16. Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Понятие «образовательный процесс» трактуется двояко: в одних случаях – это общественное понятие, трактовка описания в нормативных документах, в других – это единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс), так как обучение является средством воспитания, а воспитание содержит в себе элементы обучения.
Понятие «образовательный процесс» отражает и конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществления образования путем обеспечения единства обучения и воспитания; внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность, культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер.
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека.
Исследования П. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского показали, что понятие «педагогический процесс» более широкое, чем «учебно-воспитательный процесс», так как второе не отражает главных отличительных черт педагогического процесса – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.
Рассматривая педагогический процесс как систему, можно выделить следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент – все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от главной – всестороннего и гармоничного развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Содержательный компонент смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный компонент взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организация и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называется также организационно-управленческим.
Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Педагогический процесс характеризуется тем, что это единый процесс деятельности педагога и деятельности воспитуемых.