Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика (Н. А. Богачкина, 2009)

8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика

Родители являются первыми педагогами. Государство обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. В России для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Основы дошкольной дидактики заложены в трудах Я.А. Коменского (начало планомерного воспитания и обучения лежит в дошкольном детстве – «Материнская школа») и К.Д. Ушинского (уже в дошкольном возрасте необходимо отделять серьезное учение от игры. Задача дошкольного обучения – развить умственные силы и дар слова детей, подготовить их к школе, необходимо опираться на наглядность).

Н. К. Крупская определила круг знаний, которые включаются в программу для дошкольных учреждений, – знания о природе, обществе, труде людей, предметах и материалах.

Е. И. Тихеева пропагандировала наглядный характер обучения, необходимость опоры на детскую деятельность, связь с игрой. Обучение оформлялось как особая деятельность воспитателя и детей по передаче и усвоению знаний и речевых умений.

Л. С. Выготский обосновал принцип системности знаний для дошкольников, указал на отличие дошкольного обучения от школьного.

А. П. Усова доказала возможность и необходимость систематического обучения детей

дошкольного возраста, определила особенности образовательной работы в детском саду.

Современное дошкольное образование решает задачи сохранения сети дошкольных образовательных учреждений, формирования их новых видов; совершенствования подготовки воспитателей; оснащения методической литературой; разработки и внедрения новых образовательных программ и технологий. Направления деятельности:

1) разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению к родной культуре, по формированию здорового образа жизни; организация разработки и пропаганды педагогически ценных игр и игрушек;

2) разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек;

3) разработка программ и технологий непрерывного образования дошкольного и начального общего образования, их внедрение;

4) участие в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, СМИ и др.;

5) разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;

6) разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием; информационное обеспечение.