Вы здесь

Педагогика. Краткий курc. 4. Педагогика в России в XIX–XX вв. ( Коллектив авторов, 2013)

4. Педагогика в России в XIX–XX вв.

1

В XIX в. в России продолжается создание системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции. Прогрессивные педагогические идеи выдвигались в среде революционеров-демократов Александром Николаевичем Радищевым (1749–1802), Александром Ивановичем Герценом (1812–1870), Николаем Гавриловичем Чернышевским (1828–1889) и др.

Целью воспитания революционные демократы считали воспитание нового человека-гражданина, патриота своего отечества, революционного борца, имеющего твердые идейно-политические убеждения и стремящегося беззаветно и преданно трудиться на благо народа.

Общий подъем освободительного движения вызвал к жизни широкое общественно-педагогическое движение, которое носило антикрепостнический характер. В центре внимания находились вопросы назначения школы, гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения и т. д. В обсуждении проблем воспитания участвовали писатели, ученые, деятели народного образования. Особую роль в развитии педагогической мысли, в совершенствовании методов воспитания и обучения играли учительские съезды.

2

Основоположником отечественной научной педагогики по праву называют Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Используя достижения педагогики и психологии, он создал стройную психолого-педагогическую концепцию и на ее основе теорию воспитания и обучения. Ушинский заложил основы педагогической антропологии.

Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на следующих принципах: народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде. Он понимал воспитание как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности. Под влиянием идей Ушинского и при активном участии его последователей начинают широко разрабатываться как общие проблемы педагогики и дидактики, так и методики преподавания отдельных учебных предметов. Его личность, статьи и книги оказали огромное влияние на современников.

3

В 1884 г. в России были утверждены Правила о церковно-приходских школах, дававшие этим школам ряд преимуществ и по существу противопоставлявшие эти учебные заведения земским органам образования.

Наибольшее распространение в этот период получили одноклассные и двухклассные церковно-приходские училища и школы грамоты. При этих школах разрешалось открывать дополнительные классы, ремесленные отделения и воскресные школы, давать уроки для взрослых. Число церковно-приходских школ стало увеличиваться и к концу XIX в. составляло 46 % начальных школ.

Однако по уровню общеобразовательной подготовки учащихся, образовательному уровню самих учителей, оснащению пособиями, школьным оборудованием церковные школы значительно уступали земским.

4

Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые предпосылки для претворения в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Руководствуясь учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, педагогика главное внимание уделила разработке принципов построения единой трудовой политехнической школы, определению содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации учебно-воспитательной работы, проблемам воспитывающего коллектива.

Школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была отделена от церкви, приобретя светский характер. Основу образования составляла семилетняя трудовая политехническая школа, охватывающая детей от 8 до 15 лет и подготавливающая их к специальному образованию. Значительное место в системе образования занимала школа ФЗО (фабрично-заводское обучение), которая решала проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности. На селе возникали школы крестьянской молодежи.

5

Активное участие в разработке новой педагогики принял Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934). В основу его концепции легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Павел Петрович Блонский (1884–1941) и Альберт Петрович Пинкевич (1884–1939) были первыми авторами учебных пособий по педагогике.

Формирование новой советской школы связано с именем Надежды Константиновны Крупской (1869–1939), занимавшейся также организацией внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

Значительный вклад в разработку проблем педагогики внес Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – автор теории воспитания личности в коллективе. Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследовал проблемы формирования социальной дисциплины, отмечал необходимость формирования у каждого педагога педагогического мастерства, в основе которого лежат овладение теоретическими знаниями и творческий подход к практике. Идеи А. С. Макаренко стали основой целого ряда педагогических и психологических исследований, посвященных проблемам развития коллектива и личности.

Наиболее заметное место в педагогической мысли послевоенного периода занимают творчество и деятельность педагога-исследователя, автора работ по актуальным проблемам педагогической теории и практики Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970). Педагогическая система, разработанная им, основывается на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Важной задачей он считал воспитание гражданина и гражданской ответственности. В его работах большое внимание уделялось проблеме профессиональной подготовки и требованиям к современному учителю, и в особенности к директору школы.

6

Глубокие изменения, происходящие в 1980-х гг. в российском обществе, напрямую затронули и образование. Система общего обязательного унифицированного единого советского образования к середине 1980-х гг. устарела, перестала решать основную задачу – всестороннего развития личности, соответствующего требованиям современной науки и общества.

Задача реформирования – сделать систему образования гуманистически ориентированной, демократичной и открытой, создать возможности для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей отдельного человека, позволить школе всех ступеней адаптироваться к функционированию в новых экономических условиях, повысить качество образования и статус учителя.

В ходе реформы был сделан переход от знаниевого (когнитивного) подхода к образованию к личностно-ориентированному, основанному на самореализации учащегося, раскрытии его индивидуальных особенностей. Этот период явился всплеском педагогических разработок и новых идей, движения учителей-новаторов.

В 1984 г. была совершена попытка изменить содержание и формы обучения: в программу обучения были введены новые учебные курсы («Этика и психология семейной жизни», «Информатика»).

Второй этап становления вариативного образования продолжался с 1992 до 1998 г. и был сопряжен с распадом СССР. В это время был создан ряд новых типов и видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий, колледжей, стала возможной частная инициатива в образовании (частные школы), в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе педагоги смогли пользоваться модифицированными программами и учебниками.