Дача С. Н. Худекова – вилла «Надежда»
Парк «Дендрарий», Курортный пр., 74
В 1889 году Сергей Николаевич Худеков (рязанский дворянин, издатель «Петербургской газеты», историк балета) купил близ Сочи 50 десятин (72 га) земли на южном склоне горы Лысая. С 1890 года С. Н. Худеков приступил к расчистке своего участка от дикой растительности, заложил на 12 гектарах сливовый и персиковый сады и одновременно начал планировку декоративного парка.12 Растения для парка закупались в питомниках старых ботанических садов Крыма, Германии, Кавказа (питомник князя Ольденбургского в Гаграх) и средиземноморской флоры.
Планировку по типу франко-итальянских террасных парков конца XIX столетия и посадку Худековского парка осуществляли сам хозяин, его друг садовник М. Лангау и рабочие. Основные посадки в парке были закончены в 1892 году. Эту дату принято считать основанием сочинского парка «Дендрарий», созданного позже на землях худековского имения. По красоте и разнообразию растений его сравнивали с парками Краснова в Батуме и Смитского в Сухуме. Основной композиционной осью парка является лестница, соединяющая небольшие террасы и ведущая к зданию дачи, построенной в 1899 году по проекту архитектора А. И. Костырёва и названной именем жены С. Н. Худекова – «Надеждой».
Из воспоминаний Надежды Алексеевны Худековой:
«Его беленький, красивой архитектуры домик с выступами, башней и широкими террасами стоял на фоне тёмных дубов и гигантских буков высоко над поляной, засаженной редкими тропическими растениями».13
Красоту парка со временем стали подчёркивать беседки, скульптуры, фонтаны и вазы для цветов, изготовленные по заказу С. Н. Худекова франко-итальянской компанией чугунного литья Капелларо и Дюраппе.14
К 1917 году в парке произрастало уже более 550 видов растений, хотя он периодически страдал от суровых зим, которые всё же бывают в Сочи с определённой периодичностью.
Несмотря на то, что парк был частным владением, в него охотно пускали посетителей, поэтому сохранилось множество его дореволюционных снимков.
По одной версии, Худеков продал своё имение после Февральской революции 1917 года и включения Верещагинской стороны в городскую черту в июле того же года, что повлекло за собой уплату налогов и курортного сбора в городскую казну.15
Однако, сочинский краевед В. Н. Костиников, перечитывая «Сочинский листок» от 17 февраля 1917 года, обнаружил сообщение о крупной продаже:
«Имение Худякова в трёх верстах от Сочи продано Фальц-Фейну. Правда, что имение это – гордость Сочи».16
В годы Гражданской войны парк основательно пострадал, так как много ценных растений погибло без должного ухода за ними.
В 1920 году худековский парк был национализирован и передан в подчинение Сочинской сельскохозяйственной опытной станции. В те годы он именовался с искажением фамилии его создателя: Худяковский парк или парк Худякова. В те годы в главном здании дачи жили сотрудники Опытной станции. Владимир Владимирович Штейп, будучи заместителем директора станции становится первым его заведующим (см. стр. 159). До недавнего времени это имя нигде не упоминалось, так как он в 1930 г. был арестован по доносу и репрессирован17.
В 1924 г. парк получил имя Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), которое просуществовало до 1928 года. В 1929 году парку было присвоено самое диковинное из его имён – «Экзотсемялес» в составе треста «Техлессемкультура». Только в 1944 году парк обрёл нынешнее своё название – «Дендрарий».18
В советское время парк интенсивно восстанавливается, расширяется территория, значительно обогащается коллекция растений, производятся научные исследования.
Парк сильно пострадал при прокладке проспекта имени Сталина в 1935 г., который разделил его на две части: Верхнюю и Нижнюю. В это же время была построена и колоннада главного входа по проекту архитектора А. И. Внукова.
Один из интереснейших элементов парка – беседка со своеобразными пропилеями на подходе к главному лестничному каскаду, ведущему уже непосредственно к дому. Вход в пропилеи охраняют два льва, а доминантой композиции служит колонна с установленной на ней скульптурой богини Венеры.
И ротонда беседки, и другие элементы имеют явные черты классической архитектуры, берущей начало в Древней Греции. Для парка, запроектированного во франко-итальянских традициях, вовсе не удивительно использование неоклассического стиля для малых архитектурных форм. Да и С. Дороватовский в своём путеводителе называет беседку греческой.19
Удивительно другое: кто был тем архитектурным профаном, с лёгкого языка которого эта беседка уже в советское время стала называться Мавританской? Ни на одной дореволюционной фотографии, а их было сделано очень много, это название не встречается.
Вилла «Надежда» во времена советской власти успела побывать и складом, и госпиталем, и научным корпусом, и конторой. После пожара в 1976 году здание было отреставрировано и до 1992 находилось в более-менее удовлетворительном состоянии, хотя и закрытом для посетителей парка. Запустение началось уже в постсоветский период, что и привело здание к аварийному состоянию.
Ситуация коренным образом изменилась после посещения парка «Дендрарий» в 2009 году Жаком Рогге, который с 2001 по 2013 годы был председателем Международного олимпийского комитета. Он обратился с личной просьбой к Владимиру Путину помочь в восстановлении виллы «Надежда».
Деньги на реставрационные работы были найдены, и 14 июня 2014 года в парке «Дендрарий» был торжественно открыт дом-музей С. Н. Худекова.
Правда, можно говорить скорее лишь о воссоздании духа эпохи, чем точных интерьеров семьи основателя парка, так как фотографий не сохранилось.
К сожалению, отошли и от исконно белого цвета фасадов виллы, хотя он не противоречил насаждаемому городскими властями единому архитектурному облику.
Сегодня посетители парка могут ознакомиться с выставочной экспозицией, которая рассказывает не только об истории семьи Худековых. Благодаря усилиям директора дома-музея, его идеолога и создателя Дмитрия Ивановича Кривошапка на вилле открыт музей балета, в экспозиции которого представлены костюмы (некоторые возрастом не менее 100 лет), пуанты, письма и фотографии известных танцовщиц.