Глава II. Особенности высшего юридического образования в странах Западной Европы
§ 1. Система высшего юридического образования современной Франции
Франция, как государство, считается всемирно признанным образцом за следование демократическим принципам и защиту ценностей, которые ранее являлись революционными и в настоящее время носят универсальный характер. На административном уровне, Французская республика подразделяется на 30 учебных округов (académies), в каждом из которых осуществляется образовательная политика. Каждый учебный округ возглавляется ректором (recteur), который назначается государством как официальный представитель Министерства высшего образования и научных исследований[112]. Ректор несет ответственность за все учебные вопросы в округе, контролирует сдачу национальных экзаменов, а также выдачу дипломов в каждом образовательном секторе.
С юридической точки зрения, университеты выступают автономными междисциплинарными учебными учреждениями, которые предлагают академическое образование и научные исследования. Деятельность университетов регулируется национальным законодательством.
Основная задача Министерства высшего образования заключается в организации обучения после окончания средней школы и признание дипломов и степеней частных и государственных учреждений. Наряду с разделением между школьным и высшим образованием, французская система характеризуется существенной двойственностью, связанной с доступом студентов к высшим учебным заведениям. Фактически двойственность заключается в разграничении учреждений открытого типа и многопрофильных университетов из избирательных и специализированных структур[113].
Современная система высшего образования во Франции охватывает два типа образовательных систем:
1) открытая система в университетах. Большинство студентов обучаются в рамках этой системы. Все обладатели степени бакалавра (baccalauréat) имеют право обучаться в этой системе без процедуры предварительного отбора. Французские университеты открытого типа осуществляют профессиональную подготовку, за исключением некоторых медицинских дисциплин. Такие университеты финансируются преимущественно государством, которое устанавливает также размер зарплаты преподавателей. Зарплаты преподавателей ВУЗов во Франции ниже по сравнению с другими странами, включенных в OECD[114];
2) избирательная система. Включает три типа институтов:
• grandes écoles, в которые зачисление студентов для обучения по этой системе предполагает конкурсный отбор, вступительные экзамены, иногда сопровождающиеся собеседованием;
• университет технических институтов, принимающий выпускников школ по заявлению;
• специализированные школы, которые зачисляют по двум вышеперечисленным методам.
Зарплаты преподавателей в институтах избирательной системы выше, чем в университете и могут широко варьироваться в зависимости от частного или государственного статуса учреждения и его присоединения к университету.
Данная система также применяется в таких учреждениях, как Instituts d'Etudes Politiques (институт политологии), Instituts Universitaires де Technologie (институт технологий), Instituts Universitaires professionnalisées (институт профессионального образования)[115].
В комплексную[116] систему высшего образования во Франции входит более чем 3500 государственных и частных учреждений, включая[117]:
• 85 государственных университетов, включающих 3 типа институтов (институты технологий, педагогические институты, профессиональные институты). Университеты также являются локациями для проведения исследований, часто в сотрудничестве с независимыми исследовательским агентствами, такими как, например, Национальный центр научных исследований (НЦНИ). Все классические университеты являются государственными, а члены профессорско-преподавательского состава считаются государственными служащими;
• 19 частных университетов и колледжей;
• 500 государственных, частных или высших школ смешанного типа (grandes écoles), включая преподавание (écoles normales supérieures), машиностроение (écoles d'ingénieur), бизнес (écoles de commerce), ветеринарную медицину и много другое. Такие учреждения обладают высокой селективностью, престижностью, и, в целом, являются небольшими институтами, которые выступают ступенями к высоким позициям в государственном управлении, машиностроении, образовании. Подобные высшие школы являются организационно и административно несопоставимыми, поскольку некоторые из них находятся в ведении министерства образования, другие – в ведении иных министерств, и некоторые из них – в ведении торгово-промышленных палат;
• независимые учреждения с краткосрочными программами в области здравоохранения и социальных услуг;
• технические институты с краткосрочными программами (sections de techniciens supérieurs);
• двухгодичные курсы при ВУЗах, включающие подготовительные программы (Classe Preparatoire aux grandes écoles – CPGE) для будущих студентов, планирующих сдавать экзамены в Grandes Ecoles.
Среди частных высших учебных заведений, которые не взаимодействуют с государством, можно выделить три категории высших учебных заведений, которые:
• выдают по результатам окончания сертификаты;
• выдают дипломы, предоставляемые неправительственными иностранными органами;
• выдают иностранные дипломы.
Большинство из таких образовательных учреждений преподают коммерческие дисциплины, акцентируя внимание в программах на международном компоненте[118].
Совершенствование системы современного образования происходит по Болонской системе. В последнее время создаются новые методики образования и виды учебных заведений. В Европе, которая, по сути, основала высшее образование в мире, активно и широко распространяется данная тенденция.
Франция, наряду со своими престижными университетами и качеством высшего образования, создает новые виды образования – так называемые Высшие школы. Высшая школа является учебным заведением, находящимся в ведении профилирующего министерства или частной компании, и которое осуществляет подготовку кадров для своих целей.
Созданные в начале XIX века, высшие школы функционируют одновременно с университетами и кардинально от них отличаются:
• зачисление в высшие школы происходит только по результатам вступительных экзаменов;
• высшие школы – это маленькие учебные заведения, ежегодный набор может составлять около 30–50 человек;
• перечень специальностей, по которым можно получить образование, в высших школах меньше, чем в университетах;
• в них налажено тесное сотрудничество с предприятиями;
• образование в высших школах платное[119].
Направления обучения в области высшего образования достаточно разнообразны. Они могут быть разделены на краткосрочные и долгосрочные курсы. Все программы ориентированы на выдачу национальных дипломов. В дополнение к национальным программам, высшие учебные заведения могут предоставлять программы, ведущие к университетским дипломам. Эти программы не являются государственно признанными.
На сегодняшний день, французские студенты выбирают изучение юриспруденции, поскольку право открывает широкие перспективы по трудоустройству. Из миллиона французских первокурсников около 155000 поступают на специальности, связанные с изучением юриспруденции и политических наук[120].
Любой гражданин Франции может называться «юристом» и работать юристом. Это связано с тем, что он не вступает в сферу монополии, в которой определенные категории юристов, занимающиеся оказанием юридических услуг, таких как адвокатура, нотариат, имеют право легально осуществлять свою деятельность. Соответственно, любой человек, назвавший себя «юристом» не приписывает себе неправомерные звания, например, адвоката или нотариуса.
Франция является страной, выступающей за идею, что задача университетов заключается больше в интеллектуальной подготовке, чем профессиональной. Традиционно во Франции юридическое образование можно было получить на юридических факультетах определенных государственных университетов.
Так, университет Пантеон-Ассас (фр. université Panthéon-Assas) является самым престижным университетом Франции, основным правопреемником факультета права Парижского университета, где 80 % от общего количества студентов учится на факультетах права. Университет регулируется уставами, которые регулируют организацию и определяют его работу. Программа обучения включает более 200 курсов – как общеобразовательных, так и специализированных[121].
Французскую систему юридической подготовки можно назвать комплексной, поскольку она основывается, во-первых, на традиционных доктринальных концепциях, а, во-вторых, в некоторой степени склонна к профессионализации. Многоступенчатый характер дипломированных специалистов во Франции вызывает необходимость дифференциального подхода их аттестации. Уровни обучения юридических кадров во французской образовательной системе можно условно распределить на ряд объемных блоков:
1) Начальный уровень – «Licence» – составляет три начальных года подготовки в университете. Поступление на эту программу допустимо после окончания средней школы и получения аттестата baccalauréat. Трехлетний период обучения делится на шесть семестров. Первый семестр посвящен изучению права, основам частного права, публичного права. Во втором семестре изучаются, преимущественно, конституционное право, гражданское право, история права и институтов. В третьем семестре преподают право обязательств, уголовное право, административное право, право государственных финансов. Четвертый семестр посвящен изучению права обязательств, имущественного права, административного права, европейского права. Каждый семестр включает прохождение дополнительных курсов по выбору. Учебная программа третьего курса (пятый и шестой семестры) систематизирована таким образом, что студент самостоятельно определяет как элективные, так и базовые предметы. Можно выделить две ключевые специализации:
• публичное право (административный спор, международное частное право, право административно-территориальных образований и т. п.);
• частное право (предпринимательское право, гражданский процесс, уголовный процесс, трудовое право, гражданское право и др.)[122].
Степень Licence en Droit не предполагает возможность осуществлять юридическую практику или проходить профессиональную подготовку по юридическим специальностям, но предоставляет доступ к магистерской подготовке.
2) Уровень «мастера»[123] – Ml и/или М2.
Поступающие на магистерские программы проходят конкурс на основе их оценок, успеваемости и наград, приобретенных за время обучения по программе Licence.
Продолжительность обучения составляет один год. Степень Master 1 требуется для допуска к экзамену на право ведения юридической практики или для продолжения дальнейшего обучения. Программы специализированы и предоставляют возможность более углубленного изучения определенных отраслей права – международного права, коммерческого права, публичного права и т. д. Занятия преимущественно ориентированы на выработку профессиональных умений и навыков.
После приобретения степени Master 1 у выпускника появляется возможность ведения юридической практики (например, поступить юрисконсультом на предприятие) и допуск к регулируемым юридическим профессиям (адвокат, судебный пристав, нотариус, судья). Тем не менее, большинство выпускников, планируя стать практикующими юристами, стремятся овладеть повышенным уровнем мастера права (Master 2 – магистра права второго года).
Уровень М2 выражается в двух ключевых формах: М2 de recherche (мастер в научной плоскости юриспруденции); М2 proffessionel (мастер в определенной узкопрофильной плоскости юриспруденции). Так, университет Бордо IV рекомендует студентам приобрести дипломы по десяти специализированным юридическим направлениям, которые, преимущественно, включают следующие: «Мастер права в сфере интеллектуальной собственности»; «Мастер предпринимательского и финансового права»; «Мастер права в области нотариата» и т. д.[124]
Университет г. Ле Ман и Лаваль, выпускает дипломированных специалистов по конкретным национальным программам: магистр права, экономики и управления, аспирант юридических наук, экономических наук и управления. Совместно с группой исследователей и преподавателей высокого уровня факультет предоставляет широкий спектр университетских программ, утвержденных Министерством образования Франции. Факультет предлагает более 10 программ профессиональной магистратуры (Master Professionnel) – 4 в области права, 2 – в области экономики, 4 – в области управления, каждая из которых удовлетворяет конкретные требования рынка занятости. Студенты, получившие степень бакалавра в европейском сообществе, а также других странах (при наличии соответствующей квалификации), проходят обучение в течение 4 семестров, программа которых содержит базовую подготовку, специализацию и стажировку на предприятии[125].
3) Высший профессиональный уровень для определенных профессиональных категорий юристов (магистраты; адвокаты, нотариусы; и кроме того, своего рода корпоративные юристы, осуществляющих подготовку по программам DJCE). В подобных программах присутствует оптимальная комбинация теоретических и практических знаний и навыков, требующихся современному юристу. Основная цель состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых осуществлять как практическую деятельность на высоком профессиональном уровне, так и исследовательскую работу в области сравнительного правоведения.
Образовательный процесс во Франции базируется на кредитной системе (European Credit Transfer System, ECTS, «Европейская система взаимозачёта кредитов»). Данная система является механизмом функционирования Европейского пространства высшего образования, действующей в целях повышения качества образовательных курсов и программ. Система ECTS основана на принципе взаимного доверия между высшими учебными заведениями. ECTS может применяться независимо от режима обучения (в аудиториях, без отрыва от производства, дистанционное обучение) или статуса студентов (полный день/неполный день), а также ко всем видам обучения (формальное, неформальное, информальное). Взаимозачет кредитов выражается в объеме обучения на основе определенных результатов обучения и связанной с ними рабочей нагрузкой. Так, 60 кредитов выделяются на результаты обучения и связанную с ними рабочую нагрузку в течение полного академического года или его эквиваленту, который обычно содержит ряд образовательных компонентов. ECTS обычно выражаются в целых числах. Достижение результатов обучения должно оцениваться с помощью определенных процедур на основе четких и прозрачных критериев. Результаты обучения приписываются к индивидуальным образовательным компонентам и программе в целом. Они также используются в европейских и национальных квалификационных рамках для описания уровня личностной квалификации. Типичный «первый цикл» степень бакалавра, будет состоять из 180 или 240 кредитов, в то время как «второй цикл» степень магистра, будет состоять из 90 или 120 кредитов, Использование ECTS на «третьем цикле» (уровне Ph.D.) изменяется.
В современной Европе осуществляют свою практику юристы, которые, с одной стороны, обеспечивают функционирование государственного аппарата, а с другой – являются гарантами защиты и реализации прав граждан, в том числе от злоупотребления правом со стороны государства.
Осуществление этих существенных полномочий невозможно без качественного юридического образования и высокого профессионального ценза при допуске к профессии. Однако существуют категории обладателей статуса юриста, которым не требуется наличие степени «Мастер 1» или эквивалентного ей сертификата CAPA (certificat d’aptitude à la profession d’avocat). К ним относятся:
• члены и бывшие члены Государственного совета Франции (Conseil d’ d’Éta), а также бывшие члены административных судов;
• судьи и бывшие судьи Счетной палаты или Региональной палаты аудита Французской Полинезии[126] или Новой Каледонии[127];
• судьи и бывшие судьи судебной системы[128];
• профессоры университета, преподающие право;
• адвокаты Государственного совета и Кассационного суда;
• бывшие адвокаты с правом аудиенции в Апелляционном суде;
• бывшие адвокаты, зарегистрированные во Французской коллегии адвокатов и бывшие юрисконсульты;
Также перечисленные категории освобождаются от необходимости теоретической и практической подготовки и наличия сертификата адвоката (Avocat):
• нотариусы, судебные исполнители, регистраторы в арбитражных судах, официальные приемники для восстановления и ликвидации компаний, консультанты по интеллектуальной собственности и бывшие консультанты в патентах на изобретения, осуществляющие их обязанности сроком не менее пяти лет;
• преподаватели юридических ВУЗов, их ассистенты и лица, занимающие преподавательские должности в случае наличия степени доктора наук в области права (PhD-доктор философии), степени доктора экономических наук или менеджмента, при условии пятилетнего срока чтения лекций в рамках перечисленных областей в учебных и научно-исследовательских подразделениях.
• юристы компаний, демонстрирующих, по крайней мере, восьмилетний срок профессиональной практики в юридической службе отдела одной или нескольких компаний;
Конец ознакомительного фрагмента.