Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 14. Сущность образования как педагогической категории (Н. А. Богачкина, 2009)

14. Сущность образования как педагогической категории

Анализ педагогической литературы показывает, что в толковании понятия «образование» существует большое расхождение. Это общий термин, который определяет объект педагогики как социальную категорию, имеющую выражение в конкретных понятиях.

В Законе РФ об образовании говорится, что это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».

У В. И. Андреева находим: «Образование – это индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной и целостной системы обучения и воспитания, которая на определенных этапах своего развития переходит в самообразование», т. е. образование – это введение человека в мир культуры на различных этапах его жизни, овладение культурой различных видов деятельности и общения.

Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Главные критерии образованности – системность знаний и системность мышления, которые проявляются в способности человека к самостоятельному восстановлению недостающих звеньев в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Часто образованность смешивают с эрудированностью. Это возможно, если человек способен к формированию собственных взглядов и мыслей, может устанавливать причинно-следственные связи. Человека, имеющего высшее образование, не всегда можно назвать образованным, как и в обратном случае. Как считал А. Дистерверг, образование ни одному человеку не может быть дано или сообщено, оно может быть достигнуто лишь собственной деятельностью и собственными силами.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления выделяют начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке. Прививает необходимые каждому человеку учебные и практические умения и навыки, понимание закономерностей развития природы и общества. Его содержание регулируется государством, во многих странах является обязательным.

В начальных профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ) готовят рабочих высокой квалификации, в средних и высших профессиональных учебных заведениях – специалистов средней и высшей квалификации.

Политехническое образование – основы современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.