Первое житие святого Антония Падуанского, называемое также «Легенда Assidua»
Пролог
1. Начинается пролог к житию святого Антония
1. Побуждаемый настойчивой просьбой братьев (Assidua postulatione fratrum) и движимый желанием извлечь пользу из спасительного послушания, взялся я изложить житие и деяния блаженнейшего отца и брата нашего Антония к похвале и славе (1 Петр 1, 7) Всемогущего Бога, ради любви и почитания верных. 2. Житие святых передается в записях последующим поколениям для того, чтобы всегда и во всем воздавалась слава Господу, а верующим, внимающим рассказу о чудесных знамениях, которые Бог явил в святых, указывался бы пример для исправления жизни и огонь благочестия.
3. Посему, зная, что на такое дело я совершенно не способен, все же не удержу уста мои (ср. Пс 39, 10), уповая, что Тот, Кому ведомы намерения сердечные (ср. Евр 4, 12), доведет мой замысел до конца. 4. Я обращаю к молящим Христа правдивое, но краткое, не витиеватое слово, ибо не желаю изобильным красноречием льстить их слуху (ср. 2 Тим 4, 3) и потчевать читателей листьями вместо плодов.
5. Не все из описанного сам я видел очами (ср. Ис 64, 4), но узнал от господина Сугерия[20], епископа Лиссабонского, и из сообщений других католических мужей[21]. 6. Но ведь именно так Марк и Лука написали Евангелие, а святой Григорий – свои беседы с Петром[22], ибо, как сам свидетельствует, обо всех событиях, о которых в них идет речь, он узнал из рассказов мужей, достойных доверия.
7. Чтобы верные, благочестиво читающие сие житие, скоро находили (ср. Быт 27, 20) то, что им нужно, я разделил свой труд на две части и добавил к каждой главе заголовок. 8. В первой части я изложил самые важные события жизни Антония, ради краткости отобрав их из прочих событий, произошедших после его первого облачения в рясу каноника[23]. 9. В следующей же главе, опираясь на свидетельство наших братьев и верующих, достойных доверия, я рассказал о чудесах, которые через него совершил Господь (Притч 16, 4).
10. Посему я, писавший сие послание (Рим 16, 22), призываю читателей: увидев, что я кое-где рассказал меньше, чем хотелось, или, случайно заговорившись, отошел от истины, не спешите обвинить меня во лжи (Vlg: ср. Быт 38, 23) и неправде, а милосердно простите мое неведение и забывчивость.
ПРОЛОГ ОКАНЧИВАЕТСЯ.
Начинается житие святого Антония
2. О родном городе святого Антония
1. Итак, есть, как сказывают[24], в Португальском королевстве[25] город, расположенный у предела западного (Vlg: ср. Быт 13, 4.7), на самом (Исх 26, 22; 36, 32) краю (Иер 50, 26) мира, называемый его обитателями Лиссабон[26], потому что, как говорят (ср. Иер 3, 1), он основан самим Улиссом. 2. В стенах его в честь Преславной Девы Марии воздвигнута удивительно величественная церковь[27], в которой почивает, хранимое с почестями, драгоценное и всякого почтения достойное, тело блаженного мученика Викентия[28].
3. Неподалеку от западной стороны церкви (ср. Иез 48, 16.23.24) у счастливых родителей[29] святого Антония был дом, достойный их положения[30]; вход же в него находился близ порога храма (Vlg: ср. Иез 10, 18). 4. Были они в первом расцвете юности[31], когда родили счастливого сына, и у священной крещальной купели нарекли ему имя (ср. Исх 15, 23) Фернандо.
5. Туда же, в церковь Пресвятой Богородицы привели они его учиться священным писаниям[32] (ср. 2 Тим 3, 15) и, словно направляемые предчувствием, вверили служителям Христовым (ср. 1 Кор 4, 1; 2 Кор 11, 23) воспитание будущего Христова глашатая.
3. Как он вступил в Орден святого Августина
1. Проведя кротко детские годы дома, Фернандо счастливо завершил пятнадцатый год[33] жизни. 2. По мере взросления его плоть начала испытывать порочное возбуждение, но, даже чувствуя незаконное влечение более обычного, он никогда не давал воли юности и сладострастию (Vlg: ср. Екк 11, 10), а победив слабость человеческую, поспешно, с настойчивостью укрощал похоть плоти (ср. 1 Ин 2, 16). 3. Повседневный мир все более докучал ему, и он удержал ногу от того, чтобы переступить его порог, опасаясь, как бы не прилип случайно к нему прах (ср. Лк 10, 11) земных удовольствий, препятствие для того, кто духом уже устремился на путь Господень (ср. 4 Цар 21, 22).
4. Совсем недалеко от стен упомянутого города есть монастырь Ордена святого Августина[34], в котором мужи, благочестием славные (ср. Быт 6, 4), в облачении регулярных каноников служат Господу. 5. В эту-то обитель и отправился человек Божий, презревший мирские утехи, и там со смиренным самоотречением облачился в рясу регулярного каноника.
6. Там пробыл он почти два года, вынужденный терпеть визиты друзей[35], которые так досаждают благочестивым душам, и чтобы избавить себя от всего, что причиняет беспокойство и может немало истощить душевное мужество, решил покинуть родную землю, с тем чтобы под защитой чужих берегов стать мирным воином Господа (ср. 2 Тим 3, 4). 7. Поэтому с трудом, настойчивыми просьбами добившись разрешения у настоятеля, он поменял не орден, а обитель и, горя духом (ср. Деян 18, 25; Рим 12, 11), перешел в монастырь Святого Креста в Коимбре[36].
4. Как в Коимбре он совершенствовал добродетели и ученость
1. Ревнуя о суровой дисциплине и из любви к плодотворному безмолвию, раб Божий Антоний перешел в монастырь Животворящего Креста; и все более горячо доказывал, что переменил не столько место, сколько усердие. 2. И, как написано[37], «достойно хвалы не в Иерусалиме быть, а там порядочно жить» (ср. Иероним Послание 58 к Паулину, 2. PL 22, 580: Non Ierosolymis fuisse, sed Ierosolymis bene vixisse laudandum est), то Фернандо так поступал, что всякому было очевидно, что искал он себе место наиболее подходящее для достижения высочайшего совершенства.
3. Усердными занятиями он постоянно развивал ум, а душу упражнял размышлениями; днем и ночью, если позволяло время, предавался чтению Божественного Писания[38]. 4. Ныне, видя связь Истины с историей, он аллегорическим сравнением укреплял веру; ныне, обратившись к словам Писания, укреплял склонности характера[39].
4. Оттого, исследуя со счастливой любознательностью глубины слов Божьих (ср. 1 Кор 2, 10; 1 Петр 4, 11), с помощью свидетельств Писания он сохранил свой разум от силков заблуждений[40]; оттого с тщательным упорством вновь и вновь размышлял над изречениями святых. 6. И все прочитанное цепко держал в памяти[41] (ср. 2 Макк 2, 26), так что неожиданно для всех вскоре заслужил славу знатока Писания.
5. Как святой Антоний, мечтая о мученичестве, вступил в Орден Братьев Меньших и о том, как он сменил имя
1. После сего (Ин 7, 1) инфант дон Педро перевез из Марокко мощи святых мучеников, а именно, Братьев Меньших[42], и по всем областям (Есф 3, 8; 8, 10) Испании распространилась весть о том, что он чудесно спасся благодаря их заслугам. Раб Божий Антоний, услышав, какие чудеса совершились через мучеников[43], исполнился крепости (Vlg: Ос 12, 3) Святого Духа и, препоясав чресла верой (ср. Ис 11, 5), облек мышцу свою в броню ревности о Боге (Vlg: ср. Прем 5, 18). 2. И сказал в сердце своем (ср. Быт 17, 17): «О, если бы Всевышний благоволил и меня приобщить к венцу святых Своих мучеников! О, если бы и меня, стоящего на коленях (ср. Суд 7, 6), палач, схватив за горло, рассек бы мечом за имя Иисусово (Деян 5, 41)! Увижу ли это? Наступит ли сей радостный день?». Это и тому подобное (Vlg: ср. Тов 1, 8) беззвучно говорил он себе.
3. В то время близ Коимбры, в обители, названной в честь святого Антония[44], проживали братья из Ордена миноритов, читать не умеющие (ср. Ис 29, 12; св. Франциск Ассизский. Устав, утвержденный буллой, гл. 10, 8), но деяниями наставлявшие букве Писания[45]. 4. Они, прося милостыню согласно уставу Ордена[46], часто приходили в монастырь, в котором подвизался человек Божий.
5. Как-то пришли они, а человек Божий по обыкновению[47] подошел поприветствовать их наедине и, между прочим, сказал: «Братья мои возлюбленные (Флп 4, 1), горячо желаю я облачиться в рясу вашего Ордена, если вы пообещаете сразу, как только присоединюсь к вам, отправить меня в землю сарацин, ибо и я желаю стяжать венец вместе со святыми мучениками». 6. Братья, немало обрадованные словами такого мужа (ср. 2 Макк 4, 35), постановили принять его послезавтра[48] и не медлить, чтобы задержка не навлекла беды.
7. Итак, братья в радости вернулись домой, а раб Божий Антоний остался просить аббата[49] позволить ему совершить то, о чем было сказано выше. 8. Безусловно, добиться разрешения удалось с трудом, настойчивыми просьбами; братья же, не забыв обещание, в назначенный день (Быт 18, 14) утром (ср. Быт 29, 25) пришли в монастырь и немедленно облачили человека Божия в рясу своего Ордена[50].
9. Как только это свершилось, прибежал некий из его собратьев-каноников и в горести сердечной сказал[51] (ср. Иов 10, 1): «Иди, иди, святым станешь (Vlg: 2 Цар 22, 26, Пс 17, 26)». 10. Обратившись к нему, человек Божий Антоний смиренно ответил: «Когда услышишь, что я стал святым, восхвали за то Бога». 11. После этих слов братья скоро поспешили (ср. 2 Цар 17, 18) домой, и следом за ними новый собрат, которого они приняли в доказательство любви (ср. 2 Кор 8, 24).
12. Однако раб Божий опасался[52] нападения (Vlg: Лев 25, 19) разъяренных родственников, и задумался, как бы ловчее увести в сторону их тщательные поиски (ср. Быт 31, 35). 13. Потому-то он и сменил имя[53], назвавшись (ср. Исх 15, 23) Антонием, словно предвидя, что в будущем станет глашатаем слова Божия. 14. Действительно, имя «Антоний» буквально означает «гром свыше». И воистину, когда он проповедовал премудрость Божию, сокровенную, между совершенными (ср. 1 Кор 2, 6–7), речь его была подобна звучанию трубы и заключала в себе столь многочисленные и глубокие смыслы Писания, что редко кто, даже из тех, у которых чувства навыком приучены (Евр 5, 14), мог уразуметь его изысканную речь (Vlg: ср. Ис 33, 19).
6. Как он отправился в Марокко и о его возвращении
1. Итак, ревность о распространении веры все распаляла его, и не давала ему покоя горевшая в сердце жажда мученичества[54]. 2. Поэтому Антоний, получив, как было обещано, разрешение, поспешил в землю сарацин[55].
3. Но Всевышний, зная о том, что человеческое (ср. Мк 8, 33), лично противостал ему (Гал 2, 11) и поразил Антония тяжелой болезнью, всю зиму причинявшей ему суровые страдания. 4. Понял он, что ничто не благоприятствует исполнению (Vlg: ср. Быт 28, 21) задуманного, и был вынужден вернуться в родную землю, чтобы восстановить хотя бы телесное здоровье.
5. Поплыл Антоний назад, намереваясь пристать к берегам Испании, но из-за шквального ветра оказался на Сицилии[56]. 6. В то время было решено собрать под Ассизи[57] генеральный капитул. Когда человек Божий Антоний узнал об этом от братьев из города Мессина, то, показав себя крепче (2 Цар 2, 1), чем был на самом деле, как мог, отправился на капитул[58].
7. Как он пришел в Романью и как жил там
1. Капитул завершился, и министры, как обычно, отослали вверенных им братьев в свои края (ср. Исх 18, 23). На попечении генерального министра остался один (3 Цар 19, 10) Антоний[59]; человек никому не известный, он казался мало на что годным новицием, и никому из министров не былнужен. 2. Тогда[60], отозвав в сторону брата Грациана[61], который в то время был министром братьев в Романье, раб Божий Антоний начал умолять того попросить генерального министра[62] направить его в Романью и преподать ему там начатки духовной дисциплины.
3. Не упомянул он ни о своих знаниях, ни об исполняемом ранее духовном служении[63], но, все свое образование и познание пленив в послушание Христу (ср. 2 Кор 10, 5), заявил, что ничего так не желает и не жаждет, как обнять Иисуса, и притом распятого (1 Кор 2, 2).
4. Брат же Грациан, дивясь столь исключительному благочестию, внял просьбам человека Божия и, взяв его к себе, препроводил в Романью. 5. Когда человек Божий Антоний прибыл туда[64], то, получив по воле Господа разрешение, благочестиво отправился в пустынь Монтепаоло, чтобы, оставив мирские волнения, преисполниться царившим в ней покоем.
6. Покуда Антоний оставался (Vlg: ср. Мф 25, 5) в этой пустыни, один из братьев соорудил себе в некой пещере келью для молитвы, чтобы ничто не препятствовало ему там посвящать себя Господу. 7. Человек Божий однажды приметил то место и, сочтя его чрезвычайно подходящим для молитвы, стал умолять брата уступить келью. 8. Получив же это прибежище мира, раб Божий Антоний ежедневно, исполнив обязанность утренней общинной молитвы[65], уходил в келью, взяв с собой маленький кусочек хлеба и сосуд с водой[66]. 9. И там он проводил весь день в уединении, заставляя плоть служить духу; однако, соблюдая предписания святого устава, всегда возвращался ко времени собрания общины[67].
10. Не раз бывало, что, услышав колокольный звон[68], хотел он присоединиться к братьям, но поскольку тело его было истощено бдениями и умерщвляемо воздержанием, не удержавшись на ногах, он падал на дорогу. 11. Действительно, иногда он воздержанием так обуздывал (ср. Пс 31, 9; Vlg: Иез 29, 4) свою плоть, что без помощи братьев, как свидетельствует один из бывших там[69], не смог бы вернуться в пустынь.
8. Как братьям открылась его ученость
1. По долгом времени (Мф 25, 19; Vlg: Тов 1, 18) случилось братьям отправиться в город Форли, чтобы принять рукоположение. 2. И сошлись там по этому случаю многие братья – францисканцы и доминиканцы; между ними пришел и (Иов 1, 6) Антоний.
3. Поскольку все собрались, и уже подошло время для рукоположения, министр той обители[70], как обычно, начал просить присутствующих братьев из Ордена проповедников[71] наставить жаждущих словом спасения (Деян 13, 26). 4. Когда же все они единодушно объявили, что никто из них не хочет и не должен проповедовать без предварительной подготовки, министр обратился к брату Антонию и повелел[72] возвестить собравшимся братьям все, что напомнит ему Дух Святый (ср. Ин 14, 26).
5. Министр даже не верил, что брат знает Писание, и не думал, что тот читал что-либо еще, кроме потребного для церковного служения[73]. Надежда его основывалась на одном-единственном благоприятном впечатлении: министр слышал, как он, если была в том нужда, грамотно говорил по-латыни[74]. 6. Действительно, хотя Антоний был настолько прилежным, что память заменяла ему книги, стяжал благодать красноречия и был искусен в слове (Ис 3, 3), братья считали его более способным к мытью посуды для стряпни[75], чем к объяснению тайн Писания.
7. К чему медлить? Антоний всеми силами (Быт 31, 6), как только можно, отказывался; но тут со всех сторон поднялся крик, и пришлось ему начать проповедовать простыми словами. Язык его – можно сказать, трость Святого Духа (ср. Пс 44, 2) – благоразумно изложил суть дела, ясно и в кратких словах (Vlg: ср. Дан 7, 1); братья же, охваченные изумлением и восхищением, обратившись в слух, единодушно внимали (Деян 8, 6) обстоятельно говорившему проповеднику. 8. Изумление усугублялось благодаря неожиданной глубине его слов; слушатели просвещались духом сказанного и воспламенялись милосердием. 9. Итак, преисполнившись святого утешения, все хвалили раба Божия Антония за ценную добродетель смирения в сочетании с даром учености[76].
9. О его проповеди в Романье и об обращении еретиков
1. Поскольку, как сказал Господь, не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф 5, 14), после недолгого времени дошла до их министра[77] весть о произошедшем, и Антоний был вынужден (Vlg: Исх 36, 4) отказаться от уединения и безмолвия, чтобы пойти к народу. 2. Анахорет стал проповедником, и уста его, долгое время замкнутые, открылись для возвещения славы Божией. 3. Укрепленный силой Того, Кто призвал его, Антоний стал столь ревностным проповедником, что своим усердием стяжал себе имя благовестника[78] (ср. 2 Тим 4, 5): ходя по городам (Мф 9, 35) и замкам, деревням и весям[79], он повсюду в горении духовном сеял преизобильные семена жизни.
4. Из ревности о душах отказывал он себе в отдыхе во время странствий, и вот, случилось ему по воле неба придти в город Римини[80]. Увидев там множество людей, плененных еретическими заблуждениями, тут же созвал жителей всего города и, воспламенившись духом, начал проповедь. Не зная хитросплетений философов, он ярче, чем солнечный свет, высветил лукавые утверждения еретиков. 5. Слово силы (ср. Евр 1, 3) и спасительное учение пустили такой корень в сердцах слушателей, что, отринув нечистоту заблуждений, многие, уверовав, обратились к Господу.
6. Среди них Бог через Своего раба Антония наставил на путь истины (Пс 118, 30) ересиарха по имени Бононилло[81], тридцать лет по заблуждению отвращавшегося от веры, и тот, творя покаяние, благочестиво соблюдал наставления Святой Римской[82] Церкви до конца[83] (ср. Мф 10, 22) своих дней.
10. О славе святого и о плодах его проповеди
1. После сего[84] (Ин 7, 1) министр Ордена, по настоятельной нужде своей монашеской семьи, отправил раба Божия Антония в курию[85]. Всевышний даровал ему заслужить у досточтимых князей Церкви такое уважение, что Верховный понтифик и все кардиналы[86] внимали его проповедям в пылу благоговения. 2. Действительно, он красноречиво толковал глубинные смыслы Писания, и сам господин Папа назвал его в знак душевного расположения Ковчегом Завета[87] (Числ 14, 44; Откр 11, 19).
Конец ознакомительного фрагмента.