Вы здесь

Первое чудо света. Как и для чего были построены египетские пирамиды. Глава 1. Пирамиды и курганы (А. Т. Фоменко, 2011)

Глава 1. Пирамиды и курганы

1. Когда были возведены пирамиды

В Египте находится около сотни пирамид, рис. 1. Все они расположены в северной части Египта, в нижнем течении Нила. «Свыше восьмидесяти пирамид составляют непрерывную цепь, развернувшуюся длиной в пятьдесят километров с севера на юг от Мемфиса. Некоторые из них имеют ступенчатую форму, другие с гладкими сторонами. Они окружены тысячами мастаб – плоскими строениями в форме бруса с наклонными к центру стенами. Доминируют над всем этим ансамблем, вне сомнения, монументальные пирамиды Гизы» [15], с. 51. Действительно, наиболее известны три великие пирамиды, расположенные в Гизе, вблизи Каира – пирамиды Хеопса, Хефрена и Менкаура. Именно они причислены к семи чудесам света. См. рис. 2–8. Разрез пирамиды Хеопса и окружающие ее постройки показаны на рис. 9.


Рис. 1. Схема расположения пирамид в Египте. Показаны только достаточно крупные пирамиды. Взято из [15], с. 50




Рис. 2. Великие пирамиды Гизы. Слева пирамида Хеопса, справа – пирамида Хефрена. Третья большая пирамида – пирамида Менкаура – скрыта за пирамидой Хефрена. Фотография 2004 года




Рис. 3. Три великие пирамиды Гизы и Большой Сфинкс перед ними. Вид с востока. Справа налево: пирамида Хеопса, пирамида Хефрена и пирамида Менкаура. Фотография 2008 года




Рис. 4. Три великие пирамиды Гизы. Вид с запада, со стороны пустыни. За пирамидами виднеется Каир. Фотография 2006 года




Рис. 5. Пирамида Хеопса. Вид с северо-запада. Фотография 2006 года




Рис. 6. Пирамида Хеопса. Вид с юго-востока. Фотография 2008 года




Рис. 7. Пирамида Хефрена. Фотография 2008 года




Рис. 8. Пирамида Менкаура. Фотография 2008 года




Рис. 9. Разрез пирамиды Хеопса и окружающие ее сооружения. На основе рисунка из [37], с. 108


Историки датируют возведение египетских пирамид глубочайшей древностью. Считается, например, что великие пирамиды Гизы были построены в середине III тысячелетия до н. э., то есть еще В САМОМ НАЧАЛЕ известной нам истории человечества [37], с. 8. Но не странно ли, что величайшие сооружения древности были возведены якобы на самой заре нашей истории? А затем, на протяжении многих тысячелетий человечество уже не могло создать ничего подобного?

Согласно Новой хронологии, картина строительства больших египетских пирамид совершенно другая. Они были воздвигнуты не так уж давно – в эпоху XIV–XV веков НАШЕЙ ЭРЫ. Здесь речь идет именно о БОЛЬШИХ пирамидах. Некоторые малые пирамиды Египта могли быть созданы как ранее, так и позднее этого срока. См. наши книги «Новая хронология Египта», «Империя». Таким образом, большие пирамиды были созданы отнюдь не на заре нашей истории, а на достаточно высоком этапе ее развития. Согласно нашей реконструкции, египетские пирамиды были возведены зодчими Великой Средневековой Русской Империи. Которая к середине XIV века охватила уже почти всю Евразию и Северную Африку и могла себе позволить создание таких гигантских сооружений, как великие пирамиды.

Впоследствии три великие пирамиды в Гизе подверглись значительному разрушению. Особенно сильно они пострадали в XIX веке, когда Египтом правили европейцы. «Объем пирамиды (Хеопса – Авт.) уменьшился с 2 500 000 куб. метров до 2 350 000 куб. метров, т. е. ОКОЛО 150 000 КУБ. МЕТРОВ БЛОКОВ БЫЛО ВЗЯТО С НАЧАЛА XIX ВЕКА ДЛЯ КАИРСКИХ ПОСТРОЕК» [15], с. 59.

Странно, что «насущная необходимость» разбирать великие пирамиды «для каирских построек» возникла лишь в начале XIX века, то есть сразу же после наполеоновского завоевания Египта. Неужели именно тогда в окрестностях Каира вдруг кончился строительный камень? Вряд ли. Скорее всего, быстрое разрушение пирамид началось лишь после того, как в 1799 году в Египет вторглись войска Наполеона. И в стране началась эпоха чужеземной власти. Сначала там хозяйничали французы, потом долгое время – англичане. Вероятно, именно западно-европейцы и начали разрушение пирамид. Вполне возможно – с целью уничтожить те черты их облика, которые никак не вязались с теорией египтологов о якобы «древнейшем» происхождении египетских пирамид.

2. Предназначение пирамид

Очень интересен вопрос о ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ пирамид. Египтологи уверяют нас, будто бы пирамиды строились исключительно как ЦАРСКИЕ ГРОБНИЦЫ. Одновременно, по мнению египтологов, пирамиды служили ХРАМАМИ бога Солнца Гора-Осириса, с которым отождествлялся каждый умерший фараон [37], с. 9. Остатки храма, пристроенного с восточной стороны к пирамиде Менкаура, показаны на рис. 10.


Рис. 10. Остатки храма, пристроенного с восточной стороны к пирамиде Менкаура. Фотография 2002 года


Рис. 11. Гробница Рамзеса VI в долине царей. Все стены и потолок покрыты различными изображениями и надписями. Фотография 2006 года


Рис. 12. Антропоморфный саркофаг в гробнице Рамзеса VI в Долине царей. В этой гробнице было найдено два саркофага. Сегодня оба они разбиты на куски. Фотография 2006 года


Рис. 13. Огромный гранитный саркофаг в гробнице Рамзеса IV в Долине царей сплошь покрыт изображениями и надписями. Стены и потолок гробницы полностью расписаны, пустых участков на них нет. Фотография 2006 года


Рис. 14. Иероглифические надписи на саркофаге Рамзеса VI в Долине царей. Вся поверхность огромного саркофага покрыта надписями и изображениями. Пустых участков нет. Фотография 2006 года


Однако даже беглое сравнение внутреннего убранства пирамид с гробницами фараонов из египетской Долины царей показывает, что между ними существуют РАЗИТЕЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ. Так, например, стены гробниц в Долине царей и находящиеся там саркофаги фараонов сплошь покрыты надписями и изображениями, рис. 11–14. И это понятно. Люди всегда старались что-то написать и изобразить на могилах своих царей. На каменном саркофаге великого фараона просто не могли НИЧЕГО НЕ НАПИСАТЬ. Даже имени! Одни только пышные титулы фараона должны были занять немало места на его саркофаге.

Но внутри всех трех великих пирамид Гизы НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ ИЛИ ИЗОБРАЖЕНИЯ – ни на стенах «погребальных камер», ни на стоящих там гранитных сундуках-«саркофагах». Куда ни кинешь взгляд, везде только гладкая поверхность стен и потолков без единого иероглифа или рисунка. См. рис. 15–24.


Рис. 15. Так называемая «погребальная камера» пирамиды Хеопса. В ней только один предмет – простой гранитный сундук без надписей. Якобы это саркофаг фараона. Вообще, в этой камере нет И НИКОГДА НЕ БЫЛО никаких надписей или изображений. Фотография 2006 года


Рис. 16. Гранитный сундук – очень прочный, но очень простой и без единой надписи – стоящий в так называемой «погребальной камере» пирамиды Хеопса. Фотография 2006 года


Рис. 17. Вход в «погребальную камеру» пирамиды Хеопса. Снаружи этот вход запирался тяжелой гранитной заслонкой весом в несколько тонн. Фотография 2006 года


Рис. 18. Главный подъем, ведущий к так называемой «погребальной камере» пирамиды Хеопса. Его стены сложены из огромных гранитных брусьев весом в десятки тонн. Ни одного изображения или иероглифа там нет и никогда не было. Фотография 2006 года


Рис. 19. Гранитные брусья, из которых сложен свод главного подъема, ведущего к «погребальной камере» пирамиды Хеопса. Соседние брусья настолько тщательно подогнаны друг к другу, что швы между ними чуть заметны. Фотография 2006 года


Рис. 20. В начале главного подъема к так называемой «погребальной камере» пирамиды Хеопса находится проем, ведущий к еще одной камере, расположенной ниже «погребальной камеры» в толще пирамиды. Посетителей туда не пускают, и что там находится, нам неизвестно. Фотография 2006 года


Рис. 21. Так называемая «погребальная камера» в пирамиде Хефрена с гранитным сундуком, который считается «саркофагом фараона». Никаких старых изображений или надписей. Единственная надпись оставлена египтологом Бельцони 2 марта 1818 года. Фотография 2002 года


Рис. 22. Гранитный сундук-«саркофаг» в пирамиде Хефрена. На нем нет никаких надписей или изображений. Тем не менее, египтологи считают его «саркофагом фараона». Но неужели фараон был настолько скромен, что завещал похоронить себя в таком безличном ящике? Фотография 2002 года


Рис. 23. Якобы «саркофаг фараона» в пирамиде Хефрена. Вид сбоку. Никаких надписей или изображений. Фотография 2002 года


Рис. 24. Так называемая «погребальная камера» в пирамиде Менкаура. Никаких старых надписей на ее стенах и потолке нет. Есть лишь надписи, процарапанные посетителями, когда пирамида стояла бесхозной и открытой для всех. Стоящий здесь ранее сундук-«саркофаг» был вытащен и отправлен Говадром Высом (Howard Vyse) в Англию. Однако корабль, на котором он плыл, утонул [37], с. 135. Взято из [37], с. 135


Рис. 25. Каменный «саркофаг» (или сундук для сокровищ?) в одной из маленьких пирамид-спутниц, расположенных рядом с пирамидой Хеопса. Фотография 2002 года


Гранитные сундуки, стоящие внутри пирамид, египтологи считают почему-то саркофагами фараонов. Хотя ни одной мумии в них никогда не было найдено. Вокруг трех великих пирамид стоит несколько малых пирамид, так называемых пирамид-«спутников». В них тоже есть «саркофаги», причем иногда даже большего размера, чем в великих пирамидах – но тоже без надписей. Это самые обычные сундуки, только не из дерева, а из камня, рис. 25. В некоторых случаях сохранились крышки этих сундуков. Они тоже без надписей.

Все это разительно отличается от египетского царского некрополя в Долине царей, в Среднем Египте. Например, крышки саркофагов (а иногда и сами саркофаги) в Долине царей, как правило, имеют сложную форму. Они что-то изображают. Иногда они антропоморфные, то есть изображают тело умершего фараона, рис. 26–28. А, например, крышка саркофага Рамзеса IV имеет вид египетского картуша – особой рамки, куда вписывалось имя фараона, рис. 13. Таким образом, для каждого фараона старались придумать что-то свое в убранстве гробницы, отличавшее его от других. Почему же в великих пирамидах Гизы – если это действительно были гробницы фараонов – нет ничего подобного?


Рис. 26. Один из антропоморфных саркофагов в египетской Долине царей. Стоит в гробнице, которая, как считается, не была закончена, а ее стены не оштукатурены и не покрыты росписью. Но, скорее всего, росписи были просто сбиты. Странно, что в незаконченную гробницу древние египтяне поставили полностью готовый, прекрасно сделанный саркофаг. Фотография 2001 года


Рис. 27. Антропоморфный саркофаг из якобы «незаконченной» гробницы в Долины царей. Вид сбоку. Фотография 2001 года


Наше предположительное объяснение состоит в следующем. Многие пирамиды Египта – это отнюдь не гробницы, а тайные имперские казнохранилища XIV–XV веков, построенные под видом храмов или святилищ. То есть, это сооружения ДВОЙНОГО назначения. Внешне это ХРАМЫ, которые использовались для многолюдных богослужений. А внутри это были тайные казнохранилища. Здесь в Египте, в отдаленных, труднодоступных местах, под надежной охраной верных войск, цари-ханы Великой Русской Средневековой Империи хранили какую-то часть своей казны «на черный день». При этом, одни и те же имперские войска (мамелюки) охраняли как спрятанную в пирамидах казну, так и еще более тщательно скрытые гробницы царей, расположенные в глубине Египта в сотнях километров от пирамид. Из-за этого в умах людей возникла путаница между египетскими пирамидами и египетскими гробницами. Решили, будто бы египетские пирамиды были возведены как усыпальницы фараонов.


Рис. 28. Крышка еще одного антропоморфного саркофага в Долине царей. Сам саркофаг в гробнице почему-то отсутствует. Фотография 2001 года


На самом же деле, так называемые «погребальные камеры» пирамид Хеопса, Хефрена и Менкаура – а также многих других египетских пирамид – это, скорее всего, места для хранения казны – золота и драгоценностей. Никаких покойников там никогда не погребали. А стоящие в них гранитные сундуки – не саркофаги фараонов, как думают египтологи, а ларцы ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ОСОБО ЦЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ. Тогда понятны и голые, без надписей, стены внутри пирамид и ловушки для грабителей, расставленные на пути к якобы «погребальным камерам» (а на самом деле – казнохранилищам) и многое другое, что можно увидеть в пирамидах сегодня.

Такое объяснение, конечно, не исключает возможности, что в некоторых пирамидах (или рядом с ними) могли действительно кого-то похоронить. Но вряд ли там находились гробницы фараонов – великих царей Империи. Трудно поверить, что их гробницы могли быть столь безмолвными. Напротив, они должны были быть снабжены многочисленными надписями и изображениями, не оставляющими сомнений, кто именно здесь похоронен.

Подобные храмы-казнохранилища существовали, конечно, не только в Египте. Нечто подобное было и на Руси, в метрополии Великой Империи. Яркий пример – собор Василия Блаженного в Москве. Он является одновременно и храмом для богослужений и тайной сокровищницей. Внешне – это хрупкий, узорчатый храм, совершенно не похожий на место хранения государственной казны, рис. 29. Однако его внешние стены – лишь обманчивое украшение, загораживающее собой мощные башни-столпы, в глубине которых хранилась казна. «В отличие от… внешнего облика собора, интерьеры его оставляют впечатление тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых вовнутрь столпов. Самый большой из них – БАШНЯ Покровской церкви (высота от пола 46 м.) – имеет внутреннюю площадь 64 кв. м… Сводчатый подклет, составленный из массивных оснований для каждого храма С КАМЕРАМИ ВНУТРИ и объединяющих коридоров, СНАРУЖИ ОФОРМЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С БОГАТЫМ ВНЕШНИМ ОБЛИКОМ ЗДАНИЯ… ПОМЕЩЕНИЯ ПОДКЛЕТА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ… ЛИШЕНЫ ДЕКОРАТИВНОГО УБРАНСТВА» [19], с. 400. См. рис. 30.


Рис. 29. Собор Василия Блаженного на Красной площади. Это тоже тайная сокровищница, как и египетские пирамиды. За подчеркнуто мирной внешностью скрывается мощное, хорошо защищенное укрепление. Фотография 2005 года


Рис. 30. Собор Василия Блаженного. Разрез по оси север-юг. Под землей расположены мощные подклеты собора. Чтобы попасть в них, сначала надо подняться на второй ярус главного столпа и попасть в Покровскую церковь. Оттуда вниз в подклет ведет потайная внутристенная лестница. Весь путь наверх обстреливается в упор из бойниц в стенах. Вся окружность наружных стен также обстреливается из бойниц, так что подойти к собору, не попав под обстрел, невозможно. Это – неприступная крепость для хранения государственной казны, которой придан обманчивый внешний облик прелестной мирной церкви. Размеры указаны в метрах. Взято из интернета WWW.school.edu.ru


Еще несколько лет тому назад в соборе Василия Блаженного висела музейная табличка, которую видел один из авторов, Г.В. Носовский. Там рассказывалось, как во время Смуты XVII века несколько князей пытались силой захватить Собор и взять казну, но так и не смогли этого сделать. Укрепление действительно почти неприступное. Его грабили лишь те, кто овладевал целиком всем городом. «В Смутное время он был ограблен поляками… В 1812 г… собор был разграблен французами» [22], статья «Василий Блаженный, церковь».

Кстати, не случайно египетские пирамиды стояли на открытых, людных местах. Собор Василия Блаженного тоже поставлен на людном месте, вне Кремля. Расчет, по-видимому, был в том, что сокровища, спрятанные слишком близко к царской особе – во дворце или в Кремле – могли тайком забрать доверенные лица, свои же бояре. И первое время никто бы этого не заметил. На людном же месте – на Красной площади, например, постоянно толпилось много народу. Сделать что-либо незаметно там было гораздо труднее. Та же мысль – поставить тайное казнохранилище на людном месте под видом храма или святилища – прослеживается и в египетских пирамидах.

Как и пирамиды, собор Василия Блаженного использовался для торжественных богослужений при большом стечении народа. Однако внутрь собора (как и внутрь пирамид) посторонних никогда не пускали. Народ молился, стоя на Красной площади. При этом, выдвигалось следующее объяснение: дескать, внутри храма мало места, и потому мирянам там делать нечего. Внутри находятся только алтари, там делают свое дело священники и служители храма, а народ пусть молился на площади перед собором. Точно та же идея, что и с пирамидами.

Подобно пирамидам, в сокровищницу Собора Василия Блаженного можно было попасть только СВЕРХУ, спустившись из верхней части собора. А чтобы попасть в эту верхнюю часть, надо было сначала подняться по винтовой лестнице, каждый виток которой простреливался в упор из бойницы в стене. Мы хорошо помним наши собственные впечатления. Идешь вверх по лестнице, а прямо на тебя смотрит бойница. Повернул за угол – показалась другая бойница, опять в упор. И так до самого верха. И лишь поднявшись до конца, можно затем спуститься в подклет-сокровищницу по маленькой потайной лестнице, спрятанной в северо-восточной стене главного столпа, рис. 31, Причем, подклет этот представляет собой настоящий лабиринт, рис. 32. Сегодня посетителей туда не пускают.

По-видимому, таков был старый имперский способ хранить казну. Его использовали и на Руси и в Египте.

3. Египетские пирамиды и скифские курганы

Нам могут возразить: если пирамиды в Египте действительно строила Великая Русская Средневековая Империя, то, значит, и на Руси должно было быть нечто подобное пирамидам. Существует ли у египетских пирамид РУССКИЙ образец? Да, существует. Ближайшие «родственники» египетских пирамид – КУРГАНЫ, которые были весьма распространены на Руси. На рис. 33 показан один из скифских курганов около Керчи.

Если сравнить пирамиду с курганом, то сразу бросается в глаза, что замысел обоих сооружений один и тот же. Причем, нетрудно догадаться, что не пирамиды предшествовали курганам (на чем настаивают историки), а наоборот, курганы – пирамидам. Как сооружения более простые – более сложным. Большие египетские пирамиды в прямом смысле слова являются вершиной «курганостроения». Искусство возведения курганов доведено в них до совершенства.


Рис. 31. План второго яруса собора Василия Блаженного. Пояснения добавлены нами. Взято из [3], с. 400


Рис. 32. План подклета собора Василия Блаженного, его приделов и первого яруса колокольни. Подклет, предназначенный для хранения казны, представляет собой настоящий лабиринт. Все внутренние камеры подклета наглухо закрываются. Взято из [3], с. 400


Рис. 33. Вид одного из курганов близ Керчи. Взято из [18], книга 1, с. 43


Более того, некоторые египетские пирамиды – это самые настоящие курганы, сложенные из земли или щебня. Такова, например, пирамида Унаса и еще несколько пирамид, стоящих в Саккаре, недалеко от Гизы, рис. 34–36. Они представляют собой обычные курганы, насыпанные из земли и камней.

Огромный курган из щебня стоит во владениях египетских мамелюков в Сирии. Это один из самых больших курганов мира, рис. 37. Местные жители называют гору, на которой он стоит, горой Немврода («Немрутдаг»), а сам курган историки считают «гробницей царя Антиоха Коммагенского» [24], с. 5–6. Сегодня гора Немврода находится в юго-восточной Турции, на границе с Сирией, но раньше это были сирийские земли, принадлежащие египетским мамелюкам, владевшим Сирией. У подножия горы Немврода до сих пор видны развалины старинной мамелюкской (то есть египетской!) крепости, датируемой XIII веком н. э., рис. 38, рис. 39.


Рис. 34. Египетская пирамида Унаса в Саккаре, недалеко от Каира и от Гизы. Это – большой курган, сложенный из камней и земли. Фотография 2006 года


Рис. 35. Египетская пирамида Тети в Саккаре – обычный курган. Фотография 2008 года


Рис. 36. Египетская пирамида Усеркафа в Саккаре – обычный курган. Фотография 2008 года


Рис. 37. Огромный курган, насыпанный из щебня на вершине горы Немврода. Снимок с воздуха. Внизу видны микроскопические фигурки людей. Взято из [24], с. 6


Рис. 38. У подножия горной гряды, над которой возвышается гора Немврода, стоит скала с глубокой расселиной, по дну которой протекает река. На вершине скалы стоят развалины средневековой крепости Ени-кале (Yeni Kale, «Новая крепость») с сохранившимися мамелюкскими надписями якобы XIII века [24], с. 45. На той же скале, через расселину, располагалась и «Старая крепость», Ески-кале. Фотография 2010 года


Рис. 39. Средневековые развалины мамелюкской крепости Ени-кале («Новая крепость») на скале у подножия горы Немврода. Взято из [24], с. 45


Рис. 40. Гора Немврода – выступающая вершина (2150 м над уровнем моря) в высокой горной гряде. Фотография 2010 года


Рис. 41. Гора Немврода. Ее вершина представляет собой огромный курган, насыпанный из щебня. Вершина горы была раздроблена в щебенку, из которой был сложен курган. Фотография 2010 года


Рис. 42. У подножия кургана на горе Немврода сделан широкий уступ, по которому можно обойти вокруг кургана. Сегодня он посыпан щебенкой – вероятно, после попытки взрыва кургана динамитом, когда часть щебенки с кургана разметало кругом. Фотография 2010 года


Курган Немврода действительно впечатляет. В качестве места для него была выбрана высокая вершина (2150 м над уровнем моря) в горной гряде, рис. 40. Ее верхушка была разбита в щебень, из которого на том же месте был сложен огромный курган весом около 600 тысяч тонн (!) [24], с. 6. Издалека это выглядит, как будто верхушку горы обточили и заострили, рис. 41. У подножия кургана был сделан круговой уступ, отделяющий его от основной горы, рис. 42.

В 1953 году археологические раскопки на горе Немврода были поручены известной американской деятельнице сионистского движения, специалисту по архитектурным интерьерам Терезе Гоелл (Theresa Goell), см. сайт Редклифовского института (Radcliff Inst. of Advanced Study) Гарвардского университета oasis.lib.harvard.edu. Чтобы добраться до возможно существующего под курганом захоронения, она попыталась взорвать курган динамитом [24], с. 6. Но достичь своей цели Терезе Гоелл не удалось. Высота кургана лишь несколько уменьшилась от взрыва – с 75 до 50 метров [24], с. 6.

Возможно, благодаря именно этому взрыву и были сильно повреждены многочисленные каменные изваяния, стоящие у подножия кургана, рис. 43, рис. 44. Ведь трудно себе представить, чтобы это сделал кто-то из местных жителей или путешественников. Для них это был бы огромный и совершенно бессмысленный труд. Надо было сначала забраться высоко в горы, на высоту более 2 километров, а затем каким-то образом повредить огромные каменные изваяния. Причем, разрушить их вручную было практически невозможно.


Рис. 43. Каменные изваяния у подножия кургана на горе Немврода. Их головы сброшены и лежат отдельно. Фотография 2010 года


Рис. 44. Обезглавленные каменные изваяния на горе Немврода. Они напоминают египетские колоссы Мемнона. Фотография 2010 года


Рис. 45. Огромные каменные головы, разбросанные у подножия кургана на вершине горы Немврода. Фотография 2010 года


Нужен был именно взрыв. Сегодня огромные каменные головы отломаны от тел и беспорядочно валяются на земле, рис. 45. Поразительно, насколько их лица похожи на славянские и совершенно не похожи на лица местных жителей. У многих на голове надеты русские колпаки или же шлемы, рис. 46–54. Кроме того, у подножия кургана есть и другие каменные изваяния, в том числе и каменный зодиак с датой – так называемый «Лев Коммагены» (зодиак LK), см. рис. 55 и рис. 56. Он был исследован и датирован нами в книге «Древние зодиаки Египта и Европы» [ДЗ]. На нем изображена СРЕДНЕВЕКОВАЯ дата 14 сентября 1221 года н. э. Таким образом, курган на горе Немврода сооружен не ранее XIII века н. э., поскольку астрономическое событие XIII века уже присутствует среди изображений, оставленных его строителями. Подчеркнем, что, как следует из астрономической датировки «Льва Коммагены», курган на горе Немврода создан в эпоху владычества ЕГИПЕТСКИХ мамелюков в этих местах – примерно тогда же, когда была построена мамелюкская крепость у подножия горной гряды, на которой расположен курган, см. рис. 38 выше. В ту же средневековую эпоху, вероятно, создавались и большие египетские пирамиды.


Рис. 46. Каменные головы на горе Немврода. На голове у молодого мужчины – русский колпак, в ухе – казачья серьга. Фотография 2010 года


Рис. 47. Каменные головы на горе Немврода. Окладистые бороды, колпаки, чисто славянские лица. Фотография 2010 года


Рис. 48. Каменные головы на горе Немврода. Голова юноши в колпаке. Фотография 2010 года


Рис. 49. Каменные головы на горе Немврода. Голова юноши в воинском шлеме и серьгой в ухе. Фотография 2010 года


Рис. 50. Та же голова сбоку. В ухе юноши казачья серьга. Верхушка шлема – плод фантазии реставраторов (Терезы Гоелл?). Как шлем выглядел на самом деле, теперь можно только гадать. Фотография 2010 года


Рис. 51. Каменная голова молодой женщины. Почему-то опять сильно повреждено именно лицо – нос, губы, подбородок. Тем не менее, ярко выраженные славянские черты бросаются в глаза. Фотография 2010 года


Рис. 52. Еще одна каменная голова молодой женщины. И опять – ярко выраженные славянские черты лица. Фотография 2010 года


Рис. 53. Голова мужчины с бородой. Гора Немврода. Фотография 2010 года


Рис. 54. Две каменные головы – молодого человека и бородатого мужчины. Лица у обоих славянские. Верхняя часть воинского шлема юноши почему-то опять не сохранилась. В нынешнем виде она сделана реставраторами (Терезой Гоелл?). Фотография 2010 года


Рис. 55. Макет кургана на горе Немврода в археологическом музее города Адыяман (юго-восточная Турция). На макете отмечено положение каменного зодиака «Лек Коммагены». Сегодня этот зодиак убран с глаз посетителей «на реставрацию». Фотография 2010 года


В окрестностях горы Немврода есть и еще один курган, гораздо меньшего размера, насыпанный из земли и камней, рис. 57. Он носит имя Каракуш и считается могилой трех женщин – Исиды (Isias), матери царя Митридата II, его сестры Антиохии (Antiochis) и его дочери Аки (Aka) [24], с. 48. См. рис. 58.

Чтобы понять предназначение пирамид, полезно задуматься над следующим вопросом: что такое курган?

Неправильно думать, что курганы это обязательно захоронения, могилы. Курганы использовались также и как общественные здания, например, церкви. Христианской церковью был, скажем, огромный «Царский Курган», расположенный недалеко от города Керчь в Крыму. Об этом написано, в частности, на пояснительной табличке около входа в курган. См. рис. 59–61. Внутри «Царского кургана», на его каменных стенах, до сих пор сохранились остатки христианских крестов.

Правда, историки пытаются убедить нас, будто первоначально «Царский курган» – как и вообще любой курган по их мнению – служил будто бы местом захоронения. См. пояснительную табличку на рис. 61. И лишь потом, якобы, он был ограблен, очищен от остатков захоронения и стал использоваться как церковь.


Рис. 56. Зодиак «Лев Коммагены» – каменный барельеф с изображением созвездия Льва, Луны и нескольких планет, подписанных по-гречески. Дата, изображенная на зодиаке – 14 сентября 1221 года н. э. [43]. Взято из [24], с. 26


Рис. 57. Курган Каракуш. Вдали виднеется гора Немврода (отмечена нами на фотографии). Фотография 2010 года


Рис. 58. Пояснительная табличка рядом с курганом Каракуш на турецком и английском языках. По мнению историков, курган насыпан над могилой Исиды, матери царя Митридата II, а также его сестры Антиохии и его дочери Аки. Фотография 2010 года


Рис. 59. Так называемый «Царский Курган» на окраине города Керчи в Крыму. Фотография 1996 года


Рис. 60. Перед входом в керченский Царский Курган. Фотография 1996 года


Рис. 61. Пояснительная табличка, установленная возле керченского Царского Кургана. Фотография 1996 года


Но почему тогда внутреннее помещение этого кургана устроено именно как христианская церковь? В частности, там сделан алтарь с прекрасной акустикой, есть место для царских дверей, помещение для молящихся. К алтарю, как и положено в христианской церкви, ведут три ступени, рис. 62. На рис. 63 показан вход в этот старинный курган-церковь.

Царский курган был сложен в таком виде, как церковь, С САМОГО НАЧАЛА. Перестроить курган невозможно, если только не рассыпать его полностью и не собрать заново. Но это будет уже ДРУГОЙ курган.

В Керчи сохранились и курганы существенно меньших размеров, без царских дверей, без амвона – то есть без признаков церковного сооружения. Один из таких курганов стоит в центре города, рядом с автовокзалом. Такие небольшие курганы использовались, по-видимому, просто как жилые помещения.

Ведь и сегодня церковь – это дом. Конечно, с рядом отличительных особенностей, но в целом все-таки дом, а не какое-то другое сооружение.

Итак, наша мысль состоит в следующем. Пирамида или курган – это, скорее всего, просто старый вид человеческого жилища. Для того чтобы в такой дом-курган не проникал дождь, его засыпали сверху землей. Земля служила вместо крыши.

Конечно, мы не отрицаем существования чисто погребальных курганов, которые насыпались над захоронениями. Мы хотим лишь сказать, что в древности далеко не все курганы были погребальными. Первоначально большинство курганов использовалось для жилья. Однако со временем человеческое жилище претерпело существенные изменения. Люди стали жить в домах со стенами и окнами, а не в землянках-курганах.


Рис. 62. Внутренние помещения Царского Кургана. Это помещение очевидно было сразу построено как христианская церковь. На фотографии отчетливо видны три ступени, ведущие на амвон, и проем для царских дверей, отгораживающих алтарь от основного помещения церкви. Фотография 1996 года


Рис. 63. Вход в Царский курган-церковь. Фотография 1996 года


Рис. 64. Курган-кладовая, так называемый «выход» в русской деревне. Фотография сделана в 1999 году в селе Игнатово Нижегородской области


Рис. 65. Еще один «выход» (курган-кладовая) в русской деревне. Фотография сделана в 2004 году в Селе Игнатово Нижегородской области


А гробницы все еще долго делали по древнему образцу человеческого жилища – насыпали курганы.

На Руси курганы-помещения строили вплоть до XX века. Правда, в них уже не жили, а использовали как кладовые. Такие кладовые назывались «выходами» или «ВАВИЛОНАМИ». Словарь В. Даля сообщает: «Выходы, выхода, астрах. ВАВИЛОНЫ, выход, рыбный погреб, подвал СЛОЖНОГО УСТРОЙСТВА» [9], т. 1, столбец 796. Эти выходы-ВАВИЛОНЫ до сих пор можно увидеть в некоторых русских деревнях, рис. 64–66. Они делались небольшого размера, из камня или дерева и сверху засыпались землей. По своему устройству русские «выходы» представляют собой самые настоящие курганы-помещения небольшого размера. От внешнего входа внутрь ведет узкий проход, который кончается входом в прямоугольную внутреннюю комнату, рис. 66.

Курганы-пирамиды строили не только в Евразии и Африке, но и в Америке. По-видимому, американские курганы-пирамиды возникли не ранее XV века, когда туда докатилась волна великого завоевания XIV–XV веков. В архитектуре мексиканских «древних» пирамид и дворцов отчетливо прослеживаются связи с европейскими русско-ордынскими пирамидами-курганами. Например – вход в виде ВЫСОКОГО РАВНОБЕДРЕННОГО ТРЕУГОЛЬНИКА, как в керченском Царском кургане, рис. 63. На рис. 67 для сравнения приведена фотография входа в старинный каменный дворец правителя в Юкатане, в Центральной Америке. В обоих случаях – одна и та же характерная треугольная форма входа. Отметим, что сужение входа снизу, просматриваемое на рис. 67, не относится к первоначальному облику постройки. Оно возникло из-за позднейших переделок, что видно по хорошо заметному шву в каменной кладке. Более того, имеется старое изображение, на котором нет стенок, сужающих вход снизу, рис. 68.


Рис. 66. Внутреннее устройство и внешний вид современного «выхода» такие же, как и в некоторых «очень древних» курганах. Разница только в размерах – «выход» гораздо меньше кургана. Фотография сделана в 2004 году в селе Игнатово Нижегородской области


Рис. 67. Вход в старинный «дворец правителя» в Юкатане, в Центральной Америке. Взято из [23], с. 94


Рис. 68. Старый рисунок XIX века того же входа в юкатанский «дворец правителя». Видно, что вход имеет чисто треугольную форму, без сужения внизу. Форма входа такая же, как у средневекового русского кургана-пирамиды, см. выше. Взято из [23], с. 94


Не мы первые говорим о родственности пирамид и курганов. Некоторые исследователи уже и раньше отмечали, что, например, «пирамида Хефрена задумана как ГИГАНТСКИЙ КУРГАН, могильный холм над погребальной камерой» [15], с. 59.

Много ли было курганов на Руси? Да, очень много. Причем, не только на окраинах страны, но и в самом ее сердце, во Владимиро-Суздальской Руси. К сожалению, очень многие древние русские курганы были варварски уничтожены во второй половине XIX века, когда проводились очередные крупные «зачистки» следов подлинной русской истории. Ответственным за уничтожение курганов на Руси был назначен граф Уваров.

4. Уничтожение курганов на Руси в XIX веке

В 1851–1854 годах только во Владимиро-Суздальской земле было раскопано и УНИЧТОЖЕНО СЕМЬ ТЫСЯЧ СЕМЬСОТ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ курганов. А.С. Спицын в «Известиях Императорской Археологической Комиссии» за 1905 год сообщает: «При поступлении вещей в Румянцевский музей (речь идет о раскопках 1851–1854 годов – Авт.)они представляли в полном смысле БЕСПОРЯДОЧНУЮ ГРУДУ МАТЕРИАЛА, так как при них не было описи с отметками, из какого кургана каждая вещь происходит. Граф Уваров ПОЗДНЕЕ составил опись всей коллекции, но пользуясь лишь отчетами о раскопках, ОТЧАСТИ ПО ПАМЯТИ. Грандиозные раскопки 1851–1854 гг. в Суздальской области БУДУТ ДОЛГО ОПЛАКИВАТЬСЯ НАУКОЮ и служить грозным предостережением для всех любителей МАССОВЫХ РАСКОПОК… Тем горестнее УТРАТА ВЛАДИМИРСКИХ КУРГАНОВ, что они представляют собою ЕДИНСТВЕННЫЙ материал для решения вопроса, какое именно русское племя легло в основу великоруссов… ПОТЕРЯ ЭТИХ КУРГАНОВ НЕ ВОЗНАГРАДИМА НИЧЕМ» [11], с. 89–90.

Как выглядели старые русские курганы, уничтоженные «раскопками» Уварова? К сожалению, фотографии большинства из них не сохранились. Беглую зарисовку нескольких курганов, уничтоженных у села Городища мы приводим на рис. 69.

А.С. Спицын в [11] приводит фотографию нескольких гнездовских курганов внушительных размеров, рис. 70. Они расположены в окрестностях Смоленска. Фотография еще одного гнездовского кургана показана на рис. 71. Внушительные размеры этого кургана можно оценить по высоте деревьев на его вершине. Других изображений русских курганов в [11], к сожалению, не приводится. На фотографии, приведенной на рис. 72, запечатлено начало работ на одном из гнездовских курганов. Раскопками руководил С.И. Сергеев. «Всего в течение трех лет им вскрыто 96 курганов» [11], с. 6.

Сегодня считается, что гнездовские курганы – «самая большая курганная группа в славянских землях, насчитывающая и сейчас ОКОЛО ТРЕХ ТЫСЯЧ КУРГАНОВ» [17], с. 151.

На рис. 73 показан разрез кургана «Черная Могила» в Чернигове. Его огромный размер можно оценить по фигуркам людей на вершине.


Рис. 69. Старинные русские курганы у села Городища. Рисунок, сделанный во время раскопок графа Уварова. Взято из [11], с.84


Рис. 70. Старинные русские гнездовские курганы. Гнездово – место старого Смоленска. Фотография взята из [11], с. 6


Рис. 71. Курган и вал большого Гнездовского городища. Взято из [11], с. 69


Рис. 72. Раскопки С. И. Сергеева гнездовских курганов. Взято из [11], с. 51


Рис. 73. Разрез Кургана «Черная Могила» в Чернигове. Взято из [13], с. 2


Но вернемся к тысячам владимиро-суздальских курганов, уничтоженных раскопками Уварова в середине XIX века. Расскажем подробнее, как происходил этот погром, проходящий под видом якобы «изучения русских древностей».

«В начале 50-х гг. минувшего века (то есть XIX века – Авт.)у графа Л.А. Перовского, управлявшего тогда Кабинетом Его Величества и заведовавшего всеми археологическими разысканиями в Империи, возникла мысль о направлении дальнейших раскопок на изучение собственно-русских древностей. В феврале 1851 г. к нему по этому поводу входит с запискою молодой граф А.С. Уваров, настаивающий, что для начала разысканий ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЗБРАН НЕ НОВГОРОД (на Волхове – Авт.), КАК ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, А СУЗДАЛЬ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ. Новгород, по суждению гр. Уварова, подвергался значительному иноземному влиянию, много терпел от пожаров и нападений, наконец, богатства его были вывезены в Москву, а остатки позднее в Петербург… СУЗДАЛЬ ЖЕ КАЗАЛСЯ ЕМУ МЕСТОМ НЕТРОНУТЫМ И ВМЕСТЕ ПРОСЛАВЛЕННЫМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. "Изучая суздальские древности и видя, КАКОЕ БОГАТОЕ КНЯЖЕСТВО ПРОЦВЕТАЛО ТУТ В ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА, мы можем почти, наверное, предполагать, что эта местность более всех прочих должна содержать памятники, важные в отношении искусств и истории… Я принял смелость предложить окрестности Суздаля ДЛЯ НАЧАТИЯ РАЗЫСКАНИЙ потому, что по всем выводам и собранным сведениям эта местность, едва-ли еще тронутая, обещает обильную жатву к открытиям русских древностей всякого рода"» [11], с. 84–85.

Мы видим, что граф Уваров прекрасно понимал – что именно надо УНИЧТОЖИТЬ, чтобы стереть с лица земли следы подлинной древней русской истории. Он направляет свои усилия отнюдь не на Новгород на Волхове, вероятно, прекрасно понимая, что подлинных древностей там нет, и что к летописному Великому Новгороду он не имеет никого отношения, см. нашу книгу «Господин Великий Новгород». А, значит, КОПАТЬ В ВОЛХОВСКОМ НОВГОРОДЕ БЕСПОЛЕЗНО. Со знанием дела, Уваров обращает свои взоры на Владимиро-Суздальскую Русь, то есть на ПОДЛИННЫЙ летописный Великий Новгород. Именно там, согласно нашей реконструкции, располагалась метрополия Великой Русской Средневековой Империи.

Как писал С.А. Уваров в своей записке, Владимиро-Суздальская земля пока еще не подвергалась обширным археологическим исследованиям, а потому в ней могут сохраниться подлинные свидетельства русской древности. Которые надо обнаружить. К сожалению, записку свою он подавал вовсе не из заботы о сохранении русских древностей. Подлинная цель Уварова, как видно из результатов его раскопок, была прямо противоположной – УНИЧТОЖИТЬ ВСЕ ТО, ЧТО ПРОТИВОРЕЧИТ РОМАНОВСКОЙ ВЕРСИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ. Это было самое настоящее ЗАМЕТАНИЕ СЛЕДОВ.

Как следует из «Известий Императорской Археологической Комиссии», ИМЕННО ЭТО ПРЕСТУПНОЕ ДЕЯНИЕ и было совершено графом А.С. Уваровым. Под лицемерным прикрытием «заботы о русской истории» он уничтожал тысячи и тысячи древних русских курганов. После чего романовские историки и археологи начали лицемерно проливать крокодиловы слезы. Дескать, как жаль, что молодой и горячий граф, движимый самыми лучшими побуждениями, но не обладающий глубокими познаниями в археологии, варварски разгромил более СЕМИ ТЫСЯЧ русских курганов. Невосполнимая, мол, потеря для науки. Как жаль.

Давайте посмотрим подробнее – как именно изящный граф громил русские курганы, а с ними и подлинную древнюю русскую историю.

«В начале марта 1851 г. уже состоялось Высочайшее повеление о производстве разысканий в Суздале… Раскопки возложены на графа Уварова… Графу Уварову поручено было также обратить внимание на архивы министерства во Владимирской губернии» [11], с. 85.

«Работы начаты были 31 мая и продолжались 4 месяца, в 22 местностях Суздальского уезда… Всего разрыто было 1260 куб. саж. земли и 730 (! – Авт.)курганов, причем исполнено было 15 рисунков и 43 плана (КОТОРЫЕ, КСТАТИ СКАЗАТЬ, КУДА-ТО БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛИ)» [11], с. 85.

Это поразительно. Раскопки СЕМИСОТ ТРИДЦАТИ КУРГАНОВ сопровождались лишь 15 рисунками и 43 планами (!?). То есть, в среднем менее чем ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ русских курганов удостоился плана или рисунка! А девять из десяти КАНУЛИ В НЕБЫТИЕ. От них не осталось даже беглого рисунка. Чтобы как-то сгладить поистине фантастическую картину вандализма, творимого Уваровым, позднейшие историки начали рассуждать так. «В Суздале раскопки были ведены с особыми надеждами и упорством, НО РЕЗУЛЬТАТЫ ДАЛЕКО НЕ ОПРАВДАЛИ ОЖИДАНИЙ» [11], с. 85. Дескать, «ничего не нашли», поэтому незачем было и зарисовывать, составлять планы. Но, в то же время, сами проговариваются, что «гр. Уварову в самом же начале посчастливилось найти ИЗВЕСТНЫЕ СЕРЕБРЯНЫЕ БАРМЫ» [11], с. 85.

Получается странная картина. Не успели еще по-настоящему развернуть работы, как уже нашли ставшие весьма известными серебряные бармы. А потом, на протяжении нескольких месяцев ничего достойного не откопали. Поэтому, дескать, и пришлось ограничиться всего лишь 15 рисунками и 43 планами на 730 уничтоженных курганов. Но даже эти жалкие 15 рисунков и 43 плана «КУДА-ТО БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛИ» [11], с. 85.

Но так ли уж «ничего не нашли»? Вряд ли. Скороговоркой сообщается, что «всех вещей найдено было до 2000 нумеров» [11], с. 85. То есть, вещи в курганах все-таки были.

Разделив 2000 находок на 730 курганов, получим в среднем чуть менее трех находок на один курган. То есть, по уверениям графа Уварова, в каждом кургане он обнаруживал в среднем ЛИШЬ ПО ТРИ НАХОДКИ (!?). Это подозрительно мало. Неужели в могилу человека, над которым был насыпан целый курган, не удосужились положить даже десятка достойных упоминания вещей?

Сегодня неизвестно даже распределение уничтоженных Уваровым курганов по городам и селам Суздальского уезда. Пишут так: «Как распределялись между этими селениями раскопанные 730 курганов, НАМ НЕИЗВЕСТНО» [11], с. 86. Значит, не сохранилось никаких данных – сколько курганов было срыто вблизи тех или иных поселений. Известно лишь их общее количество. Поэтому сегодня уже невозможно выяснить, где именно были расположены скопления курганов, а где их было поменьше. А ведь скопления курганов тоже о многом говорят.

Граф был явно удовлетворен проделанной «работой». Сообщается следующее: «Сам исследователь, в общем, был ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН результатами своих работ. "С Суздалем я не ударил лицом в грязь; отличные вещи открыл я, и еще открою"… По возвращении в Петербург граф Уваров составил одушевленный и интересный отчет о своих изысканиях, который был представлен Государю и заслужил Высочайшую отметку: "Весьма любопытно"» [11], с. 85–86.

Граф вошел во вкус. «Погромная археология» ему явно понравилась. И, вероятно, она нашла благожелательный отклик при романовском дворе. «В 1852 г. граф Уваров получил ТАКУЮ ЖЕ СУММУ НА НОВЫЕ ИЗЫСКАНИЯ… На этот раз он занялся исключительно курганами, которых раскопал 1261. Вещей добыто было НЕМНОГО, И СКОЛЬКО-НИБУДЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕЖДУ НИМИ НЕ ОКАЗАЛОСЬ» [11], с. 86.

Итак, по уверениям графа Уварова, в ТЫСЯЧЕ ДВУХСТАХ ШЕСТИДЕСЯТИ ОДНОМ КУРГАНЕ якобы не нашлось НИЧЕГО ДОСТОЙНОГО УПОМИНАНИЯ. Ни одной вещи! Правда, на этот раз уцелели хотя бы сведения о том, сколько именно курганов было срыто возле тех или иных поселений.

По-видимому, на этот раз граф Уваров окончательно осмелел и стал громить старые русско-ордынские курганы уже совершенно откровенно, размашисто, не считая нужным даже делать вид, будто «исследует русскую историю». Ведь если за один год был «изучен» 1261 курган, следовательно, в среднем, ЗА ОДИН ДЕНЬ графу удавалось вскрыть и «обработать» около ТРЕХ КУРГАНОВ. Если бы речь шла действительно об археологическом исследовании, то три кургана за день – это слишком много. Вдумайтесь сами. За сутки вскрыть три кургана, добраться до захоронений, аккуратно очистить их от земли. Извлечь вещи, составить опись, сделать рисунки, составить общий план и так далее. Это огромный труд. И так каждый день. Без отдыха, без выходных, на протяжении целого года.

А если в выходные и праздники «археологи» все-таки позволяли себе отдохнуть, то, значит, в остальные дни им приходилось вскрывать и по четыре и по пять курганов в день. Что еще более неправдоподобно. Но если речь идет не об исследовании, а о ПРОСТОМ УНИЧТОЖЕНИИ трех-четырех курганов в день, то все становится на свои места. Грубо срыть за день три холма, имея несколько сотен рабочих-землекопов, не так уж сложно.

В общей сложности, граф Уваров в поте лица трудился над русскими курганами целых четыре года – с 1851 по 1854 год. За этот срок он раскопал около ВОСЬМИ ТЫСЯЧ курганов. А точнее – 7729 курганов. Выходит, что ему удавалось «тщательно исследовать» за год в среднем около 1940 курганов. Проведем простой расчет. В году 365 дней. Делим 1940 на 365 и получаем чуть более ПЯТИ КУРГАНОВ ЗА ДЕНЬ. То есть Уваров умудрялся ежедневно сносить даже не три, а пять курганов. Это – если без выходных и праздников. А если время от времени отдыхать, то приходилось «внимательно изучать» по шесть и более курганов в день. Картина становится поистине фантастичной. Но только если речь идет об исследовании курганов. Если же курганы просто УНИЧТОЖАЛИСЬ, а не исследовались, то картина вполне правдоподобна.

Кстати, «неизвестно, где хранится подлинный отчет о раскопках 1851 и 52 гг.; знаем лишь извлечения из него, помещенные в "Мерянах"» [11], с. 87, комментарий 1.

Пойдем дальше. «Известия Императорской Археологической Комиссии» сообщают нам следующее.

«В общем итоге графом Уваровым в оба раза, по его счету, раскопаны были 3103 курганные насыпи. В 1853 г. граф Уваров оставляет север ради юга и производит исследования в Екатеринославской, Херсонской и Таврической губ., передав работы в Суздальской области П.С. Савельеву… ПОДРОБНОСТЕЙ О РАСКОПКАХ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ САВЕЛЬЕВЫМ, МЫ НЕ ИМЕЕМ. Знаем, что они ведены были ТЕМ ЖЕ БОГАТЫРСКИМ РАЗМАХОМ. Почти все время число рабочих было не менее 80, доходя до 138 человек; средним числом работало человек по 100 в день. Ныне такой прием работы назвали бы НЕ РАСКОПКАМИ, А ГРАБЕЖОМ… Он (Савельев – Авт.)так как почти не отвлекался раскопкою старых поселений, то не только нагнал в первый же год графа Уварова в количестве раскопанных курганов, НО ДАЖЕ ПРЕВЗОШЕЛ ЕГО, УНИЧТОЖИВ В 44 МЕСТНОСТЯХ 3414 НАСЫПИ, а в следующем году, будучи отвлечен исследованием Александровой горы, УСПЕЛ РАЗРЫТЬ ТОЛЬКО 1240 КУРГАНОВ. По счету графа Уварова всего в течение четырех лет разрыто было в 163 местностях 7757 курганов, но в действительности несколько менее, хотя, во всяком случае, БОЛЬШЕ 7000. Суздальская область была СТОЛЬ ОСНОВАТЕЛЬНО ОЧИЩЕНА ОТ КУРГАНОВ, что Кельсиев в 1878 г. ТЩЕТНО ИСКАЛ в Ростовском уезде НЕТРОНУТЫХ НАСЫПЕЙ» [11], с. 87–88.

Конец ознакомительного фрагмента.