Вы здесь

Педагогика. Краткий курc. 8. Понятие методологии педагогики ( Коллектив авторов, 2013)

8. Понятие методологии педагогики

Методология педагогики – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.

1

Структура методологического знания может быть представлена следующими уровнями:

• философский – высший уровень методологии, его содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом;

• общенаучный – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;

• конкретно-научный – совокупность методов, принципов исследования в конкретной специальной научной дисциплине;

• технологический – его составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

2

Данные уровни реализуются через следующие подходы.

1. Философский подход – методологическая основа педагогики. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику.

Материалистическая педагогика изучает производственно-экономические и социально-политические условия, влияющие на разработку ее теоретических основ и практику. Исходя из этого педагогика исследует потребности общества в деле воспитательной теории и практики, повышает роль процесса воспитания как определяющего фактора формирования личности. В зависимости от методологии педагогики мы либо признаем роль активности самой личности в собственном развитии, либо отрицаем ее.

Материалистическая педагогика утверждает человека как высшую ценность общества, ставит педагогику на уровень объективных законов развития природы и общества. Это придает ей научный характер, свидетельствует о гуманистических общечеловеческих основах.

2. Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем, он отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Педагогика рассматривается как система – взаимосвязанная совокупность элементов.

3. Личностный подход основывается на философско-психологических теориях личности, учитывает индивидуальные особенности ребенка.

4. Деятельностный подход требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения.

5. Диалогический подход. С точки зрения данного подхода личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Единство личностного и деятельностного подходов составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

3

Основные методологические положения:

♦ источники развития человека как личности находятся вне человека, формирование человека происходит под влиянием социальной и общественной среды;

♦ воспитание носит социально детерминированный характер;

♦ активность личности играет главную роль в собственном развитии и др.

Методология педагогики показывает правильное осуществление научно-исследовательской и практической деятельности.

4

Педагог должен обладать методологической культурой, т. е. знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Наличие у педагога методологической культуры считается главным признаком высшего уровня его профессиональной подготовки.

В методологическую культуру педагога входят:

• осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;

• проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;

• методическая рефлексия.

Методологическая культура позволяет разрабатывать оригинальные, нестандартные решения в области педагогической теории и практики.