Вы здесь

Партнерство Франции и России. Интернационализация образования, науки, экономики. Раздел 1. Трансграничное образовательное пространство: Франция и Россия на мировом рынке образовательных услуг ( Сборник статей, 2015)

Раздел 1

Трансграничное образовательное пространство: Франция и Россия на мировом рынке образовательных услуг

Высшее образование Франции состояние и перспективы

Ш. В. Тагирова

Директор по международным связям НИУ ВШЭ,

стипендиат программы Bourse Regionale des Rhone-Alpes

(2008 г.)


В рейтинге глобальной конкуренции 2014–2015 гг. Франция вошла в категорию 37 государств с инновационно развивающейся экономикой и заняла 28 место (из 140) по уровню развития системы высшего образования [7]. Франция имеет показатель образованности населения возрастной категории 30–34 года свыше 40 % от общего числа населения страны, в то время как средний показатель в Европе варьируется на уровне 33–34 % [9].

Главным источником финансирования системы образования Франции является государство. В 2015 г. в государственном бюджете на развитие образования предусмотрено 65,02 млрд евро [1], из которых 23,05 млрд евро отводятся для высшего образования, что на 45 млн евро выше предыдущего года [1], но меньше бюджета 2012 г. (28,7 млрд евро) [5].

В среднем государственные расходы на одного студента во Франции составляют 11740 евро. Сумма варьируется в зависимости от типа высшего учебного заведения: от 10940 евро в год в государственных университетах до 15020 евро в рамках двулетних специализированных подготовительных отделений высших школ (les classes préparatoires aux grandes écoles; далее – CPGE). Основная причина разницы расходов – соотношение количества преподавателей и студентов в образовательном учреждении.

Правительство Франции оказывает студентам финансовую поддержку по разным направлениям: выделение бюджетных мест, предоставление стипендий, образовательных кредитов по льготной ставке и др. В 2015 г. выделено 75 тыс. бюджетных мест для обучения во французских вузах с ежемесячным денежным пособием в размере 1000 евро [12]. Ранее в 2013 г. было выделено 56 тыс. бюджетных мест. Для малоимущих студентов предусмотрено 1000 стипендий в размере от 4000 до 5000 евро [12]. Кроме того, с 2008 г. сроком от одного месяца до года присуждается социальная стипендия студентам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации [13].

Для иностранных граждан, желающих получить высшее образование во Франции, также предусматриваются различные виды грантов/стипендиальных программ, которые можно классифицировать следующим образом:

• стипендии на обучение (Bourse d’études), выделяемые иностранным студентам последних курсов национальных вузов для продолжения обучения в высших учебных заведениях Франции в рамках второго цикла высшего образования с целью получения диплома высшей школы или диплома университета уровня «Магистр»;

• стипендии на стажировку (Bourse de stage), которые предоставляются сроком от трех до двенадцати месяцев для прохождения практики в рамках образовательной программы студента. Кроме того, по решению Министерства образования Франции такой вид стипендии может предоставляться для краткосрочной языковой или педагогической стажировки;

• научные стипендии высокого уровня (Bourse de séjour scienti-fique de haut niveau) сроком от одного до трех месяцев предоставляются в рамках исследовательской работы, обменных программ в области науки, культуры и технологий;

• стипендии для покрытия социальной страховки (Bourse de couverture sociale), финансирующие большую часть расходов, связанных с обучением во Франции по программам бакалавриата и магистратуры;

• стипендии для написания диссертаций при совместном франко-российском научном руководстве (Bourse de thèse en со-tutelle) предоставляются аспирантам для написания диссертации с двойным научным руководством и возможностью получения двойного диплома.


Отдельного внимания заслуживают стипендиальная программа имени Гюстава Эйфеля (Bourses d’Eiffel), которая является одной из самых востребованных и престижных среди иностранных абитуриентов. Стипендия позволяет оплатить обучение во французском вузе полностью или частично. Ходатайствовать о присуждении стипендии может только французский вуз, в котором кандидат желает обучаться. Существует два вида стипендий имени Г. Эйфеля – учебная стипендия Bourses d’excellence Eiffel, позволяющая оплатить один или два года обучения во Франции в зависимости от срока, требующегося кандидату для получения диплома по таким направлениям, как экономика, менеджмент, инженерные науки, право, политические науки, управление. Вторая разновидность – аспирантская стипендия Эйфеля (Eiffel Doctorat), в рамках которой студент-аспирант получает возможность провести один учебный год во Франции, обучаясь по модели совместной аспирантуры. Кандидаты отбираются французским учебным заведением, которое обязуется принять исследователя на один год обучения в аспирантуру. Предпочтительными являются 2-й или 3-й год обучения, за исключением особых случаев. Максимальный срок программы 10 месяцев, без права продления. Направлениями обучения могут быть инженерные науки, математика, физика, химия, бионауки и биотехнологии, экология, науки и технологии информации и коммуникации, экономика, управление, право, политические науки и международные отношения [15].

Курирующим органом по присуждению учебных грантов/стипендий иностранным гражданам является Министерство иностранных дел Франции. Существуют также стипендии Министерства культуры, Министерства финансов, различных организаций и многие другие [16].

Ежегодно расходы Франции на обучение иностранных студентов составляют около 3 млрд евро. Однако ежегодные поступления в национальную казну от иностранных студентов достигают 4,65 млрд евро [11], из которых:


• 3250 млн евро приходится на ежедневные потребительские расходы иностранных студентов;

• 563 млн евро – на оплату за обучение;

• 364 млн евро – на доходы национальных авиакомпаний;

• 466 млн евро – на посещения Франции родственниками иностранных студентов [11].


Кроме того, «перспективный» доход Франции от иностранных студентов также весьма существен. По окончании вуза 65–85 % выпускников отдают предпочтение французской продукции, образованию, развитию партнерства с французскими компаниями, туристическим поездкам во Францию. По данным КампюсФранс, большинство иностранных студентов, не являющихся изначально франкофонами, по окончании обучения свободно говорят по-французски и стремятся к дальнейшему развитию контактов с Францией [11].

22 июля 2013 г. во Франции был принят Закон о высшем образовании и научных исследованиях. С этого момента начались официальные реформы системы высшего образования Франции, которые привели к существенным структурным изменениям, включая механизм управления на разных уровнях системы образования. Закон предусматривает введение квот на дипломы техников высшей квалификации (Le brevet de technicien supérieur (BTS) и университетские дипломы технологов (Le diploma universitaire de technologie (DUT), подписание соглашений между подготовительными отделениями и университетами, открытие новых отделений бакалавриата, изменение управленческой структуры университетов, интеграцию стажировок в учебные программы, предписание учебным заведениям, предлагающим дипломы о высшем образовании (технические дипломы, подготовительные отделения CPGE), публикацию статистики об успеваемости своих студентов на выбранных ими специальностях, а также об их дальнейшем образовании и трудоустройстве после окончания вуза. Особый акцент делается на развитии цифровых технологий в образовании. В соответствии со ст. 16 Закона о высшем образовании и научных исследованиях вузы должны «выкладывать в свободный доступ электронные версии учебных программ в случае, если данные дисциплины позволяют это сделать».

Закон преобразовал внутреннюю систему управления университета, прекратив существование двух центральных университетских советов – Ученого совета (Conseil Scientifique) и Совета по образованию и студенческой жизни (Conseil des études et de la vie étudiante), преобразовав их в Комиссию по науке [2] (Commission de la recherche) и Комиссию по учебной работе и студенческой жизни [2] (Commission de formation et de la vie universitaire) соответственно. Обе комиссии образуют Академический совет университета (Le Conseil Académique) и имеют консультативные функции. В случае если решения, принимаемые Комиссией по науке и Комиссией по учебной работе и студенческой жизни, затрагивают финансовые аспекты, то в обязательном порядке необходимо получить одобрение Административного совета университета (Conseil d’administration) (табл. 1).

Административный совет университета (далее – АСУ) состоит из 24–36 членов, восемь из которых являются внешними экспертами (кандидатуры могут быть номинированы партнерами университета или же рекомендованы Административным советом), но принимают участие в избрании президента университета.


Таблица 1. Реформирование Административного совета университета (АСУ)


Основными функциями АСУ являются:


• подписание четырехлетнего контракта контракта (le contrat d’établissement de l’université) с Министерством национального образования, высшего образования и науки Франции. Процедура подготовки контракта занимает около года. Инициатива принадлежит президенту вуза, но фаза обсуждения контракта различными комиссиями вуза является необходимым условием легитимности документа. До проведения переговоров по контракту вуз должен выполнить ряд требований. Ему необходимо подвести итог результатов предыдущего четырехлетнего контракта и составить план развития вуза, который определяет, в общих словах, свои цели развития (стратегические оси) с учетом регионального и национального направления развития, что предусматривает определенную связь с национальным планом государственно-регионального развития. По мнению многих президентов вузов, составление плана развития вуза является самым важным во всей процедуре заключения контракта, так как на данном этапе мобилизует все вузовское сообщество, придавая вузовской жизни чувство динамичности и единения. После этого государство и вуз приступают к проведению процедуры переговоров по контракту, учитывая одновременно план развития, составленный вузом, и приоритеты проводимого политического курса. Переговоры состоят из трех фаз: общего обмена, специальных обменов и заключительной фазы (иногда с перерывами между второй и третьей фазами). В итоге контракт будет содержать конвергентные цели и важные приложения. В частности, список дипломов, который вуз правомочен выдавать; список учебных программ и научно-исследовательских коллективов, признанных государством и официальными органами, ответственными за научно-исследовательский сектор, а также финансовое приложение, содержащее в себе список дотаций, которое государство обязуется предоставить вузу в рамках реализации четырехлетнего контракта. Подобная контрактная политика стала одновременно существенным элементом стимулирующей стратегии государства по отношению к вузам и стратегией развития каждого вуза отдельно, основываясь сначала на внутреннем планировании, затем на составлении положений контракта, подписываемого государством и органами власти, отвечающими за развитие высшего образования Франции [4]. В случае наличия непреодолимых разногласий и невозможности подписания контракта ежегодно вузу предоставляются только финансовые отчисления, обеспечивающие его функционирование только как органа государственной службы в области высшего образования и исследований [3];

• принятие бюджета;

• одобрение соглашения/конвенции/договора, подписанного президентом университета;

• принятие окончательных решений по ряду финансовых вопросов (пожертвования в адрес университета, продажа собственности университета и др.);

• разработка и принятие внутреннего регламента/устава университета;

• утверждение ежегодного отчета о деятельности университета и др. [2]


Таким образом, АСУ определяет политику развития университета.

Еще одним важным нововведением является разрешение французским вузам вести преподавание не только на французском языке, но и на иностранном, в случае если курс читается приглашенным зарубежным профессором. Данная мера направлена на увеличение предложения образовательных программ на английском языке. С момента принятия Закона о высшем образовании и научных исследованиях от 2013 г. во французских вузах было запущено более 1000 англоязычным программ.

Наряду с принятием нового Закона были разработаны две национальные стратегии развития высшего образования Франции: Стратегическая программа научных исследований (un agenda stratégique de la recherche) и Национальная стратегия развития высшего образования (une stratégie nationale de Venseignement supérieur), обязательность которых закреплена новым Законом.

Разработка и реализация Стратегической программы научных исследований Франции (далее – СПНИ) находится в ведении Стратегического совета по научным исследованиям, в состав которого входят ведущие эксперты и исследователи, выдающиеся политические и экономические деятели. Основными направлениями СПНИ являются:

• поиск решения социальных проблем Франции;

• реформирование механизма координации научных исследований;

• продвижение технологических исследований;

• развитие информационного образования и информационной структуры;

• усиление развития инноваций и трансфера технологий;

• развитие научной культуры;

• разработка средств программирования приоритетных научных и инновационных областей;

• создание сайтов с когерентной системой памяти;

• усиление конкурентных преимуществ французских исследований на европейском и международном рынках [18].


Таким образом, новая национальная стратегия развития научных исследований, закрепленная в Законе о высшем образовании и научных исследованиях, позволит, с одной стороны, создать инновационную модель развития научных исследований Франции (в Германии – Стратегия по высоким технологиям 2020), а с другой – решить основные экономические и социальные проблемы.

В свою очередь Национальная стратегия развития высшего образования Франции (далее – НСРВО) регулирует развитие французской системы высшего образования. Так же как и Стратегическая программа научных исследований Франции, НСРВО введена новым Законом о высшем образовании и науке и реализуется специальным Комитетом НСРВО. Основными задачами Комитета НСРВО являются осуществление среднесрочного и долгосрочного планирования развития высшего образования Франции с определением его главных национальных приоритетов на ближайшие 10 лет; разработка государственных программ по достижению заявленных целей, мониторинг реализации НСРВО [9].

В результате проводимых реформ было создано Национальное исследовательское агентство (Agence nationale de la recherche), деятельность которого направлена на повышение количества исследовательских проектов; учреждены конкурентоспособные полюса образования и научных исследований (Poles de recherche et d’enseignement supérieur — далее PRES), позволяющие вузам объединять свои ресурсы и более эффективно вести совместную деятельность; увеличен бюджет Министерства высшего образования и науки Франции; усилена автономия университетов согласно закону о свободе и ответственности, который позволяет университетам создавать свои собственные фонды для привлечения внебюджетных средств [19].

Активно стимулируется деятельность по продвижению французского высшего образования за рубежом агентством Кампюс-Франс (CampusFrance) – главной организации по развитию академической мобильности Франции, имеющей широкую сеть представительств по всему миру [6]. Вузы могут привлекать иностранных граждан на обучение самостоятельно. Многие французские университеты внедряют у себя систему «единого окна поддержки иностранных студентов» (далее – «единое окно»), а именно оказание всяческого содействия в адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывших на обучение, в университетскую жизнь и жизнь французского общества. Предоставление необходимой информации по студенческой жизни в вузе, оказание помощи в приобретении медицинской страховки, продлении учебной визы, поиске жилья, во встрече в аэропорту и многое другое. Данный перечень – это всего лишь незначительная часть услуг, предоставляемых «единым окном» университета. Каждый вуз самостоятельно устанавливает функционал для своего «единого окна» [19].

Государственная стратегия по привлечению иностранных студентов, на наш взгляд, является эффективной. По данным ЮНЕСКО, Франция занимает третье место в мире по количеству принимаемых иностранных студентов (796 от общего количества). На протяжении последних пяти лет количество иностранных студентов во Франции растет ежегодно (рис. 1).


Рис. 1. Количество иностранных студентов во Франции в период с 2009–2010 по 2013–2014 гг.

Источник: Институт статистики ЮНЕСКО.


В 2013–2014 гг. во Франции обучалось 295084 иностранных граждан по программам третичного образования [21], что на 2 % больше предыдущего года. Из них 217 926 человек (73,8 %) являются учащимися университетов [21]. Необходимо отметить, что общее количество студентов в национальных вузах за последние 50 лет возросло более чем в 8 раз. Если в 1960 г. число студентов в национальных вузах составляло 310 тыс. человек, то в сентябре 2013 г. насчитывало 2422 900 [9]. Из них доля иностранных студентов составляет 12,1 %, а аспирантов – 41,4 % [9]. В 2014 г. также ознаменовался ростом общего количества студентов (по сравнению с 2013 г.) на 1,5 % (2466500 чел.) [5].

Традиционными странами, из которых во Францию прибывает наибольшее количество иностранных студентов, являются Марокко, Китай, Алжир, Тунис и Сенегал (табл. 2). Количество студентов из этих стран составляет более 50 % иностранных студентов Франции в целом.

На протяжении многих лет наиболее крупным контингентом иностранных студентов являются представители Королевства Марокко. Однако существует высокая вероятность того, что в ближайшие годы студенты из Китая смогут потеснить студентов из Марокко, так как Франция занимает шестое место в мире по приему китайских граждан на обучение и интерес к французскому высшему образованию среди китайских студентов растет. В целом географический разброс иностранных студентов Франции выглядит следующим образом: 43 % – представители Африки, 26 % – Европы, 19 % – Азии, 8 % – Америки и 4 % – Ближнего Востока [11].


Таблица 2. Страны, из которых во Францию прибыло наибольшее количество иностранных студентов, 2012–2014 гг.




Источник: КампюсФранс.


Высшее образование Франции всегда отличало высокое качество. Проводимые в настоящее время реформы направлены не только на сохранение имеющегося потенциала сектора, но прежде всего на его дальнейшее развитие в соответствии с вызовами XXI века в условиях жесткой конкурентной борьбы на международном образовательном рынке. Несмотря на то что мнение французских экспертов относительно эффективности реформ системы высшего образования, проводимых Правительством Франции, разделилось, бесспорным остается тот факт, что более эффективная национальная система высшего образования будет оказывать непосредственное влияния на экономическое развитие страны посредством внедрения инновационных технологий. Вот почему расходы на национальное образование являются самым главным приоритетом страны и самой крупной статьей расходов государственного бюджета Франции. Сегодня, как никогда ранее, Министерство национального образования, высшего образования и науки Франции говорит о долгосрочных эффектах вложенных инвестиций в образование, которые позитивно отразятся на развитии экономики, общества, окружающей среды, культуры Франции.

Проводимые реформы направлены на повышение уровня привлекательности французского образования для иностранных студентов не только в части отдельных всемирно признанных французских университетов, но в целом как системы высшего образования, ее эффективности, прозрачности и доступности. Закон об образовании, принятый 22 июля 2013 г., является важным шагом на этом пути: направлен на решение основных проблем студентов, дает новый стимул в поиске решения социальных проблем Франции, оптимизирует внутреннюю систему управления вузами, повышает прозрачность внешних и внутренних административных процедур. Кроме того, новый Закон инициировал разработку Национальной стратегии развития высшего образования каждые пять лет с определением национальных приоритетов на ближайшие 10 лет, а также механизмы их достижения. Никогда ранее такого документа Правительством Франции не принималось. Национальная стратегия развития высшего образования совместно с Национальной стратегией научного развития направлены на улучшение доступа к высшему образованию граждан, на усиление интеграции между вузами и предприятиями для повышения профессиональной подготовки студентов с целью предоставления им конкурентоспособных знаний и компетенций, отвечающих современных требованиям рынкам труда.

Литература

Нормативные правовые документы

[1] Projet de la loi de finance 2015.

a. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid8266l/plf-2015-budget-en...érieur-et-la-recherche.html

[2] Code de l’education. Version consolidee au 5 mars 2015. http://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071191

[3] Циркуляр № 98-118 от 22 мая 1998 г. (Circulaire № 98-118 du 22 mai 1998).


Неопубликованные документы

[4] Тагирова Ш. В. Политика стратегического управления системой высшего образования: сравнительный анализ западного и российского опыта: на примере Франции, Великобритании и Российской Федерации: дисс. канд. полит, наук. М., 2009.


Электронные ресурсы

[5] Министерство национального образования, высшего образования и науки. Официальный сайт: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/

[6] КампюсФранс. Официальный сайт: http://www.campusfrance.org

[7] The Global Competitiveness Report 2014–2015. Klaus Schwab, World Economic Report.

[8] http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf

[9] Strategie nationale de l’enseignement supérieur. Rapport d’etape du Comite StraNES

[10] http://www.sup-recherche.org/images/pdf_divers/Rapport_etape_StraNES_8_ juillet_-_17h04_339053.pdf

[11] Au-dela de l’influence: l’apport economique des etudiants etrangers en France, http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/Apport_Economique_ des_Etudiants_etrangers_-_Campus_France_Version_Finale_cleOfd785.pdf

[12] PLF 2015: budget en hausse pour l’Enseignement supérieur et la Recherche, http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid82661/plf-2015-budget-en...érieur-et-la-recherche.html

[13] Les aides sociales pour les etudiants non boursiers.

[14] http://www.france.fr/etudier-en-france/les-aides-sociales-pour-les-etudi...

[15] Etudiants etrangers: les bourse et les dispositifs d’aides en France. http://www.france.fr/etudier-en-france/etudiants-etrangers-les-bourses-e...

[16] Comment financer son projet d’études en France. http://www. diplomatie.gouv.fr/fr/venir-en-france-22365/etudier-en-france-12794/ financer-le-projet-bourses/

[17] Conseil strategique de la recherche. http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid75958/conseil-strategiqu... L’accueil en France des etudiants etrangrs, 2010. http://www.diplomatie.gouv. fr/fr/IMG/pdf/Mobilite_étudiante_fr_06092010.pdf

[18] Accueil des etudiants etrangers en France.

[19] http://www.france.fr/etudier-en-france/accueil-des-etudiants-etrangers-e...

[20] L’essentiel des chiffres cles № 9. Septembre 2014. CampusFrance.

[21] http://ressources.campusfrance.org/publi_institu/etude_prospect/chiffres_ cles/fr/chiffres_cles_n9_essentiel.pdf

Реформа высшего образования Франции

Г. Ф. Ткач

Российский университет дружбы народов,

доцент кафедры сравнительной образовательной политики

117198, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6


Для системы образования Российской Федерации, как и для страны в целом, особую значимость имеет ее участие в интеграционных процессах, происходящих между странами Евразийского экономического союза, формирующегося на базе СНГ, и в более широком региональном и геополитическом плане – в масштабах Европы. Оба интеграционных процесса – в рамках ЕАЭС и Европейского континента – хотя и различаются своими исходными предпосылками и конкретными механизмами, имеют много общих базовых признаков, в том числе целеполагающих. Так, в обоих случаях в качестве одной из главных задач интеграции формулируется задача создания единого (общего) образовательного пространства, объединяемого сопоставимостью образовательных стандартов и квалификаций, поддержанием высокого качества образования, расширением мобильности и упрощением процедур признания.

Интенсивность общеевропейской интеграции резко усилилась в результате придания ей институциональной формы Болонского процесса, ориентированного на выполнение странами-участницами совместных обязательств по реформированию национальных систем образования в соответствии с положениями Болонской декларации.

Интенсивная модернизация и реформирование сферы образования происходит не только на Европейском континенте, но и во всех регионах мира, включая такие крупнейшие страны, как США, Китай, Япония. Исследование многообразного опыта развитых стран, реформирующих свои системы образования в соответствии с требованиями их оптимальной адаптации к новым вызовам и условиям глобализированного конкурент-ного мира, изучение мировых тенденций изменений в образовании являются необходимыми для успешного реформирования образования в России.

В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение направленности и конкретных способов реформирования образования во Франции. Этот интерес объясняется не только сохраняющимся статусом Франции как одной из ведущих развитых стран и наличием традиционных устойчивых российско-французских связей в области образования, науки и культуры. Он обусловлен прежде всего тем фактом, что для России и Франции характерно централизованное управление образованием на всех его уровнях при однозначно определяющей роли государства, чего нельзя сказать об управлении образованием в США, Великобритании и других крупных развитых странах.

Практически непрерывный процесс реформирования системы образования Франции, начавшийся в 1968 г. принятием Закона об ориентации высшего образования, представляет собой последовательную цепь преобразований, направленность и содержание которых определялись наиболее неотложными проблемами национальной системы образования на конкретных этапах ее развития. В связи с этим можно выделить период коренных структурно-организационных преобразований высшей школы (70-80-е гг.), период оптимизации управленческих принципов и механизмов системы образования в целом и ее отдельных составляющих (80-90-е гг.), период концентрации усилий на качестве и содержании обучения (90-е гг.) и, наконец, современный период, характеризующийся активным участием высшей школы Франции в интеграционных процессах, ориентированных на формирование единого европейского пространства высшего образования.

Нормативное правовое обеспечение реформ, основой которого стали программные законы № 8452 от 26 января 1984 г. о высшем образовании и № 89-489 от 10 июля 1989 г. об ориентации образования, постоянно дополнялось и актуализировалось законами более частного характера, президентскими декретами и постановлениями правительства.

Во все указанные периоды преобразование высшей школы осуществлялось в соответствии со следующими концептуальными принципами, актуальность которых постоянно подтверждалась в программных документах очередного этапа реформ:

автономия, под которой понимается децентрализация управления высшей школой на всех уровнях и расширение автономных прав учебных заведений и их подразделений;

участие, предполагающее большую причастность студентов и преподавательского корпуса, а также представителей деловых кругов и других заинтересованных слоев общества к решению вопросов, определяющих развитие и функционирование вузов, и к непосредственному управлению вузами;

междисциплинарность, являющаяся фактически основным вектором всех реформ высшей школы Франции.


Практическое осуществление междисциплинарности вылилось в радикальную перестройку существовавших ранее вузовских структур, что заняло по времени более 20 лет. В результате основные организационные компоненты вузов – узкоспециальные факультеты и узкодисциплинарные кафедры были заменены новыми междисциплинарными подразделениями, так называемыми учебно-исследовательскими единицами (Unite d’Enseignement et de Recherche или Unite de Formation et de Recherche). Они стали основными центрами принятия решений в университетах, обладающими значительной самостоятельностью в определении целей и содержания обучения и НИР.

Наряду с изменением внутренней организационной структуры университетов была постепенно проведена реструктуризация самих вузов с целью повышения их управляемости и эффективности. Все крупные университеты, начиная со знаменитой Сорбонны, были расчленены на самостоятельные вузы, имеющие оптимальные размеры и определенную профильную ориентацию, которые были определены исходя из существующей учебной инфраструктуры и с учетом социально-экономической и региональной целесообразности.

В дальнейшем реформирование высшей школы Франции продолжалось в соответствии с положениями названного выше Закона об ориентации. С целью его реализации и дальнейшего развития были приняты новые законы, декреты и многочисленные правительственные постановления. На современном этапе развития высшего образования особое внимание уделяется повышению международной привлекательности и конкурентоспособности французских вузов посредством модернизации предлагаемых ими образовательных программ, которые оптимальным образом должны сочетать усвоение компонентов знаний с приобретением исследовательских навыков и профессиональных компетенций. Основные направления деятельности, осуществляемой в этом отношении в настоящее время Министерством образования и науки Франции, заключаются в следующем:

• дальнейшая профессионализация университетского сектора высшего образования, которая достигается в результате открытия в университетах новых специальностей междисциплинарного и «технологического» (прикладного) типа и введения новых профессионально ориентированных видов подготовки, в том числе с более короткими сроками обучения по сравнению с традиционно существующими;

• максимально возможная интеграция в университетах, особенно на старших курсах, учебного процесса и НИР, в частности, за счет все большей зависимости финансирования вузов от результатов их исследовательской деятельности и степени вовлеченности в нее преподавателей и студентов;

• количественное и качественное расширение короткого «третичного» сегмента образования при одновременном расширении для его выпускников возможностей продолжения обучения на более продвинутом уровне;

• поддержание высокого качества образования, прежде всего, за счет совершенствования процедур, механизмов и стимулов системы контроля качества;

• расширение программ интернационализации и международного образовательного сотрудничества, осуществляемых во Франции в последние годы в связи с реализацией ее активного участия в Болонском процессе. Их назначение – содействовать интеграции образования и науки в рамках объединенной Европы, сохраняя при этом идентичность и высокую конкурентоспособность французской системы образования.


Каждое из обозначенных выше направлений заслуживает отдельного анализа и представляет интерес как в чисто академическом плане, так и с позиций прагматического изучения в целях возможного рационального заимствования зарубежного опыта. Учитывая ограниченный объем данной публикации, автор посчитал целесообразным акцентировать внимание на осуществляемых в последнее десятилетие преобразованиях, содержание и механизмы реализации которых имеют, по мнению автора, инновационный характер. Это касается, прежде всего, реформирования профессионально-квалификационной структуры высшего образования Франции, поскольку актуальность данной задачи в условиях динамично изменяющихся экономики и рынка труда является повсеместной, и многие страны, включая Российскую Федерацию, стоят перед необходимостью поиска оптимальных способов ее решения. Естественно, что при этом наряду с собственными механизмами используются как универсально признанные наработки, например, «дублинские дескрипторы» и «европейская рамка квалификаций», так и успешный опыт отдельных стран.

До недавнего времени организация обучения в вузах Франции основывалась на отнесении уровня образовательных программ и получаемых в результате их выполнения квалификаций к уровню одного из трех циклов высшего образования. Первый цикл длительностью два года представлял собой начальный (промежуточный) этап, на котором осуществлялась общенаучная подготовка. По завершении первого цикла студентам предоставлялась возможность получить так называемый диплом об общем университетском образовании, который можно было использовать в качестве академической справки в случае изменения специальности или при переводе в другой вуз.

Основными квалификациями высшего образования во Франции являлись степени лиценциата (Licence) и «мэтриз» (Maitrise), получаемые соответственно через один и два года по окончании первого цикла, причем обе эти квалификации относились ко второму циклу высшего образования. В обоих случаях подготовка концентрировалась на изучении фундаментальных дисциплин при относительно ограниченной специализации и профессионализации. В связи с тем что многие выпускники с дипломами лиценциата не были профессионально подготовлены и не находили спроса на рынке труда, в 1999 г. в университетах были дополнительно введены программы «профессионального лиценциата», предусматривающие большую практическую подготовку по сравнению с существующими программами и ориентированные на непосредственное включение выпускников в трудовую жизнь.

Третий цикл высшего образования длительностью один год предназначался для углубленной профессиональной или научно ориентированной специализации, ведущих соответственно к получению диплома о высшем специализированном образовании (DESS – Diplome d'études supérieures specialises) или диплома об углубленной подготовке (DEA – Diplome d'études appro-fondies).

На уровне первого (двухлетнего) цикла высшего образования оценивались также дипломы повсеместно создаваемых «университетских институтов технологии», осуществляющих в течение двух лет профессиональную подготовку специалистов среднего звена, предназначенных для непосредственного использования на рынке труда. В дальнейшем этот сектор подготовки, постоянно расширяющийся за счет открытия новых специальностей и введения новых типов дипломов, оказался одним из наиболее эффективных и пользующихся самым высоким спросом со стороны абитуриентов – выпускников средних школ (лицеев). В настоящее время этот «короткий» сектор, включающий в себя, наряду с университетскими институтами технологии, аналогичные подразделения с двухлетним сроком обучения, функционирующие в рамках университетов или автономно, обеспечивает основную часть потребностей Франции в кадрах среднего уровня. Преобладающие профили подготовки: техника, информатика, экономика, сфера обслуживания. Осуществляемое в этих учебных заведениях образование, юридически относящееся к высшему, все чаще выделяют как особый краткосрочный тип высшего профессионального образования, называемый термином «третичный Б» (tertiary В), в отличие от «третичного А» (tertiary А), который ассоциируется с образовательными программами, ведущими как минимум к первой университетской степени.

Указанная схема применялась в университетах, а в специализированных вузах и медицинских подразделениях университетов использовалась непрерывная, без деления на циклы, схема подготовки, по завершении которой после 5–7 лет обучения выпускники получали диплом специалиста (инженера, врача, агронома, архитектора), сопоставимый по уровню с квалификацией третьего цикла высшего университетского образования.

Как известно, Франция является одним из инициаторов Болонского процесса и одним из основных разработчиков концепции единого европейского пространства высшего образования. Следует при этом, однако, признать что непосредственное включение французских университетов в процесс реализации положений Болонской декларации происходило с определенным запаздыванием по сравнению с университетами Великобритании и ряда других европейских стран. Решающий перелом произошел в 2002 г., когда на уровне правительства была принята целая серия декретов, предназначенных полностью адаптировать структуру уровней и квалификаций французского высшего образования к установкам Болонского процесса. Наиболее значимыми из них являются декреты от 8 апреля 2002 г., касающиеся установления новой структуры университетских степеней и национальных дипломов и применения во французской системе образования принципов построения европейского пространства высшего образования.

В соответствии с первым из этих декретов было принято решение о введении университетских степеней, единых для всех направлений подготовки и специальностей [5]. В качестве этих степеней применительно к высшему образованию установлены степени лиценциата, мастера и доктора. Таким образом, вместо действовавшей начиная с 1973 г. оригинальной цикличной схемы высшего образования была введена трехуровневая структура по схеме L (3) – М (2) – D (3). Буквы L, М и D обозначают соответственно уровни лиценциата (Licence), магистратуры (Master) и докторантуры (Doctorat), а цифры в скобках указывают нормативные сроки последовательных этапов трехуровневого университетского образования. Эта новая структура уровней, обычно обозначаемая аббревиатурой LMD, фактически является полным аналогом структуры степеней, используемой в Великобритании и многих других странах и привычно обозначаемой в англоязычных текстах посредством аббревиатуры BMD. Как видим, формальное различие сводится к написанию первой буквы приведенных выражений, что связано с разными наименованиями первой университетской степени в странах, использующих французскую (соответственно L от Licence — лиценциат) и англо-американскую модель образования (соответственно В от Bachelor — бакалавр) (1).

Во втором декрете в сжатой форме представлена программа мероприятий, предписанных правительством французской высшей школе в целях ее конструктивного и успешного включения в единое образовательное пространство Европы. В качестве общих принципов ее реализации были воспроизведены известные целевые установки Болонского процесса, предусматривающие трехуровневую «архитектуру» квалификаций высшего образования, организацию обучения по семестрам и на модульной основе, использование зачетных переводных кредитов и единого приложения к диплому [7].

В преломлении к целям национальной образовательной политики участие Франции в общеевропейском процессе интеграции высшего образования должно было предусматривать решение следующих задач:

• переработка предлагаемого массива программ высшего образования по форме типовых траекторий подготовки, ведущих к получению национальных (государственных) дипломов;

• интеграция междисциплинарных подходов в обучении и содействие повышению качества преподавания, информирования, ориентации и педагогического сопровождения студента;

• развитие профессионализации высшего образования с учетом потребностей социально-экономической среды, обеспечение потребностей непрерывного образования, ориентированного на получение диплома посредством зачета профессионального опыта;

• содействие мобильности, усилению привлекательности французского высшего образования за рубежом и облегчение признания и зачета периодов обучения за рубежом;

• интеграция усвоения «пересекающихся» компетенций, как, например, изучение иностранных языков и обучение использованию информационных устройств;

• содействие разработке и внедрению видов обучения, основанных на информационных и коммуникативных технологиях, и развитию дистанционного образования.


Введение новой структуры уровней и квалификаций высшего образования в соответствии с положениями рассмотренных выше декретов должно было завершиться к 2005 г. Поскольку речь шла о коренной перестройке всего комплекса существующих программ высшего образования, выполнение поставленной задачи потребовало интенсивной переработки нормативных правовых актов, определявших содержание и реализацию образовательных программ разных уровней. В первую очередь это касалось лиценциата – первой и наиболее массовой ступени высшего образования. Соответствующая регламентация была представлена в приказе министра высшего образования от 23 апреля 2002 г., где были прописаны организационно-содержательные принципы обучения на данном уровне [2]. Устанавливалось, что соответствующие программы реализуются по определенным областям подготовки в форме типовых траекторий, объединяющих первичную и непрерывную подготовку.

Программа лиценциата с нормативной продолжительностью в шесть учебных семестров должна предусматривать последовательную ориентацию студента в рамках выбранной области подготовки с возможностью изменения ориентации, особенно в первые два года обучения. Непременным условием успешного завершения программы лиценциата стало получение 180 зачетных кредитов ECTS. В целях облегчения студентам окончательного выбора их профессиональной ориентации допускается возможность выдачи промежуточного диплома при условии получения 120 зачетных кредитов после двух лет обучения. Эти дипломы реализуются на основе существовавших двухлетних дипломов первого цикла, которые должны вписываться в определенную учебную траекторию преимущественно профессионального характера. Обучение организуется по модульной схеме, согласно которой учебный процесс представляет собой усвоение связанных между собой учебных единиц (модулей), подбор и последовательность прохождения которых определяется целями подготовки. Каждая образовательная программа наряду с характерными для данного направления подготовки модулями включает в себя модули иностранного языка и информатики, содержание которых адаптировано к выбранному направлению.

Практически одновременно с модернизацией первой ступени высшего образования была регламентирована правовая база магистратуры, существовавшей во Франции с 1999 г. параллельно с программами третьего цикла. Реорганизуемая магистратура предназначалась для выполнения функции второй ступени по аналогии с традиционной магистратурой других стран. Приказом министра высшего образования от 25 апреля 2002 г. устанавливались основные параметры образовательных программ на уровне магистра и порядок их реализации [3]. Было определено, что на данном уровне предусматривается осуществление профессионально ориентированных программ, ведущих к получению диплома профессионального магистра, и программ с исследовательской ориентацией, имеющих целью получение диплома магистра научных исследований. Доступ к обучению по программе магистра предоставлялся лицам, имеющим высшее образование сопоставимого профиля на уровне лиценциата. Право реализации образовательных программ на уровне магистратуры предоставляется «хабилитированным» университетам и другим высшим учебным заведениям университетского уровня, перечень которых периодически утверждается министром высшего образования. В принятом 25 апреля 2002 г. правительственном декрете № 2002-604 [6] сформулировано положение, согласно которому степень магистра автоматически присваивается также обладателям всех дипломов функционировавшего ранее третьего цикла высшего образования, в том числе дипломов высшего специализированного образования и углубленной подготовки, а также дипломов инженера, врача и других специалистов со сроками обучения в вузе не менее пяти лет.

Программа магистратуры, рассчитанная на два года, предусматривает возможность ее реализации в два четко разделенных годовых этапа по 60 зачетных кредитов каждый, при этом по завершении первого этапа может выдаваться промежуточный диплом, наличие которого должно облегчить решение вопросов, связанных с окончательным выбором профессиональной ориентации. В качестве обязательного условия для успешного завершения программы магистра было установлено требование получения 120 зачетных кредитов ECTS в дополнение к 180 кредитам, уже полученным при выполнении программы лиценциата. В программе магистратуры в обязательном порядке предусматривается изучение одного из иностранных языков.

Что касается высшей (третьей) ступени университетского образования, то институт докторантуры существовал во французской высшей школе практически всегда, хотя ее статус и конкретное наименование присваиваемой квалификации периодически видоизменялись. Как было сказано выше, современный статус французской докторантуры установлен декретом № 2002-481 от 8 апреля 2002 г., определившим структуру университетских степеней высшего образования. Дальнейшему развитию докторантуры в соответствии с современными мировыми тенденциями способствовал приказ министра высшего образования от 7 августа 2006 г., касающийся докторской подготовки. Основной акцент в этом правовом документе сделан на организации при ведущих университетах докторских школ, предназначенных быть центрами научных исследований и инноваций [4]. Согласно декрету, докторские школы подлежат аккредитации министерством высшего образования на основании аттестации, выполняемой вневедомственным государственным Агентством оценки научных исследований и высшего образования. В указанном декрете прописан порядок функционирования докторских школ и порядок проведения исследований, результатом которых по истечении трех лет должны быть написание и защита докторской диссертации.

В последующие годы и вплоть до настоящего времени во французской высшей школе осуществлялись мероприятия, целью которых является уточнение академических, организационных и правовых рамок функционирования высшей школы Франции и оптимизация образовательных программ соответствующих уровней. 22 января 2014 г. министр высшего образования и научных исследований подписал приказ, «определяющий национальные рамки видов подготовки, ведущих к получению национальных дипломов лиценциата, профессионального лиценциата и магистра (master)» [1].

В соответствии с данным приказом все образовательные программы высшего образования, имеющие целью получение национальных дипломов лиценциата (академического), профессионального лиценциата и магистра, должны однозначно соотноситься с определенной областью (domaine) и направлением (mention) подготовки. Их обозначения должны фигурировать в наименованиях выдаваемых дипломов.

В приказе устанавливаются следующие четыре области высшего образования:

1) искусства, литература, языки;

2) право, экономика, управление;

3) гуманитарные и социальные науки;

4) естественные науки, технологии, здравоохранение.


Образовательные программы должны быть составлены таким образом, чтобы студенту в процессе обучения, особенно на младших курсах первой ступени, была предоставлена возможность в рамках заданной области изменить ранее выбранную образовательную траекторию. Это предусматривает перевод всего процесса обучения на модульную систему, в которой все компоненты образовательной программы выражаются в формируемых по единым принципам учебных единицах (unite d’enseignement), являющихся аналогом понятия «модуль». С целью придания большей гибкости в реализации индивидуальных траекторий обучения предусматривается максимально широкое применение кредитов ESTS. Что касается направлений подготовки, то их периодически пересматриваемый перечень (nomenclature) должен утверждаться специальным распоряжением.

Перечни направлений академического и профессионального лиценциата были утверждены 22 января 2014 г. и 27 мая 2014 г., соответственно. Первый из них (приводится ниже в авторизованном переводе на русский язык) включает 45 направлений высшего образования, которые по существу представляют собой укрупненные группы специальностей (табл. 1).


Таблица 1. Перечень направлений подготовки на уровне первой ступени высшего образования Франции (академический лиценциат), утвержденный

22 января 2014 г.




Источник: JORF № 0027 du 1 fevrier 2014 page 1927 texte № 27.


Второй перечень содержит более 150 направлений послесредней профессиональной подготовки, завершение которой предусматривает получение диплома профессионального лиценциата

без права непосредственного поступления в магистратуру. Эти направления, в отличие от прописанных в первом перечне, представляют собой обычные специальности преимущественно на уровне среднего профессионального образования.

Текущая реформа профессионально-квалификационной структуры высшего образования Франции, обзор которой представлен выше, была начата в 2002 г. и продолжается по настоящее время. Содержание этой реформы и ее реализация находятся в центре внимания академической общественности и населения Франции, поскольку ее проведение непосредственно затрагивает интересы многих людей и прежде всего молодежи. Если одна из основных концепций реформы, заключающаяся в ориентации на повышение качества международной конкурентоспособности французского высшего образования и облегчение признания французских дипломов за рубежом, была благожелательно воспринята обществом, то некоторые реально проявившиеся или предполагаемые последствия реформы вызвали острые дискуссии и даже неприятие, иногда принимавшее резкие формы. Это касается, в частности, поднимаемых в связи с реформой вопросов, связанных с трудностями перехода от традиционно сложившихся форматов организации учебного процесса, например, относящихся к учебному календарю и проведению аттестаций; неопределенностью статуса промежуточных двухлетних дипломов на первой ступени высшего образования и четырехлетних – на второй ступени; изменением сложившейся системы проведения экзаменов, текущей и итоговой аттестации, которая не предусматривает более привычных механизмов дополнительной аттестации и пересдачи; сокращением бюджетного финансирования, сопровождающим ответственные этапы реформы.

Особую озабоченность вызывает более ранняя по сравнению с предшествующим периодом профессионализация высшего образования и изначально предопределенная дифференциация направлений и видов подготовки на профессиональные и академические, короткие и длинные. Следствием этого может быть общее снижение качества высшего образования и усиление социальной дифференциации. Следует, однако, отметить, что эта озабоченность присутствует практически во всех странах, вовлеченных в процесс формирования единого европейского пространства высшего образования.

Примечания

(1) Напомним, что во Франции, как и в большинстве франкоязычных и испаноязычных стран, понятия бакалавра и бакалавриата ассоциируются с завершающим этапом среднего образования.

Литература

[1] Arrêté du 22 janvier 2014 fixant le cadre national des formations conduisant à la délivrance des diplômes nationaux de licence, de licence professionnelle et de master http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cid Texte=JORFTEXT000028543525&dateTexte=&categorieLien=id

[2] Arrêté du 23 avril 2002 relatif aux études universitaires conduisant au grade de licence http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cidTextenORF TEXT000000590566

[3] Arrêté du 25 avril 2002 relatif au diplôme national de master, http:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cidTextenORFTEXT000000771847

[4] Arrêté du 7 aout 2006 relatif a la formation doctorale.

[5] Décret n°2002-482 du 8 avril 2002 portant application au système français d>enseignement supérieur de la construction de bEspace européen de benseignement supérieur http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cidTe xte=J ORFTEXT0000007 71048

[6] Décret n°2002-604 du 25 avril 2002 modifiant le décret n° 99-747 du 30 aout 1999 relatif a la creation du grade de master http://www.legifrance.gouv. fr/affichTexte.do7cidTexte=JORFTEXT000000407229

[7] Décret n° 2002-481 du 8 avril 2002 relatif aux grades et titres universitaires et aux diplômes nationaux http://legifrance.gouv.fr/affichTexte.do7cidT exte=JORFTEXT000000585864&dateTexte=&categorieLien=id

Франция на мировом рынке образовательных услуг

Л. Ю. Горшкова

Российский университет дружбы народов

117198, Москва, улица Миклухо-Маклая, 6


В настоящее время образование является одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. По данным ЮНЕСКО, образовательные услуги для иностранцев предлагают тысячи вузов из 140 государств, хотя основная доля международного образовательного бизнеса приходится на несколько развитых стран Северной Америки и Западной Европы, где обучается свыше половины всех иностранных студентов мира.

Общее количество иностранных учащихся увеличивается в среднем на 6 % в год. Под воздействием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение вне пределов своей страны, продолжает расти; быстрый рост численности иностранных студентов наметился в начале 60-х гг. прошлого столетия.

В докладе ОЭСР Education at a Glance 2014 приводятся данные о том, что с 2000 по 2012 г. общее число иностранных студентов, стажеров, аспирантов, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилось на 99 % – с 2,1 до 4,53 млн человек. Согласно прогнозу ЮНЕСКО к 2025 г. численность иностранных студентов может достигнуть 7,2 млн человек (рис. 1).

Франция является одним из ключевых игроков на мировом рынке образовательных услуг и одним из его лидеров. Так, в 2012 г. на рынке образовательных услуг основными лидерами были: США (16 %), Великобритания (13 %), Австралия (6 %), Франция (6 %) и Германия (6 %) (рис. 2).

Великобритания, Германия и Франция являются региональными лидерами европейского региона по количеству принимаемых на обучение иностранных учащихся. Одновременно значительный уровень развития регионального сотрудничества помог практически всем странам данного региона принимать на обучение возрастающее количество иностранных граждан, в связи с чем общая доля данного региона практически в 2 раза превысила количество иностранных учащихся в США (590128 человек).


Рис. 1. Динамика числа иностранных студентов в мире, 1950–2025 гг., млн человек

* Прогнозное значение.

Источник. Построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for Statistics.


Франция сумела сохранить свое положение на рынке, и ее доля в течение последних десятилетий составляет в среднем 6–7%, а также отмечается стабильный рост количества иностранных учащихся: с 1998 г. (122126 человек) по 2002 г. (180418 человек). В 2004 г. общее количество иностранных студентов, обучающихся в французских вузах, составило 236518 человек. В 2011/2012 гг. обучалось 288 тыс. мобильных студентов, в 2013/2014 гг. – 295 092 иностранных студентов [2].

Наиболее востребованными специальностями среди иностранных учащихся во Франции в 1990 г. были медицинские специальности, а начиная с 1998 г. доминировать стали экономические направления и бизнес-образование.

Лидерство Франции в первую очередь обусловлено историческим фактором – значительной долей бывших французских колоний в различных регионах мира. Студенты из стран, ранее входивших во французскую колониальную систему, предпочитают обучение во французских вузах. Основная доля иностранных учащихся во Франции прибывает из стран Африки (Марокко, Алжир, Тунис) и Ближнего и Среднего Востока, ранее бывших французскими колониальными владениями, а также из Китая и Италии (рис. 3). Основными поставщиками студентов являются: Марокко (11,3 %), Китай (10,3 %), Алжир (8,2 %), Тунис (4,5 %), Сенегал (3,3 %).


Рис. 2. Доли стран на рынке международных образовательных услуг (по количеству обучающихся иностранных студентов), 2012 г., %

Источник. Рассчитано и построено автором по данным OECD and UNESCO Institute for Statistics.


Число французских студентов, получающих образование за рубежом, в 2014 г. составило 62416 человек. Основные направления, куда уезжают французские студенты на обучение: Великобритания, Канада, США, Швейцария и Бельгия (рис. 4).

Для студентов из США, стран Европы и азиатского региона приоритетным направлением является изучение французского языка и гуманитарных дисциплин. Эти направления обучения избрали 60 % граждан США, 47 % граждан стран Европы и 40 % граждан азиатских стран. Граждане Ливана и Сирии предпочитают поступать на медицинские и физико-математические специальности, а граждане франкофонных африканских стран предпочитают изучать естественные и экономические науки.

В последние годы здесь бурно развивается бизнес-образование. Особенно быстрый рост имеет место на курсах высших техников (за годы после Второй мировой войны они выросли в 8 раз), университетских технологических институтов (рост в 4 раза) [2].


Рис. 3. Страны – поставщики иностранных студентов во Францию, 2014 г., %

Источник. CampusFrance.


Рис. 4. Страны – импортеры студентов из Франции, 2014 г., %

Источник. CampusFrance.


Самыми популярными программами обучения для иностранных студентов в 2013/2014 учебном году были: бизнес и управление – 40,6 %, гуманитарные дисциплины и искусство – 20,7 %, точные и естественные науки – 15,4 % и инженерные науки – 11,5 % [1].

Интересы Франции на мировом рынке образовательных услуг представляет французское государственное агентство EduFrance, созданное специально для пропаганды возможностей обучения во Франции. EduFrance поддерживает программы распространения французского языка, организует обмен студентами и учеными, оказывает информационно-консультативные услуги, рекламирует национальное образование, конкретные учебные заведения и программы. У EduFrance в Российской Федерации шесть представительств и 25 пунктов в вузах. Всего же в 30 странах работает 80 бюро EduFrance.

Во Франции имеется около 100 университетов, около 7 тыс. коллежей и 2600 лицеев.

Большую известность за пределами страны получили Лионская высшая школа бизнеса, Парижская высшая школа бизнеса, занявшая четвертое место в рэнкинге, проведенном в 2004 г. газетой Wall Street Journal, Школа высших коммерческих исследований Севера, Европейский центр предпринимательства, ведущий программу подготовки для предпринимательской деятельности в рамках единой Европы.

Некоторые университеты вырабатывают индивидуальный подход, предоставляя частные консультации и курсы, знакомящие с французской методикой образования. В результате количество иностранных студентов в магистратуре и докторантуре неуклонно растет.

Многие учащиеся приезжают во Францию по программам академического обмена. Министерство иностранных и европейских дел выделяет 80 млн евро на стипендии иностранным студентам.

Во Франции основная часть реформы системы высшего образования, науки и специализированных школ связана с формированием образовательных кластеров Initiatives d’Excellence (Idex), в результате в стране планируют сократить количество университетов с 87 до 10 (на 2007 г. во Франции было 87 университетов и 225 разных вузов – ecole supérieure).

В рамках образовательных кластеров Idex объединяются финансируемые государством университеты, привилегированные вузы, а также центры НИОКР. Около половины запланированных на реформу средств – 11 млрд евро – должны пойти на организацию новых программ подготовки студентов, из них 7,7 млрд евро – в укрупненных университетах. Еще 5 млрд евро тратится на создание 12 новых университетских комплексов в Париже и регионах, на организацию и стимулирование научно-исследовательской деятельности выделяется 7,9 млрд евро. Организационный этап формирования кластеров Idex продлится до 2014–2015 гг., после этого оценка деятельности университетов будет осуществляться по количеству публикаций преподавателей, количеству выпускников, получивших дипломы и устроившихся на работу, а университеты с низкой оценкой будут получать меньше дотаций.

Также необходимо принимать во внимание особенности структуры доходов стран от экспортной деятельности, например, фактор бесплатного образования в ряде европейских стран (в том числе и Франции), а также существенные государственные субсидии на обучение иностранных граждан по программам третичного и постдипломного образования.

Во Франции затраты на обучение иностранцев во многом компенсируются за счет внутренних источников, как правило бюджетных, и в государственных вузах про обучение для иностранных студентов можно сказать «условно бесплатное», так как стоимость обучения в этих странах составляет в среднем от 1000 долл, в год, что по сравнению с затратами на обучение, например в Великобритании, вполне доступно иностранным студентам. Экономический эффект от обучения иностранных граждан заключается в деньгах, приходящих от их жизнеобеспечения. Кроме того, страны, предоставляющие льготы на образование, более заинтересованы в привлечении на свои рынки труда образованных эмигрантов.

В среднем во Франции ежегодно обучается несколько тысяч российских студентов. По отношению к общему числу иностранцев во французских вузах эта цифра бесконечно мала. Но она могла бы значительно вырасти, если бы российские студенты знали больше о тех возможностях, которые предлагает образовательный рынок Франции, поэтому организации французской образовательной инфраструктуры проводят и участвуют в различных ярмарках и выставках в России, поддерживают учебные заведения, действующие в России: Французско-русский центр журналистики при МГУ, Центр имени Марка Блока при РГГУ, Французский университетский колледж, отделения которого есть при МГУ и СПбГУ, а также Французский культурный центр в Москве.

Таким образом, Франция занимает достойное место на мировом рынке образовательных услуг, и ее доля не сильно меняется в последние десятилетия, несмотря ни на появление новых «игроков» на рынке, ни в силу других различных причин. В перспективе при проведении всех существующих мер по стимулированию экспорта образовательных услуг доля Франции останется на прежнем уровне.

Литература

[1] Courtois G. Education et formation. Grandes tendances: 1955–2001. Paris, 2002.

[2 CampusFrance [Электронный ресурс], http://www.campusfrance.org/ en/rubrique/etudier-en-france

Россия и Франция: опыт и меры поддержки образовательной миграции

И. Н. Барциц

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ,

директор Института государственной службы и управления,

доктор экономических наук, профессор

119571, Москва, проспект Вернадского, 82


У России есть много оснований и предметов национальной гордости. Это – и история страны, которая заставила пройти ее народ через многочисленные испытания и войны, коммунистический эксперимент и разрушение государства в 1991 г., сложный путь к демократическому устройству. Это – и привычный для европейского обывателя набор из космоса, балета, классической литературы и музыки, цирка и красоты российских женщин. Это – и доставшиеся России от Бога природные ресурсы. В этом же перечне предметов национальной гордости находится российская система образования.

Чтобы понять, может ли быть Россия удовлетворена современным состоянием системы образования и ролью страны в глобальном образовательном пространстве, оценить перспективы сотрудничества российских университетов с зарубежными научными и образовательными центрами, следует привести некоторые исторические факты и статистические показатели.

Конец ознакомительного фрагмента.