Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 12. Система педагогических наук (Н. А. Богачкина, 2009)

12. Система педагогических наук

Фундамент педагогики – философия воспитания: область знаний, которая использует в воспитательной практике идеи различных философских систем. Ее цель – определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить предмет и методы воспитания. Неоднородность философии заставляет педагогов выбирать путь познания педагогической действительности (материалистический – идеалистический), что называется методологией.

Общая педагогика – базовая дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Разделы: общие основы, дидактика (теория обучения), теория воспитания, школоведение.

Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания подрастающего человека, специфику учебно-воспитательной деятельности внутри отдельных возрастных групп: ясельная, дошкольная, школьная педагогика, педагогика профессионально-технического образования, среднего специального образования.

Школьная педагогика – это база для построения вузовской педагогики (педагогики высшей школы). Ее предмет – закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Отдельные виды человеческой деятельности дали начало соответствующим отраслям педагогики.

Производственная педагогика исследует закономерности обучения работающих, повышения их квалификации, переобучение новым профессиям.

Военная педагогика осуществляет теоретическое обоснование, вскрывает закономерности, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика связана с теоретические и прикладным разработкам в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.

Педагогика третьего возраста – это образование и развитие людей пенсионного возраста.

Исправительно-трудовая педагогика – это теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

Сравнительная педагогика изучает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах.

Специальная педагогическая наука (сурдопедагогика (педагогика глухонемых); тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих); олигофрено-педагогика (педагогика умственно отсталых)) закладывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

В систему педагогических наук входят методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам.