Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 18. Понятие методологии педагогики (Н. А. Богачкина, 2009)

18. Понятие методологии педагогики

Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания. И. Ф. Харламов дает более развернутое определение методологии науки – совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.

В качестве методических предпосылок

развития современной педагогической науки выделяются:

1) детерминированный характер воспитания, т. е. обусловливаемый потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа и т. д.;

2) источники развития человека как личности, находящиеся вне человека. Его формирование происходит под влиянием общественной среды;

3) определяющая роль активности самой личности в собственном развитии и формировании;

4) подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, которая должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества.

Методология педагогики – это учение о наиболее общих педагогических методах, подходах, принципах изучения и организации практики воспитания и обучения. Включает в себя учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области теории и практики.

Особенность педагогического исследования состоит в том, что его участниками являются дети, учащиеся, учителя, поэтому крайне важно, чтобы его результаты были положительными, при этом соблюдались нравственно-этические нормы и ценности.

Методологической основой обучения является гносеология (процесс активного отражения реальной действительности в сознании человека).

Научное и школьное познание отличается тем, что учащиеся открывают для себя то, что уже известно. Знания преподносятся в методически организованной форме, что облегчает их усвоение. Учебный материал адаптируется в соответствии с возрастными особенностями. Процесс активного познания основан на противоречиях, которые выступают в качестве движущих сил учебного процесса.

В развитии педагогических систем важно выполнять методологические требования, как то:

1) предварительная разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы;

2) всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы;

3) поиск образцов опережающих педагогических решений;

4) всесторонний анализ научного задела;

5) проектирование инновационной модели;

6) построение алгоритма внедрения в практику;

7) ввод новых понятий;

8) защита педагогической системы от псевдоноваторства.