Вы здесь

Педагогика. Краткий курc. 6. Система педагогических наук ( Коллектив авторов, 2013)

6. Система педагогических наук

1

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности.

Это относится и к педагогике. По мере роста новых знаний, расширения сфер проникновения научной мысли в реальную жизнь происходит расширение отраслей педагогики. Среди этих отраслей есть совсем «молодые», а есть отрасли, имеющие многовековую историческую давность. Таким образом, педагогику определяют уже как систему наук об образовании детей и взрослых.

2

Структуру педагогики можно представить как ряд самостоятельных педагогических дисциплин:

♦ общая педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений;

♦ история педагогики, изучающая вопросы развития педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи;

♦ дидактика, занимающаяся разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организацией учебно-воспитательного процесса;

♦ школоведение – наука, исследующая содержание и методы управления школьным делом;

♦ теория и методика воспитания, изучающая вопросы формирования нравственных качеств личности, организации деятельности учащихся;

♦ возрастная педагогика (дошкольная, школьная, вузовская), разрабатывающая теоретические основы и технологии воспитания и обучения отдельных контингентов учащихся. Конкретизация и углубленное изучение педагогики позволяют выделить специфические особенности обучения и воспитания определенных возрастных и профессионально ориентированных групп населения;

♦ специальная педагогика (дефектология), изучающая обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии. Специальные педагогические науки:

– сурдопедагогика, занимающаяся теорией и методикой воспитания, обучением глухих и слабослышащих детей,

– тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей,

– олигофренопедагогика – детей с недостатком умственного развития,

– логопедия – детей с нарушением речи;

♦ профессиональная педагогика, изучающая закономерности, подходы и принципы, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на освоение конкретной профессиональной сферы деятельности;

♦ исправительно-трудовая педагогика, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц разного возраста, находящихся в заключении за совершенные преступления;

♦ частная методика, исследующая специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (математики, химии, биологии, физики и др.);

♦ педагогика семейного воспитания – наука о воспитании детей в семье.

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др. Все отрасли педагогической науки тесно связаны и направлены на решение общепедагогических и частноотраслевых задач.