Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 20. Методы педагогического исследования (Н. А. Богачкина, 2009)

20. Методы педагогического исследования

Традиционно сложилась определенная система методов педагогических исследований. Наиболее значимыми являются:

1) теоретический анализ литературных источников;

2) педагогическое тестирование;

3) педагогическое наблюдение;

4) метод исследовательской беседы;

5) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

6) педагогический эксперимент;

7) изучение и обобщение передового педагогического опыта;

8) социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг);

9) математические методы.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Теоретический анализ литературных источников – используется на всех этапах исследования, особенно при разработке гипотез и систематизации развивающих средств обучения. Подвергаются анализу и нормативные документы, и философские психологические и педагогические источники, что позволяет четко определить методологическую базу исследования.

Педагогическое наблюдение – целенаправленное специально организованное восприятие исследуемых объектов, явлений, процессов как в естественных, так и экспериментальных условиях. Проводится в ходе

последовательного изучения комплекса тем или разделов учебных предметов.

Педагогическое тестирование – метод целенаправленного обследования испытуемых, проводимого в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерить диагностируемые качества. Особенность педагогического тестирования в том, что оно должно естественным образом вписаться в логику учебно-воспитательного процесса, давать новую, полезную информацию учителю об учащемся. Чаще всего используются тесты успешности. Это краткие задания для диагностики уровней усвоения знаний, умений и навыков или каких-либо приемов деятельности (например, усвоение понятий). Эффективность тестов зависит от их валидности, т. е. соответствия тому, что подлежит изучению. Недостаточно продуманные тесты могут привести к неадекватным выводам.

Педагогический эксперимент: констатирующий (определение исходного уровня знаний, умений, навыков, личностных качеств учащихся или состояние постановки обучения и воспитания); обучающий (осуществляется введение нового фактора или условия, которые должны повысить эффективность учебно-воспитательного процесса); контролирующий (проводится через какой-то промежуток времени после обучающего эксперимента); сравнительный (сравнивают результаты в экспериментальной и контрольной группах); вариативный (варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики).

Математические методы устанавливают количественную зависимость между изучаемыми явлениями (различного рода шкалы).