Вы здесь

Педагогика. Шпаргалка. 11. Функции и задачи педагогики (Н. А. Богачкина, 2009)

11. Функции и задачи педагогики

Педагогика как наука выполняет функции описания, объяснения и предсказания явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Например, для того чтобы сделать прогноз будущего развития, важно выделить и описать условия, в которых происходит это развитие.

Для осуществления этих функций необходимо решение целого комплекса задач. Выделяют постоянные и временные задачи.

Важнейшая задача – это выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. В педагогике закономерности – это связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Закономерные связи характеризуются объективностью, всеобщностью и повторяемостью.

Другой важной задачей выступает изучение и обобщение практического опыта. Практическая педагогика постоянно накапливает рациональные средства эффективного воспитания и обучения. Многие учителя вошли в историю педагогики как создатели оригинальных педагогических технологий. Решая эту задачу, необходимо изучать не только передовой педагогический опыт, но и отрицательный, чтобы не допускать ошибок.

Следующая задача – это разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Решая педагогические задачи, важно прогнозировать образование на ближайшее и отдаленное будущее. Прогнозирование охватывает всю образовательную инфраструктуру. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической системой: политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности и т. д.

Задачей последних лет является внедрение результатов исследования в практику, что вызвано вечной борьбой между традиционным и инновационным. В условиях рыночных реформ внедрение научных исследований в практику становится все более актуальным. Задача педагогической науки – разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения науки и практики.

Очерченный круг постоянных задач педагогики не может быть решен окончательно, так как наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать совершенные модели обучения, анализировать опыт и т. д.

Более разнообразными являются временные задачи. Их возникновение обусловлено потребностями практики. Многие из них не поддаются предвидению, поэтому необходимо быстрое реагирование. Примерами таких задач могут быть выявление типичных стрессов в работе учителя; разработка методик уровня профессионального мастерства и т. д.