8. Понятие методологии педагогики
Методология педагогики – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.
1
Структура методологического знания может быть представлена следующими уровнями:
• философский – высший уровень методологии, его содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом;
• общенаучный – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин;
• конкретно-научный – совокупность методов, принципов исследования в конкретной специальной научной дисциплине;
• технологический – его составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.
2
Данные уровни реализуются через следующие подходы.
1. Философский подход – методологическая основа педагогики. В зарубежной педагогике философские основы представлены многообразно: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необихевиоризм и др. Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику.
Материалистическая педагогика изучает производственно-экономические и социально-политические условия, влияющие на разработку ее теоретических основ и практику. Исходя из этого педагогика исследует потребности общества в деле воспитательной теории и практики, повышает роль процесса воспитания как определяющего фактора формирования личности. В зависимости от методологии педагогики мы либо признаем роль активности самой личности в собственном развитии, либо отрицаем ее.
Материалистическая педагогика утверждает человека как высшую ценность общества, ставит педагогику на уровень объективных законов развития природы и общества. Это придает ей научный характер, свидетельствует о гуманистических общечеловеческих основах.
2. Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем, он отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Педагогика рассматривается как система – взаимосвязанная совокупность элементов.
3. Личностный подход основывается на философско-психологических теориях личности, учитывает индивидуальные особенности ребенка.
4. Деятельностный подход требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения.
5. Диалогический подход. С точки зрения данного подхода личность развивается только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Единство личностного и деятельностного подходов составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
3
Основные методологические положения:
♦ источники развития человека как личности находятся вне человека, формирование человека происходит под влиянием социальной и общественной среды;
♦ воспитание носит социально детерминированный характер;
♦ активность личности играет главную роль в собственном развитии и др.
Методология педагогики показывает правильное осуществление научно-исследовательской и практической деятельности.
4
Педагог должен обладать методологической культурой, т. е. знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Наличие у педагога методологической культуры считается главным признаком высшего уровня его профессиональной подготовки.
В методологическую культуру педагога входят:
• осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;
• проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;
• методическая рефлексия.
Методологическая культура позволяет разрабатывать оригинальные, нестандартные решения в области педагогической теории и практики.