Вы здесь

Первые корейские семьи Южно-Уссурийского края. Корейские селения края (Валентин Пак, 2013)

Корейские селения края

Адими

Селение образовано, по мнению разных исследователей, в 1872 или 1873 году. По-видимому, первые семьи начали обосновываться здесь еще в 1872 году, а большинство переселенцев появилось в 1873 году.

Первые 20 лет, т. е. до 1892 года, село было единым и называлось просто Адими, хотя имело большую территорию.

Наименование населенного пункта произошло от названия реки, в долине которой поселились корейцы. По мнению Ф.Б.Соловьева, название реки имеет аборигенное тунгусо-маньчжурское происхождение.

Одно из первых обследований села было произведено в 1878 году чиновником для дипломатической переписки при генерал-губернаторе Восточной Сибири В. Висленевым. У него было предписание: определить удобства местности, где поселились иммигранты, и налаженность их хозяйственного быта, установить обеспеченность переселенцев всем необходимым и наличие школ. Результаты этого обследования, по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Ч. Анучина, были опубликованы в «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью» в 1884 году, в г. Иркутске. Одно из достоинств этой работы – поименные списки первопоселенцев. По данным В. Висленева, «Корейское селение Адими расположено на реке того же названия, нижняя фанза села отстоит от впадения (устья) р. Адими в Амурский залив на 7.5 верст, верхняя фанза отстоит от нижней на расстоянии 5 верст, вверх по течению р. Адими, остальные фанзы расположены между ними».


По данным В. Висленева, в 1878 году в селении Адими было 46 фанз (домов), число жителей составляло 176 чел., в том числе мужчин – 96 чел., женщин – 80 чел., крещеных по православному обряду – 29 чел.

Со временем, селение значительно увеличивалось как по площади, так и по населению. Так, в архивном документе, где приводятся сведения о числе крестьянских дворов в Посьетском участке в 1890 году, в Адими значится 215 дворов.

По-видимому, расширение селения потребовало разделение его на 2 самостоятельных поселка: с 1892 года во всех документах и на официальных картах появились Верхняя и Нижняя Адими. Одно из первых описаний двух поселков Адими сделал Н.А. Насекин в 1895 году: «Деревня Адими состоит из двух групп: Верхней и Нижней <…>. Нижняя Адими начинается от устья р. Адими и тянется на 4 версты вверх по течению, в ней находятся часовня, школа и пост из 12 человек солдат с унтер-офицером от 10-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона <…> Расстояние от последних фанз Нижней Адими до первых Верхней – 1.5 версты, а затем по левому берегу р. Адими на 2 версты тянутся фанзы Верхней Адими. Протяжение всего села с отдельными фанзами достигает до 10 верст, длина же всей долины реки 12 верст».

К 1912 году Верхняя и Нижняя Адими стали крупными корейскими селениями, по данным А. Меныцикова, в них проживало, соответственно, 318 и 395 чел. В верхней Адими с 1901 года действовала церковно-приходская школа, построенная и содержащаяся на средства сельского общества, в 1912 году в ней обучались 22 мальчика, преподавателем и законоучителем был в начале Иоанн Ни, затем заведующим и законоучителем стал иеромонах Феодосий, учителями – Василий Лян и М. Сергиенко.

В Нижней Адими находились: церковно-приходская (министерская) школа, церковь, волостное правление и фельдшерский пункт. Нижнеадиминская церковь была построена в 1900 году на средства местных крестьян-корейцев в память принятия их в русское подданство. Храм – каменный, вместительный и благолепный, был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Святой мученицы Царицы Александры.

Школа в Нижней Адими в разные годы была министерской и церковноприходской. Об истории школы был опубликован в 1910 году очерк миссионера-священника Анания Артошенко во «Владивостокских епархиальных ведомостях». В этой публикации представлены интересные и важные сведения о причинах появления школы и заинтересованности корейцев в ее развитии.

«Корейцы, переселившиеся на русскую территорию в начале 1870-х годов и желавшие закрепиться на ней навсегда, в первое же время, при отношениях с русскими, почувствовали необходимость в изучении русской разговорной речи и грамоты. Сознавая, что знание русского языка и грамоты можно получить только в школе, корейцы стали заводить у себя русские школы, в числе коих является и Адиминская, открытая в 1890 году. Сначала эта школа была частного характера, и помещалась в простой корейской фанзе, весьма неудобной для занятий, учебников и учебных пособий не было, а учителями состояли корейцы, сами не вполне достаточно знавшие русскую грамоту, с трудом говорившие по-русски и совсем неподготовленные к учительской деятельности, поэтому и обучение в школе велось плохо. Учеников было немного: в 1890 – 1 учебн. г. – 2 мальчика, 1891 – 2 учебн. г. – 8 мальчиков, 1892 – 3 учебн. г. – 15 мальчиков, в 1893 – 4 учебн. г. – 17 мальчиков.

В 1893 году на общественные средства было построено для этой школы новое, более удобное здание и нанят русский учитель Иван Иванович Низковских, окончивший Омскую учительскую семинарию. Этот учитель, прослужив в Адиминской школе шесть лет, много потрудился над ее благоустройством».

Построенное здание школы было одноэтажным, деревянным, на каменном фундаменте с крышей, покрытой железом. В школе было 5 помещений: класс, учительская, кухня, коридор, прихожая. Обучение в школе велось по программе Министерства народного просвещения, экзамены дети сдавали при Владивостокской гимназии. Ежегодное количество учеников в школе: 30–40 мальчиков и около 10 девочек.

В 1897 году здание школы было расширено, она стала двухклассной, с разделением учащихся на 4 группы. В одном классе со 2-й, 3-й и 4-й группами занимался дипломированный учитель, в другой – с 1-й группой вел занятия выпускник школы, который готовился стать учителем школы грамоты.

В 1900 году Адиминская сельская школа была передана в ведение Владивостокского епархиального училищного совета, т. е она стала церковно-приходской. Этому событию предшествовало решение крестьян Адиминской волости, оформленное в виде «Приговора Адиминского волосного схода № 9 от 30 апреля 1900 г.». В нем изложена мотивировка передачи школ Духовному ведомству:

«Наблюдая, что за время нахождения школ в ведении Министерства народного просвещения школы оставались без должного ближайшего надзора и были предоставлены произволу учителей, которые безконтрольны в своих действиях по школе и считают ближайшие волостные и сельские власти настолько некомпетентными, что не допускают их вмешательство в хозяйственный распорядок школ, считаем для себя чуть ли не личным оскорблением позволять поступки весьма нежелательные и вредные для наблюдательных юных умов и сердец наших детей. С другой стороны, надеясь на полнейшую подчиненность и контроль при заведывании школами Духовного ведомства не только в части учебной, но и в наблюдении за нравственной жизнью учителей школ церковно-приходских, вполне сочувствуя таким приемам и духовно желая расширения не только образования, но и воспитания наших детей в духе церкви Христовой и для большого успеха и укрепления в нашем народе православной веры, признавая нужным и воспитание наших дочерей как будущих матерей семейств, единодушно признали необходимым передать все школы, ныне существующие и впредь имеющие быть открытыми в районе нашей волости, в ведение Владивостокского епархиального училищного совет».

С 1900 года Адиминская министерская школа стала церковно-приходской. В этом же году из Янчихинской волости была выделена самостоятельная Адиминская волость, и был учрежден Адиминский миссионерский стан с резиденцией миссионера в деревне Нижняя Адими – все это способствовало росту селения и духовно-культурному развитию корейских переселенцев. В 1906 году, по инициативе Адиминского волостного старшины П.Н. Югая, было принято решение построить новое, более удобное и просторное здание школы. При этом П.Н. Югай предложил в новом здании, кроме обязательных двух классов, открыть еще и третий класс ручного труда для обучения сапожному кузнечному слесарному столярному переплетному и другим ремеслам. Кроме того, было предложено открыть при школе бухгалтерские курсы.

Новая школа была построена в 1908 году. Это было двухэтажное деревянное здание с каменным фундаментом и цоколем, размером 25x17x10 метров, с красивым балконом. В школе размещались: 4 просторных класса, 2 коридора, 2 трехкомнатные квартиры для учителей, библиотека, 4 кладовых комнаты. Школа отапливалась 17 печами (2 русскими, 15 голландскими). В новой школе обучались ежегодно 70–90 детей. Поступали в школу ученики в возрасте от 8 до 12 лет, а заканчивали ее 16-20-летними.

При школе работали 2 библиотеки: окружная учительская (716 книг) и местная ученическая (256 книг). Кроме того, при школе имелись наглядные пособия: физический кабинет, картины животных и растений, 20 карт по физической географии, 6 анатомических таблиц Фишера, карты всех частей света и полушарий, глобус и лунник, волшебный фонарь (куплен жертвователем за 165 руб.), кинематограф (приобретен Адиминским волостным правлением за 170 руб) и 13 геометрических фигур. За время существования школы, с 1890 по 1909 год, ее окончили 142 ученика.

Многие бывшие школьники нашли применение своим знаниям и навыкам. Молодые люди, из числа окончивших одноклассную школу, служили приказчиками в магазинах, писарями в сельских и волостных правлениях, а некоторые работали учителями школ грамоты. Один мальчик после окончания школы поступил в Благовещенскую духовную семинарию, а затем закончил Казанский университет (юридический факультет).

Среди окончивших двухклассную Адиминскую школу 5 юношей поступили в Казанскую учительскую семинарию и после ее окончания, учительствовали в местных церковно-приходских школах. Один выпускник Адиминской школы окончил курс Омской фельдшерской школы и работал фельдшером при Адиминской лаборатории. Несколько выпускников школы, успешно выдержав экзамены на звание учителя, работали преподавателями в местных церковно-приходских школах.

Верхняя и Нижняя Адими перестали существовать в 1930-е годы в связи с депортацией корейцев.

В 1872 году р. Адими была переименована в р. Пойма. На месте бывшей корейской деревни Верхняя Адими сейчас находится небольшой поселок Пойма, на месте бывшей Нижней Адими – Ромашка.

Барановка

Селение основано переселенцами из Кореи в 1869 году в долине р. Барановки. Название селу было дано в честь военного губернатора Приморской области Иосифа Гавриловича Баранова, который, будучи начальников штаба войск Приморской области во время появления первых корейских иммигрантов в Южно-Уссурийском крае, оказывал им всяческое содействие и помощь. Об этом свидетельствует один из документов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока – это распоряжение И.Г. Баранова от 25 мая 1870 года заведующему корейским поселением в Ханкайском округе о выдаче средств на содержание корейцев:

«Из числа отпущенных в мое распоряжение генерал-губернатором Восточной Сибири денег, препровождаю Вашему Высокоблагородию одну тысячу рублей звонкой монетой авансом, из которой вы можете употребить 800 руб. на покупку гречи для корейцев в Астраханском селении,100 руб. на различные для них мелкие надобности, как например, для устройства переправ из лодок, и 100 руб. на ваши собственные надобности, которые Вы, по высылке Вам денег из Николаевска, возвратите в корейские суммы и употребите для них же по вашему усмотрению.

В расходе денег покорнейше прошу Вас представить своевременно отчет Приморскому военному губернатору. При этом считаю долгом присовокупить, что его Высокопревосходительство полагает, что Вам лично небесполезно будет отправиться в Камень-Рыболов и там совершить как можно скорее закупки гречи и отправить ее по назначению и вслед за тем прибыть во Владивосток для личных объяснений с контр-адмиралом Фуверельмом».

Барановка имела и корейские названия Ко-кя-сай и Нен-гай. Через 30 лет после основания, в 1895 году, деревня Барановка имела протяженность 4 версты по долине р. Барановки и состояла из 3 групп корейских усадеб: в нижней группе было 10 фанз, в средней – 4, в верхней 10 фанз. В 1898 году в селении было построено общественное здание, где разместились сельское Правление и школа грамоты, в которой несколько лет преподавал учитель Михаил Кан.

По сведениям чиновника особых поручений при Приамурском генерал-губернаторе, надворного советника А.М. Казаринова, обследовавшего селения в 1906–1907 годах, здесь, в 23 фанзах, проживало 169 корейцев, принявших российское подданство. Кроме того, в Барановке было 12 фанз корейских подданных крестьян, где проживало 50 чел., они арендовали у сельского общества землю. Несколько русскоподданных домохозяйств арендовали у лесников государственной службы пашни и у русских крустьян села Новокиевского (современный поселок Краскино) покосы. Самым крупным арендатором в Барановке был Никифор Ким, который поставлял сено в воинские части. В 1911 году в селении было уже 36 дворов и проживало 169 корейцев.

История корейской деревни Барановки закончилась в период депортации, в 1937 году она была исключена из списка населенных пунктов края.

Брусья

Бремя образования селения разными авторами датируется разными годами – от 1878 до 1889. Основано село как выходцами из Кореи, так и переселившимися сюда крестьянами из Тизинхэ. Обследовавший селения в 1895 году Н.А. Насекин сообщил: «Вверх по долине р. Брусья деревня тянется рядами отдельных фанз по берегам реки того же названия верст более чем на десять. Ширина речной долины 1–2 версты, почва преимущественно болотистая и суглинистая с тонким слоем чернозема вверху. Урожаи здесь средние, часто поля заливаются водой. Живут посредственно».

В 1911 году в деревне Брусья проживало 293 чел. корейской национальности, здесь действовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой вначале учительствовал Семен Югай, затем – Михаил Каи. Число учеников в школе, в период с 1907 по 1913 годы, составляло 38–52 чел., в основном это были мальчики. По инициативе Михаила Кана и с участием благотворителей в декабре 1915 года, когда на западе гремели бои Первой мировой войны, в школе был устроен Рождественский праздник, где присутствовали как дети, так и взрослые. В воскресенье, 27 декабря, праздник начался Божественной литургией в школе, службу вел заведующий школами Адиминского миссионерского стана о. Иоанн Толмачев. После службы о. Иоанн с крестом обошел все фанзы селения, а вечером в школе состоялась елка. Дети декламировали стихи и басни, представительно рассказывая их содержание по-корейски для тех посетителей, кто не знал русского языка. После декламации собравшимся на праздник показали детский спектакль «Неблагодарные», где роли исполняли ученики школы. Праздничное представление закончилось хоровым исполнением песен: «Бесы», «А мы просо сеяли», «Хоровод».

После окончания программы ученики школы и посторонние дети получили угощение: суп, хлеб, мясо, конфеты, орехи. Учитель М. Кан об этом празднике сообщил в публикации «Рождественский праздник в Брусьевской школе»: «Отрадно было наблюдать, как нежные детские личики улыбались от удовольствия! Следует заметить, что громадное большинство этих детей – дети солдат – защитников Царя и Отечества, находящихся далеко от них на военной службе, потому особенно отрадно, что и эти полусироты имели возможность хоть раз в год получить развлечение и теплую пищу в школе. Присутствовавших на вечере было около 200 чел. Все были очень довольны вечером».

Как и большинство корейских селений, Брусья имели большую площадь и состояли из 2 основных поселков: Верхние и Нижние Брусья.


Корейские детишки


С установлением советской власти оба поселка стали подчиняться одному – Брусьевскому сельсовету, с 1934 года были Верхнебрусьевский и Новобрусьевский сельсоветы, в поселке Верхние Брусья начал действовать колхоз «Красный сад», в Нижних Брусьях – колхоз «Крепость Востока», который специализировался на овощеводстве.

После депортации корейцев селение Брусья опустело. В 1937 году оно было исключено из списков населенных пунктов края как несуществующее. На месте бывшего поселка Нижние Брусья в настоящее время находится железнодорожная станция Бамбурово.

С историей корейского селения Брусья связано имя выдающегося корейского патриота и интернационалиста Ким Маи Гыма (Серебрякова Ивана Степановича). Он родился здесь 6 октября 1886 года в крестьянской семье. Его отец Ким (имя неустановлено) – бедный крестьянин из уезда Мёнчход провинции Хамген вместе с другими беженцами перешел границу в районе Посьета и основал первую корейскую деревню на русской земле – Тизинхе, в 1864 году. Но из-за нехватки пахотной земли отец Ким Ман Гыма вскоре переселился в долину р. Брусья, где было основано одноименное селение. Здесь родился Ким Ман Гым, который после крещения получил русское имя – Иван Степанович Серебряков.

После окончания сельской школы и Владивостокского городского училища, 20-летний Ким Маи Гым стал активным участником антияпонской борьбы, которая с 1905 года, после установления японского протектората в Корее, широко развернулась среди корейцев, живущих на территории Дальнего Востока России. Ким Маи Гым создавал антияпонские культурно-просветительские общества, неоднократно посещал Корею, в селе Адими Посьетского района он основал корейскую школу нового типа, где уделялось больше внимания патриотическому воспитанию школьников.

В 1910 году он был назначен заведующим школой в Корейской слободе Владивостока, одновременно начал журналистскую деятельность в газете «Далекая окраина» и вскоре стал штатным сотрудником ее редакции. Выполняя журналистские задания, он часто бывал в Корее, писал оттуда корреспонденции под заголовком «Письма из Кореи», в которых разоблачал японскую колониальную политику в Корее. «“Письма из Кореи” – это живая картина ужасающего положения Кореи. В ней слышны и стон угнетенных корейцев, над которыми нависла сабля японского палача, и призывы к пробуждению, к борьбе против ненавистного ига колонизаторов, за свободу и счастье. Неудивительно, что спустя семь месяцев после прибытия в Сеул, японские колониальные власти выслали в Россию Ким Ман Гыма. Последнее из его “Писем из Кореи” было опубликовано в газете “Далекая окраина” 12 апреля 1912 г.»

Возвратившись из Кореи в Россию, Ким Ман Гым в течении 5 лет работал переводчиком у пограничного комиссара Южно-Уссурийского края, за это время он глубоко изучил нужды корейских иммигрантов в Приморье, стал членом корейского «Общества поощрения предпринимательства», принял участие в подготовке празднования 50-летия переселения корейцев в Россию (его предполагалось отметить в 1914 году во Владивостоке), оказывал практическое содействие открытию корейских национальных школ.

После февральской революции 1917 года Ким Ман Гым включился в активную работу за формирование советов, много выступал на митингах и собраниях, как делегат от Адиминской волости принимал участие в работе Всероссийского съезда корейских общественных организаций в г. Никольск-Уссурийском. На этом съезде он выступил с речью, в которой изложил программу предоставления корейцам «культурной автономии».

Во время гражданской войны Ким Ман Гым перешел на нелегальное положение, скрывался во Владивостоке вначале в доме Кима Хенто, а затем в одной из городских котельных, где работал кочегаром. Скрываясь в большевистском подполье, он занимался формированием корейских партизанских отрядов, снабжением их продовольствием, боеприпасами и обмундированием, изданием листовок и прокламаций. После окончания гражданской войны и установления советской власти на Дальнем Востоке Ким Ман Гым работал уполномоченным по корейским делам в Приморском губисполкоме. Опубликованные его служебные доклады, докладные записки, аналитические справки показывают, «какую колоссальную работу Ким Маи Гым проводил по оказанию содействия в правильном разрешении корейского вопроса в Приморье и, прежде всего, в землеустройстве корейского населения. Он вникал во все сферы жизни корейцев и вовлекал их в строительство Советской власти. Замечательную работу Ким Маи Гым проводил по организации помощи голодающему населению, созданию артелей, проведению коопераций среди корейского населения и приема корейцев в советское гражданство».

В конце 20-х – начале 30-х годов Ким Маи Гым всецело был поглощен партийной работой, совмещая ее с преподавательской деятельностью. Он был инструктором и членом бюро Приморского обкома РКП (б), преподавал на рабфаке Дальневосточного государственного университета, способствовал открытию во Владивостоке единственного в мире Корейского педагогического института с 4 факультетами (историческим, литературным, физико-математическим, биологическим), в 1934 году пединститут выпустил 217 квалифицированных учителей.

Конец ознакомительного фрагмента.