Глава I. Формирование европейской традиции высшего юридического образования
§ 1. Влияние римского права на становление мировой юридической культуры и института высшего юридического образования
История высшего образования длится около двух тысяч лет: его древнейшие, «неточные» формы появились не в средневековой Европе XII в., а в Римской империи I в. Этот постулат, один из самых существенных в концептуальном понимании данного исследования нуждается в толковании самого термина «высшее образование». Применять данный термин к античному времени можно наряду с обоснованием использования понятий, которыми оперируют гуманитарные науки нового времени при постижении учебно-воспитательной деятельности древних народов[15].
В вопросе о периодах развития Римского государства существует несколько точек зрения. Поэтому в основу периодизации истории Римского государства будет положено мнение большинства ученых в области истории государства и права зарубежных стран, которые указывают на три периода его развития: царский период, период республики и период империи[16]. Советский правовед-цивилист О. С. Иоффе выделял, к примеру, следующие этапы:
1) период доклассической юриспруденции, совпадающий в основном с эпохой республики;
2) период классической юриспруденции, начинающийся в эпоху принципата и завершающийся в III в. н. э.;
3) период после классической юриспруденции, завершающийся кодификацией Юстиниана[17].
В историко-правовой литературе достаточно исследован вопрос об использовании римских юридических концепций в процессе создания первых кодексов буржуазного гражданского права. Подобным же образом несомненной представляется в результате многочисленных научных исследований и огромная роль римской юриспруденции в становлении современной системы юридического образования, как в Западной, так и в Восточной Европе, в том числе и в России. Р. Иеринг писал: «Не в том заключается значение римского права для нового мира, что оно временно считалось источником права – это значение и было только временно, но в том, что оно произвело полный внутренний переворот, преобразовало все наше юридическое мышление»[18]. В другом труде: «Все новые законодательства основываются на римском праве, как материально, так и формально; римское право, так же как и христианство, и греческая и римская литература и искусство, сделались культурным элементом нового мира, влияние которого отнюдь не ограничивается теми учреждениями, которые мы заимствовали из римского права. Наше юридическое мышление, наш метод, наша манера созерцания, все наше юридическое образование сделалось римским, если только выражение «римское» может быть применимо к чему-либо вообще истинному, причем римляне имели лишь ту заслугу, что довели его развитие до высшего совершенства»[19].
Роль юристов очень высока в квалификации Римского права в современной правовой системе, особенно в частном праве. Римское право, которое признается действующим в период между 753 г. до н. э. и 565 н. э., стоит анализировать в различных периодах с учетом изменений в социальной и политической сферах. Тем не менее, в каждом периоде, юристы не могут утверждать, что внесли одинаковый вклад в развитие права.
Постоянно меняющийся характер права был отмечен наиболее ярко выраженным образом в Риме и юристы не могли ожидать, останутся ли позади их изменения. Это можно выразить в качестве основных обязанностей, выполняемых римскими юристами в этом аспекте – не только следить за изменениями в праве, но и внести непосредственный вклад в развитие исследований права.
По мнению Ф. Энгельса, римское право является классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, поэтому позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений[20]. Эти особенности римского права привели к тому, что в средневековой Европе произошел процесс рецепции римского права. Это одно из ключевых явлений истории средневекового западноевропейского общества, т. к. все основные социально-экономические, политические и идеологические процессы, происходившие в нем, были так или иначе связаны с использованием элементов правовой культуры Древнего Рима.
Термин «рецепция» происходит от латинского слова «receptio» (прием, принятие)[21]. Как правило, в науке он применяется для обозначения процесса заимствования и усвоения каким-либо обществом элементов культуры другого общества. Следовательно «рецепцией права» обозначают процесс восприятия в том или ином государстве элементов правовой системы другого государства.
В начале становления римское право носило светский характер. В качестве центрального законодательного механизма, оно не только регулировало права, обязанности и запреты, но и создавало институты. Это можно отнести к законченной системе вследствие того факта, что институционализм регулирует не только межличностные отношения, но и компетенцию правительственных учреждений[22].
В древние времена Римской империи римские юристы рассматривались как лица, способные мыслить, посвящающие себя справедливости и правосудию.
Право и юридическое образование в Риме были приняты как часть жизни и способ мышления. В самые древние периоды Рима, право и религия рассматривались как две неразрывные части одного целого. В это время было известно, что, в первую очередь, право и юридическое образование находились в ведении духовенства и предоставлялись специально уполномоченными на это священниками и монахами[23]. Католическое духовенство смотрело на Рим как на свою родину, а римское право было для него его родным правом. Так как каждое племя в раннюю эпоху средних веков жило по своему родному, племенному праву, то и церковь с духовенством, составлявшая как бы особое римское племя, продолжали руководствоваться своим старым правом – римским[24].
В результате постепенного развития секуляризма[25], дискриминация между правом на основе религии и светского права широко распространилась. Согласно Ливию[26], несмотря на то, что было высказано требование римского народа о том, чтобы сделать светский закон письменно закрепленным, оно было скрыто священниками-правоведами[27]. Возникло ожидание конкретного разъяснения закона в целях обеспечения правосудия[28]. Можно утверждать, что люди были зависимы от монахов для осуществления каких-либо законных прав.
Фундаментом гуманитарного становления права является Закон двенадцати таблиц (Law of Twelve Tables)[29]. В течение многолетней борьбы за правовую и социальную защиту гражданских прав между привилегированным классом (патрициев) и простыми людьми (плебеями) комиссия из десяти мужчин (децемвиры) была назначена, чтобы разработать кодекс, который будет обязательным для обеих сторон. Патриции не допускали плебеев к управлению, запрещали приобретать недвижимость в черте города, заключать браки с патрициями, участвовать в дележе военной добычи и т. д. Все это вело к недовольству все возрастающего по численности плебса против патрициев, которое вылилось в VI в. до н. э. в открытое противостояние[30]. Несмотря на это, после опубликования закона двенадцати таблиц, священники с целью защиты своих привилегий на некоторое время продолжали считать себя блюстителями закона[31].
Со временем устранение правовой деятельности священников обусловила необходимость обучения людей, которые были бы способны решать правовые вопросы на местах. Потребности в переменах в правовом поле параллельно с изменениями в социальной и политической сферах могли быть удовлетворены только посредством обучения юристов. Несмотря на нетеоретические подходы к праву в данный период, влияние права имело важное значение при рассмотрении отдельных случаев. Римское право способствовало удовлетворению социальных потребностей практически во всем.
В течение имперского периода Рима, с новыми мерами и практикой в административной области, можно отметить стремительное развитие в теоретической и практической подготовке закона[32]. В этот период император Август[33] держал право в своей монополии и уполномоченные лица и люди высших сословий могли оказывать юридические консультации.
С периода правления императора Августа до первой половины 3 века до н. э. две юридические школы способствовали развитию юриспруденции. Можно выделить двух известных римских правоведов, имеющих противоположные точки зрения на администрации данных школ: Марк Антистий Лабеон[34] (ок. 50 до н. э.) и Гай Атей Капитон[35] (ок. 30 до н. э.). Лабеон внес вклад в правовую науку, закрепив юридическое знание на уровне других методически и систематически разработанных дисциплин (таких, как риторика, геометрия, гармония и др.). Он стоял во главе прогрессивной юридической школы прокулианцев[36] и оказал большое влияние на всё последующее развитие римской юриспруденции. В 17 до н. э. по запросу Августа Капитон дал юридическое разъяснение о пророчестве Сивиллы, которое касалось Секулярных игр. В 5 году он был назначен консулом-суффектом. Император Август содействовал назначению Капитона прежде его соперника Лабеона, который был старшим претором.
Период Римского права времени Sabinusa является началом новой эры в развитии права и юридического образования. Сабин Мазурий был первым юристом, который сделал юридическое образование платным[37]. В это время юридическое образование стало более систематическим, развитие теории права стало прогрессировать. Юридическая школа Сабина носила название «secta Sabinianorum» и сохранила свое существование в течение сотен лет. Учение Сабина было принято во внимание в дальнейших письменных работах в области права.
Влияние римского права на современные правовые системы и мировую юридическую культуру значительно: правовые системы прямо или косвенно сформировались под влиянием постулатов римского права. Высшим достижением в римской юриспруденции считается «Corpus iuris civilis» (529–34 AD) – современное название свода римского гражданского права, разработанного под непосредственным руководством императора Юстиниана I.[38] Толкование этих сборников дало средневековым юристам повод высказать свои воззрения на отношения между народами, воззрения, которые затем выделились в обиходные правовые теории.
Пять веков спустя, после падения Римской империи юриспруденция Рима была возрождена и частично изучалась в университетах Северной Италии. Бэрри Николас, британский профессор права, в своей книге «Introduction to Roman Law» писал про данную фазу римского права: «…предоставило почти всей Европе общий запас правовых идей, общую грамматику правовой мысли, в значительной степени, общую массу правовых норм…»[39].
После Сабина Мазурия многие профессора права продвинулись вперед в своих исследованиях с целью открытия юридических школ сначала в Риме, затем в Афинах, Бейруте, Александрии, Карфагене, Кесарии, Палестине, Антиохии и Константинополе[40]. Самая известная юридическая школа находилась в Бейруте. Она была эффективно функционирующей в последний имперский период развития правовой теории и философии, поскольку Римская империя находилась в этот период под влиянием восточной культуры в области права. Создание юридической школы в Бейруте было необходимо для юристов, поскольку город был выбран для служения в качестве хранилища римских императорских указов, касающихся восточных провинций[41].
Около 500 лет до публикации Corpus iuris civilis, в 39 г. до н. э., был издан сборник, подготовленный Публием Альфеном Варом[42], правоведом-консультантом. Несмотря на объемность сборника, он может способствовать преподаванию права.
Юристы считают, что кодификация работ, опубликованных в период Юстиниана была достаточна для того чтобы исследовать их правовую область от прошлого к настоящему.
На сегодняшний день существует две крупные правовые системы в мире европейского происхождения – обычное право Англии – Common law (влияние в определенной степени только римского права) и гражданское право континентальной Европы – Civil law of continental Europe, которое формировалось преимущественно от «возрожденного» римского права. Обычное право Англии является основой правовых систем большинства англо-говорящих наций. Гражданское право является основой правовых систем стран Европы и стран Южной Америки. Другие не европейские правовые системы, индусская и мусульманская, преимущественно основаны на базе религии, но имеют «импортные» аспекты общего права и гражданского права по вопросам коммерческих сделок[43].
Такие факторы, как период великого переселения народов, богатое наследие римского права, местные канонические законы, которые ставят традицию письменного закона в качестве основного источника, развитие университетской мысли, полномасштабная кодификация оказали влияние на формирование и развитие романо-германской правовой семьи.
Римские юристы создали науку римского права, которая вполне заслуженно пользуется авторитетом от античности по настоящее время. Римское право является юридической наукой, первой в истории человечества, с абстрактными нормами светского права. Наследие римских юристов продолжает активно использоваться в современном обществе. Влияние римского права прослеживается в различных отраслях права – от уголовного до гражданского. Терминология, основные принципы римского права содержатся в любой правовой системе мира.
В последние десятилетия научный интерес к римскому праву возрастает в разных странах мира. Это связано с переходом экономики ряда европейских стран к рыночным отношениям. Среди правовых семей, существующих в современном мире, романо-германская правовая семья занимает особое место. По словам специалиста в области сравнительного правоведения и юридической географии мира, Рене Давида, это «первая семья, которую мы встречаем в современном мире»[44].
Романо-германская правовая семья сформирована в континентальной Европе XII–XVI веков с применением римского правового наследия и объединяет общность структуры, источников права и в современный период, а также идеологическое и практическое содержание национальных правовых систем, имеющих такие характеристики как структурированность, иерархия и абстрактность норм письменного закона.
Следует отметить, что первоначально романо-германская правовая семья включала правовые системы ряда стран европейского континента, которая унаследовала основные понятия, юридические конструкции Римского права. Правовые системы таких государств как Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Италия принадлежали к этой семье, влияние права которой на континентальную систему становится особенно заметным с конца XIX и в первой половине XX века. Формирование романо-германской правовой системы происходило под влиянием собственно исторических, географических причин, римского и канонического права, а также политических и социально-экономических предпосылок.
Доктор юридических наук, профессор Лазарев В. В. отмечает, что романо-германская семья была создана в результате усилий ученых европейских университетов, которые, начиная с XII века, разработали и развили юридическую науку на основе кодификации императора Юстиниана, адаптированную к условиям современного мира[45]. В частности, декан факультета права университета Пуатье, Жан-Луи Бержель раскрывал романо-германскую правовую семью через категорию «романо-германской семьи правовых систем», то есть таких систем, центральным компонентом которых является римское право[46].
Исследователи римского права Р. Дэвид и Н. Марченко определяют основные стадии формирования романо-германской правовой семьи[47]:
1) VIII–XIII вв. – отсутствие какой-либо системы права и попытки синтезировать имеющиеся нормы;
2) XIII–XVIII вв. – ренессанс и изучение римского права в университетах;
3) XVIII–XX вв. – распространение романо-германской правовой системы на других континентах, период полномасштабной кодификации.
Роль римского права широко изучена учеными с точки зрения непрерывности влияния на формирования романо-германской правовой системы. Первый существенный фундамент систематического развития и изучения римского права был заложен в школе глоссаторов университета г. Болонья Италии в начале XII века. К XIII веку стали разрабатываться подходы к изучению римского права, в соответствии с которыми было рекомендовано рассмотреть право не только в практическом, но и в учебном аспекте с целью исследовать его как с правовой, так и с широкой социальной точек зрения. Это было необходимо с целью установления модели общественной организации, основанной на принципах гуманности, добра и справедливости.
При феодальной раздробленности преподаватели университетов не могли основываться на местных обычаях, которые, по их мнению, не отражали правосудие и не являлись законом. По этой причине римское право стало основой преподавания соответствующего курса во всех университетах Европы, претерпев ряд изменений.
Таким образом, условно мероприятия и направления течений университета можно разделить;
I. Школа глоссаторов. Глоссаторы (от др.-греч. glossa, устаревшее или редкое слово) – юристы (доктора права или студенты), занимавшиеся римским правом в средневековой Европе. Данная школа пыталась установить первичный смысл римских законов. В 1088 г. в Болонье Ирнерий[48] начал преподавание юриспруденции. В 1158 г. император Священной Римской империи Фридрих I (Барбаросса) издал эдикт, по которому брал под свое покровительство и защиту студентов, и профессоров по пути в университет и в самом университете. В школе глоссаторов изучалось римское право в чистом виде, независимо от субъективного чувства справедливости[49]. Быстрый рост авторитета римского права от Ирнерия до Ацо[50], в связи с высоким научным достоинством работ Ирнерия, заставляют предполагать, что научное изучение римского права началось задолго до того времени, когда Ирнерий привлек к себе всеобщее внимание как родоначальник школы юристов, известных под именем болонских глоссаторов. Предположение вполне подтверждается фактическими данными, собранными и разработанными новейшей литературой[51]. В течение веков с именем Ирнерия соединялось представление о возрастании научного изучения и преподавания римского права.
Исследование зачатков болонской школы, как и всей до-болонской романистической юриспруденции, начатое еще Савиньи[52], и с тех пор не прекращается, получило с конца 60-х XX века годов новый толчок благодаря работам Фиттинга[53]. Савиньи высказал предположение о том, что изучение римского права в Западной Империи никогда не прекращалось и болонской школе предшествовали другие школы, со своими вековыми традициями. Большинство современных исследователей идет по стопам Фиттинга и высказывается так или иначе за непрерывность изучения римского права в течение средних веков.
Одни исследователи видят причину в процветании болонской школы в выделении права в самостоятельный предмет преподавания, поскольку раньше изучение его составляло только часть преподаваемого в школах энциклопедического знания. Другие, наряду с Фиккером[54], придают особое значение тому обстоятельству, что болонские глоссаторы, как посредники между равеннскими и ломбардскими юристами, были знакомы как с римским, так и с лонгобардским (феодальным) правом и применили к изучению первого научные методы, которыми ломбардские юристы пользовались при разработке лонгобардского права[55].
В это время в городских общинах Италии происходит обширная деятельность в области статутного законодательства. Эта деятельность, помимо создания статутов для отдельных городских республик отражается также и в составлении кодекса для неаполитанского королевства, и вслед за этим для Кастилии. Знакомство с римским правом обуславливает разработку и кодификацию обычного права сначала в Англии и во Франции, затем в Германии[56].
Историческая роль глоссаторов заключается в том, что римское право было заимствовано в западноевропейских государствах на основе работ, опубликованных ими, которые систематизировали отдельные правовые нормы в целом и предложили их толкование, соответствующее данной эпохе. Результаты работ всей школы глоссаторов были соединены в одно целое Аккурсием[57], написавшим, под заглавием «Glossa ordinaria», общий комментарий к юстиниановым сборникам. Его появление отразилось на дальнейшем развитии правоведения. Сводная глосса избавляла от необходимости обращаться к работам отдельных глоссаторов и сосредоточила на себе внимание как практических юристов, так и самой науки права. Одобренные Аккурсием глоссы получили в юридической практике авторитет, равный самому тексту, вследствие чего и в правоведении все научные исследования и преподавание группируются вокруг них.
Непосредственно следовавший за временем составления глоссов период был временем упадка, когда среди глоссаторов самостоятельное юридическое мышление полностью прекратилось. В это время появляются «комментаторы», основавшие новую юридическую школу, которые сменили глоссаторскую школу и значительно подняли правоведение.
II. Школа постглоссаторов. В XIV веке римское право было систематизировано таким образом, что его нормы могли использоваться на практике для вынесения судебных решений. Постглоссаторы создали логические принципы, конструкции и обобщенные формулы, которые закрепились в римском частном праве в новый период духовной и интеллектуальной жизни эпохи Возрождения. Логические принципы и конструкции, а также терминологию римского права можно также охарактеризовать как материалы правовой культуры, которая была постигнута законодательством континентальной Европы. Постглоссаторы ввели новую категорию – «persona ficta» (фиктивное лицо). Под этим термином фактически они понимали юридическое лицо. В этот период римское право начинает применяться в Западной Европе как в области публичного права, так и частного.
В этот период во Франции зародилось новое направление в юриспруденции – диалектический, характеризующий второй период схоластики. Новый метод, раньше, чем в Италии был усвоен французскими юристами. Тем не менее, диалектика с ее логическими построениями и доказательствами со временем внедрилась также в Италию. Применение к юриспруденции нового метода не явилось единственной чертой, характеризующей постглоссаторский период. В противоположность глоссаторам, постглоссаторы обусловили появление практического права путем проникновения в средневековую жизнь и средневековое мышление и постепенно приспособили друг к другу право, содержащееся в источниках и право, взятое из жизни. При обсуждении конкретных вопросов развился практический такт, который вознаградился за недостаток критической силы и логической последовательности. Образовалось в результате учение, которое менее всего передавало римское право, как оно содержится в источниках, но обладало достаточной силой, чтобы фактически подчинить себе правовую жизнь западных народов[58]. Удачное приспособление данного учения было возможно только посредством свободного толкования римских норм и свободно построенных умозаключений. Этими средствами пользовалась в широкой мере постглассаторская юриспруденция.
III. Школа естественного права. Университеты не могли претендовать на создание позитивного права, поскольку не были уполномочены устанавливать нормы, обязательные для применения практикующими юристами. У них не было возможности фактического закрепления правовых норм. Ученые, руководствуясь римскими текстами, стремились обнаружить только справедливые правила и нормы. Школа естественного права поставила человека в центр общественного порядка, подчеркивая его неотъемлемые «естественные» права, которые представлены как универсальные, единые для всех времен и народов. В области частного права данная школа не противоречила позиции постглоссаторов. Ее положения требовали, чтобы нормы римского права применялись там, где они уместны и в той мере, в какой они не противоречат смыслу справедливости и потребностям общества.
В процессе развития европейского общества изменилась не только идея права, но и отношение к ней. В университетских программах и курсах приоритетное отношение к римскому праву постепенно заменилось стремлением сформулировать такие принципы закона, которые бы выражали не только академические, но и рационалистические начала. В результате в юридической практике были закреплены глубокие теоретические построения.
Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием и основой для генезиса классической науки современной эпохи.
Общая концепция римской правовой культуры закрепляла, что требования права детерминированы, во-первых, собственными для конкретного народа предписаниями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых – согласованностью с естественным разумом общежития, единым для всех народов, или правом общенародным (jus gentium). Если первое является ключевым источником политических и семейных установлений, то вторым «введены почти все договоры», оно выступает базой для организации коммерции, оборота и т. д. Собственное данного народа право может содержать писаное право и неписаное. К последнему в основном относится обычай[59].
Обычаи (mores) могут выполнять двойное значение: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике – и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Высшее образование в течение продолжительного времени выступало неотъемлемым фактором историко-культурного генезиса римской цивилизации, образовавшей фундамент для эволюции общественно-правовых систем большинства мировых государств. Оно гарантировало сохранение и распространение таких образовательных культурных форм, как знания и достижения, опыт и навыки в интеллектуальной сфере деятельности, ценности и моральные нормы. Тем самым высшее образование обеспечивало основание однородной социокультурной территории государства, имело определяющее значение в производстве культуры в образцовом отражении ее духовного пласта, картины мира, культурных смыслов позднеантичной эпохи. Следовательно, как утверждает профессор кафедры всеобщей истории ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Т. Б. Перфилова, высшее образование было существенным элементом истории и культуры древнеримской цивилизации, жизни человека и общества Римской империи[60].
В настоящее время западные ученые древних систем образования, которые включают и высшее образование в Римской империи полагают, что «всё современное зарубежное образование до сегодняшнего дня все также подвержено влиянию двух великих сил – Римской империи и христианской церкви». Это связано с тем, что философия образования XIX в. уходит корнями в прошлое, где появилось большинство принципов и образовательных тенденций, составляющих основу современных методов обучения.
Право и культура как важнейшие социальные институты охватывают все сферы общественных отношений, все виды деятельности и основываются на принципах морали. Юридическая культура личности осуществляет преобладающие функции, сопряженные с организацией общественного уклада, социального взаимодействия людей. На этом уровне прослеживаются границы и структура социального порядка в обществе, а также обеспечиваются механизмы его поддержания и легитимного изменения[61].
Российские историки, исследующие Древний мир и изучающие процессы и явления с начала их возникновения, внесли значительный вклад в осознание культурного наследия древних цивилизаций. Тем не менее, образовательному процессу, а именно феномену высшей школы, не было уделено значительного внимания, несмотря на то, что современные формы высшего образования уходят своими корнями в Римскую империю. В Римской империи впервые в истории человечества была основана традиционная система обучения и школы третьего, высшего уровня, – древнейшие, «неточные» образцы высшего образования, – обусловив весь учебный процесс, предоставляли выпускникам обширные профессиональные знания, обеспечивали достойное место в обществе[62].
Определение «юридическая культура» («правовая культура») выступает в качестве объединения таких ключевых категорий, как «культура» и «право», «юриспруденция». Культура в переводе с латинского, означает возделывание, обрабатывание. Культура – это социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (сознания ценностей, норм, знаковых систем) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности[63].
Право, наряду с культурой, является комплексным и многоаспектным социальным феноменом. Как духовное образование право представляет собой систему норм, правил поведения, источником которых является государство, выражают волю и интересы определенных слоев населения, либо в целом общества. Данные нормы закреплены в специальных государственных документах – нормативных актах и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, охраняются от нарушений как силой общественного мнения, так и в требуемых случаях мерами государственного принуждения. Условно право можно обозначить как специфическую научную форму общественного сознания и как оценочное духовное осмысление общественного бытия. В процессе модернизации Российского государства роль права, правовой культуры личности в обществе неуклонно возрастает. Проблеме развития правовой культуры личности непрерывно уделяют значительную долю внимания правоведы, политологи, социологи, философы и т. д. Благодаря их исследованиям были разработаны вопросы, касающиеся сущности права, проблемы взаимосвязи моральных и правовых норм, специфики правового сознания и др.[64]
Правовая культура также сопряжена с правовой активностью и в преломлении через человеческий фактор играет профилирующую роль в свете построения правового государства. Данная категория представляет собой внешний фундамент правовой активности граждан. Можно утверждать, что правовая культура отражает не только высокий уровень юридического мышления, но и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура в максимальной степени способствует легитимному и социально активному поведению. Исследователи права П. П. Баранов и В. В. Денисенко считают, что правовая культура представляет собой целостный феномен, взятый в единстве составляющих его компонентов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права[65].
В онтологическом плане право, как и культура, выступает следствием общественного развития и наделено следующими характерными особенностями:
• право – это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
• право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, учитывать интересы и потребности личности как первичного элемента общества;
• право – обязательная равная и относительно справедливая мера поведения людей, закрепленная в государственных официальных актах.
Неотъемлемыми элементами юридической культуры личности являются правовое сознание, правовое поведение, правовое воспитание. Характеризуя эти элементы, можно утверждать, что правовое сознание – это право в том виде, как оно отражается в сознании человека, волевые составляющие, а также формирующиеся на их основе правовые взгляды, убеждения, принципы, ценности[66].
В процессе изучения права у личности формируются необходимые знания, которые в ходе профессиональной деятельности трансформируются в правовые умения и навыки, правовые убеждения и в результате в высокий уровень гражданско-правовой активности в использовании своих прав и обязанностей. Одним из ключевых показателей индивидуальной правовой культуры личности выступает социально-правовая активность. Социальная ценность правовой культуры отражается в том, что она является неотъемлемой предпосылкой активной правовой политики[67].
Существенным компонентом формирования юридической культуры личности является правовое воспитание, представляющее собой целеполагающую деятельность по формированию у нее правосознания и сопутствующего ему поведения, по повышению ее правовой культуры. Правовое воспитание можно выразить как процесс воспитательного воздействия на личность и как результат этого процесса. В связи с этим, с одной стороны, правовую культуру личности можно рассматривать как общую цель правового воспитания по отношению к объекту воспитания и как существенную предпосылку по отношению к субъекту воспитания. С другой стороны, если говорить о правовом воспитании, правовая культура выступает как совокупность личностных качеств, характеризующих ее правовое сознание и правовое поведение в их непрерывной интеграции[68].
В отношении реализации воспитательной функции права в зарубежных странах формирование позитивного отношения к праву и закону в странах англосаксонской правовой семьи начинается с детского возраста, затем правовая образованность осуществляется посредством гражданского образования в учебных заведениях, в последующем процесс правового просвещения осуществляется через юридические общества, правовые ассоциации, фонды правовой помощи.
Формирование правовой культуры в отношении воспитания личности – это комплексный, многоплановый процесс, содержащий воздействие объективных социальных условий, а также целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора.
Теоретические способы формирования правовой культуры включают:
• создание концепции формирования правовой культуры личности;
• нормативное творчество, связанное с совершенствованием нормативно-правовой базы, созданием универсальных нормативных правовых актов;
• разработка профильных учебных пособий, рекомендаций, сопряженных с повышением и развитием правовой культуры личности.
К практическим способам формирования правовой культуры личности можно отнести:
• совершенствование системы правового обучения личности на базе новейших научных достижений;
• непрерывное формирование правовых качеств, необходимых личности для результативной профессиональной деятельности;
• развитие правовых установок и ценностных ориентаций, направленности личности.
Каждая правовая культура обладает своей собственной самобытностью. В связи с усилением процессов глобализации следует предпринимать меры, способствующие сохранению идентичности каждой из них: соблюдать традиции и обычаи, принимать интернациональные нормы в соответствии с национальными нормами. Но глобализация может рассматриваться и как положительное явление при тесном взаимодействии государств и приемлемом обмене опытом, который будет способствовать совершенствованию и развитию национальных институтов. Положительным является только заимствование отдельных механизмов в правовом регулировании, и заимствование отдельных институтов приведет к нарушению всей системы права.
Уровень образования юристов должен быть детерминирован не столько количеством механически усвоенных нормативных актов, сколько в первую очередь общей эрудицией выпускника юридического ВУЗа или юридического факультета ВУЗа России. Знания в области римского права, изучение латинского языка способствуют приобщению к истокам современной европейской цивилизации, дают возможность познать «цивилизацию духа», имеющую уникальную европоцентричную природу[69].
Римское право оказало внушительное влияние на развитие феодального и буржуазного права, эти процессы получили название рецепции римского права. Европейские университеты возродили изучение римского права, именно на его основе впоследствии создается национальное европейское право. Положения, разработанные римскими юристами, можно найти в кодексах Эйрика и Аларика II, в Либер Юдисирум, в Салической правде, в Бургундской правде, впоследствии кодексы Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, стран Латинской Америки восприняли римскую систему гражданского права, юридические конструкции различных институтов гражданского права. Российское законодательство также испытало влияние римского права.
Современные тенденции гармонизации и унификации европейского права призывают студентов юридических ВУЗов углублять изучение римского частного права, поскольку для правовых систем романо-германской правовой семьи, к которой относится и Российская Федерация, римское право имеет особую значимость. Все частное право стран романо-германской правовой семьи базируется на юридических конструкциях, разработанных римскими юристами.
Дальнейшее изучение и преподавание римского права должны обеспечить высокий профессиональный уровень будущих специалистов. Основной акцент закономерно смещается на те отрасли права, которые непосредственно связаны с самодеятельной личностью и с коммерческими отношениями. Именно в этих областях сегодня идет наиболее радикальная правовая реформа, именно на этой сфере права сконцентрирован интерес гражданского общества. Искомую преемственность с общечеловеческой культурной и нормативной традицией как раз и может обеспечить знакомство с догматическими, юридико-аналитическими аспектами цивилистики на материале римского права.
Историческое исследование свидетельствует о том, что образование и общество неразрывны друг с другом. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), которые возникают в обществе, в той или иной степени, отражаются на сфере образования. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни обусловливают необходимость во многих странах мира, в том числе и в России, реформирования образовательной системы[70].
Так, римское частное право явилось наиболее развитой и законченной системой права, создавшей наиболее законченные и универсальные юридические формулы. Право Древнего Рима оказало огромное влияние на историю всего европейского континента, заложило основу для формирования правовой культуры. Кроме того, роль римского частного права для современного юриста можно отразить следующим образом:
• оно заложило основу для формирования понятийного аппарата юриста (понятия и термины, которыми оперируют юристы, особенно в области гражданского права, были разработаны древнеримскими юристами);
• оно является правовым обеспечением экономической, и прежде всего, торговой деятельности (только там, где существует развитый торговый оборот, сложная структура отношений собственности, договорных отношений, возможно применить конструкции римского частного права;
• оно закрепило принцип приоритета судебной защиты прав лиц (римские юристы разработали совершенную систему процессуальной защиты по частноправовым спорам, что заложило основу современного гражданского процесса);
• оно является базой для становления современного гражданского законодательства.
Римское право представляет собой особенный по своим характеристикам и значению предмет юридического изучения. Внимание, которое заслуженно принято уделять римскому праву в рамках юридического образования или общего научного познания права, обусловлено не только значительным влиянием римского права в свое историческое время на становление национальных, правовых культур так называемой романо-германской семьи. Интерес также вызван особыми непреходящими внутренними качествами собственно римского права, обязанными как многовековой работе над ним ученых-юристов и правоведов-практиков, так и особым культурным условиям его первоначального возникновения.
§ 2. Место и роль инструментов Болонского процесса в конвергенции западных идей, традиций и концепций высшего юридического образования в мире
На современном этапе развития общества и научно-технической революции интеллектуальный потенциал страны (составляющая экономического и социального развития) детерминирован уровнем образованности людей в стране. Тенденции к повышению качества образования и его обособленности от практического применения, обуславливают, в условиях рыночной экономики, утрату конкурентных преимуществ преимуществ не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. В связи с этим на протяжении десятилетий продолжалось непрерывное реформирование данной системы в стране. В условиях глобализации изменение российского и мирового образования, становление общего образовательного пространства, а также высокие требования, которые предъявляют в настоящее время к качеству трудового потенциала – все это требует адаптации системы получения знаний к трансформациям в стране и мировом сообществе.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD – Organisation for Economic Cooperation and Development), человеческий капитал являлся «единственным самым важным показателем роста в странах ОЭСР в последние три десятилетия»[71]. Знание стало рассматриваться в качестве катализатора экономического развития и конкурентоспособности, кроме того, производство и передача знаний были основными видами деятельности высшего образования. В обществе стала возрастать потребность в большем числе выпускников с соответствующими навыками для нового глобального рынка труда.
Первые шаги к глобализации систем образования стран Европы были сделаны в середине 1970-х годов, когда была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования Советом министров ЕС[72]. Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Сам процесс реформирования системы образования был затруднителен, и продолжает существовать многообразие проблем, которые требуют решения. Есть необходимость окончательного определения всех требований к прикладному бакалавриату и определения качественных требований к таким специалистам, которые на сегодняшний день осуществляют подготовку в системе среднего профессионального образования.
Болонский процесс представляет собой процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001 г.), Берлине (2003 г.), Бергене (2005 г.), Лондоне (2007 г.).[73]
Формально Болонский процесс можно рассматривать как результат регулярных встреч министров, ответственных за высшее образование, однако он выходит за рамки межправительственных встреч, поскольку большую роль выполняли и другие заинтересованные стороны, и международные организации.
Министры стран-участниц Болонского процесса встречаются с периодичностью 2–3 года с целью оценки прогресса в достижении согласованных целей, а также координации приоритетных действий на предстоящий период. Решения принимаются на основе консенсуса. Наряду с тем, что данные решения имеют важное значение для Болонского процесса, чтобы продвигаться вперед, они не являются юридически обязательными для стран[74].
Болонский процесс можно считать реакцией со стороны европейских стран на вызовы XXI в., которые изменили ситуацию в сфере высшего образования, что выражается в следующих основных аспектах:
• интернационализация образования. Она проявляется в растущем притоке студентов в зарубежные университеты, а также взаимный обмен преподавателями и исследователями; использование иностранных учебных программ, телекоммуникационных источников информации;
• ужесточение конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Помимо традиционных форм принятия иностранных студентов, возник новый многонациональный сектор «большого бизнеса» в сфере образования. Он действует через оффшорные кампусы и дистанционное «он-лайн» образование. Лидерами данного направления являются США, Великобритания и Австралия;
• либерализация международной торговли приводит к участию образовательного сектора в международном регулировании предоставления образовательных услуг;
• полномочия государства в области образования меняются. Большинство стран делегирует больше полномочий в университеты[75].
Болонский процесс – новое и основное направление в развитии высшего образования в Европе, что признается правительствами европейских государств, академическими кругами, международными и межправительственными организациями, средствами массовой информации.
Цель Болонской декларации заключается в том, чтобы установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования происходила в мировом масштабе. Декларация содержит шесть ключевых положений:
а) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
б) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора;
в) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов)[76];
г) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
д) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
е) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований[77].
Болонский процесс является крупнейшей европейской инициативой, несравнимой с другими проектами в Европе, с точки зрения географии, привлекательности в отношении облегчения европейской идентичности через вопросы образования. Болонский процесс ориентирован исключительно на высшее образование.
Изучение роли Болонского процесса в конвергенции западных идей является значительным и своевременным. Европу можно назвать конвергентной конкурентной областью с различными традициями и идентичностью, которые были усилены через ряд политико-экономических инициатив, таких как создание и расширение Европейского союза, Ассоциации свободной торговли, Экономического валютного фонда ЕС[78].
Болонский процесс оказал значительное влияние на высшее образование различных стран мира. Так, например, в США Совет магистратур, Национальная академия наук, Национальный научный фонд, а также Национальная ассоциация образования опубликовали многообразие научных работ о возможном влиянии Болонского процесса[79]. Итоги конференции марта 2005 г. по вопросам высшего образования, как сообщал Совет высших школ (Council of Graduate Schools[80]), отразили: «Практически каждый выступающий на конференции, в той или иной форме, заявил, что международная конкуренция в высшем образовании ставит под угрозу американское всемирное лидерство в области исследований и инноваций и угрожает американскому процветанию»[81]. Доктор Сибил Рейхерт, консультант в области высшего образования в Европейской комиссии, обозначил перспективы Болонского процесса и международной конкуренции[82]. Он пояснил, что европейское высшее образование подвергнуто массовому преобразованию, обеспечивая больше конкуренции для США. Одним из непосредственных последствий Болонского процесса для образования США являлось то, что юридическим школам и высшим школам следовало принять решение о признании их собственных программ (доктора права – J.D., магистра права – LL.M., доктора юридических наук – S.J.D.). Некоторые американские институты измеряли равноценность европейского и американского образовательного опыта или принятые решения на основе «от страны к стране», в то время как другие учреждения планировали временно принимать студентов со степенью бакалавра после трех лет обучения с последующим прохождением дополнительного обучения. Совет высших школ заключил, что следует определить, какие американские институты должны ввести систему трехлетнего обучения по Болонской системе.
Юридическое образование в Германии является показателем ситуации, в которой осуществление концепций Болонского процесса оказалось проблематичным. Понимание проблем, которые возникли по поводу внедрения концепции болонской системы в немецкое юридическое образование, обусловлено контекстом, включающим в себя:
• систему высшего образования в Германии, включая юридическое;
• непрерывные реформы высшего образования Германии;
• квалификационные требования для немецких юристов;
• дискуссии о внедрении концепций Болонского процесса по поводу степеней бакалавр, мастер в немецкое юридическое образование[83].
Немецкие университеты и юридическое образование могут быть как государственными, так и федерального регулирования. Объем федерализма являлся предметом законодательных реформ[84]. Основные реформы включают введение возможности для университетов принимать студентов в ограниченной степени, введение федеральной программы «Совершенство инициативы», которая обеспечивает признание и обеспечение немецких университетов федеральными средствами, а также введение программы «Младший профессор»[85].
Существующая система квалификации юриста является еще одним важным аспектом, в контексте которого реализуется Болонский процесс. Для того, чтобы квалифицироваться в качестве юриста в Германии студенты должны успешно завершить юридическое обучение в университете, раньше, чем в Fachhochschule (Университет прикладных наук)[86].
В 2003 году, в период внедрения Болонского процесса, в Германии стали осуществляться реформы в сфере юридического образования, которые можно назвать самыми стремительными за все десятилетие. Данные реформы потребовали от студентов высших учебных заведений выбрать специализацию, приобрести некоторые навыки в области юриспруденции, а также владеть иностранным языком. Реформы также подразумевали прохождение продолжительного периода обучения по программе Referendariat (Стажировка)[87]. Наряду с этим, активно обсуждалась необходимость внедрения системы «бакалавр-мастер» в аспекте реализации концепции Болонского процесса. Несмотря на то, что заинтересованные стороны одобрили применение Болонского процесса к немецкому юридическому образованию, федеральное Министерство Юстиции выступало против реализации определенных аспектов[88]. Большинство правовых организаций также были против системы «бакалавр-мастер» и против того, чтобы студенты, получавшие степень бакалавра, квалифицировались как юристы. Например, данный вопрос доминировал в дискуссиях на Берлинском симпозиуме 2005 года «Болонский процесс и немецкое юридическое образование»[89]. В результате оппозиции к системе «бакалавр-мастер» коалиционное Правительство Германии включило в коалиционный договор раздел, связанный с юридическим образованием и Болонским процессом. Этот раздел указывал на то, что Правительство не изменит требования к квалификации юристов. В данном договоре не уточнялось, отвергает ли раздел применение концепций Болонского процесса в целом или только систему «бакалавр-мастер». Немецкое Министерство образования уделяет большое количество ресурсов для реализации Болонского процесса, проводит научные конференции, научно-исследовательские проекты и другие мероприятия, которые делают внедрение концепции Болонского процесса более благоприятным.
Юридическое образование в Ирландии также находится под возрастающим давлением реализации концепций Болонского процесса. Ирландские юридические факультеты планируют включать в юридическую программу больше практически ориентированных методик и переходить на полноценное юридическое клиническое образование[90]. В Ирландии право изучается после завершения высшего образования. Система высших учебных заведений включает 7 университетов, 14 институтов технологий и ряд частных независимых колледжей[91]. При учебных заведениях, связанных с профессиональной карьерой, имеются также юридические школы (7 в университетах, 2 в профессиональных школах и несколько в институтах технологий и частных колледжах). С точки зрения продолжительности, стандартный курс обучения для студентов юридических школ составляет три года, что совпадает с болонской системой образования. За этим следует два года профессиональной стажировки – для солиситоров (включая профессиональный практический курс обучения) и для барристеров (включая получение степени барристера права). Существует множество компонентов практического обучения в программах юридических школ. Они предлагают курсы: «Юридические методы и исследования», «Юридические исследования и письмо», «Юридическое письмо и научно-исследовательские проекты». Поскольку студентам Ирландии запрещено проходить стажировку в судах, программы юридического клинического образования подразумевают прохождение практики в неправительственных организациях, благотворительных организациях, инициативных группах. Некоторые студенты работают над научно-исследовательскими проектами государственных органов и практикующих юристов.
Возможные причины «кризиса образования» в России и пути выхода из него так или иначе связаны с Болонским процессом. Некоторые эксперты считают, что недавние реформы российского образования последнего десятилетия только усилили деструктивный феномен и снижают преимущества отечественной системы образования[92]. Другие считают, что только полноценное следование принципам Болонской декларации позволит российскому образованию преодолеть кризис и стать модернизированным в соответствии с международными стандартами. Общественные дискуссии о применении принципов Болонской декларации укладываются в логику исторического развития права и правовых институтов в России. Несмотря на то, что принципы Болонской декларации неоднозначно воспринимались в разных странах Европы, Россия продолжает соблюдать схему, недостатки которой были признаны более десяти лет назад.
В России в настоящее время полностью функционирует болонская система. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран. Предпосылкой, которая обусловила присоединение России к Болонскому процессу, можно считать традиционно европейский и, шире, интернациональный дух, типичный для российского высшего образования. Россия тем самым возложила на себя обязательство реформировать до 2010 г. свою систему высшего образования согласно единым стандартам[93]. Вступая в Болонский процесс, мы обязаны руководствоваться интересами нашей страны, мы не должны утратить наши выверенные временем традиции в образовании, мы не должны отказаться от тех несомненных преимуществ, которые имеет российская система образования – научность, фундаментальность, системность, практическая направленность[94].
Болонский процесс уходит вглубь структуры общества, политики и экономики, затрагивая интересы как отдельных лиц, так групп и государства. Внутренние потребности России, сопряженные с присоединением к Болонскому процессу, имеют отношению к целому комплексу задач. Они включают:
• реформирование высшего образования, направленное на приведение его в соответствие с мировыми информационными технологиями на мировом рынке образовательных услуг;
• повышение конкурентоспособности российской экономики, экономического роста;
• либерализация, маркетизация социальной и экономической сфер, избавление общества от многолетнего патернализма;
• общественный плюрализм, развитие независимых общественных организаций, научных ассоциаций, развитие «третьего сектора»;
• сохранение национальной культурной и образовательной идентичности, традиций Высшей школы.
Резюмируя данные задачи, стоит подчеркнуть, что внутренний российский интерес к Болонскому процессу заключается в том, что он оказывает непосредственное влияние на весь цикл текущих экономических, социальных и административных реформ, в том числе на высшее образование и рынок труда.
В настоящее время Болонское движение охватило практически все крупнейшие российские ВУЗы. Сегодня некоторые аспекты Болонского движения остаются неясными, идут многочисленные дискуссии на тему перемен в системе образования в России, обсуждается вопрос о признании степени бакалавра на предприятиях, правильном построении экономических отношений в ВУЗе при переходе на новую систему и многое другое[95].
Основные цели Болонского процесса были достигнуты к 2010 г. Целями процесса, достижение которых произошло к 2010 году, являются:
• построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
• формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
• обеспечение конкурентоспособности европейских ВУЗов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
• повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания[96].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[97] в России предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду двухступенчатое образование. Первая ступень – бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так называемым специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система вызывает непринятие у большинства стран Европы[98]. Следует отметить, что в России по-прежнему специалист рассматривается как основная степень, а бакалавр и магистр второстепенны. Фактическое «непризнание» бакалавров и магистров на внутреннем рынке труда дополняется проблемами с признанием степени бакалавра за рубежом[99]. Так, Панкратова М. Е., доцент кафедры теории, истории права Мурманского университета, утверждает: «Представляется незаурядной ситуация, когда компания отказывается взять на работу кандидата, имеющего степень бакалавра или магистра, поскольку требуется кандидат с дипломом специалиста. Зачастую в повседневной жизни бакалавр воспринимается как человек с высшим образованием, недоученный до специалиста»[100].
Как утверждал О. Е. Кутафин[101], практическая реализация мер по переходу на двухуровневую систему высшего образования в стране не в полной мере может позволить решить обозначенные задачи в силу следующих причин:
• переход на двухуровневую систему подготовки лиц с высшим образованием вступает в противоречие с другими элементами системы образования. В частности, в странах с двумя ступенями высшего образования отсутствует среднее профессиональное образование, так как поглощается программа подготовки по квалификации «бакалавр». За рубежом лицо, прошедшее подготовку по программе «бакалавр», фактически приравнивается к лицу, которое в нашей стране получило среднее профессиональное образование;
• на базе четырехлетнего высшего профессионального образования требуемых знаний в области юриспруденции дать в полной мере нельзя[102].
Наряду с этим, применение единой кредитной системы (ECTS), ключевыми элементами которой являются индивидуально-ориентированная система организации образовательного процесса и стимулирование балльно-рейтинговой системы образовательной деятельности студента, недостаточно используется в университетах России. И. В. Воробьева отмечает: «Система расписания, складывающаяся на протяжении многих лет, укомплектованность учебных групп и т. д. не позволяют студентам делать какой-либо выбор (в отличие от западных студентов, не имеющих учебных групп, поскольку каждый семестр они проходят различные курсы). Российская система, в отличие от европейской, не позволяет сократить или продлить общий срок обучения или предоставить студенту возможность проходить обучение по программам в удобном для них порядке»[103]. Недостаток элективных курсов уменьшает значение ECTS как системы, отражающей вовлеченность студентов в учебный процесс.
Выполнение такой Болонского цели как содействие мобильности студентов и преподавателей, способствующей признанию квалификаций, также отражает некоторые трудности реализации в национальной образовательной системе. Переход из одного университета в другой является высоко формализированным. В случае перехода студента в другой университет, ему требуется пройти курс обучения повторно, если название курса или он сам отличаются от другого университета. Можно согласиться с И. В. Воробьевой: «Вариативность образовательных программ, отсутствие стандартизированной системы безналичных денежных переводов делают академическую мобильность более затруднительной»[104].
Входя в Болонский процесс (интегрируясь в европейскую систему образования), России необходимо поступать так, как поступали американцы – они взяли все лучшее, что имелось в Европе, но создали свою собственную образовательную систему, сохранили ее особенности, не растеряли то положительное, что американцам приносит успех[105].
В настоящее время реальная ситуация такова, что в разных странах (иногда даже в пределах одной страны) квалификации, полученные выпускниками ВУЗов, затруднительно поддаются сравнению. Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция – как в России – представляет собой нововведение, работодатели и общественность недостаточно представляют себе, в чем заключается специфика образования на уровнях бакалавриата и магистра, является ли бакалавр лицом с законченным высшим образованием.
Степень бакалавра, хотя и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, ее получившего. В российских условиях, следует запретить бакалавру напрямую получать высшее образование третьего уровня, минуя второй, – то есть бакалавр не сможет поступить в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться в европейском контексте). Вероятно, выпускники ВУЗов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования[106].
Во избежание дезориентации общественности диплом бакалавра не должен выдаваться выпускникам техникумов, колледжей и других образовательных учреждений среднего профессионального образования. О том, что эта степень – высшее образование, говорится, например, в Пражском коммюнике встречи министров высшего образования Европы (2001 г.): «Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или сопоставимые с ними степени двух уровней могут быть получены в университетах, равным образом, как и в других учреждениях высшего образования». Юридическая педагогика является гуманитарной наукой, которая целенаправленно занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития[107].
Полноценное присоединение России к единому мировому образовательному пространству потребовало внедрении и мирового педагогического опыта, новых (применяемых в зарубежных странах) методик и систем преподавания.
Педагогика как наука располагает огромным объемом научно обоснованных рекомендаций по оптимизации и совершенствованию педагогических технологий и методик воспитания, образования и обучения, поскольку эти технологии и методики (самые ведущие) призваны стать ведущими в новом мировом образовательном пространстве. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессионального юридического образования, которые должны обладать педагогической культурой, на должном научно-педагогическом уровне, с использованием новейших зарубежных методик и программ, строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действительно профессиональные кадры юристов.
Российским студентам-юристам присоединение нашей страны к Болонскому процессу позволит продолжить обучение в любой другой стране-участнице Болонского процесса. Это значит, что для студентов широкие возможности обучаться по новым (например, неизвестным или не практиковавшимся ранее в России) педагогическим методикам и программам. Другими словами, юридическая педагогика как наука и как учебная дисциплина обогатится новыми компонентами (программами, средствами, способами и методиками качественного обучения, образования, воспитания), станет более универсальной и понятной.
Было бы целесообразным, опираясь на существовавшую ранее пятилетнюю модель российского высшего образования, ввести в качестве основной классическую болонскую модель первых двух уровней 3 + 2, основываясь на предположении, что в этом случае 80 и более процентов российских бакалавров будут продолжать обучение в магистратуре. Важно, чтобы Министерство образования и науки РФ финансировало все пять лет обучения по уровням бакалавр-магистр – опять же исходя из традиционного пятилетнего бесплатного российского высшего образования[108]. Стоит подчеркнуть, что наиболее крупные ВУЗы, обладающие мощными научными школами, уверенные в перспективах трудоустройства своих выпускников в силу своего непоколебимого европейского авторитета, смогут применять и любые другие модели, – исходя из концепции Болонского процесса, и такой подход вероятно будет иметь положительную реакцию в Европе.
Система высшего образования Европы до недавнего времени представляла собой совокупность разнообразных национальных систем. Открытые границы, свободное перемещение рабочей силы и общая экономика потребовали создание единой системы высшего образования, направленной на экономическое развитие региона[109].
Цель Болонского процесса, начало которого было положено Болонской совместной декларации европейских министров образования в июне 1999 г., заключалась в создании единого европейского пространства высшего образования, основанного на общности фундаментальных принципов функционирования: постоянное улучшение качества высшего образования, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг. Болонский процесс является ответом Европы на вызов глобализации в области образования. Восприятие Болонского процесса как стремление Европы внедрить России свои стандарты заслоняет тот факт, что образовательные сообщества стран-членов ЕС не менее нашего отечественного обеспокоены резким усилением глобальных рыночных императивов, ставящих под угрозу национально-культурные устои сложившихся систем образования[110].
Сопоставление российской системы высшего образования с целями и идеями Болонского процесса показывает, что она им содержательно близка. Она удовлетворяет целям Болонского процесса в большей степени, чем любая другая национальная европейская система[111].
Болонский процесс появился для России в нужное время – и как общий контур для программы модернизации образования и как возможный ответ вызовам рыночной глобализации. В формировании профессионального правосознания особую роль играет высшее юридическое образование, которое имеет общие признаки, свойственные высшему профессиональному образованию в целом, а также особенности, вытекающие из природы юридического образования.
Юридическое образование влияет не только на когнитивно-рациональную сторону сознания с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека, формирования устойчивых правовых знаний и навыков, но и на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую стороны с целью формирования системы правомерной мотивации поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать право. Юридическое образование – это не только форма передачи необходимых профессиональных знаний и навыков, но и трансляция правового опыта, правовых ценностей и идеалов.
Высшее юридическое образование развивается не только в качестве одного из элементов правовой культуры общества, но и как составляющая системы высшего профессионального образования России. Изменения в системе высшего образования России под воздействием факторов социально-экономического и политико-правового характера непосредственно влияют на содержание, формы и направления развития юридического образования. Модифицируясь, юридическое образование определяет новое качество профессионального правосознания и через него правовой культуры в целом.