Вы здесь

Педагог – профессия общечеловеческая. Загадки педагогической поэмы1 (Елена Плюснина)

Загадки педагогической поэмы1

Чтение с заметками на полях


Эти размышления будут интересны тем,

– кому было интересно читать и размышлять над педагогической поэмой,

– кого волнует теория и методика обучения и воспитания детей в современных условиях,

– кто жаждет творческого поиска, поскольку в поэме «открытых» вопросов предостаточно.


Почему возникает необходимость возвращаться в прошлое? Да потому что сегодняшнее настоящее имеет очень много сходства с этим прошлым. Задача заключается в том, чтобы, увидев это сходство, постараться сделать правильные выводы для сегодняшнего дня с учетом будущего, того будущего, о котором мечтали соцвосовцы, но не знали его. И вот мы уже из будущего пытаемся вести диалог с ними, с теми, кто строил, мечтал и пытался воплотить мечты в жизнь.

Неужели нас опять может интересовать командирская педагогика, карательная педагогика, педагогика борьбы и другие нелестные эпитеты «макаренковской» педагогики?

Чтение педагогической поэмы с заметками на полях будет выглядеть так:

– Номер и название главы.

– Отдельные цитаты или события, привлекшие внимание (выделения и подчеркивания сделаны Е.П.) (в скобках указана страница)

– Размышления автора статьи


– Часть1. §3. Характеристика первичных потребностей

– Соцвосовская мечта – особенное творчество, которое якобы делает детское мышление очень близким по своему типу к научному мышлению (с.18).

– Обращают на себя внимание слова особенное, якобы и по своему типу. Эти слова подчеркивают 1).особенное научное творчество 2). сомнение в этом постулате, т.е. он нуждается в проверке, но его возможность допускается 3). Связь детского мышления и научного мышления. Общий вывод: именно в этой фразе – весь Макаренко, как педагог и человек.


– §3. Характеристика первичных потребностей

– Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а неформальный поступок (о драке с Задоровым). Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. Все-таки они люди (с.18).

– Задеть струны «живого», настоящего, человеческого через силу гнева. Совершить неформальный поступок через силу чувств. Вера в то, что в них (в колонистах) настоящее, человеческое победит. Значит, первичной потребностью является необходимость быть людьми.


– §5. Дела государственного значения

– Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона (с.32).

– Через настоящее дело к пониманию, что такое коллектив. Они (колонисты-заправилы) ничего не боялись. В основе воспитания – не лежал страх. Это с одной стороны, а с другой стороны – всеобщее осуждение, которое приводило к пониманию на подсознательном уровне, что ты останешься один, будешь изгоем – заставляет их сменить систему ценностей. Например, красть (читай – делать плохо) у тех, с кем вместе живешь – плохо. И в то же время зарождается понимание коллективизма, основанного не на страхе – это первые ростки вхождения в социум

Конец ознакомительного фрагмента.