Вы здесь

Педагогика дилетантов. Как учить детей дома и не сойти с ума. Социализация – это важно! (Алексей Семёнычев)

Социализация – это важно!

Да, это самый главный вопрос. Не то, как вы будете учить, чему вы будете учить, чем будет заниматься ваш ребёнок… А вопрос социализации! Как он будет адаптироваться к обществу?

Споры на эту тему не утихают и не будут утихать, пока не изменится школа и пока семейное образование не станет частью культуры общества и вполне понятной системой образования.

Первый и самый важный аргумент противников семейного образования – как же будет социализироваться ваш ребёнок, как же он войдёт в общество? Вот школа – она готовит к обществу, она готовит ребёнка к жизни в социуме…

Мы не считаем, что школа готовит к социуму. Так ли это? Она разлагает ребёнка, внедряя в ум ребёнка двойные стандарты, внедряя ему мысль, что ты должен делать то, что тебе говорят, что ты можешь оказаться на низшей ступени социальной лестницы, если получишь двойку… Социальное окружение в школе, мягко говоря, неоднородно. Не случайно главное общение, главные интересы ребёнка, во всяком случае в средней школе, всё больше перемещаются за стены школы. Главные интересы его лежат вне школьной программы, важные для него тусовки не в школе.

Школа всё больше отделяется от реальной жизни не только ребёнка, но и от социальной жизни всего общества, всё больше превращаясь в государственную машину, выдающую одинаковую продукцию, которая совсем одинаковой быть не хочет…

Главный бич нашего общества – одиночество в толпе. Всё сложнее тем, кто вчера окончил школу, найти близких и нужных ему людей. Это та социализация, которой учит школа.

Невозможно себе представить, что школа, которая, по общему утверждению самих же учителей, снижает уровень образования, вдруг в вопросах социализации была на высоте. Учим плохо, зато с социализацией всё хорошо! Это как так получилось вдруг такое чудо?

Но это совсем не значит, что проблемы социализации в семейном образовании нет. Совсем наоборот. Она есть, и о ней нужно знать. К ней нужно готовиться.

Семейное образование очень успешно решает проблему вертикальной социализации. У нас много общения с детьми разного возраста, со взрослыми, общение в кружках по интересам… Но может ли это заменить горизонтальную социализацию – общение ребёнка с детьми его возраста?

Раньше эту проблему решали дворы. Дети выходили во двор и сами решали, как им выстраивать социальные связи. Сами получали этот опыт… Но в наше время далеко не все дворы могут похвастаться в первую очередь своей безопасностью. Безопасность – главный аргумент отсутствия дворовой культуры. Хотя надо сказать сразу, что во многом это культура крупных городов, где проблема безопасности действительно очень серьёзная. В деревнях, посёлках, небольших городах это всё же не так заметно. Она как-то сохраняется.

Именно игра даёт спонтанную, не контролируемую взрослыми настоящую социализацию. И проблема её отсутствия касается всех. Школа – это место, которое безопасно. С точки зрения родителей, туда можно сдать и не волноваться. А ещё и научат заодно… Это страшный миф. Это совсем не так. Достаточно посмотреть статистику детских самоубийств, преступлений в школе, видео издевательств учеников над учителями и учителей над учениками…

В семейном образовании это всё вообще немыслимые истории. Они невозможны в принципе.

Переводя ребёнка на обучение дома, обязательно продумайте его общение.

Я несколько облегчу задачу и сначала успокою вас: каждому ребёнку необходим свой уровень общения. Кому-то достаточно одного-двух друзей, кому-то – двадцать-тридцать.

Моему сыну Антону всегда было необходимо общество. И он умудрялся находить друзей даже в Египте среди арабских детей, совсем не говоривших по-русски. А дочери достаточно двух-трёх близких подруг, и она вполне довольна. Ровно так, как и в нашей взрослой дружбе. Сколько у вас друзей? Посчитайте.

В подростковом возрасте дети уже начинают сами искать круг общения для себя. И как школьные дети, так и хоумскулеры ищут его где угодно. Но не в школе. Главное, чтобы в это время уже был этот самый круг интересов. Школа, повторю, не имеет к этому уже никакого отношения.

Главные, базовые навыки общения формируются в семье. Умение общаться важно формировать уже при общении с родителями.

Такие важные навыки, как открытость, отсутствие страха быть непринятым, умение общаться, подойти познакомиться, формируются совсем не в школах или детских садах. Их легко сформировать и в семье, и на прогулке, и в гостях, и на хоумсклеровских встречах. Они формируются быстро и не требуют каких-то сложных процессов. Они легко воспроизводятся и вспоминаются.

Но эти навыки обязательно должны быть.

Если вы всегда говорите с вашим ребёнком, помогаете ему, если вы окружаете его такими же взрослыми и детьми, которые не боятся общения и не боятся идти навстречу, проблем с социализацией не будет.

Но готовиться и решать проблему нужно обязательно.

1. Обязательно наблюдайте за ребёнком. Сколько реально общения ему надо, сколько времени уходит на прогулку. Когда он устаёт? Выходите на улицу. Гуляйте. Не вмешивайтесь в уличные разборки, если это не вредит здоровью ребёнка. Старайтесь находиться подальше от места прогулки. Если в вашем районе безопасность – важный фактор, следите, но будьте в стороне. Не мешайте.

2. Обязательно берите с собой ребёнка. Он должен видеть, как общаетесь вы и ваша семья. Обсуждайте с ним разговоры. Узнавайте его мнение.

3. Не бойтесь посылать его общаться с чужими людьми: «Подойди и спроси вон у того человека, куда нам идти, а я пока мороженое куплю».

4. Обязательно ходите на хоумскулеровские тусовки. Это снимает и ваше напряжение, и проблему общения. Если вашему ребёнку достаточно для общения пары часов в день, обеспечьте ему их.

5. Поддерживайте дружбу вашего ребёнка. Если он сам нашёл друга, похвалите, поговорите об этом.

6. Не торопитесь уходить с занятий, из секций. Проводите немного друга с родителями… Если дети нашли что-то общее, возможно, родители тоже найдут. Это отличный повод найти новых знакомых.

Помните, что учиться в коллективе эффективнее, чем одному. Другое дело, что школа всё меньше напоминает тот коллектив, в котором хочется учиться. Ищите тех, кто близок вам по духу.

Есть места, где объективно трудно найти друзей: коттеджные посёлки, деревни, родовые поместья, где мало людей… Это проблема, но не отчаивайтесь. Наверняка где-то есть такие же люди, как вы. Попробуйте их найти. Организуйте своё место для встреч, для общения детей и друг друга.

Ещё раз повторю. Не надо открещиваться от проблемы социализации на семейном образовании. Она есть. Но и решить её вполне осознанно можно. Мы открыты миру, мы за открытое общение между людьми, и держать детей дома – это не наши правила.