Вы здесь

Педагогическая деятельность школьного библиотекаря. От автора (И. И. Тихомирова, 2014)

© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014

© И. И. Тихомирова, 2014

* * *

От автора

«Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ».

А. Н. Леонтьев

Необходимость создать учебное пособие для школьных библиотекарей возникла вместе с решением 6-го съезда Всероссийского Педагогического собрания (31 мая 2011 г.) присвоить им статус «педагог-библиотекарь». Было признано, что в условиях использования новых средств информационных технологий в системе образования, открывающих принципиально новые возможности, профессия школьного библиотекаря должна соответствовать новой модели школьной библиотеки как системообразующего элемента инновационной образовательной системы российских школ. Педагог-библиотекарь должен помочь детям и персоналу школ адаптироваться к новой среде обитания, насыщенной интенсивными потоками информации. Информационные знания и технологические навыки входят в круг обязанностей новой профессии, отличающих ее от всякой другой.

Педагогическая составляющая всегда была присуща школьному библиотекарю, как и любому библиотекарю, работающему с детьми. В базовое профессиональное образование библиотекарей давно включена дисциплина «Основы педагогического мастерства», а сама специальность выпускника библиотечно-информационного факультета вузов культуры называлась «Библиотекарь-библиограф, преподаватель». Однако на деле педагогическая составляющая профессии школьного библиотекаря признавалась чаще всего лишь в сообществе самих библиотекарей. В штате школы библиотекарь числился в статусе технического работника и не рассматривался в качестве участника образовательного процесса. Профессиональное сознание школьного библиотекаря как педагога было неадекватным его реальному положению в школе.

Новый статус поднял престиж школьного библиотекаря, ввел его в состав педагогического коллектива школы. Этот факт повлиял на профессиональное сознание школьного библиотекаря и побудил его решать вопрос о расширении поля своей профессиональной деятельности. Педагогическую деятельность предстояло осмыслить не как одну из функций профессии, ее факультативную часть, а как ее сущность, ее ядро. Сложность положения состояла в том, чтобы совместить две разные области знаний – педагогическую и библиотечную – в единое целое.

Чтобы войти в состав педагогического коллектива школы на равных и найти с учителями-предметниками общий язык, надо было освоить педагогическую терминологию, осознать свои новые компетентности и задачи, включиться в основные виды педагогической деятельности школы, вписать в них функционал новой должности, не дублируя при этом роль других участников педагогического процесса. Надо было осмыслить философию современного образования, понять, как оно связано с традициями, каков его вектор движения, разобраться в видах образовательной деятельности, найти в них свое место, понять, как распорядиться своими универсальными ресурсами, чтобы органично включиться в модернизацию школы.

С другой стороны, надо было сохранить значение библиотечной составляющей профессии, довести ее значение до администрации школы, до сознания каждого учителя и ученика, проявить себя уникальным помощником в учебно-образовательном процессе, показать ценность библиотечных ресурсов и библиотечных методов, их незаменимость при изучении учебных дисциплин и во внеклассной работе учителя. В этой связи одной из первоочередных задач, вставших перед школьным библиотекарем, стала задача наполнения содержанием новой профессии и повышение ее престижа. Степень целесообразности введения новой должности связана с определением новых функций, прав и обязанностей педагога-библиотекаря, с пониманием его миссии и значения.

Новое название профессии само по себе проблемы не решало, библиотекарю предстояло повышать педагогический авторитет в школе конкретными делами. При отсутствии руководящих указаний со стороны государства единственной опорой в становлении новой профессии, в осмыслении ее миссии стала Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), возглавляемая ее президентом – подлинным энтузиастом библиотечного дела и борцом за судьбу школьных библиотек России, кандидатом педагогических наук Татьяной Дмитриевной Жуковой. РШБА сразу осознала необходимость в создании учебного пособия, раскрывающего сущность педагогической деятельности школьного библиотекаря в сегодняшнем информационно-образовательном пространстве школы, привести ее в соответствие с мировыми тенденциями и данными наук.

Имея многолетний опыт педагогической деятельности в обучении будущих библиотекарей для работы с детьми, сотни публикаций по этой проблематике, разработанный собственный учебный курс «Психология и педагогика детского чтения», а также ряд созданных ранее мной учебных пособий по библиотечной педагогике и психологии, я взяла на себя смелость взяться за учебное пособие о педагогической деятельности школьного библиотекаря. Была поставлена цель – осознать и обосновать сущность и специфику педагогической деятельности школьного библиотекаря в контексте общей и библиотечной педагогики с учетом тенденций развития образования в России и мире, рассмотреть ее в разных видах и ракурсах, соответствующих требованиям времени и задачам модернизации школы. Вместе с этим ставилась задача ориентировать педагога-библиотекаря через руководство чтением и когнитивную педагогику на развитие у школьников созидательной активности, гуманизма и культуры, на актуализацию творческого потенциала, на выявление и поддержку одаренных детей, на формирование информационно-образовательной культуры.

Пропагандируя ценности чтения для развития учеников, я как автор искала путь к взаимодействию педагога-библиотекаря с учительским персоналом школы и с родителями учеников, стремилась раскрыть уникальные ресурсы библиотеки, превратить ее в лабораторию активного обучения и познания. В этой связи особое внимание в связи с поставленными задачами обращено мной на психологическую и литературоведческую культуру педагога-библиотекаря как основу для повышения качества чтения учащихся и выявления ценностей разных видов и жанров литературы и их воспитательного потенциала.

Благословили меня на реализацию замысла пособия профессор МГУКИ Галина Александровна Иванова, согласившаяся стать научным редактором пособия, а также президент РШБА Татьяна Дмитриевна Жукова. Мне очень помогли их концептуальные доклады, сделанные на съездах и форумах школьных библиотек России, их статьи. Много дали для понимания сегодняшних проблем педагогической деятельности школьного библиотекаря непосредственные встречи с библиотекарями-практиками. Ценными для осмысления профессии были встречи с американскими преподавателями, готовящими кадры для школьных библиотек штата Техас (США), а также непосредственное посещение школьных библиотек Санкт-Петербурга и других городов России. Незаменимыми для понимания сущности профессии были публикации библиотекарей-практиков в журналах «Школьная библиотека», «Библиотечное дело», а также монографии моих коллег – преподавателей вузов культуры Н. И. Гендиной, E. H. Томашевой, A. B. Соколова, Г. А. Ивановой, Ю. Н. Столярова, В. А. Бородиной, С. А. Езовойидр.

Особое значение имела для данного пособия «Педагогическая концепция российской школьной библиотеки XXI века», разработанная A. B. Соколовым и представленная библиотечной общественности в конце марта 2014 года.

К программным документам относится и Декларация школьных библиотекарей России (Школьная библиотека. – 2014. – № 5, вкладка), в которой библиотека рассматривается как пространство библиотечной педагогики и определяется новая гуманистическая функция школьных библиотек.

Многие аспекты педагогической деятельности школьного библиотекаря, внесенные мной в пособие, определила сама жизнь. Начало работы совпало с рядом важных событий в библиотечно-педагогической сфере, которые не могли не отразиться на осмыслении концепции учебного пособия. Назову некоторые. Вышли в свет закон «Об образовании» и отклики на него в печати, а также новый ФГОС, определившие место школьной библиотеки в образовательном процессе. Необходимо было учитывать переход высшего образования на Болонскую систему – бакалавров и магистров, потребовавший создания разных учебных планов для тех и других в вузах культуры и дифференциации уровней профессиональной подготовки библиотекарей, открытие новых профилей в вузах культуры. Проект «Профессиональный стандарт. Педагог-библиотекарь (библиотечно-педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (школьный библиотекарь)», широко обсуждаемый в настоящее время (Школьная библиотека. – 2014 – № 3–4. – С. 3–20), определил основные компетенции библиотекаря-педагога в перспективной реальности.

Из законодательных актов большое значение для осмысления современных вопросов детства имел Указ Президента РФ В. В. Путина от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012–2017 годы». В нем среди мер профилактики негативных явлений среди подростков названо развитие детского чтения и литературы для детей. Взятую мной гуманитарную направленность пособия во многом определило выступление главы государства на Российском Литературном собрании 21 ноября 2013 года, где были поставлены задачи мобилизовать общество на изучение русского языка и литературы, влиять на формирование общекультурного гуманитарного контекста страны, активнее использовать возможности библиотеки.

Большое значение для понимания реального положения дел со школьными библиотеками имели результаты Всероссийского электронного мониторинга «Состояние системы библиотек общеобразовательных учреждений», проведенного РШБА в 2012 году. Он позволил учесть слабые места в осознании школьным библиотекарем как педагогом своего представления о новом функционале.

Важно отметить, что с этим периодом совпала активная информатизация школьных библиотек, выход их в Интернет, заставившие школьного библиотекаря взять на себя основную нагрузку по формированию информационной культуры школьников. Петербургский образовательный форум «Одаренные дети» (2011) побудил задуматься о роли библиотеки в поиске и поддержке одаренных детей, обобщить опыт библиотек в этом отношении, осмыслить отдельное направление в профессиональной деятельности школьного библиотекаря. Конференция «Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик» (РНБ, 2012) укрепила уверенность выдвинуть живое общение с читателем на первое место в осмыслении принципов деятельности школьного библиотекаря. Конференции «Чтение детей и взрослых: учебный, научный и научно-популярный тексты», прошедшие в АППО Санкт-Петербурга (2013, 2014 гг.), помогли осмыслить проблему информационной культуры школьников в контексте чтения научных и учебных текстов. В этом отношении многое мне открыла книга «Человек и информация»(2007), созданная уральскими специалистами.

В осмыслении принципов педагогической деятельности библиотекаря я опиралась на идеи С. Г. Матлиной – библиотековеда, обладающего методологическим и стратегическим мышлением, изложенные в ее труде «Публичная библиотека: пути инновационного развития» (СПб, 2009). Большое влияние на меня оказало воззрение на библиотеку профессора СПбГУКИ A. B. Соколова – борца за гуманизацию библиотечного дела. Разделив его идею о миссии школьной библиотеки как заповедника человечности в школе, я отдала ей первенство в осмыслении гуманитарной сущности профессии школьного библиотекаря, ввела в структуру пособия специальный раздел, посвященный этой теме. Большой след в моем профессиональном сознании оставила конференция «Чтение в образовании и культуре», прошедшая в 2011 году в РАО. Под ее впечатлением мной была написана статья в журнал «Библиотечное дело» – «Чтение в образовании и чтение в культуре – есть ли разница?», которую я посчитала целесообразным включить в данное учебное пособие, ибо она определяет специфику и ценность свободного чтения школьников, выявляет его преимущество по отношению к стандартизированному, обязательному чтению на уроке. Серьезной школой повышения моей собственной квалификации стали Форумы школьных библиотекарей России в Михайловском, каждый из которых открывал перспективы развития российских школьных библиотек в контексте мировых достижений, знакомил с достижениями науки и новыми проектами РШБА.

Для осмысления концепции пособия много дали мне лекции и личные встречи с крупными специалистами разных областей знаний: психологов (ТА. Черниговская, Л. И. Засорина, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек), философов (К. К. Колин), библиотековедов (A. B. Соколов, С. А. Басов, Ю. Н. Столяров, В. А. Бородина, Н. И. Гендина), педагогов (Т. Г. Браже), личная переписка с коллегами (Г. С. Ганзикова, Г. М. Пальгуева, Н. М. Плохотник, С. А. Езова), чьими добрыми советами я смогла воспользоваться. Все это расширяло горизонты профессиональных знаний и рождало новые аспекты в содержании пособия.

Особое значение для понимания специфики традиционной библиотечной работы школьного библиотекаря имели труды нейропсихологов, раскрывших огромную роль феномена чтения в развитии мозговой деятельности ребенка, что укрепило убеждение в необходимости усиления руководства чтением детей и повышения психологической грамотности самого школьного библиотекаря.

Неожиданным для меня самой стало появления раздела «Культуротворчество в педагогической деятельности школьного библиотекаря». Раздел родился как симбиоз традиционной массовой работы библиотек с социально-культурной деятельностью культурологов. Знакомство с публикациями заведующего кафедрой социально-культурной деятельности СПбГУКИ М. А. Ариарского о социально-культурной деятельности, а также с его книгой «Педагогическая культурология» (2013), с работами его коллег заставило меня переосмыслить традиционную библиотечную массовую работу: с привычного просветительства направить ее на диалоговые формы, взывающие к активному взаимодействию читателей и библиотекарей, к усилению в этой связи руководства клубной и кружковой, студийной работой со стороны школьных библиотекарей.

Мной был учтен канадский опыт педагогической деятельности школьного библиотекаря как педагога. Это страна, где впервые появилась профессия «педагог-библиотекарь». В функционал профессии канадцы включили развитие сотрудников как направляющих посредников для преподавания в области информатики с применением передовых технологий. Педагога-библиотекаря здесь называют агентом информационной грамотности и эмиссаром культуры, соединяющим учителей и учеников с лучшими произведениями художественной литературы и других видов искусства в неразрывном единстве с жизненным опытом читателей. Канадский опыт работы школьных библиотекарей с учительским персоналом, соединенный с реальным опытом взаимодействия отечественных школьных библиотекарей с учителями-предметниками, дал мне материал для написания раздела «Школьный библиотекарь как андрагог». Большую помощь в этом оказали исследования школьных библиотекарей как андрагогов доктора педагогических наук профессора СПбАППО Т. Г. Браже.

Немало для осмысления современных задач образовательной и информационной педагогической деятельности школьных библиотекарей и наполнения глав практическим опытом дали новые книги, вышедшие в издательстве РШБА: «Школьная библиотека – территория детства» (2011), «Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений» авторов Н. И. Гендиной и Е. В. Косолаповой (2012), а также сборник статей «Информация и научное мировоззрение» (2013), открывший философские основы информационной деятельности педагога-библиотекаря.

Для понимания ценностей и приоритетов в библиотечном обслуживании детей и подростков в разных странах мира большое значение имеет вышедшая в 2013 году в издательстве РШБА русскоязычная версия коллективной монографии «Библиотечное обслуживание молодежи в Японии, России и США».

Так структурно и концептуально складывались первые две главы пособия – «Сущность и специфика педагогической деятельности школьного библиотекаря» и «Основные направления педагогической деятельности школьного библиотекаря». Я ввела в них значительный по объему практический материал, цель которого – не только в том, чтобы примерами подкрепить свои позиции, но и дать школьным библиотекарям для творческого использования материл реального опыта их коллег по разным перспективным аспектам педагогической деятельности.

Что касается третьей и четвертой главы учебного пособия, которые детально раскрывают психологические аспекты педагогической деятельности школьного библиотекаря и ресурсы, содействующие гуманизации школьников, то в них частично использован материал предыдущего пособия «Библиотечная педагогика или воепитание книгой» (СПб, 2011). Отдельные разделы этих глав написаны мной заново, отдельные переработаны или дополнены.

Книга снабжена вопросами к читателям, которые могут помочь осмыслению ее концепции. Список литературы расширяет диапазон профессиональных знаний школьного библиотекаря в рамках рассматриваемых проблем.

В Приложениях дан «Краткий словарь педагогических терминов», в который включены преимущественно термины, которые имеют отношение к педагогической деятельности школьного библиотекаря. Звездочкой отмечены термины, относящиеся к психологии чтения художественной литературы. В качестве второго приложения дан проект РШБА «Читающая мама – читающая нация», раскрывающий работу школьной библиотеки с родителями.

Осознаю, что в пособии отразилась моя приверженность к гуманитарной миссии школьной библиотеки и вытекающему отсюда акценту, сделанном мной на руководстве чтением художественной литературы. Я осталась верна своим собственным, во многом традиционным представлениям о назначении библиотеки в нашем противоречивом мире, устремленном в будущее.

И. И. Тихомирова