Вы здесь

Пендальгин. Средство от откладывания дел на потом. 3. Лень как естественная реакция мозга (Сергей Филиппов, 2017)

3. Лень как естественная реакция мозга

Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь. Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все ровно ведь и горького не до веку, и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат обо ухо – кому вам еще завидовать? Зависть к другим больше всего съедает нас же.

Александр Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»

Чувствовали вы когда-нибудь, как работают нейронные связи в вашем мозге? Давайте сейчас вам покажу Попробуйте ответить быстро на эти вопросы.

• Сколько будет дважды два?

• Сколько будет три умножить на девять?

• Сколько будет пятью пять?

• Чем синус отличается от косинуса?

• Что такое логарифмы?

• Что такое химическая валентность?

Уверен, что с умножением вы справились легко, так как в детстве всех заставляют зазубривать таблицу умножения до автоматизма. А вот с последними вопросами, скорее всего, у вас возникли сложности. Как ни старайся, не вспоминается, хотя в школе вы с легкостью могли ответить. Причина в том, что нейронные связи, которые сформировались при заучивании таблицы умножения, оказались крепкими, а многие другие знания из-за ненужности в повседневной жизни забылись, и их нейронные связи ослабли.

С первых дней жизни наш организм стремится выжить, сохраняя в памяти все, что поможет в будущем избежать боли и смерти, причем самые важные нейронные связи передаются от поколения к поколению. Например, если бы сейчас к вам подошли три огромные овчарки и начали скалить зубы и рычать, то вы бы знали, как действовать. Представьте эту ситуацию. Как бы вы стали себя вести? Спрятались? Замерли? Попытались убежать или решили бы напасть? Не поверите, но эта реакция была записана в вашу генетическую память более 10 тысяч лет назад, когда ваш далекий предок впервые встретил в лесу огромного медведя и действовал в соответствии с ситуацией: прятался, чтобы остаться незамеченным; притворялся мертвым, то есть замирал, чтобы его не съели; убегал, если медведь направлялся в его сторону; сражался, если хищник нападал на него. Эти инстинкты нам нужны для выживания, поэтому каждый человек рождается с нейронными связями, ответственными за них.

Другие нейронные связи каждый человек создает сам, благодаря повторению одних и тех же действий. Вспомните, как вы чему-то учились, будучи уже взрослым. Например, водить автомобиль или плавать кролем. Вначале вам приходилось концентрировать все свои силы, чтобы понять, что делать. Вы контролировали каждое действие, вспоминали, как нужно делать правильно. Со временем, за счет большого количества повторений, вы поняли, что именно от вас требуется, и стали уверенно и спокойно управлять авто или держаться на воде. Нейронная связь образовалась, укрепилась, и теперь вы можете делать это автоматически.

Бессознательные реакции

В голове каждого из нас миллиарды нейронных связей. Эта сеть есть мы сами. Наши знания, реакции, логика, интуиция, инстинкты – все обусловлено прошлым опытом.

Неосознанные реакции начинают формироваться еще до рождения, до пяти лет настраиваются эмоциональные триггеры. Насколько психически стабильной будет личность, зависит от родителей, особенно от мамы. Ребенок очень сильно реагирует на опасности. Громкие звуки, угрожающие жесты, ощущение боли, гневное или раздраженное выражение лица у других людей – все это воспринимается малышом как угроза жизни. Даже если в реальности это не приносит ему никакого вреда, инстинкты настраиваются неправильно. Если родители постоянно повышают голос, замахиваются рукой, демонстрируют, как они сердиты, то инстинкты ребенка будут перевозбуждены. Это значит, что когда он вырастет, будет сильно переживать по любому поводу.

Например, один из моих клиентов по имени Петр в трехлетием возрасте пережил ссору родителей. Отец в пьяном порыве выгнал мать с ребенком и захлопнул дверь. На улице холодно, так как стояла поздняя осень, а они в домашней одежде. Им ничего не оставалось, кроме как напроситься переночевать к соседям. В 28 лет Петр пришел ко мне на сеанс гипноза, чтобы понять, почему при громких звуках сзади он цепенеет и начинает заикаться. Во время той ссоры маленький Петр усвоил, что нужно бояться криков и хлопков двери. В мозге образовалась нейронная связь, по которой идет реакция «оцепенеть» или «замереть» в случае крика и агрессивного выражения лица. Заметьте, то была не единственная ссора родителей, и с каждым разом эта реакция закреплялась. Впоследствии, чтобы не сталкиваться со своими страхами, он выработал защитные привычки, такие как: молчать, когда его осуждают; откладывать дела, чтобы отдалить момент, когда его будут оценивать.

Система таких инстинктов и неосознанных реакций называется бессознательным. Бессознательное в сочетании с набором убеждений (представления о самом себе и окружающем мире) и привычками мышления – и есть подсознание. Конечно, это не научное определение, но, согласитесь, понятное.

Работает бессознательное по простому принципу: раздражитель – реакция, и закрепляется, как рефлекс. Бессознательное отвечает за все наши решения, оно формирует наши эмоции и чувства, оно подталкивает нас к действию или, наоборот, останавливает перед опасностью. Допустим, вы идете по улице и вдруг слышите громкий хлопок. Лопнуло колесо проезжающей машины. Бессознательное анализирует, есть опасность или нет. Например, если вы служили в армии, то ваша реакция будет спокойной, поскольку выстрелы вы слышали регулярно и они не вызывают паники. Если же у вас другой прошлый опыт, например, в детстве хулиганы кинули петарду вам под ноги и с тех пор вы боитесь громких звуков, то и от лопнувшего колеса ваше сердце защемит и вы дернетесь в сторону от испуга. Смотрите: раздражитель одинаковый, а реакции разные.

Если бессознательное решает, что ситуация опасна, то формирует чувство, например, страх, который подталкивает вас к действию: убежать, замереть, спрятаться (зайти в ближайшее здание и отдышаться), напасть (наорать на водителя). У каждой из этих реакций одна цель: восстановить безопасность, чтобы ощутить комфорт.

Помимо страха, бессознательное может вызывать и другие эмоции, например, обиду. Представьте, что вы добились превосходных результатов на работе и выполнили все поставленные задачи. На собрании руководитель похвалил всех сотрудников, а лично вас – нет. Угрожает ли эта ситуация вашей жизни? Нет. Однако в теле возникнет неприятное чувство. Может быть, грудь сдавит, или же в животе возникнут неприятные покалывания. Вам кажется, что с вами поступили нечестно. Естественно, вам хочется сделать что-то, чтобы восстановить справедливость.

Допустим, руководитель понял по вашему выражению лица, что вы обиделись. Собрание закончилось, сотрудники начали расходиться, как вдруг шеф просит всех задержаться. Подзывает вас к себе, оглашает ваши результаты, публично хвалит и ставит в пример. Ваше чувство обиды пропадает, взамен приходят радость и комфорт. Руководитель в данном случае не просто использует управленческий прием, а избавляется от своего чувства вины за то, что поступил с вами неправильно.

Как видите, не бывает хороших и плохих чувств. Позитивные эмоции (радость, удовольствие, счастье) подсказывают, что мы все делаем правильно, а негативные (обида, вина, тревога, стыд, страх, грусть) даны нам для того, чтобы восстановить ощущение комфорта и безопасности.

Удивительно, как мозг реагирует на неудачи. Вы прекрасно понимаете, что не умрете, если вас негативно оценят на публике или не продвинут по службе. Нет никакой опасности для жизни в том, что вы опаздываете на работу. Однако нейронные связи заставляют вас бояться этих неурядиц, будто это конец света.

Одного из моих клиентов, молодого человека по имени Семен, охватывал панический страх при звуках чьего-либо громкого смеха. В начальных классах его дразнили одноклассники. Однажды они подкараулили его на выходе из школы и избили. Когда мальчик пришел в себя, ничего не помня об этой ситуации, то не мог справиться с приступами страха, когда слышал чей-то смех. Во время консультации в состоянии гипноза он вспомнил, что в момент избиения старший мальчик сказал: «А давайте его убьем прямо здесь!» – и громко засмеялся. Сначала подсознание, а затем бессознательное связало чужой смех с физической болью от ударов, чтобы научиться в будущем распознавать опасность. В этот момент сознательная часть не могла отфильтровать скопившуюся из-за стресса информацию. Семен давно знал о своей странной реакции на смех, но не понимал, как научиться не паниковать. С помощью гипнотерапии мы смогли объяснить бессознательному, что к чему, и научили реагировать спокойно.

Отражение родителей

Давайте разберем один из довольно-таки распространенных примеров воспитания молодого человека и подробнее рассмотрим, как страхи воспитывают бездействие и лень.

Нашего героя зовут Андрей. Кажется, ему повезло. У него очень заботливая мама, которая переживает о каждой мелочи в воспитании ребенка. Отец – эмоционально закрытый человек, лентяй с форматом жизни: отработал восемь часов на нелюбимой работе, пришел домой, завалился на диван смотреть телевизор. Увлечений нет, круг общения отсутствует.

Во время беременности врачи сообщили маме, что роды могут быть раньше срока. Она испугалась.

Поскольку все ощущения мамы передаются через пуповину малышу дитя почувствовал, что ему грозит опасность, что с ним что-то не так. Получается, на эмоциональном фоне матери у него формируется ощущение неполноценности. Впоследствии оно превращается в убеждение, что нужно бояться стать ненужным маме. Почему так? В нем говорит инстинкт. Он же в жизни еще ничего не знает, кроме мамы и инстинкта самосохранения. Однако выводы сделаны и ушли глубоко в подсознание.

Роды прошли хорошо. Малыш родился крепкий и здоровый. Вот он достиг возраста активного изучения мира, когда нужно все попробовать на вкус. Родители не успевают за ним следить, поэтому все чаще просто повышают голос и говорят «нельзя». Вот в очередной раз мама заметила, как малыш поднял с пола игрушку и потащил в рот. С диким воплем ужаса она резко отбирает игрушку и дает ему подзатыльник. Она делает это на эмоциях, желая уберечь от опасности и научить его, что так делать не нужно. Как эту реакцию воспринимает ребенок? Вместо поддержки и адекватной реакции со стороны самого близкого человека в важном деле – изучении мира – он получает ощущение угрозы и опасности, крик и агрессию. В подсознание уходит еще один вывод: нельзя делать то, что тебе хочется, иначе испытаешь боль.

Вот Андрею четыре года, когда он уже более-менее освоился в окружающей обстановке и приходит время изучать поведение других людей. Каждый день он видит уставшего отца с потухшим взглядом, бранью и дурными привычками. Эту модель поведения он усваивает как нормальную. Мама часто кричит на отца, обвиняя в лени, а на Андрея за то, что он много бегает и нет от него покоя, а она очень устала.

Как-то на детской площадке Андрей решил познакомиться с мальчиком, который качался на качелях, чтобы поиграть вместе. Он подошел, стал помогать ему раскачиваться, как вдруг подбегает мама и говорит: «Так нельзя! Ты же видишь, что качели заняты. Дай другим тоже покататься». Ребенок начинает плакать. Мама ругает его за поведение, хватает крепко за руку и насильно оттаскивает в сторону. Что происходит в этом случае? Ребенок получает очередную деструктивную программу в подсознание: общаться с новыми людьми опасно, если подойду первым, меня накажут. Этот невинный, казалось бы, эпизод из детства, который забылся давно, формирует сильнейший страх коммуникации с понравившимися людьми.

Андрею пять лет. Он пошел в детский сад и попал в группу с уважаемой и очень строгой воспитательницей. Мама спокойна: сын в надежных руках. Для усмирения детей воспитательница часто орет на всех, стыдит, давит своим авторитетом. Достается всем: и мальчишкам, и девчонкам. Как-то Андрей отказался есть манную кашу. Это же настоящее преступление. «Ешь, иначе не вырастешь и будешь никому не нужным!» – строго сказала воспитательница и создала еще одну установку в голове Андрея: делай то, что тебе сказали, подавляй свои желания, чтобы нравиться другим людям. Нельзя делать так, как тебе хочется.

Пример отца также влияет на мировоззрение Андрея. Он чувствует, что отец равнодушен к его достижениям, лишь бы проблем не приносил. Сколько бы раз Андрей ни пытался поделиться своей радостью от успехов в садике, отец никак не поощрял его. Даже на простые детские вопросы, например, почему дует ветер или что такое деньги, он не получал ответа, потому что папа устал или ему было просто лень объяснять. Мать озлоблена и вечно недовольна. Чуть ли не каждый день происходят ссоры и агрессивные споры. Представляете, в какой атмосфере растет ребенок?

Вот Андрей уже окончил школу и поступил в университет. Мама с папой настояли на том, чтобы он учился на промышленного технолога. Разумеется, чтобы не огорчать родителей, Андрей выбирает именно эту специальность. Учится он тяжело. На парах спит и информацию не усваивает. С подготовкой к экзаменам тянет до последнего. Пары регулярно прогуливает. Знакомо, не правда ли? Так произошло, потому что Андрей не чувствует ответственности за свой выбор. В глубине души он понимает, что ему совсем не хочется быть технологом, тем более промышленным, но оставить университет Андрей не в силах. Родители не одобрят, да и, кажется, менять что-то уже поздно. С горем пополам получает диплом. Пришло время проститься с хаотичными студенческими буднями и идти в большой мир.

Вот теперь начинается самое интересное. Андрей устроился в небольшую компанию менеджером по продажам, поскольку без опыта нигде не берут, а кормить себя надо. Мама с папой вышли на пенсию, содержать его больше не могут. Теперь каждый день Андрею нужно делать холодные звонки. Кто не знает, это значит звонить в незнакомые компании и продавать товары и услуги.

Несмотря на общительность, Андрей словно цепенеет во время разговора по телефону, не знает, что сказать, что ответить. Попробовал несколько раз, получил грубые и равнодушные отказы, стал бояться звонить и – внимание! – начал избегать этого стресса, то есть откладывать звонки до лучших времен. Андрей прекрасно понимает, что от его активной работы зависит доход. Как говорится, волка ноги кормят, а менеджера по продажам – количество звонков и встреч, но ничего он с собой поделать не может. И только гневный и разочарованный взгляд директора заставляет его быстро схватить трубку и начать работать.

Андрей понимает, что неплохо было бы заняться спортом и привести себя в порядок, найти хорошую девушку, а еще попробовать делать в жизни то, что действительно по душе. В мечтах он открывает свое дело, а в реальности выматывается на нелюбимой работе. Выходит, желаний у него много, а сил их реализовать нет. С таким подходом заработать много у Андрея не получается, и он с завистью наблюдает за бывшими знакомыми, которые добились успеха: хорошо зарабатывают, развивают свой бизнес, путешествуют, строят семьи. Андрей убеждает себя, что и у него все наладится, просто еще не пришло время. Правда, спустя годы ничего не меняется.

Андрею уже тридцать. Доход на уровне минимальных потребностей. В личной жизни провал. Никакого вдохновения. При этом чувство, что упускаешь что-то очень важное и значимое. Он пытается себя уговорить стать лучше: «Меняй уже наконец свой образ жизни! Предприми хоть что-то, чтобы твоя жизнь стала лучше!» Тем не менее, ничего не происходит. Давайте разбираться, почему.

Вспомните, в какой атмосфере воспитывался Андрей. Папа – инфантильный человек без целей. Мама тревожится по любому поводу. В таких условиях невольно станешь таким же ленивым, боязливым, разочарованным, поскольку пример родителей является основой модели жизни ребенка. Поблагодарить за это мы должны зеркальные нейроны в нашем мозге. Обнаружили их в 1990-х во время эксперимента с макакой и арахисом. Когда макака собирала арахис и наблюдала, как арахис собирают другие, у нее работали одинаковые доли мозга. Гипотетически система зеркальных нейронов создана эволюцией для ускоренной адаптации к жизни детей, чтобы они научились выживать у взрослых. Например, ролевые игры в дочки-матери, в пожарных, докторов и парикмахеров, даже в «войнушку» – все это формирует крепкие нейронные связи. С возрастом зеркальных нейронов становится меньше, поэтому сложнее научиться чему-то новому и переучиться.

Заложником сформировавшихся в детстве нейронных связей стал и наш герой Андрей. И в 30 лет у него возник конфликт между страхами и целями. С одной стороны, сильное желание достичь чего-то большего, стать сильной личностью, с другой стороны – мешающие действовать страхи из детства. Это только кажется, что мы умнеем, когда взрослеем. Наша интуитивная система ценностей, что хорошо, а что плохо, так и остается на детском уровне.

Например, нет ничего опасного в том, чтобы уволиться с работы, которая вам не нравится, и найти что-то более подходящее. Однако негативные установки, полученные в детстве, мешают смотреть в будущее рационально. Решение изменить свою жизнь вызывает сначала эйфорию, а потом сильную тревогу: «Вдруг не получится?», «Вдруг не будет денег?», «Вдруг я не справлюсь, меня уволят и что тогда делать?» и т. п. Все эти «вдруг» и запускают механизм откладывания жизни на потом.

У некоторых получается преодолеть себя и свои страхи. Они добиваются желаемого, несмотря на сомнения, тревогу и опасения. Зачастую это люди с позитивным опытом достижений в детстве, например, в спорте, учебе, сложных проектах, олимпиадах, театральных постановках. Возможно, у них были прекрасные родители, которые научили их побеждать вопреки своим ощущениям. Однако большинство людей учились в обычной школе, без особых успехов, без яркого родительского примера. Многие родители не смогли воспитать в детях здоровую уверенность в своих силах, зато помогли собрать коллекцию комплексов, как в примере с Андреем.

Обычно внутренние страхи так хорошо замаскированы, что их невозможно обнаружить невооруженным глазом. Эти страхи как вражеский миномет, который палит из глубины леса и своими взрывами создает панику и ощущение угрозы. Нужно найти этот миномет и уничтожить его.

Вторичная выгода

Многие так сильно хотят счастья и успеха, но ничего для этого не предпринимают. «Непонятно, с чего начинать и что конкретно нужно сделать для перемен», – скажете вы. Это не так. В глубине души каждый человек прекрасно понимает, что ему нужно делать, чтобы преуспеть. Если отмести все страхи и ненужные мысли, то вы сможете увидеть, как прост и понятен ваш путь к счастью. Однако люди всеми силами продолжают цепляться за иллюзию, что все проблемы рассосутся сами собой. Они знают, что если будут продолжать так себя вести, то их ждет очередная депрессия, в которой нет ничего хорошего. Почему же, зная это, они все равно ничего не предпринимают?

Дело в том, что они извлекают колоссальную выгоду из своих несчастий. Откладывать дела – пожалуй, лучший способ вернуться в состояние страдания и жалости к себе. Обычно человек не осознает этих шаблонов мышления, так как они связаны с прошлым, о котором мы говорили ранее. Скрытая психологическая причина, которая сдерживает от действий и позитивных изменений, называется вторичной выгодой.

Вы когда-нибудь размышляли, почему вы в конкретном случае не выполнили обещание, которое дали самому себе? Почему не предприняли максимум усилий, чтобы получить результат? Вы же хотели перемен! Вспомните, какое вдохновение и прилив сил вас тогда посетили.

Например, вы хотели открыть бизнес, начать новые отношения, поехать путешествовать, но вы говорили себе: «Сейчас тяжелая ситуация, у меня нет сил, денег тоже, начальник недоплачивает». Так и возникает внутренний конфликт между страхом и целями. Он сильно раздражает, а потом подкидывает ощущение беспомощности, что обстоятельства сильнее вас.

Как правило, скрытая выгода людей, согласившихся быть слабыми, заключается в получении внимания и сочувствия со стороны других людей.

В позиции «жертвы» всегда можно оправдаться, чтобы тебя пожалели, помогли чем-то, главное, подтвердили, что не только ты, а никто не смог бы из той ситуации выйти победителем. И вот душа уже спокойна, можно провести еще один вечерок на любимом диванчике с сериалом. И пусть кто-то только попробует сказать, что вам нужно было сильнее напрягаться, и тогда бы все получилось, тогда уж вы ему покажете свою тонкую натуру, которую никто не понимает. После такой критики, кстати, тоже отлично поискать, кому поплакаться в жилетку.

За разговорами о несчастьях жизни, как правило, с такими же «жертвами», всегда находятся виноватые во всех бедах. Например,

• Все мужики козлы!

• Все бабы шлюхи!

• Бизнес в России нереально вести честно! Одна коррупция и воры вокруг.

• Начальник – гад. Выжимает из нас все соки, недоплачивает. Премию не дал, а сам на Мальдивы с секретаршей укатил.

За каждым этим утверждением кроется вторичная выгода. Хотите узнать, что на самом деле они сообщают?

• Если человек обвиняет в личных несчастьях противоположный пол, значит, ему просто лень заниматься собой: ходить в тренажерный зал, правильно питаться, следить за внешним видом, улучшать свои навыки выстраивать отношения с людьми. Ему лень становиться привлекательнее и интереснее, как личность, а виноваты в этом все люди вокруг. Странно, не правда ли?

• Если у человека сложности с деньгами, а виноваты в этом вредный начальник, конкуренты или чиновники, которые только и думают, как помешать открыть свой бизнес, значит, этот человек, как паразит, привык жить за счет других. С себя ответственность скинул, зато считает, что ему все должны, все его используют и наживаются на нем, бедном-несчастном. А то, что нужно выложиться на 120 %, чтобы получить результат, он не берет в расчет. Со стороны кажется, что другим все легко дается, только ему тяжело.

Это список ложных убеждений и анализа вторичных выгод можно продолжать до бесконечности. Вспомните школьные времена, когда вы болели. Сколько заботы, любви, ласки, трепета и внимания вы получали тогда. Как же классно было лежать и заниматься ерундой, пока вокруг тебя все носятся. Любая просьба выполняется сразу. Когда же ты здоров, то нужно ходить в школу, где приходится напрягаться, учиться, терпеть нападки сверстников и слушать критику учителей в свой адрес. Естественно, что ребенок начнет симулировать болезнь, чтобы не ходить в школу и спрятаться от трудностей. Во взрослой жизни такой человек становится ленивым лжецом, который избегает неодобрения и отвержения окружающих. Проще обманывать себя и других, что у тебя все хорошо. Пусть ложь, зато не хуже других.

Как-то работал с проблемой откладывания на потом у женщины 30 лет. Она много жаловалась, заплакала на первой встрече, чувствовала себя несчастной и опустошенной. Она отличный бухгалтер и прилично зарабатывает. Однако основную работу делает, только когда сроки горят. Тянуть до последнего стало настолько крепкой привычкой, что она не понимала, как себя заставить действовать по-другому. Из-за нее женщине приходилось насиловать себя, чтобы выполнить огромный объем работы за последние день и ночь, чтобы успеть вовремя. После завершения этого спринта она вроде была довольна собой, но уставала так, что ее любимая работа стала ненавистной.

Заглянули в детство. В возрасте четырех лет мама заставляла ее учить английский язык. На дворе лето, жара. Хочется бегать, гулять, играть с подружками, а она под недовольным взглядом матери пытается учить слова. Мама периодически констатирует: «Какая ты ленивая, не любишь учиться». Папа молчаливо кивает, подтверждая: «Да-да, не учиться – это очень плохо». Мама доминировала в семье, без уважения относилась к мужчинам и «затюкала» отца обвинениями.

Что же произошло в голове ребенка? Внутри желание бегать и играть, а снаружи мать оценивает и заставляет учиться. Сюда же добавляется страх наказания, уж больно лицо мамы недовольное. Далее моя клиентка, будучи совсем маленькой, делает вывод: «надо делать, чтобы не наказали» плюс «я плохая». Это убеждение проецируется на будущее: «буду страдать, но делать то, что сказали». Этот сценарий закрепляется на протяжении 10 лет в школе, где тебя заставляют учить то, что неинтересно. Учить не хочется, а нужно, так как страшно получить двойку. Надо заставлять себя, несмотря на страдания, чтобы родители были довольны.

Во взрослой жизни эти страхи превратились в привычку откладывания дел на потом. Как только сроки проекта поджимают, сразу включается страх осуждения, полученный от мамы в детстве.

Вторичная выгода такого страдальческого поведения – избежать мучений от того, что ты не хочешь делать. И только страх наказания заставляет включить мозг и выполнить работу, несмотря на чувства.

Этот шаблон мышления скрыт в подсознании. Можно перепробовать сотни техник тайм-менеджмента, однако без укрощения детских страхов они будут бесполезны. Привычка откладывать жизнь формировалась годами, и изменить ее не получится в два счета. Это большая работа над собой. Помимо гипнотического сеанса, нужны концентрация и самоконтроль. Это, мягко говоря, не совсем комфортное состояние. Однако осознанное желание изменить ситуацию и конкретные действия смогут освободить вас от привычки, которая делала вас несчастным все эти годы.

Как думаете, лучше потерпеть несколько месяцев, чтобы изменить ситуацию, или мучиться всю жизнь? Выбор за вами. Можно, как раньше, спрятаться за оправданиями и жалостью к себе, а можно собраться и изменить ошибку мышления. Вам это под силу.

Приступим к практике.

Для начала нужно понять, какие страхи вами управляют, а затем их проработать. На выполнение этого упражнения выделите от двух до шести часов в тихой спокойной обстановке, желательно наедине с собой.

Часть 1. Выявление вторичных выгод

1) Выпишите все дела, которые вы откладываете. Может быть, вы боитесь найти новую более интересную работу? Или начать новые отношения? Возможно, вы хотите начать работать на себя? Откладываете занятия спортом или решение какой-то конкретной проблемы в вашей жизни? Выпишите, не задумываясь.


1. ____________________________________________________

2. _______________________________________________

3. _______________________________________________

4. _______________________________________________

5. _______________________________________________

6. _______________________________________________

7. _______________________________________________

8. _______________________________________________

Конец ознакомительного фрагмента.