бог любит человека, то сделает его богатым [27].

В обществе потребления, которое сформировал капитализм, социальный статус человека зависит от его достатка. Личные качества ценны лишь потому, что они помогают достичь благополучия. Это хорошо иллюстрирует американская поговорка: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» Сама бедность в западной модели потребления – это граница, перейдя которую, человек перестает чувствовать себя полноценным членом общества.

Что же делать, как избавиться от этого навязываемого со всех сторон управления? Нужно осознать наличие такой внутренней программы. Что такое осознание? Осознание – это принятие существования чего-то, прежде непризнанного [2]. На словах все элементарно, на практике, к сожалению, все несколько сложнее.

Лучше понять идею осознания поможет простой пример. Практически каждый человек в своей жизни переживал такую ситуацию. Еще в школе вам наверняка попадалась задача, которую было никак не решить. Не помогали объяснения друзей, а возможно, и помощь учителя. То есть после объяснений вы уже знали решение, даже могли по памяти его пересказать, но чего-то не хватало. Вы знали решение только механически, а по сути – не понимали. Но вот при очередном объяснении случилось маленькое чудо: решение вдруг стало ясным и абсолютно понятным. Это и есть бледный отблеск того, что называется осознание.

Можно ли осознать внутренние установки, репродуцирующие бедность? В принципе это возможно. Собственно, для того мы их и перечисляли. Но такое осознание – редкий гость.

Поэтому психологи часто предлагают другой прием: перекодировка нежелательных воспоминаний с помощью мысленного изменения течения событий. Для этого человек должен вспомнить событие и мысленно изменить его. Результат, как правило, неустойчив, потому что в прошлое нельзя попасть. Вся окружающая среда, построенная на основе этого уже случившегося прошлого, со временем обязательно вернет человека к прежнему состоянию, и станет так, как должно быть!

Еще один популярный психологический прием – позитивные утверждения, или аффирмации. Это приятные человеку позитивные утверждения, противоположные по смыслу имеющимся у него негативным установкам по отношению к деньгам и достатку. Эти аффирмации придется повторять несколько тысяч раз (с ума можно сойти!). Считается, что тогда негативные установки будут вытеснены из подсознания, а их место займет нужная позитивная программа. Этот метод, как правило, тоже не дает устойчивого результата. Непонятно, куда девается негативная установка. Но не это главное. В течение миллионов лет эволюции у человека выработался механизм, позволяющий ему выживать. Этот механизм связан с эмоциональными реакциями, которые возникают у нас в момент контакта со средой. И возникают они в сознании почти мгновенно. А уже затем на их основе оформляются тихоходы-мысли. Скорость срабатывания эмоциональной реакции может в тысячи раз превышать скорость развертывания мысли. Аффирмации четко срабатывали бы, если бы удалось формировать нужные эмоциональные реакции. Впрочем, тогда они были бы вовсе не нужны.

Есть еще одна неприятность. Придумывая свою собственную аффирмацию, можно случайно принести в жизнь новые проблемы. Дело в том, что слова лукавы. Мы часто не совсем точно понимаем смысл того или иного слова. Воспользуемся толковым словарем и возьмем для примера фразу, которая так или иначе пролетала в голове любого человека: «Хочу много денег». «Хотеть» – иметь намерение, ощущать потребность, добиваться осуществления. С этим словом все более-менее в порядке. «Много» – в большом количестве, достаточное количество, не больше чем… Так что значит «много денег»?

Другой пример. «Хочу больших денег». Большими могут быть банкноты большего размера, чем настоящие деньги, к примеру те, что напечатаны в рекламных целях на обычной бумаге. А разве хочется таких больших денег? Есть замечательный рассказ Е. Парнова «Три желания», который иллюстрирует крайнюю сложность при формулировании желаний. Рекомендуем его прочитать.

Человек живет в физическом мире. Здесь любое его действие наиболее эффективно. Здесь он может действовать осознанно. Поэтому преодоление психического барьера начинается в тот момент, когда имеющиеся знания человек трансформирует в действие, то есть начнет поступать как состоятельный человек.