Глава 2 Китайские гороскопы
2.1. Вводные замечания
Гороскопом называется расположение семи планет древности – Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Сатурна, Юпитера и Венеры – по созвездиям (или по знакам) небесного Зодиака. Старинные гороскопы основывались на созвездиях и предназначались для записи дат [НХЕ]. В наше время гороскопы ушли в область гадательной астрологии и используются совсем в других целях. Надо сказать, что астрологи изменили даже сам принцип построения гороскопов, привязав их к зодиакальным знакам с переменным началом, вместо постоянных во времени зодиакальных созвездий. Астрологические гороскопы мы рассматривать не будем и упоминаем о них лишь для того, чтобы не читатель не подумал, что речь ниже пойдет о чем-либо относящимся к астрологии. Что же касается старинных астрономических гороскопов, посредством которых записывались даты, то они являются исключительно ценным источником для хронологии [НХЕ].
Отметим, что, Солнце и Луну в старинной европейской астрономии также причисляли к планетам. И это вполне естественно для времен до-коперниковой геоцентрической системой мира. Только после введения гелиоцентрической системы Коперника было наконец понято, что Солнцу и Луне не место в общем ряду с остальными пятью планетами, видимыми невооруженным глазом. Поскольку Солнце и Луна, в отличие от настоящих планет, не являются небесными телами, обращающимися вокруг Солнца по круговым – а точнее, эллиптическим – орбитам. Поэтому, начиная с XVII века, Солнца и Луна уже не считаются планетами. Но – только с XVII века! До того времени они планетами считались.
И что же мы видим у древних китайцев? Оказывается, они с самого начала, якобы со времен ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ, уже предвосхитили достижения европейской астрономии ШЕСТНАДЦАТОГО – СЕМНАДЦАТОГО ВЕКОВ и рассматривали в качестве планет только истинные планеты. Солнце и Луну древние китайцы к планетам не причисляли. Поэтому в древне-китайской астрономии было известно только ПЯТЬ ПЛАНЕТ, видимых невооруженным глазом [1487:1], с. 237–240. Один из древнекитайских астрономических текстов, якобы II века до нашей эры, прямо так и называется «Предсказание ПЯТИ ПЛАНЕТ» [1487:1], с. 239. В списке древнекитайских гороскопов, приведенном в [1487:1], с. 240–269, Солнце и Луна еще в 1953 году до нашей эры (!) названы не планетами, а СВЕТИЛАМИ [1487:1], с. 240. Прямо – в духе современной нам астрономии!
Особенного разнообразия гороскопов у древних китайцев мы не находим. Все китайские гороскопы, приведенные, в книге [1487:1], описывают исключительно СХОЖДЕНИЯ нескольких планет в одном и том же месте неба. При этом, положения планет отмечались китайцами по так называемым «лунным стоянкам» (АС), определяющим разбиение эклиптики на 28 неравных частей, рис. 9.
Почти все эти китайские гороскопы-схождения ровным счетом ничего не дают для независимой проверки китайской хронологии. Дело в том, что пять (или даже семь, включая Солнце и Луну) планет собираются вместе в одной и той же части неба достаточно часто. Такие схождения планет случаются почти в каждом столетии. Поэтому если в гороскопе ничего не сказано ни о взаимном порядке планет, ни о каких-либо других особенностях их расположения, если гороскоп не сопровождается никакими дополнительными данными, позволяющими отсеять посторонние решения, то такой гороскоп– схождение для независимой датировки совершенно бесполезен.
Рис. 9. Таблица китайских «лунных стоянок», разбивающих эклиптику на 28 неравных частей. Указан номер стоянки, ее название, а также ее определяющая звезда. Считается, что определяющая звезда отмечала западную границу стоянки, то есть ее верхнюю границу по эклиптикальной долготе [1487:1], с. 11. Таблица составлена нами на основе таблицы 5, приведенной в [1487:1], с. 11.
Отметим, что Н.А. Морозов, потративший достаточно времени и сил на занятия китайской хронологией, ТАК И НЕ ОБНАРУЖИЛ В КИТАЙСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКАХ НИ ОДНОГО ГОРОСКОПА – за одним – единственным исключением, о котором ниже. Нам остается заключить, что либо эти гороскопы во времена Морозова еще не существовали – или, быть может, хранились где-то в недоступных глубинах китайских архивов? – либо же Морозов даже не посчитал нужным их упомянуть. Ввиду их полной бессодержательности.
При просмотре китайских гороскопов-схождений, приведенных в [1487:1], бросается в глаза следующее.
1) В некоторых гороскопах место схождения планет на небе вообще не указано. Например, якобы в 1576 году ДО НАШЕЙ ЭРЫ древние китайцы записали – на чем-то, вероятно, очень уж долговечном – следующее астрономическое наблюдение. «Император Гуй, 10 год правления. Пять планет двигались в перекрестных направлениях. В середине ночи звезды падали как дождь и было землетрясение», [1487:1], с. 241. Подобные наблюдения для датировки бесполезны. Планеты двигаются «в перекрестных» направлениях очень часта В астрономии это называется попятным движением планет. Оно вызвано тем, что видимое с Земли движение планет среди звезд получается путем наложения двух различных движений: как Земля, так и наблюдаемая нами планета вращаются вокруг Солнца с разной угловой скоростью.
Еще один пример такого рода – знаменитое схождение всех пяти планет, а также Солнца и Луны из китайских хроник. По мнению современных историков, древние китайцы наблюдали его в феврале 1953 года до нашей эры. Историки с нескрываемым восхищением пишут: «Самое древнее схождение планет, наблюденное древними китайцами не имеет себе равных по степени сближения пяти планет за последние 5000 лет. Оно произошло в конце февраля 1953 года до н. э., когда все пять планет оказались на расстоянии не более 3,5 градусов одна от другой. Несмотря на то, что исходные, современные событию, китайские записи этого наблюдения до нас не дошли, упоминания о нем в самых различных источниках, начиная с V века до н. э., говорят о ключевом значении этого события в истории астрономии и династической идеи Китая» [1487:1], с. 238.
Но обратимся к описанию этого наблюдения в китайских источниках. Следует ли из него, что речь идет именно о событии 1953 года до н. э.? Нет, совершенно не следует. Вот это описание.
«Во времена Ю [по прозвищу Великий, основателя династии Ся,] пять планет сошлись, подобно жемчужной нити, и [Солнце и Луна] сияли как сочлененные нефритовые кольца (linked jade annuluses)» [1487:1], с. 241.
В квадратных скобках стоят слова, добавленные в издании [1487:1] современными комментаторами. В исходном тексте их нет.
Спрашивается на каком основании это китайское описание датировано именно 1953 годом до н. э.? Да, действительно, расчеты показывают, что в 1953 году до н. э. все пять планет сильно сблизились, образовав на небе плотный светящийся клубок между Рыбами и Водолеем. Бесспорно, это было яркое зрелище и древние пещерные люди, вероятно, с восторгом его наблюдали. Но оставили ли они нам записи об этом? Вряд ли. По крайней мере, в данном китайском наблюдении речь идет совсем о другом. Разве там сказано, что пять планет сильно сблизились друг с другом? Нет, ничего подобного не говорится. Сказано другое – что планеты вытянулись в ряд в виде жемчужной нити. Нити, а не клубка! Но поскольку все планеты движутся среди звезд в одной и той же узкой полосе вокруг эклиптики и в одном и том же направлении (кроме попятных движений), то они достаточно часто во время схождений выстраиваются приблизительно в линию. Что действительно можно сравнить с жемчужной нитью. Повторим, такое событие происходит довольно часто, примерно раз в столетие. На каком основании оно отнесено в данном случае именно к 1953 году до н. э., совершенно непонятно.
Отметим, что и в этом наблюдении опять не указано место неба, где собрались планеты. Поэтому для целей независимой астрономической датировки оно, по сути дела, бесполезно. Астрономических решений у него будет слишком много. При желании можно будет подобрать такое решение для любой наперед заданной эпохи.
2) В большинстве старинных гороскопов, приведенных в [1487:1], планет явно недостаточно, чтобы однозначно определить дату. Например: «Венера, Марс и Сатурн встретились в стоянке Фан [ЛС 4]», [1487:1], с. 253. Но эти три планеты встречаются в любом месте эклиптики по нескольку раз в Каждом столетии. Поэтому данное китайское наблюдение – как и многие другие, подобные ему – ничего не может ни подтвердить, ни опровергнуть в китайской хронологии.
Кстати, авторы [1487:1] датируют последнее наблюдение 17-м декабря 1278 года. Но, спрашивается: не была ли САМА ЭТА ДАТА выбрана именно из тех соображений, чтобы Венера, Марс и Сатурн оказались в 4 лунной стоянке в соответствии с данным наблюдением? Ведь нельзя исключить вероятность, что древнекитайская хронология построена на основе позднейших расчетных датировок старых китайских астрономических наблюдений. Или – что даже более вероятно – многие из этих якобы «древних» наблюдений были на самом деле ВЫЧИСЛЕНЫ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ в XVIII–XIX веках с целью «научного подтверждения» китайской хронологии. И вставлены затем в китайские хроники.
Последняя мысль не кажется нам преувеличением В последующих главах мы убедимся, что именно так и поступили с китайскими наблюдениями кометы Галлея. Но тогда почему не могли проделать нечто подобное и с китайскими гороскопами? Тем более, что гороскопы-схождения особенно легко рассчитываются. В XVIII–XIX веках их расчет не представлял особой сложности. А других, более сложных, гороскопов у китайцев, как нам говорят, не было [1487:1].
3) В некоторых случаях, «древне»-китайские гороскопы несут явные следы СВОЕЙ ВЫЧИСЛЕННОСТИ. Так, например, якобы в 206 году до н. э., в промежутке от 14 ноября до 13 декабря, китайские астрономы оставили своим потомкам запись следующего содержания:
«В 1 год Императора Гаозу империи Хань, в 10 месяце, пять планет сошлись в лунной стоянке Донцзин [ЛС 22]. ВЫЧИСЛЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА КАЛЕНДАРЕ, [показали], что во главе планет находился Юпитер. Это был знак того, что Священный Император Гао получил одобрение [небес]… пять планет, следуя за Юпитером, собрались вместе в знак того, что [он], по своей правоте, должен прибрести все под небесами» [1487:1], с 241.
Здесь прямо сказано, что гороскоп БЫЛ ВЫЧИСЛЕН – «вычисления, основанные на календаре, показали, что…».
Возможно, историки возразят нам: да, гороскоп вычислен, но вычислили его сами древние китайцы еще в 206 году до н. э. Просто в данном случае им показалось удобнее вычислить положения планет, а не смотреть на небо. На это мы ответим следующее. Действительно, глядя на небо в 206 году до нашей эры такой гороскоп составить было бы просто невозможно. Поскольку, как показывают современные расчеты, пять планет в указанные даты вообще не собирались вместе. Причем – ни в какой лунной стоянке. В самом деле, Юпитер и Сатурн были тогда в Близнецах, Марс – в Рыбах, Венера и Меркурий – в созвездиях Скорпиона, Стрельца и Козерога. Таким образом, планеты были разбросаны буквально по всей эклиптике. Ни о каком схождении планет в одном месте в те дни не могло быть и речи.
Несоответствие данного гороскопа заявленной историками дате (якобы ноябрь-декабрь 206 года до н. э.) видна даже невооруженным глазом, без всяких вычислений. Ведь в гороскопе прямо сказано, что все пять планет – а значит Венера и Меркурий в их числе – собрались в 22 лунной стоянке, то есть в созвездии Близнецов, см. рис. 9. Но это значит, что и Солнце должно было находиться неподалеку от них в те дни. Ведь видимое с Земли угловое расстояние между Солнцем и Меркурием никогда не превосходит 30 градусов дуги, а между Солнцем и Венерой – примерно 40 градусов [НХЕ]. Значит, Солнце не может слишком удалиться от Меркурия и Венеры. Но ноябрь-декабрь 206 года до н. э. это уже начало зимы На протяжении последних нескольких тысяч лет Солнце в это время находится в окрестности Козерога и Стрельца. То есть – на прямо противоположной стороне эклиптики от Близнецов! Поэтому схождение пяти планет в Близнецах (в 22 лунной стоянке) в те дни было просто невозможно.
По нашему мнению мы сталкиваемся здесь с откровенно ошибочным астрономическим расчетом, выполненным очень поздно – вероятно, в XVIII–XIX веках – с целью «научно подтвердить» древне-китайскую хронологию. Горе-астроном, проделавший эти вычисления, просто не имел возможности посмотреть на небо, чтобы их проверить. Поскольку рассчитывал на эпоху двухтысячелетней давности. И грубо ошибся.
В свете всего сказанного нет ничего удивительного, что Н.А. Морозов, предпринявший тщательное изучение китайских хроник с целью поиска в них гороскопов и других астрономических данных для независимого датирования, вынужден был в конце концов написать следующее: «о гороскопических записях, которые одни способны дать точный отчет о времени содержащего их документа МНЕ ДО СИХ ПОР НЕ ИЗВЕСТНО ни в одном из китайских или японских первоисточников» [544], т. 6, с 125.
Таким образом, китайские гороскопы-схождения Морозов даже не причислил к гороскопам И, в общем, был прав. Они ничего не дают и ничего не доказывают.
И все же среди китайских гороскопов-схождений есть один, заслуживающий внимания. Дело в том, что этот гороскоп, в отличие от всех остальных китайских гороскопов, снабжен целым рядом важных дополнений, помогающих уточнить датировку. Морозов, естественно, обратил внимание на этот гороскоп и попытался его датировать, [544], т. 6, с. 50. Попытка Морозова оказалась неудачной, см. ниже. Однако он совершенно правильно указал именно на данный гороскоп как на важное историко-астрономическое свидетельство, способное послужить основой для независимой датировки.
В издании [1487:1] упомянутый гороскоп стоит САМЫМ ПЕРВЫМ в списке древнекитайских гороскопов-схождений. И действительно, по мнению историков, это САМЫЙ ДРЕВНИЙ КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП. Точная датировка его историкам неизвестна. По их мнению, он был составлен китайцами где– то в XXV веке до н. э. То есть, ни много ни мало, – В СЕРЕДИНЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ.
Этим интереснейшим гороскопом, ознаменовавшим собой, по мнению специалистов, самую зарю китайской астрономии, мы займемся в следующем разделе. Там мы покажем, что он относится, на самом деле, к началу ВОСЕМНАДЦАТОГО (!) ВЕКА НАШЕЙ ЭРЫ. А еще ниже мы убедимся, что это действительно была подлинная заря астрономии в Китае.
2.2. Древнейший китайский гороскоп внука Желтого (Хуан-ди) императора Сянь-юань-ши, правившего якобы в 2637–2597 годах до н. э
Считается, что самая древняя китайская запись о схождении планет в определенном месте неба – то есть гороскоп-схождение – относится к правлению внука САМОГО ПЕРВОГО ЛЕГЕНДАРНОГО КИТАЙСКОГО императора Сянь-юань-ши, который носил также имя Хуан-ди. Следуя Н.А. Морозову мы будем переводить китайское имя «Хуан-ди» как «Желтый император», [544], т. 6, с. 50.
Историки датируют правление этого древнейшего правителя Китая серединой ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Считается, что император Хуан был «современником Ноя, причем это было – говорят нам – не настоящее имя, а лишь «посмертное прозвище» его, потому что у китайцев имя императора умирало вместе с ним и после смерти ему давалось НОВОЕ» [544], т. 6, с. 43.
Правда, по некоторым другим китайским сведениям – достоверность которых пока еще окончательно не прояснена Желтый император был далеко не первым правителем Китая. Согласно этим источникам китайская и мировая история началась более двух миллионов (!) лет назад, причем китайцы до сих пор хорошо помнят имя первочеловека, жившего в те незапамятные времена Его звали Пань-гу и он был, естественно, китайцем, см. ниже. Но все-таки в наиболее авторитетных источниках, первым китайским императором назван именно Желтый император Сянь-юань-ши. Так, например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, отражая мнение историков XIX века, сообщает о древнейших государях Китая следующее:
«Шу-цзин («Книга правления») не знает государей древнее императора Яо (или Тао-тан, 2356–2268 до Р.Х.) и его преемника Шуня (Ю-юй-ши, 2255–2205); «Бамбуковая летопись» и «Исторические записки» НАЧИНАЮТ СВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СО ВРЕМЕН ИМПЕРАТОРА ХУАН-ДИ (Сянь-юань-ши, 2637–2597); Тун-цзянь-ган-му восходит до императора Фу-си (или Тайхао, 2952–2838); наконец, Тун-цзянь– вай-цзи, Лу-ши и И-ши трактуют о происхождении мира, первочеловеке Пань-гу (за 2 267 000 лет до P. X.), небесных, земных и человеческих государях» [988:00], статья «Китай».
Итак, «Бамбуковая летопись» и «Исторические записки» – одни из самых уважаемых историками китайских источников – считают первым правителем Китая именно Желтого императора и относит его правление к 2637–2597 годам н. э. То есть – ко временам примерно 5500-летней давности.
Считается, что с тех пор китайцы бережно сохраняют в своих летописях следующий гороскоп: «в царствование внука Желтого императора, весной, в первый день первого месяца все пять планет сошлись под группой звезд альфа-бета Пегаса, то есть в Водолее и отчасти в Козероге» [544], т. 6, с 50.
Так гороскоп звучит в изложении Н.А. Морозова, пользовавшегося историческими исследованиями XIX – начала XX веке». Примерно то же самое мы читаем и в другой записи, приведенной в современной монографии китайских и европейских историков [1487:1]. С этой записи начинается список всех известных на сегодня старинных китайских, японских и корейских гороскопов, [1487:1], с. 240–269. Звучит она так:
«Хон фан чжуан сказал: "Календарные записи начались с Превосходнейшей эпохи Великого Начала, Су, Императора Чжуана, в год янмен шетиг (yanmeng shetige), в месяц бизу (bizou), В НОВОЛУНИЕ, в день цзиси (jisi) [6], В НАЧАЛЕ ВЕСНЫ, когда СЕМЬ СВЕТИЛ собрались в пятом ду (du) лунной стоянки ИНШИ [ЛС 13]"» [1487:1] с. 240.
Итак, речь в данном случае идет о 13 лунной стоянке ИНШИ. Поясним, что в китайских астрономических записях эклиптика делится не на зодиакальные созвездия, а натак называемые «лунные стоянки». Каждая из которых имела свое собственное китайское имя. Таких стоянок насчитывалось 28. Каждая из стоянок связывалась с некой звездой вблизи эклиптики – так называемой «определяющей звездой» стоянки. При этом считается, что стоянка (область звездного неба) располагалась к востоку от своей определяющей звезды, [1487:1], с. 11. Определяющей звездой 13 лунной стоянки ИНШИ, в которой собрались планеты во времена внука Желтого императора, является звезда альфа Пегаса, рис. 9.
Учитывая все это, получаем, что оба приведенных выше описания гороскопа внука Желтого императора означают по сути одно и то же. А именно:
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОГО ВЕСЕННЕГО ЛУННОГО МЕСЯЦА – ТО ЕСТЬ В НОВОЛУНИЕ – ВСЕ СЕМЬ ПЛАНЕТ ДРЕВНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ СОЛНЦЕ И ЛУНУ, СОБРАЛИСЬ ПОД ЗВЕЗДОЙ АЛЬФА ПЕГАСА ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВОСТОЧНЕЕ ЕЕ, В ОКРЕСТНОСТИ ЗОДИАКАЛЬНЫХ СОЗВЕЗДИЙ ВОДОЛЕЯ И КОЗЕРОГА.
Обратим внимание на важное обстоятельство, почему-то не упомянутое в [1487:1]. Оно состоит в том, что гороскоп относится к правлению ВНУКА ПЕРВОГО ИМПЕРАТОРА ПЕРВОЙ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ. Таково дополнительное условие гороскопа. О нем прямо пишет Морозов, хотя сам им не пользуется. Как мы теперь понимаем, причина в том, что Морозов получил неверное решение и потому данное условие у него просто не удовлетворялось. А мы это условие учтем в полной мере.
Естественно, при учете упомянутого условия мы НЕ БУДЕМ заранее предрешать вопроса – КАКАЯ ИМЕННО династия в Китае была первой и КОГДА ИМЕННО она правила. Этот вопрос чисто хронологический, и потому ответ на него может лишь ВЫТЕКАТЬ из наших исследований. Но никак не ЛЕЖАТЬ В ИХ ОСНОВЕ. Ведь мы как раз и занимаемся здесь ПРОВЕРКОЙ китайской хронологии. Следовательно, мы не должны основываться на самой этой хронологии. Иначе получился бы порочный круг в рассуждениях.
Но если исключить из него хронологическую составляющую, данное условие может послужить весьма ценным дополнением к гороскопу. Которое состоит в том, что гороскоп относится ко времени правления ВНУКА ПЕРВОГО ИМПЕРАТОРА НЕКОТОРОЙ КИТАЙСКОЙ ДИНАСТИИ. Какой именно – должны показать астрономические вычисления.
Для проверки дополнительного условия мы воспользуемся полным списком китайских династий и императоров, приведенным в [1487:1], с 405–419. Конечно, этот список не может служить сколь-нибудь надежным источником хронологических сведений. Поэтому, вообще говоря, с его помощью можно было бы и не придти к независимой датировке. Однако, как будет видно из дальнейшего, нам в данном случае повезет. Тот единственный внук первого императора, на время которого попадает данный гороскоп, правил в XVIII веке н. э. (!). На столь позднюю часть хронологического списка китайских императоров мы уже можем положиться без колебаний.
Кстати, мы сверили хронологический список китайских императоров из [1487:1] с другими известными нам списками, и не обнаружили в них никаких существенных разногласий начиная с VIII века до н. э.! Если верить историкам, годы правлений даже древнейших императоров Китая – правивших за сотни лет до начала нашей эры! – известны совершенно точна Разнящихся вариантов крайне мало, см. Приложение 1 в конце книги. В этом – бросающееся в глаза отличие китайской хронологии от, скажем, египетской, русской или европейской. Там картина совсем другая. Годы правления фараонов, царей, князей и королей в разных первоисточниках даются, вообще говоря, по-разному. Возникает множество вариантов. В китайской же хронологии царит просто удивительный порядок и единодушие.
Нам скажут: это следствие бесконечной добросовестности китайских переписчиков и хронистов. Не будем спорить. Однако возможно и другое объяснение. Отсутствие вариантов с не меньшим успехом может говорить и о том, что китайская хронология возникла очень поздно, причем – упорядоченным и в значительной мере искусственным образом, в ЕДИНОМ центре. При естественном же развитии событий в течение веков появление разногласий и вариантов, как правило, неизбежна.
2.3. Астрономическая датировка гороскопа внука Желтого Императора: 6 марта ст. ст. 1725 года н. э
Итак, приступим к датировке гороскопа внука Желтого императора. Для удобства ссылок мы даем каждому новому исследованному нами зодиаку – то есть старинному изображению зодиакального пояса звездного неба краткое обозначение двумя латинскими буквами. Зодиак может содержать в себе один или несколько гороскопов. В данном случае собственно зодиака (изображения неба) нет. Имеется лишь словесное описание гороскопа. Поэтому мы и говорим здесь не о зодиаке, а только о гороскопе. Будем обозначать этот гороскоп буквами «КТ».
Прежде всего напомним, что Н.А. Морозов уже проводил ряд астрономических вычислений с целью датировки гороскопа КТ. В итоге он сделал вывод, что в третьем тысячелетии до нашей эры, куда историки помещают правление Желтого императора – а следовательно, и его внука – «не было даже и намека на соединение всех пяти планет около Водолея, а после него такое событие осуществилось вполне лишь 9 февраля 1345 года и притом в очень эффектном виде» [544], т. 6, с. 54.
Мы проверили вычисления Н.А. Морозова. Они оказались неполными. Отметим, что при расчете других гороскопов – например извлеченных из египетских зодиаков – Морозов проводил расчеты куда более аккуратно. Здесь же он почему-то пропустил ряд астрономических решений, Кроме того, он вообще не проводил астрономических расчетов для эпохи после XVI века, считая ее слишком поздней [544], т. 6, с. 53–54. Но тут Морозов явно недооценил способности китайцев удревлять свою историю.
В отличие от Морозова мы провели исчерпывающий поиск всех возможных астрономических решений гороскопа КТ на интервале от 3000 года до н. э. до 1900 года н. э. Конечно, нам было легче, чем Морозову, поскольку он со своими сотрудниками считал вручную, а мы воспользовались написанной нами вычислительной программой ХОРОС (HOROS), основанной на современной астрономической теории и специально предназначенной для датировки старинных гороскопов. См. нашу книгу «Новая хронология Египта», где подробно изложен метод датирования старинных зодиаков и гороскопов, а также наш сайт chronologia.org, где программа ХОРОС находится в свободно доступе. Программа ХОРОС позволяет в считанные секунды находить ВСЕ возможные решения того или иного гороскопа на заданном интервале времени.
Для читателя, желающего проверить наши вычисления, приведем входные данные для программы ХОРОС, которыми мы пользовались в данном случае. См. подробное описание программы ХОРОС в нашей книге «Новая хронология Египта», а также на сайте chronologia.org.
ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОГРАММЫ ХОРОС.
С помощью программы ХОРОС мы вычислили все возможные астрономические решения этого гороскопа во временных границах от 3000 года до н. э. до 1900 года н. э. Затем, из общего числа полученных решений были отобраны лишь те, которые приходились на весенние месяцы – февраль, март, апрель – и совпадали с днями новолуния. Этот отбор был вызван тем, что схождение планет, согласно китайскому описанию, произошло:
1) ВЕСНОЙ,
2) В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЛУННОГО МЕСЯЦА.
Первая часть условия означает, что мы должны рассматривать лишь весенние решения. Причем, самые предпочтительные из них – МАРТОВСКИЕ, поскольку именно март считался первым весенним месяцем и, более того, первым месяцем года, см. ниже. Вторая часть условия требует, чтобы решение приходилось на астрономическое новолуние или 1–2 дня позже него. Поясним, что первый день лунного месяца можно определять слегка по разному, поскольку во время новолуния луна не видна на небе в течение двух дней. К одному из этих дней – или же ко дню появления на небе серпа молодого месяца – и приурочивается начало лунного месяца. Однако двухдневная разница для нас в данном случае совершенно не существенна, поскольку остальные планеты, кроме Луны, за эти два дня не успевают настолько сильно сдвинуться со своих мест, чтобы нарушить гороскоп. Поэтому нам достаточно будет отобрать лишь те весенние решения, которые совпадают с астрономическим новолунием.
Перечислим все решения, оставшиеся после указанного отбора. А затем выберем из их числа те, которые приходятся на время правления внука какого-нибудь первого императора какой-нибудь китайской династии. Для этого мы воспользуемся династическим списком китайских императоров, приведенным в [1487:1], с. 405–419.
Оказывается, что такое решение действительно СУЩЕСТВУЕТ. Что само по себе совершенно не очевидно и свидетельствует в пользу правильности нашего подхода. Ведь если бы в гороскоп вкралась какая-нибудь ошибка, то, скорее всего, мы не получили бы ни одной даты, удовлетворяющей столь жестким условиям Ведь внуков первых императоров в китайском династическом списке совсем немного.
Далее, это решение ЕДИНСТВЕННО. Более того, оно попадает в XVIII век н. э., когда хронология правлений китайских императоров становится уже вполне надежной. А следовательно, мы можем ОДНОЗНАЧНО НАЗВАТЬ ДАТУ ДАННОГО ГОРОСКОПА И ОДНОЗНАЧНО УКАЗАТЬ НА ПЕРВОГО КИТАЙСКОГО «ЖЕЛТОГО» ИМПЕРАТОРА. Сделаем это прямо сейчас.
Согласно астрономической датировке гороскопа КТ, первый, древнейший китайский Желтый император – это ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ, пришедшей к власти в Китае в 1644 году н. э. Причем первый манжурский император, равно как и его внук, к правлению которого относится гороскоп КТ., действительно носили имя ХУАН-ДИ («желтый», вероятно в смысле «золотой»). Это было общединастическое имя императоров-манжуров, см ниже.
И, наконец, полученное нами решение ИДЕАЛЬНО удовлетворяет ВООБЩЕ ВСЕМ условиям гороскопа. В том числе и тем, которые мы первоначально даже и не пытались учесть, поскольку они казались на первый взгляд мало надежными и даже противоречивыми. А именно, согласно изложению Морозова, схождение планет произошло в ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОГО МЕСЯЦА. Согласно же описанию из [1487:1], оно произошло В ШЕСТОЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА, см. выше. Казалось бы, между этими цифрами есть противоречие. Первый день месяца или шестой? Но как выясняется, никакого противоречия тут нет. Дело в том, что в 1725 году планеты сошлись в окрестности Водолея-Козерога 6 марта по старому стилю в день новолуния. Таким образом, этот день являлся ОДНОВРЕМЕННО:
1) ШЕСТЫМ числом календарного юлианского СОЛНЕЧНОГО месяца марта, и
2) ПЕРВЫМ ЧИСЛОМ марта ЛУННОГО.
Итак, в найденном нами ЕДИНСТВЕННОМ полном решении данного гороскопа, все сопровождающие условия оказались выполненными в полной мере.
Для интересующегося читателя поясним, что лунный март и солнечный (то есть обычный календарный) март – это разные месяцы, хотя и близкие друг к другу. Их начала плавают друг относительно друга, поскольку определяются из разных соображений. В наше время лунные месяцы в Европе уже не употребляются. Но в Китае, например, начало года справляется по лунному календарю до сих пор.
При этом, В ПОЛНОМ СООТВЕТСТВИИ С ГОРОСКОПОМ, месяц март (как солнечный, так и лунный) действительно считался в Средние века ПЕРВЫМ месяцем года. Например, на Руси год начинался когда-то с именно марта. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем:
«Начало года считается ныне обыкновенно с полночи на 1-е января; но прежде в разных странах начало года считалось различно: со дня Рождества Христова, С 1-го МАРТА, с 1-го сентября и даже с праздника Св. Пасхи, что вело к путанице в хронологии… В древности у нас гражданский год начинался с 1 МАРТА, а церковный с 1 сентября МАРТОВСКИЙ ГОД доселе есть пасхальный, по которому высчитываются все пасхальные термины» [988:0], статья «год».
Приведем теперь список всех решений гороскопа КТ, приходящихся одновременно на день новолуния и на весну. Для каждого решения будем отмечать, на правление какого по порядку императора в той или иной китайской династии это решение приходится. В качестве даты решения приводится день появления на небе серпа молодого месяца, поскольку именно этот день чаще всего считался в старину первым днем лунного месяца. От астрономического новолуния он отличается примерно на 2 суток.
Из приведенной таблицы видно, что:
1) У ГОРОСКОПА ВНУКА ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА НЕТ НИ ОДНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. КУДА, СОГЛАСНО СВОИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О КИТАЙСКОЙ ХРОНОЛОГИИ, ЕГО ПЫТАЮТСЯ ОТПРАВИТЬ ИСТОРИКИ, [1487:1], с 240. Самым ранним астрономическим решением после 3000 года до н. э. – начиная с которого мы проводили расчеты – является решение VII века НАШЕЙ ЭРЫ. И это даже еще без учета дополнительного условия, согласно которому дата гороскопа должна попасть на годы правления внука первого императора некоторой династии. Таким образом, даже если отбросить это условие, все равно от XXX века до н. э. до VII века н. э. гороскоп КТ НЕ БУДЕТ ИМЕТЬ НИ ОДНОГО РЕШЕНИЯ. Хотя, повторим, историки датируют эпоху Желтого императора и его внука XXV веком до н. э. [1487:11 с. 240.
2) Решение гороскопа КТ, предложенное Н.А. Морозовым – 1345 год н. э. – хотя и удовлетворяет астрономическим условиям гороскопа, но совершенно не вяжется с упомянутым дополнительным условием. Поскольку приходится это решение отнюдь не на внука первого императора в династии, а на 18-го императора, последнего в династии Янь, согласно китайским династическим спискам. Конечно, это еще не доказывает, что решение Морозова неверно. Ведь китайский династический список может содержать ошибки. Более того, он их действительно содержит, как будет видно из дальнейшего. Но даже из чисто астрономических соображений решение Морозова ничем не лучше других решений, приведенных в нашей таблице. Например, решение 1108 года даже лучше морозовского. В нем все планеты были одновременно отчетливо видны на небе перед рассветом и взошли вместе со звездами альфа-бета Пегаса. В морозовском же решении 1345 года часть планет была видна вечером, часть утром, а видимость Сатурна вообще находится под вопросом. Из-за близости к Солнцу, он мог наблюдаться только на очень южных широтах и только очень короткое время.
Однако при наличии ИДЕАЛЬНОГО, ПОЛНОГО решения, удовлетворяющего всем условиям гороскопа – как астрономическим, так и дополнительным – остальные решения просто не имеет смысл рассматривать. Поскольку вероятность СЛУЧАЙНО получить полное решение, удовлетворяющее столь жестким условиям, как в данном случае, практически равна нулю. Значит, если мы его все-таки получили, то оно, скорее всего, и является ВЕРНЫМ РЕШЕНИЕМ. Решение это следующее.
3) ЕДИНСТВЕННЫМ ПОЛНЫМ РЕШЕНИЕМ, ИДЕАЛЬНО УДОВЛЕТВОРЯЮЩИМ ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, УСЛОВИЯМ ГОРОСКОПА ВНУКА ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА, ЯВЛЯЕТСЯ РЕШЕНИЕ 1725 ГОДА Н.Э., рис. 10. При этом, особенно хорошо соответствует гороскопу дата 6 МАРТА СТАРОГО СТИЛЯ 1725 ГОДА Н.Э. В ту ночь на небе появился серп молодого месяца, а следовательно наступил ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ПЕРВОГО ВЕСЕННЕГО ЛУННОГО
МЕСЯЦА МАРТА. Он же оказался ШЕСТЫМ днем обычного календарного (солнечного) марта по старому стилю.
Но тогда мы начинаем, наконец, понимать, почему в гороскопе Желтого императора говорится одновременно и о ПЕРВОМ ДНЕ ПЕРВОГО МЕСЯЦА, и о ШЕСТОМ ДНЕ МЕСЯЦА, см. выше. Именно так оно и было. День гороскопа являлся одновременно и ПЕРВЫМ и ШЕСТЫМ днем марта. Первым днем он был для лунного марта, а шестым – для календарного (солнечного) марта по старому стилю (по новому стилю это было 16 марта). При этом, март, напомним, раньше считался ПЕРВЫМ месяцем года.
Рис. 10. Положение планет на небе 6 марта ст. ст. (16 марта нового стиля) 1725 года н. э. Треугольником обозначена звезда альфа Пегаса – определяющая звезда 13 китайской «лунной стоянки», в которой собрались планеты. Был день новолуния, когда на небе появился серп молодого месяца. Это – единственное на промежутке от 3000 года до н. э. до 1900 года н. э. полное астрономическое решение для гороскопа КТ. Рисунок сделан с помощью астрономической программы StarCalc, созданной А.Е. Завалишиным (г. Воронеж).
Более того, решение 6 марта ст. ст. 1725 года позволяет ответить и на следующий немаловажный вопрос. Чем так привлек данный гороскоп внимание китайцев, что они решили его увековечить? Ведь само по себе схождение планет на определенном участке неба – достаточно заурядное с точки зрения наблюдательной астрономии событие. И в нем нет никакой особенной зрелищности. В то же время, гороскоп внука Желтого императора, как мы видели – достаточное знаменитое событие китайской истории. О нем писали многие летописцы, оно овеяно легендами. Было бы естественно ожидать, что на звездном небе в те дни действительно произошло что-то, способное привлечь внимание наблюдателя.
И 6 марта ст. ст. 1725 года такое яркое, запоминающееся событие ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОИЗОШЛО. А именно, четыре наиболее яркие планеты – Венера, Юпитер, Марс и Меркурий очень сильно сблизились друг с другом, образовав на небе бросающееся в глаза светящееся скопление размером примерно три на три градуса дуги, рис. 11. Для сравнения: угловые размеры Солнца и Луны равны примерно одному градусу дуги.
Итак, сделаем вывод:
ДРЕВНЕЙШИЙ КИТАЙСКИЙ ГОРОСКОП ВНУКА ЖЕЛТОГО ИМПЕРАТОРА (ГОРОСКОП «КТ») ЗАПИСАН ПО НАБЛЮДЕНИЯМ 6 МАРТА СТАРОГО СТИЛЯ 1725 ГОДА Н.Э. ОДНОВРЕМЕННО ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ЛУННОГО МЕСЯЦА, ТО ЕСТЬ ПЕРВОЕ ЧИСЛО ЛУННОГО МАРТА. НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ПРАВЛЕНИЮ ВНУКА ПЕРВОГО КИТАЙСКОГО ИМПЕРАТОРА МАНЖУРСКОЙ ДИНАСТИИ. ПРИЧЕМ, КАК ДЕДА, ТАК И ВНУКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗВАЛИ ХУАН-ДИ (ЖЕЛТЫЙ ИМПЕРАТОР).
2.4. Замечания по поводу полученной датировки
ЗАМЕЧАНИЕ 1. Относительно полученной датировки гороскопа Желтого императора ШЕСТЫМ марта ст. ст. 1725 года – полностью соответствующей словам китайских источников, что гороскоп наблюдался именно ШЕСТОГО числа месяца – может возникнуть естественный вопрос почему китайцы в данном случае использовали именно старый стиль календаря? Ведь считается, что переход на новый стиль произошел еще в 1582 году.
Рис. 11. Тесное скопление четырех самых ярких планет – Венеры, Меркурия, Марса и Венеры – наблюдалось утром перед рассветом 6 марта ст. ст. в Китае. Скопление взошло при погружении Солнца примерно на 9 градусов под горизонтом в Пекине и на 11 градусов – в Шанхае. Приблизительный рисунок, сделанный с помощью программы Turbo-Sky.
Отвечаем. Как известно, в 1582 году на новый стиль перешел лишь Ватикан и некоторая часть Италии. Большинство других стран приняли новый стиль гораздо позже. В Европе его принимали, как правило, в XVII или даже в XVIII веке. А в других местах – еще позже. Поэтому к началу XVIII века, когда в Китае наблюдали гороскоп КТ, старый стиль был еще очень распространен. Например, в России старый стиль календаря просуществовал вплоть до 1918 года. Поэтому естественно ожидать, что и в северном Китае, граничащем с Россией, в XVIII веке господствовал еще старый стиль. Напомним, что город Пекин, столица Китая, находится именно в северном Китае. Кроме того, сама манжурская династия пришла в Китай с севера.
ЗАМЕЧАНИЕ 2. Глядя в учебники по истории, нам могут возразить также следующее. Известно, мол, что китайцы не пользовались европейским календарем и не считали март первым месяцем года. У них, дескать, всегда был свой собственный, ни на что не похожий, древнейший китайский календарь. И свое собственное, исключительно китайское начало года.
О «древнейшем» китайском календаре мы еще поговорим ниже. А здесь лишь отметим, что рассказы об использовании исконно китайского календаря и исконно китайского начала года в Китае, якобы начиная еще с незапамятных времен, мы слышим лишь от историков. Не более того. А насколько можно доверять историкам, мы уже отчасти видели выше. Кроме того, впереди нас ждет еще много интересного и поучительного. Поэтому мы предпочтем полагаться не на уверения историков, а на точно установленные факты. В данном случае факт состоит в том, что согласно независимой астрономической датировке гороскопа Желтого императора, в Китае в начале XVIII века использовался, скорее всего – как и в России в то время – старый стиль нашего обычного календаря. А также – старинное мартовское начало года, существовавшее когда-то и в России и в некоторых странах Европы. Что же касается якобы «древнейшего» китайского календаря с его годами свиней, мышей и лягушек, то он был придуман, скорее всего, уже позже. В XVIII или даже в XIX веке.
ЗАМЕЧАНИЕ 3. Наконец, нас могут спросить: неужели до Морозова никто из историков или астрономов так и не удосужился датировать гороскоп внука Желтого императора? Столь важный для древней китайской истории? Конечно, его пытались датировать. Рассказ об этих «попытках» весьма поучителен. Приведем его, следуя НА Морозову.
«А как же Байльи (Baily) вдруг «подтвердил» эту псевдокитайскую допотопную хронологию, говоря, что соединение пяти планет действительно было 20 февраля минус 2448 года?» – пишет Морозов – «Очень просто. Он допустил, что китайцы исключили из числа планет ДВЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ: ЮПИТЕРА И САТУРНА, заменив их Солнцем и Луною (!). И ВСЕ ОКАЗАЛОСЬ ПРОСТО. Так как геоцентрические сочетания Солнца, Луны, Меркурия, Венеры и Марса В ЛЮБОМ СОЗВЕЗДИИ ПРОИСХОДЯТ ПОЧТИ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 15–17 ЛЕТ, то на протяжении 77 лет воображаемого царствования внука Желтого императора Байльи, выбросив из счета самые большие планеты, КОНЕЧНО И НАШЕЛ тотчас же подходящее для него сочетание малых» [544], т. 6, с. 50–52.
Конечно, если ТАК «подтверждать» историческую хронологию Китая, то ее, безусловно, следует отнести к числу наиболее «хорошо подтвержденных».
А если серьезно, то мы видим здесь яркий пример того, как, стремясь во что бы то ни стало, получить датировку угодную историкам, ученые-астрономы совершали – может быть даже «из лучших побуждений» – самый настоящий ПОДЛОГ.
2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае – это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662)
Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в Китае? И кто был его достопамятным внуком, в правление которого китайцы записали свой древнейший гороскоп, дошедший до наших дней? Оба вопроса крайне интересны. Теперь мы готовы на них ответить.
Полученная выше датировка гороскопа внука древнейшего китайского Желтого императора XVIII веком н. э. (!) естественным образом заставляет нас пристальнее вглядеться в историю манжурской династии в Китае (1644–1911). Ведь именно на время ее правления попадает дата древнейшего китайского гороскопа. При этом, третий император манжурской династии являлся ВНУКОМ первого, см. ниже. И именно на его правление приходится дата гороскопа КТ.
Сегодня манжурская династия считается САМОЙ ПОСЛЕДНЕЙ из многочисленных китайских династий. Но теперь у нас возникает подозрение, что это была ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ В КИТАЕ. Причем, в последующих главах настоящей книги это подозрение будет только усиливаться. Отметим, что мы употребляем здесь устаревшее название «манжуры», вместо более современного – «маньчжуры».
Известно, что манжурские императоры Китая при своем вступлении на престол давали особое имя ГОДАМ СВОЕГО ПРАВЛЕНИЯ, под которым и становились затем известны сами. Но у них сохранялось и свое собственное имя. Кроме того, после смерти им давали еще одно, ПОСМЕРТНОЕ ИМЯ, [988:00], статья «Китай».
Перечислим все имена первых трех императоров Манжурской династии – собственное, посмертное и по годам правления. Дадим также краткий перечень их деяний, согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона.
«1) Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ, годы правления – Шунь– чжи (Chuen-tchi; Shun-chih, 1644–1662): все царствование его прошло в покорении отдельных провинций Китая (это и есть древнейший китайский Желтый император — Авт.);
2) Шэн-цзу-Жень-ХУАН-ДИ, по имени Сюань-е, годы правления – Кан-си (Kang-hi, 1662–1722; см.), второй сын императора Шунь-чжи: борьба с «тремя вассалами», поход на джунгарского Галдана, Нерчинский трактат 1689 г. с Россией, два похода на Формозу (нынешний Тайвань – Авт.), усмирение бунта войск в Ву-чан-фу, прибытие миссионеров от Людовика XIV;
3) Ши-цзун-Сянь-ХУАН-ДИ, 4-й сын Кан-си, по имени Инь-чжэнь, годы правления – Юн-чжэн (Yung-cheng, 1723–1735): поход на джунгарских олотов, подчинение юго– западных инородцев, преследование христиан (это – внук первого китайского Желтого императора, во время которого, в 1725 году, и наблюдался гороскоп – Авт.)» [988:00], статья «Китай».
Оказывается, императорам манжурской династии был ПРИСВОЕН ОСОБЫЙ ЦВЕТ – оранжево – ЖЕЛТЫЙ, см. ниже. Таким образом, это были действительно в полном смысле слова ЖЕЛТЫЕ императоры. Мы видим, что Н.А. Морозов был, скорее всего, совершенно прав, когда переводил слово ХУАН в титуле китайских императоров именно как «ЖЕЛТЫЙ», а не как «августейший». Хотя обычный перевод – «августейший», см [988:00], статья «Китай».
Кстати, Н.А. Морозов был совершенно прав и в том, что для того, чтобы разобраться в китайской истории, китайские имена необходимо ПЕРЕВОДИТЬ, а не оставлять их в китайском произношении. Говоря о китайской хронологии, он, в частности, писал: «Я не буду здесь подражать современным авторам, произносящим международные идеографические значки восточно-азиатской литературы своим коверканным пекинским или шанхайским произношением, а буду читать их прямо по-русски, пользуясь добрым содействием своей знакомой, которая хорошо знает их смысл» [544], т. 6, с. 36.
Приведем теперь краткую справку о манжурских императорах, их именах и обычаях манжурского двора из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Сведения эти ценны, в частности, тем, что были составлены еще во время правления манчжурской династии в Китае. То есть, в данном случае, могут служить для нас ПЕРВОИСТОЧНИКОМ.
Итак, Энциклопедический словарь сообщает о манжурах следующее:
…«китайский император ни с кем не разделяет своих верховных прав; ему во всем объеме принадлежат как законодательная власть, так и административная; ему, как сыну (или наместнику) неба, принадлежит и главенство в сфере религии…
Император имеет множество титулов. В официальных бумагах он обыкновенно называется ХУАН-ДИ… в разговоре его (заочно) называют хуан-шан… другие титулы – тянь-цзы (сын неба), тянь-хуан (небесный августейший) и т. д. В разговоре придворные называют императора би-ся (под ногами, т. е. тот, у ног которого все) или вань-суе (10 000-летний господин, т. е., которому все желают долгоденствия). Про себя император… говорит: чжэн (я), гуа-жень (единственный., человек), гуа-цзюнь (единственный… государь).
Во всех больших городах СТРОЯТСЯ КУМИРНИ в честь императора, в которых в назначенные дни местные власти совершают поклонение в честь императора, перед табличкой с надписью: таблица нынешнего 10 000-летнего (государя).
Личное имя императора, которое он носил до вступления на престол, не может быть произносимо после его вступления на престол; даже иероглифы, которыми оно писалось, изменяются в начертании. Вместо имени императора употребляется название, данное им годам своего правления… Таким образом выражение «император Кан-си» значит: император, давший годам своего правления название кан-си (всеобщее спокойствие). После смерти император от своего преемника получает так называемый мяо-хао, «храмовый титул», т. е. династическое прозвание в храме предков (например, при нынешней династии 1-ый император – Тай-цзу, «великий родоначальник»; 2-ой – Тай-цзун, «великий предок», 3-й – Ши-цзу, «родоначальник», и т. д.), под которым он и известен в истории. К ЭТОМУ ПРИБАВЛЯЕТСЯ ЕЩЕ СЛОВО ХУАН-ДИ, с эпитетом, характеризующим царствование. Так, например, полный посмертный титул императора Кан-си – Шэн-цзу-жень-хуан-ди, «святой предок, человеколюбивый император».
Императору ПРИСВОЕН ОСОБЫЙ ЦВЕТ (оранжево – ЖЕЛТЫЙ) и герб (дракон пятикрылый, у которого на каждой лапке на один коготь больше, чем у простых драконов). Главная (1-ая) жена императора носит титул императрицы; затем он имеет несколько (4) побочных жен и сколько угодно наложниц. Престол наследственный по прямой линии, в мужском потомстве; но император сам выбирает себе преемника из числа сыновей. Для избежания смут и ссор назначение преемника скрывается обыкновенно до смерти императора, и имя его узнается только из посмертного указа или завещания…
Родственники царствующего дома составляют особый привилегированный класс в государстве. Делятся они на близких или ЖЕЛТОпоясных (по цвету служащего их отличительным признаком пояса) и дальних или краснопоясных. Первые, Цзун-ши («Царствующий дом»), суть потомки сыновей основателя нынешней династии Нурхаци (его полный титул в истории – Тай-цзу-гао-хуан-ди) и его братьев. Вторые, Гиоро (от фамильного прозвания нынешней династии), считаются потомками дядей и братьев Сянь-цзу-сюань-хуан-ди (такой посмертный титул дан был впоследствии отцу Нурхаци). Всем этим родственникам императорского дома ведутся заведующими «княжеским приказом» особые списки (желтый и красный), с обозначением времени рождения, линии (от главной жены или от побочной), наследования, брака и титула; живые отмечаются киноварью, умершие – тушью. Из этих списков каждые 10 лет все сведения вносятся в особый список (Юй-де – «Яшмовая грамота»), хранящийся во дворце» [988:00], статья «Китай».
Итак, напрасно историки ищут – и не могут найти следы древнейшего китайского Желтого императора в 25 веке до н. э. Им следовало бы поискать гораздо ближе. И они бы легко обнаружили, что все императоры ПОСЛЕДНЕЙ манжурской династии и даже их ближайшие родственники прямо назывались ЖЕЛТЫМИ. Получается, что вместо XXV века ДО НАШЕЙ ЭРЫ эпохой Желтого императора оказывается XVII НАШЕЙ ЭРЫ. О чем недвусмысленно говорит и датировка гороскопа внука Желтого императора.
Забегая вперед, отметим, что приведенное здесь описание китайского манжурского двора интересно еще и тем, что в нем, по всей видимости, звучат отголоски обычаев Великой Русской Средневековой Империи XIV века. В ту пору в ней еще господствовало царское (родовое) христианство, впоследствии объявленное «язычеством». В манжурском Китае мы видим многое из того, что хорошо известно нам по якобы «античной» европейской истории: обожествление царей, наименование их «сыновьями неба», принесение жертв в честь государя и т. п. (По поводу царского и апостольского христианства см наши книги «Царь славян» и «Крещение Руси».).
Отметим также, что один из титулов манжурского императора, «10 000-летний государь» – звучащий на первый взгляд весьма странно, – получает естественное объяснение из РУССКОЙ истории XIV века. Известно, что до Дмитрия Донского верховная власть принадлежала наряду с великим князем (царем), также и ТЫСЯЦКОМУ Царь Мамай, он же Иван Вельяминов, побежденный Дмитрием Донским в великой битве на Куликовом поле – битве, ознаменовавшей конец царского и начало господства апостольского христианства – носил титул ТЕМНИКА. Но слово ТЫСЯЦКИЙ или ТЕМНИК как раз и дает нам китайский титул «10 000-[летнего] государя». Поскольку в старорусском языке «тьма» означала также и число десять тысяч [812:1], том 3, стлб.1081. Странноватая же теория о том, что цифра 10 ООО для китайцев означала желанный возраст их императора, возникла, вероятно, уже достаточно поздно, когда подлинный смысл титула был забыт.
2.6. Когда возник «древнейший» 60-летний китайский календарный цикл
В наше время многие знают о китайском 60-летнем круге календаря и старательно следят за тем, какой нынче год: обезьяны, свиньи, петуха или курицы. Или еще какого-нибудь животного. С любопытством спрашивают друг у друга: Петух ты или Собака? Предполагая, что тем самым соприкасаются с древнейшей мудростью седого Китая. Где еще во времена всемирного потопа китайскими мудрецами были обнаружены загадочные закономерности календаря, управляющие нашими судьбами. Особую прелесть этой теории придает, конечно же, безусловная вера в ее невероятную древность.
Историки учат нас, что исчисление по 60-летнему календарному кругу животных было принято в Китае на самой заре его истории. А именно – во времена все того же знаменитого Желтого императора. Произошло это якобы в 2638 году до н. э. [544], т. 6, с 43.
Однако 60-летний цикл был хорошо известен и в средневековой Европе. Его прекрасно знали старинные астрономы. 60 лет – это приблизительно период соединений Юпитера и Сатурна на звездном небе. Таким соединениям в Средние века действительно придавали очень большое значение. Н.А. Морозов высказал естественную мысль, что именно соединения Юпитера и Сатурна легли в основу «древнейшего» китайского 60-летнего цикла.
Но 60-летний период в соединениях Юпитера и Сатурна ПРИБЛИЗИТЕЛЕН. Следовательно, мы получаем замечательную возможность датировать саму эпоху введения 60-летнего календарного цикла. Этот метод датирования предложил еще Н.А. Морозов. Его мысль состояла в следующем.
Естественно ожидать, что когда китайцы устанавливали свой 60-летний календарный цикл, они приурочили его первый год к соединению Юпитера и Сатурна. Тогда и первый год следующего 60-летнего круга опять-таки должен был совпасть с соединением Юпитера и Сатурна. И так далее. Но с течением времени начинают проявляться волнообразные вековые расхождения-схождения между соединениями Юпитера и Сатурна на звездном небе и первыми годами очередных шестидесятилетних периодов. Поэтому сегодня эти события уже перестали совпадать между собой. Давайте посмотрим – КОГДА БЫЛО ТАКОЕ СОВПАДЕНИЕ? И когда его заведомо НЕ БЫЛО? Современная астрономическая теория позволяет легко ответить на эти вопросы. Чрезвычайно интересно будет сравнить полученные цифры с заявленной историками эпохой ВВЕДЕНИЯ 60-летнего цикла в Древнем Китае. Если бы их дата была верна, то с ней должны совпасть НУЛЕВЫЕ расхождения между первыми годами 60-летнего китайского календарного круга и соединениями Юпитера и Сатурна. Однако расчеты показывают совершенно обратное. Расхождения были не только не нулевыми – они были МАКСИМАЛЬНЫ.
Н.А. Морозов писал по этому поводу: «В Китае летоисчисление ведется по 60-летним циклам предполагаемых соединений Сатурна и Юпитера Само название этого цикла «Покров» (Kea-Tse по англо-шанхайски) показывает на момент перегона Сатурна Юпитером… Но сам же этот 60-летний цикл дает нам возможность определить и время своего возникновения, которое оказывается совсем уже не таким древним, как считают его китайцы.
Факт тот, что современный нам (речь идет о 30-х годах XX века, когда Морозов издавал свою книгу — Авт.) хронологический цикл у китайцев начинается с 1924 года и называется 77-м. К этому времени они считают окончившимися 76 циклов, т. е. 76 х 60 = 4560 лет. Но 4560–1923 дает 2637 год до начала нашей эры, и он считается современными китайцами 60-м годом «некоего императора по имени Желтый» (Twang) или по-пекински Хуан, современник Ноя Тот же император – говорят – обнародовал и 19-летний лунный цикл (в Нашей книге «Пасха» из серии «Новая хронология для всех» мы подробно пишем об этом 19-летнем цикле и доказываем, что он был введен не ранее IX века н. э. – Авт.).
Все это делает вечносущие «китайские древности» очень подозрительными и притом, как я уже сказал, не соответствующими большой умственной и гражданской подвижности, обнаруженной китайским народом со второй половины XIX века…
Вот почему, едва лишь ознакомившись с китайским 60-летним циклом и увидев, что это цикл предполагавшихся соединений Юпитера и Сатурна… я тотчас справился когда начальные годы китайских 60-летних циклов совпадали с реальными соединениям Сатурна и Юпитера, и таким образом получил приложенную здесь таблицу (мы приводим эту таблицу Н.А. Морозова на рис. 12 — Авт.) – в которой начальные годы китайских циклов я обозначил везде парой соседних друг с другом юлианских лет, потому что концы и начала китайских лет не совпадают с нашими рождественскими каникулами (поскольку китайский год начинается весной, то надо брать ВТОРУЮ из цифр, приведенных Н.А. Морозовым — Авт.).
Результаты сравнения оказались чрезвычайно поучительны.
Взгляните только на третью ее колонку, где приведены разности между началами китайских 60-летних циклов и соответствующими им соединениями Сатурна и Юпитера (см. рис. 12 — Авт.). Вы видите сами, что нулевая разница, т. е. совпадения, были здесь только между 1204 и 1624 годами нашей эры. С 1623 года началась постепенно увеличивающаяся разность, да и перед 1204 годом нашей эры мы видим ретроградную разницу постепенно увеличивающуюся до минус 57 года и достигающую 11 лет около начала нашей эры, когда эта ретроградная разница опять начала уменьшаться. Сразу видно, что если продолжить вычисление далее в глубину веков, то разница должна снова приравняться к нулю между минус 1200 и минус 1600 годами до начала нашей эры, после чего должно начаться новое увеличение ее приблизительно до минус 2600 года. Выходит, что ИМЕННО В ТОТ ПЕРИОД, К КОТОРОМУ КИТАЙЦЫ ОТНОСЯТ НАЧАЛО СВОЕГО САТУРНО-ЮПИТЕРОВОГО ЦИКЛА, РАСХОЖДЕНИЕ ЕГО НАЧАЛ С РЕАЛЬНЫМИ СОЧЕТАНИЯМИ ЭТИХ ПЛАНЕТ ВНОВЬ ДОСТИГАЛО МАКСИМУМА» [544], т. 6 с. 43–47.
Мы проверили вывод Н.А. Морозова с помощью современных астрономических программ – Turbo-Sky астронома А. Волынкина и StarCalc астронома А.Е. Завалишина. Вывод Морозова полностью подтвердился. Как показали расчеты, в 2637 году до н. э., когда, по мнению китайских историков древнейшим китайским императором было положено начало первому 60-летнему китайскому циклу, никакого соединения Сатурна и Юпитера не было. Ближайшее к этому году соединение произошло весной 2628 года до н. э. Таким образом, разница между якобы первым годом первого китайского 60-летнего цикла и ближайшим к нему соединением Сатурна и Юпитера составила целых 9 лет! Она действительно близка к максимальной, рис. 12.
Рис. 12. Таблица сравнений начальных годов китайских 60-летних циклов и годов соединений Юпитера и Сатурна. В этой таблице мы обвели нулевые разности между указанными событиями, а также тс годы, когда разность была нулевой. Из таблицы видно, что: 1) Начала китайских 60-летних циклов действительно вначале были приурочены к соединениям Юпитера и Сатурна. 2) Этот якобы «древнейший» китайский цикл был введен в промежутке от 1204 до 1624 года НАШЕЙ ЭРЫ. Взято из [544], т. 6, с. 47.
Итак, «ДРЕВНИЙ» КИТАЙСКИЙ ШЕСТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ЦИКЛ БЫЛ ВПЕРВЫЕ ВВЕДЕН НЕ РАНЕЕ XIII ВЕКА Н.Э.
Может быть это действительно древний цикл, принесенный манжурами в Китай. Тогда его начало, возможно, восходит к 1204 году – времени взятия Царь-града крестоносцами и падения Древней Ромеи. Это было действительно крупнейшее событие, сильно повлиявшее на все дальнейшее развитие мировой истории. См. нашу книгу «Начало Ордынской Руси».
Или же цикл был введен самими манжурами в 1623–1624 году. Соединение Юпитера и Сатурна произошло летом 1623 года в Раке, рис. 12. Соответственно, начало первого 60-летнего китайского цикла манжуры должны были установить на весну 1624 года – начало следующего за этим соединением календарного года. Что мы и видим в китайском цикле, рис. 12. Причем, это календарное начало действительно попадает на время правления одного из первых манжурских императоров Нурхаци – еще до завоевания манжурами Китая. Император Нурхаци, так же, как и его преемники, носил титул Хуан-ди, то есть «Желтый».
Вот краткая история начала манжурской династии в изложении источника XIX века, когда манжуры еще правили Китаем:
«Войска Китая состоят из трех главных составных частей: 1) восьми знамен (па-ци), 2) войск зеленого знамени (лу-ин) и 3) вербовочных войск (юн, буквально «храбрецов»). 8 знамен были сформированы ОСНОВАТЕЛЕМ НЫНЕШНЕЙ ДИНАСТИИ, НУРХАЦИ, в 1614 году… Нурхаци принял в 1616 г. императорский титул и дал годам своего правления название тянь-мин (по повелению Неба)… Весной 1621 г. Нурхаци (или Тай-цзу, как он известен в истории в качестве основателя династии) взял город Шэнь-ян (или Мукдэнь) и Ляо-ян. После этого все города (числом до 70) к востоку от Ляо-хэ подчинились власти Нурхаци, который перенес свою столицу из Син-цзина (или Хэтуала) в Ляо-ян… Нурхаци… весной 1625 года перенес столицу в Шэнь-ян… В 1626 году Нурхаци умер; полный посмертный титул его Тай-цзу (великий предок) – Гао (высокий) – хуан-ди (император). Ему наследовал четвертый сын его Абахай, известный в истории под именем Тай-цзун-Вэнь (просвещенный) – хуан-ди. При нем Дай-цинской династии подчинились аймаки восточной Монголии (в 1629 г.) и Корея (по договорам 1627 и 1637 гг.)… 5 мая 1636 года он принял титул Вэнь-хуан-ди, а своей династии дал название Дай-цин… Сделавшись фактически владетелями Пекина (в 1644 году – Авт.), маньчжурские военачальники убедили… признать императором (под регентством 14-го сына Нурхаци, Доргоня) малолетнего сына Тай-цзуна, известного у нас под именем Шунь-чжи (по годам правления, как и все последующие императоры нынешней династии). Таким образом в 1644 г. воцарилась в Пекине Дай-цинская (то есть манжурская — Авт.) династия» [988:00], статья «Китай».
Таким образом, соединение Сатурна и Юпитера летом 1623 года действительно ИДЕАЛЬНО ложится на время возвышения манжурской династии. И потому наиболее вероятно, что именно это соединение и послужило для манжуров поводом начать отсчет первого календарного 60-летнего китайского цикла.
Обратим внимание, что манжурские войска были образованы в 1614 году – то есть СРАЗУ ЖЕ после прихода к власти на Руси в 1613 году династии Романовых. См. нашу книгу «Великая Смута». Получается, что как только погибла Русь-Орда и в Москве воцарилась прозападная династия Романовых, тут же, как из небытия на востоке России возникает мощная военная сила под предводительством манжурских императоров. Это – не случайное совпадение. В последующих главах мы изложим нашу реконструкцию начала китайской истории и расскажем, кто такие на самом деле были манжуры.
А пока продолжим наше исследование астрономических основ китайской хронологии.