Вы здесь

Пенчак-силат. Теория и практика. Теоретические основы (Евгений Мышкин)

Теоретические основы

Пенчак-силат

Пенчак-силат это агрессивное и сугубо прикладное индонезийское боевое искусство. Это общее название для более чем 800 стилей распространенных на более чем 17000 островах Индонезийского Архипелага, наибольшими из которых являются острова Ява, Суматра, Бали. Около 260 стилей силата насчитывается в Малайзии.


Слово «пенчак» наиболее часто используется для обозначения стилей на острове Ява, тогда как слово «силат» или силек используется в основном на острове Суматра. Таким образом, Пенчак-силат это общее название индонезийских боевых искусств, которое возникло в 1948 году на конгрессе Ассоциации Пенчак-силата Индонезии в результате попытки государства Индонезии создать единый национальный стиль. Встречаются и другие наименования силата такие как манчак (Бали), мэнпо, улин (Западная Ява). Для краткости здесь будет использоваться лишь обозначение «силат». Согласно другому толкованию, «пенчак» – это движение, танец (кембанган), своего рода бой с тенью, демонстрируемый публике, а «силат» – это боевое применение этих движений, скрытое от публики. Или иначе, это бой (силат), использующий искусство (пенчак). В связи с чем, бытует выражение «нет силата без пенчака, пенчак без силата бесполезен».


В силате выделяют четыре аспекта: самозащита (беладири), спорт (олахрага), танец (сени) и духовный аспект (ильму). Каждый стиль силата (алиран) обычно концентрируется на каком-то одном из этих аспектов. В зависимости от географической локализации, можно выделить общие технические характеристики, преобладающие в различных стилях [6]:


Стилизованная борьба, заломы и приемы ногами – стили Суматры

Ударная техника, приемы руками – стили Западной Явы, Борнео

Их синтез – стили Центральной и Восточной Явы, Бали


Находясь на стыке Индии и Китая, индонезийцы обладали великолепной способностью к синкретизму культур, что также нашло отражение и в силате. Помимо собственно индонезийских элементов в силате можно выделить индийские, южно-китайские, арабские и даже европейские (голландские) мотивы. В стилях Суматры, которая географически ближе к Индии, наиболее заметно индийское влияние – преобладание борьбы и заломов, низкие стойки. Особую манеру передвижений по геометрическим фигурам (лангка), характерную для силата можно найти уже в Калари-Пайатту, которое считается древнейшим единоборством и практикуется в индийском штате Керала. Передвижения в стилях Суматры сопровождаются характерными хлопками ладоней по бедрам, что выражает готовность к бою (а также выводит из состояния ступора и активирует энергию), и, вместе с тем, показывает неуважение к противнику и имеет целью устрашающее воздействие. Эти хлопки встречаются и в индийских видах борьбы. Другая особенность стилей Суматры это тренировка позиций (куда-куда), напоминающих позиции йоги. Каждая из этих куда, а также переходы между ними имеют многочисленные боевые применения.


В этой связи интересно отметить, что многие стили Явы включают в себя элементы из стилей Суматры, но никак не наоборот. Вообще, стилевые движения силата, которые позволяют отличать его от других единоборств, напоминают движения стилей Суматры, из чего можно заключить о происхождении силата из Суматры, откуда он впоследствии перекинулся на Западную Яву. Стили Явы отличаются от Суматры, они более ударные, можно проследить китайское и голландское влияние. Многие стили (Чимандэ, Серак) в свое название включают слово пукулан (удары) – это исковерканное слово пугилизм, старое название английского доперчаточного бокса. Стили, происходящие из Китая, в Индонезии называются кунтао, искаженное слово «кунг-фу». Однако, китайское влияние на стили cилата сильно преувеличено в силу секретности самих китайских школ, где преподавание велось исключительно китайцам. В результате японской оккупации многие стили, особенно те, что появились сравнительно недавно, сильно напоминают каратэ, айкидо и прочие японские виды единоборств с их характерными прямолинейными движениями. В настоящее время, в связи с развитием спортивного варианта силата, поддерживаемого государством, утрачивается его традиционный и прикладной аспект, теряется оригинальность силата и он все больше напоминает прочие стандартные азиатские боевые искусства.


Основными элементами силата являются пассанг (исходное положение и приветствие), лангка (работа ног), джуру (работа рук). Их многочисленные сочетания называют бунго (цветок) или кембанган, а боевое применение называют буах (плод). Наличие внешне привлекательных и даже танцевальных традиционных движений (бунго), за которыми скрываются грозные боевые приемы (буах), является характерной чертой силата, отличающей его от других воcточных боевых искусств. Характерной особенностью силата является также добивание противника для завершения атаки.


Другой отличительной чертой является особая работа глаз, взгляд во время боя направлен как бы в землю, избегая контакта с глазами противника, что приводит противника в недоумение. Это делается также с целью дегуманизации противника, чтобы не видеть глаза жертвы. В силате исходят из того, что в основе боя должна лежать осязательная чувствительность, благодаря которой реакция на действия противника происходит быстрее, чем при использовании зрения. Такой отстранённый взгляд также возникает при вхождении в транс.


Рисунок 1. Основные острова Индонезии с наиболее известными стилями пенчак силата.

Возникновение силата

Диалектику происхождения боевых искусств как таковых, в целом, можно свести к основному философскому вопросу о первичности духа или материи. Является ли первичным телесный аспект боевых искусств, а потом возникала духовная составляющая, или наоборот. Происхождение боевых искусств в Азии безусловно связано с шаманизмом, особенно учитывая факт совпадения географической локализации. Общеизвестные синтоизм в Японии и ритуальный даосизм в Китае (практикуемый в деревнях Китая, а не в умах западных философов) напрямую связаны с общением с духами, в чем и заключается шаманизм. Несмотря на исламизацию, учителя силата почти всегда являлись еще и мистиками, практикующими доисламскую магию (кебатинан). Вообще же, поскольку любой бой есть пограничное состояние между жизнью и смертью, то считается что победа требует концентрации всех сил, включая невидимых, искусство управления которыми в силате называют ильму.


Сами создатели новых направлений силата заявляли, что стиль приходил к ним во время медитации. Так гуру силата Вак Сарин, мастер пяти стилей силата, затворившись на несколько месяцев в удаленной пещере создал новый стиль Силат Силуман Харимау (силат злого тигра). По его словам после поста, молитв и вызывания духа злого тигра, движения силата «сами снизошли на него». Меор Дату Рахман получил знания Силата Гайонг от духа Ханг Туах в видении. А основатель Чикалонг, Хаджи Ибрагим, провел в пещере три года прежде чем создать стиль. Такое мистико-аскетическое уединение (бертапа), сопровождаемое постом, молитвой и медитацией, способствует отделению внутреннего (батин, корень слова кебатинан) от внешнего (захир). А дыхательная практика тенага далам пробуждает энергию дракона (нага). Основная цель кебатинан – сделаться неуязвимым для врага.


Интересно отметить, что в странах Азии фактически каждая деревня имела свой собственный стиль боевых искусств. В связи с этим, трудно представить, чтобы в каждой деревне был свой гений, способный создать боевую систему, однако в каждой деревне был свой шаман [7]. Часто в различных стилях встречаются легенды, когда мастер, наблюдая за поведением животных, пришел к созданию боевого стиля на основе этого животного. Можно предположить, что именно шаман, входя в транс (менурун), вступал в общение с духом животного и начинал в трансе двигаться соответствующим образом. Впоследствии, его движения анализировались и оттачивались, превращаясь в систему. Такое использование транса можно было наблюдать в позапрошлом веке во время Боксерского восстания в Китае, когда китайцы соединялись с духами животных и мифических персонажей, полагая, что будут неуязвимы для пуль. Подобное до сих пор практикуется и в Индонезии, в стране, наименее подвергшейся западному влиянию и до сих пор близкой к своим истокам. Так, в стиле Памачан на Западной Яве до сих пор практикуется соединение с духом тигра.


В связи с шаманизмом, стоит также отметить связь боевых искусств с традиционными танцами, связь, которую прослеживается на всей территории юго-восточной Азии. В случае силата речь идет о кембанган, танце, который часто исполняется в состоянии транса под аккомпанемент барабанов и флейт, фактически аналогичный танцу шамана. Подобные ритуальные танцы часто выполняют перед началом боя и в тайском Муай Тай и в японском Сумо.


Также известно, что мастера боевых искусств должны владеть не только искусством самозащиты, но и искусством исцеления ведь в процессе тренировок неизбежно происходят травмы от ушибов до переломов. А как известно, врачевание являлось и основной функцией шамана. Во многих стилях силата и филлипинских боевых искусств до сих пор изучают магию и используют амулеты для приобретения силы и защиты от злых духов. В Малайзии гуру силата часто называли бомох-силат. Бомох это целитель, впадающий при необходимости в транс для достижения своих целей. Подобно шаману, несмотря на запреты ислама, гуру силата осуществляют исцеления с помощью сеансов, заговоров, молитв, трав, массажа и кровопускания, но также вызывают духов животных и умерших. Гуру силата также должен был уметь изгонять духов из ученика при неудачной практике ильму.


Все это показывает прямую связь боевых искусств с шаманизмом, однако, судя по всему, впоследствии по мере развития цивилизации между ними произошел разрыв, и боевые искусства все больше рационализировались и превращались в системы с характерными стилевыми движениями и методиками наработок. И как японское кендо является выражением дзен, а тайцзицюань выражением даосизма, также силат является выражением исламского суфизма, а его движения представляют телесную каллиграфию и воспоминание Бога (дхикр) в движении. В более позднее время силат был осмыслен через ислам. Более исламские стили силата, например как малайский Сени Силат Хакк, запрещают соединение с духом животного подчеркивая превосходство человеческого начала. Следует также отметить, что практика физического аспекта боевых искусств с целью развития тела и характера не противоречит и христианству. Например, в Центральной Яве практикуется стиль Присаи Шакти (священный щит), философия которого связана с христианством. С технической стороны он представляет собой сочетание силата с японскими боевыми искусствами.


Стили силата можно разделить на первоначальные и производные. К первоначальным можно самостоятельные стили такие как Чимандэ, Силек Туо, Харимау. Производные стили являются авторской комбинацией уже существующих чаще первичных стилей. Так Барингин Шакти есть комбинация элементов из стилей Харимау, Стерлак, Куманго, Линату и Силек Туо; Сетиа Хати из Харимау, Чимандэ и Чикалонг. Можно выделить несколько причин для появления таких производных стилей. Одной из причин является традиция молчания ученика, считалось что вопросы и любознательность происходят от шайтана, а учитель сам расскажет то, что нужно в соответствующий момент и в соответствии с уровнем ученика. Также учителя часто скрывали критические элементы, чтобы ученик не мог бросить вызов учителю, чтобы в случае чего учитель мог бы одержать верх. Ученики часто учились у нескольких учителей чтобы восполнить недостающие знания и впоследствии создавали новые направления как комбинацию имеющихся знаний.

Силат в истории Индонезии

Силат это часть Малайской культуры, к которой относятся народности, населяющие Малайзию, Индонезию, Сингапур, Брунеи, Филлипины. Изначально Индонезия не была единым государством, на каждом острове господствовало свое королевство. На Суматре уже в 7 веке утвердилось буддийское королевство Шривиджайя. Расположенное на пути из Индии в Китай, через него переправлялись драгоценные камни, благородные металлы, пряности и даже африканские львы, а также местная продукция – рис и бензойная смола. Силат на Суматре изначально был разделен на боевой и культурный аспект. У народности Минангкабау Западной Суматры к силату относились как к сакральному знанию, передаваемому из поколения в поколение (пусака). Первые письменные упоминания о силате Минангкабау относятся к 11 веку, когда при дворе короля его советник Датук Сури Драджа практиковал силат. Почитаемым животным у Минангкабау является буйвол, что нашло свое отражение в форме домов (например дворец Пагуруюнг), головных уборов, а также в движениях определенных стилей силата.


На Яве приблизительно с 8 века существовало другое буддийское королевство – Матарам, где впоследствии к власти пришли представители династии почитающей Шиву. На Западной Яве преобладающей была народность Сунда, практикующая силат, состоящий из боевого, культурного и магического (тенага далам) аспектов. Считается, что все разновидности силата на Яве происходят от стиля Чимандэ. В Центральной Яве, однако, можно обнаружить лишь боевой аспект, не демонстрируемый публике а также преобладание духовных практик (кебатинан). Позднее, в 10 веке в Восточной Яве утвердилась империя Маджапахит, достигшая своего могущества в 14 веке и объединившая буддизм и индуизм. В Маджапахит среди аристократии практиковался малайский силат. Ислам стал утверждаться среди населения Суматры лишь в 13 веке. В 14—15 веках ислам распространился на территорию Явы. В 16 веке. империя Маджапахит распалась на ряд мусульманских княжеств. Следует отметить, что в Индонезии практикуется не чистый ислам, а так называемый «мистический ислам», дополненный буддийскими, индуистскими и шаманистскими элементами. Параллельно силат использовался для распространения идей суфизма [8].


Рисунок 2. Румах гаданг – «большой дом» – типичная архитектура крыши жилищ на западной Суматре


В 16 веке в Индонезии впервые появились португальцы, которые были впоследствии вытеснены голландцами. В 1602 году была создана Голландская Ост-Индийская компания, получившая монополию на торговлю со странами Востока. В это же время началось создание организованных школ силата во главе с гуру (пергуруан), которые также служили для культурного и духовного образования. Ученики обязаны были приносить клятву учителю о неразглашении секретов школы. Пергуруан были в основном семейными школами и практика скрывалась даже от соседей. Учитель даже скрывал число джуру в стиле из опасения, что ученик однажды бросит ему вызов. Голландцы часто использовали мастеров силата как надзирателей за простыми рабочими на плантациях в различных регионах, что послужило распространению силата, а также его слиянию с китайскими стилями. Голландцы утвердились в Индонезии вплоть до 20 века.


Относительно потенциального влияния голландских элементов можно отметить что в 1674 году прославленный голландский мастер борьбы Николас Петтер выпустил в Амстердаме руководство с многозначительным названием «Искусный борец» [9], где с самого начала заявляется: «Академия восхитительного искусства рукопашного боя. Представляет в очень ясной манере не только экстраординарную силу Мужчины, но также восхитительные движения, необычное использование и гибкость основных частей и органов человеческого тела. Включает в себя прозрачные и простые инструкции как в любых обстоятельствах надежно и умело отразить любую словесную и не очень атаку. Все это на семидесяти одной великолепной медной гравюре, созданной знаменитым и выдающимся Ромейном де Хоге». Описанная Петтером система, благодаря наличию выкручивания рук и различного рода подножек, довольно сильно напоминает определенные разновидности силата. Поскольку трактат написан после открытия голландцами Индонезии, то можно допустить вероятность, что есть определенные взаимовлияния.


В начале 20 века в пергуруан проникают националистические настроения. Овладение силатом придавало мужество и уверенность в борьбе с голландскими колониалистами, вследствие чего он был запрещен в 1930 году. Во время второй мировой войны Индонезия была оккупирована японскими войсками. Силат был разрешен только в местах, где население поддерживало японцев. Среди индонезийской молодежи началась пропаганда японских боевых искусств. В короткое время силат стал частью армейского обучения. Для облегчения преподавания была сделана первая попытка объединения нескольких стилей силата, координируемая двумя мастерами Сетиа Хати: Соегор и Саксоно. Ими было издано краткое пособие на 40 страниц с описанием 12 джурус. К концу войны, после капитуляции Японии, начинается подъем освободительного движения против голландской колонизации, и силат приобретает важную роль в физической и духовной тренировке партизан. 17 августа 1945 года была провозглашена независимость Индонезии, которую Нидерланды признали в 1949 году Во главе республики встал президент Сукарно, телохранителями которого были мастера силата. Многие мастера силата, имеющие голландское происхождение, мигрировали в Нидерланды. Так началось знакомство с силатом на западе.


В 1948 году с целью объединения многочисленных культур и народностей и утверждения независимости была основана Ассоциация Пенчак Силат Индонезии (IPSI). Эта ассоциация находилась под покровительством президента Сукарно, который в одной из своих речей призвал к обучению силату противопоставляя его рок-н-ролу, как средству влияния западного империализма. В результате действия IPSI возник спортивный аспект силата, напоминающий каратэ и тхэквондо. В 1968 году был установлен режим генерала Сухарто, который пал в 1998 году в результате столкновений власти с исламскими фундаменталистами.


В 2014 году министр спорта Рой Сурйо заявил, что правительство Индонезии зарегистрирует пенчак-силат в ЮНЕСКО как культурное наследие Индонезии. В качестве аргумента приводится тот факт, что пенчак-силат существовал на западе Суматры в Минангкабау с 1926 года. Скорей всего эта дата выбрана в связи с наличием видеозаписи силата, относящейся к тому времени.

Исходное положение (пассанг)

В основе любого стиля силата, определяющего его отличие от других стилей, лежит исходное положение или пассанг. Оно должно быть достаточно своеобразным, отражающим специфику данного стиля, а также определяющим стратегию и тактику поединка на основе данного стиля. Исходное положение также должно учитывать определённые культурные особенности. Так считалось, что поза со скрещенными на груди руками означает вызов на поединок, руки заложенные за спину сразу сигнализировали опытному человеку, что возможно там прячут нож или любое другое оружие. Таким образом, наименее агрессивной являлась обычная стойка с руками сложенными спереди (Рисунок 3а). Такая поза особенно характерна для мусульманских разновидностей силата, таких как силат калам. Известно что при совершении намаза (молитвы) мусульмане поднимают руки к верху перед лицом. Это движение используется в силат калам как базовый блок от ударов руками.


В силек туо исходное положение называется Алеф. Левая рукам находится на уровне солнечного сплетения, а правая заведена за голову (Рисунок 3б). Это довольно уникальное положение рук наиболее оптимально для столкновения с несколькими противниками, особенно если есть вероятность нападения сзади. Поднятая вверх рука означает не только потенциальную защиту головы и готовность к контратаке, но и при попытки захватить сзади шею для удушающего такое положение руки не позволит противнику сомкнуть руки вокруг шеи и поможет легко выйти из этого наиболее опасного захвата. Также оно должно смягчить различные удары сзади по голове, по крайней мере не позволив вырубить сознание. Внешне при столкновении с группой противников это можно представить как почесывание головы от недоумения. Похожее положение с вытянутой вверх рукой есть и в стиле Перисаи Дири (Рисунок 3в).


Исходное положение в силат Серак указывает на его контратакующую стратегию. Ноги расставлены слегка шире плеч с небольшим приседом. Одна рука у бедра снизу для контратакующего удара. Также она может находиться и за спиной, потенциально с ножом. Само такое довольно открытое положение как бы приглашает к атаке. Другая рука является направляющей. Если она находится на уровне живота (Рисунок 3г), то противник видя некую защиту низа, пытается атаковать поверху в голову. Если рука поднята на уровне головы (Рисунок 3д), противник попытается ударить ногой в промежность. Соответственно, это ожидаемая реакция за которой сразу следует мгновенная контратака. Вытянутая рука парирует атаку противника, тогда как рука у бедра наносит одновременный контрудар.


Рисунок 3. Исходное положение в Силат Калам (а), Силек Туо (б), Перисаи Дири (в), Серак (г,д).


Еще одной особенностью силата является наличие открытых и закрытых поз. Открытая поза служит завлекающим маневром и при атаке сразу превращается в закрытую позу. Так в Силек Туо есть положение свастики напоминающим стойку Манжи-уке в каратэ. Манжи укэ, что в переводе означает «свастикообразный блок» и обозначается иероглифом свастики, исполняется в конце хэйан годан [11]. Передняя стопа находится под углом в 45 градусов к прямой линии соединяющей ноги, задняя под углом 90 градусов. Передняя рука идет вдоль передней ноги, задняя как положение рук Шивы. Это открытое положение рук (Рисунок 4а), которое при атаке закрывается (Рисунок 4б). Руки занимает своего рода скрещенное положение, локти обретают жесткую структуру, используемую для вклинивания и затем руки опять могут раскрыться для контратаки. Такое положение рук в индийском танце Бхаратанатьям, покровителем которого является Шива, называется свастика-мудра. Это опять же подчеркивает индийское влияние на стили Суматры.


В стиле тигра Суматры (Харимау) одна из позиций аналогична открытой позе свастики в Силек Туо, только вместо ладоней руки находятся в форме лапы тигра (Рисунок 4в). Очень часто животные стили являются лишь животным маньеризмом, когда основному стилю придается маньеризм конкретного животного. Например, Яванский стиль тигра Памачан является лишь видоизменением Чимандэ, также как и Памоньет, стиль обезьяны, использует по сути теже движения, но с маньеризмом обезьяны. Вариацией закрытой позы Силек Туо (Рисунок 4б) является исходное положение в «стиле старцев Суматры» Силек Байанг (Рисунок 4г). Передняя рука согнута в локте и используется для парирования, тогда как задняя заведена за спину для извлечения оружия при контратаке.


Рисунок 4д изображает пассанг в другой разновидности стиля Харимау от Ханафи. Положение ног чуть шире плеч, вес находится большей частью на одной ноге, стопа другой ноги лежит плашмя на полу. Руки раскрыты в стороны, при атаке мгновенно происходит переход в закрытое положение с характерными для данного стиля входами.


Несмотря на отличия в исходном положении, одними из типичных первых шагов из этих исходных положений являются семпок и депок [10]. В обоих случаях ноги оказываются скрещены, однако в демпок шаг делается перед опорной ногой, а в семпок сзади опорной ноги. Эти шаги служат для ухода с линии атаки и нанесения внезапных контратак с неожиданных для противника углов. Если из семпок или депок опуститься в сидячее положение на землю, то оказываемся в положении со скрещенными одна над другой ногами – силох (Рисунок 4е). Это традиционное для индонезийцев сидячее положение, своего роды аналог позы по-турецки. Согласно легендам, это положение было запрещено голландцами, поскольку индонезийцы были способны совершать из него внезапные смертельные атаки с крисом. Из него можно резко перейти выпадом в стоячее положение. Можно также раскрутиться и встретить противника находящегося сзади. Или даже оставаясь в этом положении можно делать различные ловушки и подножки.


Нужно также отметить что большинство из этих положений может выполняться на различных уровнях – верхнем (опущенные по швам руки достают до бедер), среднем (руки достают до колен) и нижнем (руки касаются пола). Внезапная смена уровней служит одним из способов ухода от атак.


Рисунок 4. Силек Туо – открытое положение (а) и закрытое (б), поза Харимау (в), Силек Байанг (г), пассанг Харимау (д), силох (е).

Траектории ног (лангка)

На всем протяжении от Индии через Индонезию до Меланезии наблюдается интересная традиция рисовать геометрические узоры на песке, имеющие ритуальный и сакральный характер. Традиция рисования на песке передавалась мужчинам из поколения в поколение. В Меланезии такой рисунок назывался На-хал (Путь) и его знание было необходимо для правильного перехода в загробный мир. В Индии рисунки назывались Ранголи [12]. Согласно канонам довольно сложный узор необходимо было нарисовать не отрывая пальца от земли и не пересекая линию дважды. Прерывание считалось несовершенством. Это непрерывность линии на песке имеет прямое отношение к символизму нити, паутины, прядения и Сутратамана, которое будет рассмотрено в следующих главах.


В индийской борьбе Калари-пайатту эти нарисованные геометрические фигуры называются калам [13]. Они каждый раз заново перед практикой изображаются на полу с помощью рисовой муки и имеют практическое применение. Различные комбинации движений по основным точкам этих фигур используются для тренировки перемещений в различных направлениях. В силате перемещения по таким геометрическим фигурам называют лангка, вместо обычных передвижений по прямой, характерных для всех современных боевых искусств. Помимо тренировки шагов эти диаграммы имеют еще и метафизическое значение, будучи геометрическими символами (янтра). Так, прямая (Рисунок 5а) символизирует Шиву (лингам, мужское начало), петля (Рисунок. 5б) символизирует Шакти (йони, женское начало), их сочетание открывает доступ к силе. На рис. 5в изображен один из вариантов прохождения по квадрату, применяемом в Калари-пайатту и силате.


Рисунок 5. Лангка в калари-паятту и пенчак-силат: прямая (а), петля (б), квадрат (в), белебат (г).


В связи с тем, что основной конфессией Индонезии начиная с 16-го века является ислам, то в силате индуистская интерпретация лангка заменена арабской (суфийской). В Паух силат (Минангкабау, Суматра) прямая интерпретируется как «Алеф», первая буква арабского алфавита, а петля как буква «Лам». С символической точки зрения это две наиболее важные для ислама буквы арабского алфавита составляющие имя Бога (Алла). Поэтому в стилях Минангкабау начальной позицией готовности является куда Алеф: ноги согнуты, одна рука на солнечном сплетении, другая на затылке для защиты наиболее уязвимых мест спереди и сзади. Перемещения в лангка происходят от одной куда к другой куда, однако, чтобы свести к минимуму риск быть атакованным в уязвимые места, необходимо знать применения этих куда, а также углы, по которым перемещаться из одной куда в другую относительно противника. Многие куда также имитируют различных животных, таких как тигр (харимау), орел (гаруда), змея (улар), дракон (раджа нага) и пр. Для того, чтобы эти передвижения стали инстинктивными, они зеркально повторяются несчетное число раз учениками, расположенными друг против друга.


Передвижения, совершаемые по квадрату (лангка эмпат) и по треугольнику (лангка тига) – наиболее часто встречающиеся лангка в силате. Комбинация чисел 4 (квадрат) и 3 (треугольник) дает число 7, которому отводится важная роль в традиции Минангкабау. Число семь означает «полноту» знания. В силате Паух например все движения поделены на 7 категорий: удары ногами (тенданган), удары руками (пукулан), броски (бантинган), заломы (кунчи), парирования (тангкисан), уклоны (элак) и уходы (гелек). Каждая из этих категорий поделена на четыре субкатегории, то есть каждое движение может выполняться четырьмя различными способами. Семь, помноженное на четыре, дает 28 – число букв в арабском алфавите, который согласно традиции передан людям самим Богом. Практика силата, вместе с дыхательными упражнениями (ильму напа) и молитвой (дхикр) приводит к гармоничному развитию тела, души и духа и подчинению их Богу. Согласно исламу любое действие совершается только по воле Бога. Таким образом, движения песилата (практикующего силат) становятся выражением его внутренней гармонии, согласованной с волей Бога. Песилат становится как бы кистью в руке Бога и противостоять ему в бою – значит бросить вызов самому Богу.


В малайской магии формы квадрата или круга служат в качестве ограды от невидимых сил, добрых или злых, а типичное передвижение называется Белебат (танец Четырех Углов). Белебат выглядит как квадрат с завитками в четырех углах и посередине (Рисунок 5г) [14]. Четыре угла представляют четыре элемента танах (земля), апи (огонь), ангин (ветер) и аир (вода). Петли в углах образуются за счет вращения вокруг опорной ноги. Во время белебат песилат смотрит в пол, развивая боковое зрение. Взгляд вниз позволяет видеть тень, поскольку считалось что тень тоже может наносить удары и даже приводить к смерти. Есть мнение, что белебат воспроизводит мотив называемый «след царя Соломона» (тапак Сулейман). Пророк Соломон считался королем джиннов, а Малайзия – землей джиннов, запертых там Александром Великим. Движения рук и ног во время белебат ассоциируются с лам алеф, лам – кривая и алеф прямая линии в арабском. Вместе они образуют слово Хакк (Истина), одно из 99 имен Аллаха. Таким образом правильное прохождение белебат приобретает космическое значение.

Конец ознакомительного фрагмента.