20. Методы педагогического исследования
Традиционно сложилась определенная система методов педагогических исследований. Наиболее значимыми являются:
1) теоретический анализ литературных источников;
2) педагогическое тестирование;
3) педагогическое наблюдение;
4) метод исследовательской беседы;
5) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;
6) педагогический эксперимент;
7) изучение и обобщение передового педагогического опыта;
8) социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг);
9) математические методы.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Теоретический анализ литературных источников – используется на всех этапах исследования, особенно при разработке гипотез и систематизации развивающих средств обучения. Подвергаются анализу и нормативные документы, и философские психологические и педагогические источники, что позволяет четко определить методологическую базу исследования.
Педагогическое наблюдение – целенаправленное специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и экспериментальных условиях. Проводится в ходе
последовательного изучения комплекса тем или разделов учебных предметов.
Педагогическое тестирование – метод целенаправленного обследования испытуемых, проводимого в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерить диагностируемые качества. Особенность педагогического тестирования в том, что оно должно естественным образом вписаться в логику учебно-воспитательного процесса, давать новую, полезную информацию учителю об учащемся. Чаще всего используются тесты успешности. Это краткие задания для диагностики уровней усвоения знаний, умений и навыков или каких-либо приемов деятельности (например, усвоение понятий). Эффективность тестов зависит от их валидности, т. е. соответствия тому, что подлежит изучению. Недостаточно продуманные тесты могут привести к неадекватным выводам.
Педагогический эксперимент: констатирующий (определение исходного уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств учащихся или состояние постановки обучения и воспитания); обучающий (осуществляется введение нового фактора или условия, которые должны повысить эффективность учебно-воспитательного процесса); контролирующий (проводится через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента); сравнительный (сравнивают результаты в экспериментальной и контрольной группах); вариативный (варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики).
Математические методы устанавливают количественную зависимость между изучаемыми явлениями (различного рода шкалы).