3. История педагогики Древней Руси
Письменность на Руси появилась еще до принятия христианства. В VIII в. славяне пользовались записями на родном языке. В сказании «О письменах» (X в.) говорится о знаковой системе с помощью черт и срезов, позже – берестяные грамоты.
Кирилл и Мефодий создали алфавит, что способствовало распространению письменности. В IX в. появились первые переводы богослужебных книг с греческого на славянский (Евангелие от Иоанна, Апостол, Псалтырь и др.).
Создание первой славянской церкви требовало выработки для нее определенных правовых норм. Мефодием был переведен и переработан византийский «Комоканон» («Кормчая книга»), т. е. сборник церковных и гражданских законов.
Первые школы появились после крещения Руси (X–XI вв.), когда началось строительство церквей и монастырей. В конце XI в. в одном из женских монастырей было создано первое женское училище, в котором обучались чтению, письму, пению и швейному делу до 300 девочек.
Первые школы открывались не только при церквях и монастырях, но создавались и князьями.
Князь Владимир стал собирать детей знатных лиц «научение книжное». Ярослав Мудрый создал первую библиотеку в Киеве в Софийском соборе, собрание которой включало, как переводные с греческого произведения, так и переписанные древнеболгарские переводы.
В 1030 г. Ярослав Мудрый учредил школу в г. Новгороде, где обучались более 300 детей.
В последующие века создание школ на Руси было приостановлено в силу монголо-татарского ига.
В развитии образования на Руси велика роль христианства. В монастырях учреждались училища по подготовке духовенства и грамотных людей для управления государством. В монастырях создавались сборники религиозно-нравственных статей («Измарагд» (изумруд), «Изборник», «Златоуст» (по прозвищу греческого проповедника). Также в воспитательных целях использовались рукописные «Жития святых» (патерики).
В педагогических статьях того времени помещены советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, о воспитании смирения, терпения, советы родителям держать детей построже, применять телесные наказания.
Древнерусская литература: «Слово о Законе и благодати» (середина XI в.) митрополита Иллариона, показана высокая миссия русского народа; «Повесть временных лет» (988 г.) – создавалась в течение десятилетий и пронизана учительской, воспитательной, морализующей идеей; «Поучение детям» Владимир Мономах проникнуто гуманизмом и оптимизмом, основная цель воспитания – подготовка человека к выполнению добрых дел: покаяния, слез (сокрушение о своих неблаговидных делах) и милосердия; «Златоуст» – обучение риторике.