Вы здесь

Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера. Глава 3. Создаем и оформляем аккаунты в соцсетях (Сергей Щербаков, 2017)

Глава 3. Создаем и оформляем аккаунты в соцсетях


Если вдруг у тебя все еще нет пользовательских аккаунтов в сетях «ВКонтакте» и Facebook (чему я невероятно удивлюсь) – самое время их создать. Они понадобятся тебе для выполнения всех остальных задач, описанных в книге.

Дабы не произвести впечатление человека, который сомневается в твоей компетенции опытного юзера, комментировать пошагово, как именно создавать профили и сообщества в социальных сетях, я не стану. Лучше остановлюсь на популярном вопросе о том, чем группы отличаются от пабликов (если речь идет о сети «ВКонтакте») и группы – от страниц (если о Facebook).

«ВКонтакте». Группа vs. публичная страница

Разумеется, если очень захотеть, перечислять мелкие различия между группами и пабликами можно вплоть до второго пришествия Павла Дурова. Главный вывод, который ты можешь сделать прямо сейчас и которого будет достаточно на первое время: группы – для общения с целевой аудиторией, паблики – для информирования целевой аудитории. Ну и, конечно, обрати внимание, что и тот и другой формат сообщества можно «донастроить» – добавить функции, которые нужны, и убрать те, которые не очень.






Разобрались. Плывем дальше.

Facebook. Группа vs. страница

В Facebook группа тоже предназначена для «междусобойчика по интересам», где пользователи активно общаются; а страница – для одностороннего информирования (причем все чаще с помощью таргетированной рекламы).






Что тебе нужнее – выбирай сам. Главное, теперь ты понимаешь, между чем и чем делаешь выбор.

Какую роль играет оформление

Теперь, когда ты создал сообщество, его нужно, во-первых, оформить, во-вторых – наполнить контентом, в-третьих – начать продвигать.

Разберем это на примере страницы для Facebook и паблика для сети «ВКонтакте».




Посмотри на рисунок и зафиксируй в памяти, что все элементы, за исключением контента, который выделен, – это элементы оформления; они обращают на себя внимание один раз – когда пользователь еще не понимает, где он и о чем вообще идет речь в сообществе (пришел впервые).

Иными словами: элементы оформления должны помогать целевой аудитории принимать решение на уровне «да, мне это интересно – посмотрю немного глубже». Все. Точка.

Хорошее оформление – это когда «холодный трафик» пользователей быстро (за 3–5 с) понимает:

♦ чему посвящено сообщество;

♦ ради чего на него стоит подписываться (и стоит ли вообще);

♦ насколько ответственные и адекватные люди здесь управляют процессом (везде ли расставлены запятые, не «плывет» ли верстка, не режет ли глаза цветовое оформление и т. п.).




Обрати внимание, что отличное оформление – это недостаточная причина для подписки на сообщество. Потому что то, за чем на самом деле пользователи возвращаются, – это контент. Если он плох, никакое оформление тебя не спасет.

Итак, мы договорились: оформление в сообществе нужно для того, чтобы единоразово заставить «холодный трафик» дойти до этапа «чтение контента» и в идеале подписаться на обновления.

P. S. Для постоянных подписчиков оформление играет роль:

♦ справочного центра (контакты, адреса, телефоны, e-mail);

♦ источника эстетического удовольствия (если у вас действительно все сделано не только с умом, но и со вкусом).

Ключевые элементы оформления

То, что на первый взгляд может показаться большим пестрым пятном, состоит из таких элементов, как:

♦ название сообщества (ВК и FB);

♦ аватар (ВК), обложка, миниатюра (FB);

♦ ID-идентификатор (ВК и FB);

♦ меню или верхний пост (ВК);

♦ вкладки (они же кнопки меню в FB);

♦ описание (ВК), информация (FB);

♦ приложения (ВК и FB);

♦ участники, подписчики (ВК), люди, которым это нравится (FB);

♦ фотографии (ВК и FB), товары (ВК и FB), сервисы (FB);

♦ видео (ВК и FB);

♦ ссылки (ВК), «Нравится этой странице» (FB);

♦ мероприятия (ВК), ближайшие мероприятия (FB);

♦ обсуждения (ВК), заметки (FB);

♦ публикации посетителей, отзывы (FB);

♦ контакты (ВК и FB);

♦ аудиозаписи (ВК);

♦ документы (ВК).

Довольно внушительный список, не правда ли? Что ж, давай разбираться по порядку. Ведь если не мы, то конкуренты.

Название сообщества

Каким оно должно быть? В идеале:

♦ кратким;

♦ описывающим, чему сообщество посвящено (прямо и недвусмысленно);

♦ подходящим под наиболее рейтинговые поисковые запросы в отрасли;

♦ указывающим на географическую принадлежность (если это необходимо).

Вот несколько примеров.




Как думаешь, почему «Учебный центр Ирины Когаленко» – это не самое удачное название (фамилия изменена)? Правильный ответ: потому, что ни ты, ни я, скорее всего, не знаем, кто такая Ирина Когаленко и чему она учит. А даже если знаем, то совершенно непонятно, где это происходит – в Днепропетровске, Интернете или Куала-Лумпуре. Чтобы выяснить, нужно напрячься и нажать кнопку «Информация» (кстати, пока эта книга версталась, эсэмэмщики Ирины вполне профессионально переделали описание страницы).

Разумеется, это далеко не самый вопиющий пример, хотя и в нем еще довольно много того, к чему стоило бы придраться (например, избыток восклицательных знаков, буквы на голове, точки с запятой в буллетах, которые не выделены визуально, и т. д.). Логика здесь проста: чем больше мелочей не учтено, тем меньше шансы на то, что новый пользователь проникнется и останется в сообществе.




А вот пример более удачного названия сообщества (только названия). Здесь вполне учтены и реализованы четыре пунк та, перечисленные ранее (кто такие, чем занимаются, по каким запросам ищутся, где находятся физически). С учетом подписи ниже выглядит слегка избыточно, но, если убрать слово «грибы» и поработать с визуальной частью – будет самое оно.

Что касается Facebook, то не нужно указывать в названии, чему сообщество посвящено (потому что ты указал это во время создания страницы). В остальном логика ровно та же самая.


Аватар (ВК), обложка, миниатюра (FB)

Несмотря на то что аватар (теперь уже обложка) в сети «ВКонтакте» и обложка в Facebook слегка различаются по форматам, они выполняют одну и ту же функцию. Поэтому можно смело говорить, что и та и другая должны содержать:

♦ изображение, подходящее по контексту (для фитнес-центра – человека с гантелей; для автомойки – как минимум автомобиль);

♦ описание того, чему сообщество посвящено (может быть даже копипастом из названия);

♦ 3–4 причины, ради которых стоит подписаться (свежие новости, клуб единомышленников, скидки, конкурсы, распродажи, советы экспертов…);

♦ призыв к действию («узнавай первым», «подписывайся», «будь в курсе» и т. п.).

Что касается миниатюры в Facebook и миниатюры в сети «ВКонтакте», которая подгружается как часть аватара (кстати, после введения обложек – в «круглом» формате), то для них важно, чтобы:

♦ миниатюра не содержала мелких деталей и шрифтов, сложных в прочтении;

♦ была брендирована (то есть давала однозначно понять, с кем пользователь имеет дело, если он наткнется на контент, размещенный от имени страницы за ее пределами).

Для начала посмотри на неудачный пример оформления.




Компания, чью обложку ты видишь на рисунке, занимается оформлением виз для выезда за границу. Увы, нигде, кроме названия (которое я затер), это не отображено. На обложке – слоны, которые дезинформируют, в то время как могли бы помогать пользователям освоиться на странице и принять нужное решение. На миниатюре (от которой, собственно, идут все потоковые коммуникации с брендом) тоже никакой информации по делу. Как карта Украины может натолкнуть на мысль об оформлении виз, мне лично сказать сложно.

А вот гораздо более удачный пример оформления сообщества в Facebook. Здесь не только четко дается понять, чем занимается компания, но и перечислены ее достижения, которые выступают как социальное доказательство для доверия. В конце концов, это просто интереснее. Единственное, что точно можно было бы улучшить, – это миниатюра. В таком виде она понятна и говорит сама за себя только тем, кто уже имел дело с этим конкретным брендом и знает, кто такие salers.ru. Ах да, еще можно было бы добавить стрелку с призывом к действию, чтобы простимулировать подписки.






Еще один удачный пример, на этот раз из сети «ВКонтакте». Как видишь – здесь не перечислены причины для вступления, зато на редкость сфокусированный призыв к действию.

P. S. Размер обложки для Facebook в десктопной версии – 828 × 315 пикселов. В мобильной – 828 × 465 (это значит, что на мобильном обрезаются края изображения справа и слева – обрати на это внимание).

Размер обложки для сети «ВКонтакте» в десктопной версии – 1590 × 400. В мобильной версии обложка вообще не отображается.

Разумеется, с течением времени размеры могут меняться.

ID-идентификатор (ВК и FB)

«Красивый», запоминающийся ID нужен по нескольким причинам:

♦ чтобы прямой вход на страницу можно было выполнить с минимальными затратами усилий (особенно это касается размещения URL-адреса сообщества в полиграфических материалах, визитках, коммерческих предложениях и в прочих местах, откуда по ним нельзя кликнуть);

♦ чтобы у пользователя складывался стереотип единообразности бренда; например, если ваша компания называется «Продукты оптом», лучше, когда и ID соответствует – produktioptom, чем когда это просто набор букв и цифр – 124fwevjei.

Чтобы заменить ID в группе в сети «ВКонтакте»:

♦ в выпадающем меню сразу под аватаром выбери пункт «Управление сообществом»;

♦ в открывшемся окне «Основная информация» найди поле «Адрес страницы»;

♦ введи в него подходящий ID на латинице, который до тебя никто не использовал;

♦ сохранись и наслаждайся результатом.

Чтобы заменить ID на странице в Facebook:

♦ просто нажми «Создать имя пользователя для страниц» (эта кнопка находится в левом меню, сразу под названием страницы);

♦ точно так же добавь уникальный ID на латинице и выдыхай.




P. S. Согласись, есть разница, какую ссылку указывать в рекламных материалах: www.facebook.com/shcherbak0ff или business.facebook.com/Сергей-Щербаков-457810924350773/?ref= book marks&business_id=163428874015767.

Меню или верхний пост (ВК)

Хорошее меню в сети «ВКонтакте» выглядит примерно так, как на рисунке далее. Почему оно хорошее (эффективное):

♦ составляет единое целое с аватаром сообщества (с точки зрения дизайна);




♦ содержит дополнительное рекламное послание; в данном случае это «Вынеси мозг конкурентам дизайном своей группы» (кстати, обрати внимание, как это связано с изображением самого меню);

♦ содержит сразу два призыва к действию – «ТЗ скачать» и «Кликай меню».

Отметь вот еще что: очень важная функция меню сообщества в сети «ВКонтакте» – это категоризация контента в одном месте. Как бы ни был гениален твой пост, в ленте он рано или поздно опустится так низко, что не долистает даже самый терпеливый. А вот если все это правильно разложить в меню, а меню сделать достаточно привлекательным, чтобы по нему кликали, отличные материалы будут работать столько, сколько ты будешь поддерживать жизнь сообщества.

Много пристойных примеров оформления меню вместе с аватаром можешь посмотреть по ссылке vk.com/newvkblog («Новый дизайн ВКонтакте»). Ну или покопайся в поиске сам.

Пример того, как меню может помочь с категоризацией контента, смотри, допустим, вот тут: vk.com/cerebro_vk (сообщество «Церебро Таргет»), а того, как сделать из него хранилище медиафайлов, – тут: vk.com/your.personal.music.archive (сообщество, которое выкладывает рок-музыку альбомами Your Personal Music Archive).

Подробный ответ на вопрос о том, как делать такие меню самому (они же wiki-страницы), – по ссылке: new.vk.com/ adminsclub?w=page-87938575_51298167 (официальный мануал от сети «ВКонтакте» из сообщества «Администрирование сообществ во “ВКонтакте”») или vk.com/wiki (сообщество, посвященное wiki-разметке в сети «ВКонтакте», оно так и называется).




А вот пример того, что называется верхним постом в сети «ВКонтакте». Особенность в том, что технически возможно разместить сразу под обложкой (или слева от аватара, как на рисунке) либо меню, либо вот такой пост, но никогда не вместе.

Сильная сторона верхнего поста в том, что его можно «лайкать» и расшаривать (при желании комментировать, конечно, тоже). Этот пост неизбежно будут видеть все, кто попадает к тебе в сообщество. И если он достаточно интересный (привлекает к себе внимание), то и социальной валюты получит в разы больше обычного потокового контента.

Какие посты стоит размещать в качестве верхних? Коротко говоря, те, которыми грех не поделиться:

♦ важную новость;

♦ кейс;

♦ отчет о проведенном мероприятии;

♦ итоги конкурса и т. п.

Разумеется, ничто не мешает тебе разместить пост не навсегда, а только на время. Актуально – вывесил. Тренд прошел – вернул меню.

Вкладки (они же кнопки меню в FB)

Раньше вкладки выглядели как большие баннеры, кнопки с изображениями.

На сегодняшний день все вкладки, которые ты добавляешь на страницу, просто становятся кнопками меню.




О них нужно знать только следующее: поскольку это, по сути, страницы внутри самого Facebook, на них можно добавить практически любой функционал (не только связку с другими социальными сетями, но и приложение, например), если у вас есть знающий программист.

Вторая важная особенность: вкладки (кнопки меню) можно добавлять, удалять или менять их расположение по твоему усмотрению. Раньше по умолчанию их отображалось только пять штук. Сейчас такого ограничения нет. Поэтому выбирай все, что нужно.




О том, как делать вкладки и приложения на своей странице, не предусмотренные стандартным функционалом Facebook, можешь прочесть вот здесь: www.facebook.com/help/371634529571035/ (официальный гайд от самого Facebook). Еще немного полезной информации (хоть и слегка устаревшей) найдешь здесь: www.pro-smm.com/kak-sozdat-vkladki-dlja-stranic-facebook/ (блог Кати Фроловой под названием Pro-SMM) – и вот тут: dimkrivov.ru/prodvizhenie-v-facebook/vkladka-v-facebook.html (блог Дмитрия Кривова «Facebook для бизнеса»).

Описание (ВК), информация (FB)


Посмотри, как емко сделано описание. Здесь указано:

♦ чему посвящена группа;

♦ три причины, почему стоит задержаться;

♦ сказано, что журнал распространяется бесплатно и в PDF;

♦ как связаться с редакцией.

Есть даже интрига, которая, по идее, должна заставить новых пользователей попробовать контент сообщества на зуб.

Коротко, доступно, по существу.




Еще один отличный пример – практически хрестоматийный с точки зрения того, как нужно оформлять описания для сообществ:

♦ первый абзац – чем конкретно мы занимаемся;

♦ второй абзац – зачем это нужно конкретно вам (потенциальным подписчикам);

♦ третий абзац – как связаться.

Ну и давай рассмотрим неудачный пример описания. Тоже на тему свиданий.




Описание просто не помещается на экран и фактически тянется в такие дали, куда даже самые страстные библиофилы не добираются. Проблема в том, что ты просто не заставишь пользователя читать больше трех абзацев. Он устанет, ему надоест, он отвлечется… Да что угодно еще, мы же про социальные сети говорим!

Логика администраторов понятна: сразу пояснить, что такое «Быстрые знакомства», и рассказать, как они работают. Просчет именно с длиной текста. Здесь было бы куда разумнее использовать меню с wiki-разметкой (как это делается, мы уже обсуждали), а не вывешивать вот такую «портянку».

Что касается описания в Facebook… Его, как такового, на главной странице нет (что только увеличивает значимость обложки с миниатюрой). В старом интерфейсе страниц Facebook из блока «Информация» подгружалось окно с кратким описанием – сейчас этот блок находится в правом сайд-баре страницы, сразу под блоком с указанием количества подписчиков. И максимум, что в нем отображается, – это карта, адрес, номер телефона, скорость ответа на сообщения, адрес сайта и ссылка на админа, если админ этого захотел. Впрочем, не так уж мало.

Как бы там ни было, позаботься о том, чтобы меню кнопки «Информация» (раскрывающееся меню) было заполнено на совесть.




В «Кратком описании» – главное и по существу. Без намеков, двусмысленностей и прочих «окололитературностей». В «Подробном описании» идеальный вариант – все те же три абзаца, о которых мы говорили чуть ранее (чем мы занимаемся, каким образом будем вам полезны, как с нами связаться).

Приложения (ВК и FB)

Приложений в Facebook мы уже кратко касались в разделе о вкладках. Теперь очень коротко коснемся их же, но в контексте оформления сообществ в сети «ВКонтакте» (коснемся – потому что они есть, а коротко – потому что только главное).




Главное, что нужно помнить:

♦ приложение должно быть названо максимально понятным и однозначным образом (чтобы не только «случайный трафик» понял, о чем оно, но и те, кто знаком с брендом, могли без особого напряжения найти его в поиске);

♦ изображение должно работать по принципу миниатюры в Facebook – никаких мелких деталей, никаких нечитаемых шрифтов; только однозначность, только брендовость.




Собственно, в Facebook все ровно то же самое.




Обрати внимание: в октябре 2016 года «ВКонтакте» радикально упростила создание приложений, даже для тех пользователей, которые считают слово «разработка» чем-то из лексикона горняков. Теперь продавать билеты, собирать заявки, проводить тесты, анкетирования и т. п. можно автоматически после 2–3-минутных манипуляций. Зайди в «Управление сообществом», открой меню «Приложения» и выбери, что тебе нужно. Например, для установки приложения «Пожертвования» нужно заполнить всего четыре поля, после чего ты сможешь собирать средства с помощью ЯД, QIWI, Cloudpayments, PayPal. Наслаждение, да и только.


Участники, подписчики (ВК), люди, которым это нравится (FB)

Будем откровенны: участники сообществ и их количество – это тот элемент оформления, на который ты практически не можешь статично повлиять и который не можешь задекорировать.

Что он дает вашему бренду и тебе лично:

♦ показывает в первую очередь миниатюры тех людей, которые есть в друзьях у пользователя, попавшего на страницу; это автоматически – от тебя ничего не требуется;




♦ количество людей в сообществе выступает как социальное доказательство значимости или отсутствия таковой у сообщества; здесь нужно оговориться отдельно: то, что большое количество подписчиков работает на бренд, совершенно не значит, что стоит покупать несколько десятков тысяч ботов «для солидности»; либо подписчики должны быть реальными и целевыми, либо их не должно быть вообще (подробнее см. в разделе «Боты, офферы и другие “мертвые души”» главы 6).


Фотографии (ВК и FB), товары (ВК и FB), услуги (FB)

Обрати внимание: мы сейчас говорим не про фотоальбомы сообществ в сетях «ВКонтакте» и Facebook, а про те элементы, которые отображаются на главной странице и являются, по сути, элементами оформления. В сети «ВКонтакте» это выглядит вот так.




Юмор в том, что фотографии сюда подгружаются из главного альбома сообщества. Поэтому если ты хочешь контролировать, что здесь отображается (целевые изображения, которые помогают пользователю принять правильное решение, или всякий хлам), – контролируй, что выкладывается в главном альбоме.

Фотографии, которые сюда подгружаются, при обновлении страницы местами не меняются. А вот блок под названием «Фотоальбомы», который, несомненно, тоже можно считать элементом оформления «ВКонтакте», постоянно миксует альбомы, которые подгружаются к блоку.




Просто обновляем страницу и видим уже вот это.




Для того чтобы система работала на тебя, а не против тебя, стоит просто внимательно подбирать главные фотографии каждого альбома. Сделать это можно вот в этом меню.




Вернемся к блоку «Фотографии». Вместо фотографий, подгружаемых из главного альбома вашего сообщества «ВКонтакте», на этом же месте могут располагаться «Товары». Выглядит это следующим образом.




Неоспоримое преимущество «товаров» перед «фотографиями» в том, что они подписаны и под ними сразу же указана цена. По клику на таком баннере открывается не просто изображение, а полноценная карточка товара. Отличный пример элемента оформления, который потенциально (а иногда и реально) продает.

Товары включаются по логике: «Управление сообществом», «Разделы», «Товары».

В Facebook блок с фотографиями располагается либо по умолчанию, либо там, где ты сам его расположишь (подробности – в конце этой главы). Учти, что Facebook постоянно экспериментирует с интерфейсами и, возможно, когда ты будешь читать эту книгу, логика сортировки блоков снова поменяется. Будь готов.

Осенью 2016 года Facebook тоже добавил функцию «Магазинов» с возможностью размещения товаров на бизнес-страницах. Как ты помнишь, вкладка включается в «Настройках»/«Редактировать страницу». Затем остается только нажать кнопку «Магазин» в своем меню слева и заняться наполнением карточек товаров. Логика этого процесса абсолютно идентична логике «ВКонтакте» (конкретность, понятность, лаконизм).

Еще одна фишка Facebook – блок «Услуги» (кнопка меню так и называется). Они гораздо проще с точки зрения восприятия – это просто баннер с картинкой, заголовком, кратким описанием и ценой. По сути, упрощенная карточка товара. Купить или перейти на сайт с нее нельзя – она нужна только для информирования. Попробуй, может быть, пригодится.

И вот еще что – не стоит размещать ни в сети «ВКонтакте», ни в Facebook все товары, которые у вас есть. От трех до десяти штук наиболее востребованных (или наиболее продаваемых) вполне достаточно. Больший ассортимент гипнотизирует пользователей и затормаживает принятие хоть какого-то решения. Поэтому предложи главное и не отвлекай второстепенным.


Видео (ВК и FB)

Блок с видео в сети «ВКонтакте» расположен под блоком с фото (уверен, ты знаешь, где именно). Сюда подгружается два видео, которые были загружены последними.

Блок с видео в Facebook, как и блок с фото, тоже дрейфует где-то в океане тестирования интерфейса. Поэтому сказать о нем что-то конкретное пока не представляется возможным.

Принципиально: сказанное в отношении фото справедливо для видео в том числе. Не лепи сюда все, что есть. Выбирай лучшее с точки зрения полезности или интересности для аудитории подписчиков.

Названия видеороликов, как и название сообщества, должны быть краткими, емкими и по существу (особенно для «ВКонтакте»).




Посмотри на рисунок и скажи, чем правильно собрались заниматься с детками? А что такое «линия здоровья» и… куда она вообще ведет?

Ссылки (ВК), «Нравится этой странице» (FB)

Блок «Ссылки» в сети «ВКонтакте» находится сразу под блоком с подписчиками (очень сложно промахнуться).

Редактируются они в блоке «Управление сообществом» / «Ссылки». Картинка в миниатюру подгружается автоматически. Несмотря на то что пользователи на ссылках кликают крайне пассивно, о них нужно знать, что ссылки можно перемещать так, как тебе вздумается.




Помни, что в сайдбаре отображаются только первые пять ссылок. Поэтому двигайся от более важного к менее важному, и счастье станет немного ближе.

Что касается Facebook, то, думаю, ты понимаешь: страница работает как отдельный аккаунт, а значит, от ее имени можно принимать сообщения, постить контент и даже «лайкать» другие страницы. Так вот, если ты, будучи залогиненным от имени брендовой страницы, зайдешь на любую другую страницу Facebook и нажмешь «Нравится» – она начнет отображаться под публикациями посетителей (см. рисунок далее).

То же самое можно сделать из бизнес-менеджера Facebook. Кстати, исчерпывающее руководство по бизнес-менеджеру читай у меня на сайте: shcherbakovs.com/facebook-business-manager-complrtr-guide/ (статья так и называется).

Страницы, которые нравятся странице (уж прости за тавтологию), тоже работают либо на то, чтобы пользователь расценивал их как «свои», как «бренд “в теме”» либо как нечто хаотичное и непонятное. Контролируй.


Ближайшие мероприятия (FB), мероприятия (ВК)

Снова-таки это совершенно одинаковый элемент оформления на обеих площадках. Незначительная разница только в логике ранжирования по мере обновления мероприятий. Поясняю.

В Facebook подгружаются три следующих мероприятия (следующих с точки зрения сегодняшней даты, даты просмотра страницы) сразу под блоком с приложениями.




А вот в сети «ВКонтакте» подгружаются максимум пять ссылок на мероприятия, от самого актуального (неважно, было оно или только планируется) до менее актуальных.




Как этим пользоваться в вашем конкретном случае – тебе виднее. Главное, – учти, что факт наличия мероприятия в основном сообществе не делает его автоматически популярным. Мероприятие – это еще одно сообщество, которое требует отдельного вливания времени (а зачастую и денег тоже).

Заметки (FB), обсуждения (ВК)

Заметки в Facebook удается встретить нечасто. Юмор в том, что это не просто обычные посты в ленте, а отдельные страницы с уникальными URL. Для их категоризации создается одноименная кнопка меню, а сами они из основного интерфейса страницы вынесены (во всяком случае, на данный момент).




Что касается обсуждений «ВКонтакте»… Они могут располагаться как на верхнем рисунке далее (если у вас группа).

А могут вот как на нижнем рисунке далее (если у вас паблик).

Разумеется, обсуждения нужны вовсе не для декорирования ваших страниц, а для общения с пользователями и категоризации тем для обсуждений. Поэтому, если мы говорим об обсуждениях в качестве одного из элементов оформления сообщества, важно помнить:

♦ темы должны быть названы так, чтобы с первого взгляда было понятно, о чем речь и зачем присоединяться (это же, впрочем, касается и заметок);

♦ чем больше людей участвует в обсуждениях, тем выше шансы, что заинтересуется «холодный трафик» (нет ничего хуже, чем 20 топиков, в каждом из которых по одному комментарию);






♦ на главной странице сообщества они отображаются по три ссылки от самого первого обсуждения в группе и далее или, если в них идут активные обсуждения, располагаются от наиболее востребованного обсуждения (где кто-то оставил комментарий совсем недавно) до наименее востребованного; одну тему можно закрепить, чтобы она постоянно стояла первой в списке.


Публикации посетителей, отзывы (FB)

Публикации посетителей – это отличительная черта Facebook. В сети «ВКонтакте» такого нет. То есть, разумеется, пользователи ведут диалог с брендом, но это не отображается в специальном блоке сайдбара, как далее на рисунке.

Публикации пользователей – это любые посты, написанные от имени юзеров Facebook, где упоминается страница бренда (например, если пользователь зачекинился в кафе или просто упомянул страницу в своем посте с помощью ссылки).

Публикации ранжируются от более свежих к менее свежим и служат великолепным инструментом доказательства социальной значимости бренда. Проблема только в том, что «оформить» их не получится. Придется выстраивать клиентский сервис, а это слегка сложнее, чем картинки рисовать. Впрочем, и окупается оно куда быстрее.




Отзывы – еще одна черта Facebook. Причем черта довольна значимая – провальные рейтинги (ниже тройки) могут основательно подмочить репутацию бренда еще до того, как пользователь успеет получить личное впечатление. Более того, они отображаются в самом верху страницы (в любых вариациях нынешнего интерфейса).




Сказанное о публикациях (мол, нужно выстраивать клиентский сервис) здесь еще более важно. Декорированием от случая к случаю и просьбами «по своим» здесь не отделаешься.

Контакты (ВК и FB)

Блок «Контакты» располагается в сети «ВКонтакте» в самом низу правого сайдбара. Служит он для того, чтобы пользователи понимали, с кем из администрации можно связаться и по каким вопросам. Именно под это и нужно «затачивать» описание каждого «контакта» (см. верхний рисунок далее).

Для того чтобы добавить или удалить пользователей из этого блока и отредактировать описание, нужно просто кликнуть на шапке блока (в зоне слова «контакты») и в открывшемся окне сделать все, что заблагорассудится.






P. S. В графе «Должность» напиши ключевое. Например: «Только по вопросам рекламы». Или наоборот: «Рекламу не предлагать».

Если в Facebook ты тоже не прочь открыть свои контакты и упростить доступ подписчиков к администратору (то есть себе самому), тебе нужно зайти в «Настройки», выбрать в меню слева «Показано», а затем добавить профили администраторов (можно не только себя). После этого личный профиль начнет отображаться в блоке «Информация» на главной странице.

Аудиозаписи (ВК)

Аудиозаписи – отличительный элемент «ВКонтакте» (все мы знаем, как западные соцсети относятся к авторским правам и музыкальному контенту).

Аудиозаписи, как и все остальное, должны или быть зачем-то, или не быть вообще. В идеале треки призваны создавать резонанс с интересами целевой аудитории таким образом, чтобы одного взгляда было достаточно для понимания – «это мое» (например, песни Стаса Михайлова для конкретной аудитории женщин или песни Юрия Лореса для паблика, посвященного бардовским посиделкам).

Если они вывешены для развлечения публики – пожалуйста. Но убедись, что ты развлекаешь именно публику (им это интересно), а не себя самого.

P. S. В качестве разумного варианта применения можно использовать аудиозаписи как подкасты с интервью, разговорами по душам, записями разговоров с клиентами и т. п. в зависимости от твоей отрасли.

Документы (ВК)

Документы – еще одна отличительная особенность «ВКонтакте», хотя при желании и наличии программиста с фантазией никто не запретит повторить это и в Facebook.

Сказать про них практически нечего, кроме того, что в идеале они должны быть целевыми. Не нужно развешивать всякую ерунду, которая потенциальным клиентам даром не нужна. Если уж забиваешь эфирное пространство – делай это ценностно:

♦ вывеси книгу;

♦ чек-лист;

♦ пример документа;

♦ шаблон для заполнения;

♦ анкету и т. п.

Повторюсь, что любой элемент в сообществе (включая «Документы») должен либо быть зачем-то, либо не быть вообще.

Например, сколько документов названы понятным для тебя образом (и не вызывают дополнительных вопросов) в этой подборке из группы, посвященной философии?


Картография блоков на страницах Facebook

Этот фрагмент главы я дописываю в момент, когда книга практически полностью сверстана и готова к отправке в печать. Сейчас (21 декабря 2016 года) это самая актуальная информация относительно интерфейса страниц в Facebook. Но будь готов, что боевая обстановка может поменяться в любой момент, – Facebook продолжает тестирования (что, конечно, делает ему честь).

Нынешнее положение дел выглядит вот так.




Разумеется, это «средняя» ситуация. Поэтому критически важно учесть следующее.

1. Логика расположения блоков в Timeline (под обложкой) полностью соответствует логике меню (которое слева, под миниатюрой). Меняешь второе – меняется первое.

2. Да, порядок кнопок меню можно тасовать по своему усмотрению. Это делается в настройках при нажатии кнопки «Редактировать страницу». Далее нужно просто перетягивать блоки вверх-вниз.

3. Список кнопок меню в этой таблице не является исчерпывающим. Ты можешь добавить что угодно еще (на момент написания книги это назывется Add a Tab).

4. Facebook ввел шаблоны для бизнес-страниц (если ты прошел путь из пункта 2, то уже знаешь, где их искать). На данный момент среди них: «Стандарт», «Покупки», «Компания», «Площадки», «Политики», «Профессиональные услуги», «Рестораны и кафе». Вот этот самый шаблон (если его включить) определяет, где, как и в каком порядке будут располагаться кнопки и вкладки страницы. Если лень заморачиваться со своим собственным вариантом – попробуй довериться Facebook, это не так уж плохо.

Резюмируем: единого интерфейса страниц больше нет и вряд ли две тысячи седьмой когда-нибудь снова вернется. Facebook движется в сторону кастомизации, поэтому больше не стоит равняться на конкурента или соседа по офису – стоит вникать и крепко думать, какой вариант интерфейса страницы будет помогать конкретно тебе в достижении целей, перед этой страницей поставленных.

P. S. В сети «ВКонтакте» настолько принципиальных нововведений замечено не было. Интерфейс страниц «интуитивно понятен» большинству пользователей и уж тем более администраторов. Поэтому я не буду настолько же подробно говорить и о нем тоже. Отмечу только, что за день до написания этого текста в сети «ВКонтакте» были запущены Live-видео, а за два дня – возможность размещать товары в личном профиле. Просто дочитай книгу до конца, и у тебя наверняка закроются все возможные вопросы по поводу того, как этими нововведениями пользоваться.

Контент и оформление

Поздравляю! Ты выполнил львиную долю работы и сделал все красиво (я надеюсь). Теперь, когда твое сообщество сражает наповал внешним видом, ему не хватает только подписчиков и того, ради чего подписчики приходят, – контента. Поэтому:

♦ открой главу 8 и подготовь десять постов в соответствии с рекомендациями, которые в ней найдешь (не поддавайся соблазну первый десяток сделать абы как – их, дескать, никто не видит; очень даже видят, более того, на их основании решают, стоит ли довериться настолько, чтобы подписаться, или это очередное сообщество-однодневка);

♦ открой главу 6 и проделай бесплатную работу по привлечению подписчиков (на всякий случай скажу снова: не вздумай вместо реализации этого пункта покупать ботов «для солидности»).

Все, снежок с Джомолунгмы брошен, осталось только дождаться, пока он превратится в ком.

Создание и оформление канала на YouTube

Здесь все просто. Если у тебя есть Google-почта, значит, у тебя есть и канал на YouTube (даже если ты об этом пока не знаешь).

1. Сразу после регистрации на Gmail ты увидишь окно с поздравлением и кнопкой «Перейти к сервису YouTube». Если же ты выполнил синхронизацию раньше – достаточно перейти на YouTube из левого верхнего меню в Google-почте или зайти из поиска.

2. Чтобы сделать стартовую настройку своего канала, на жми кнопку «Мой канал» в меню слева, подтверди имя и фамилию, согласись с требованиями YouTube и нажми «Создать».

3. Теперь добавь оформление канала – кнопка так и называется. Изображение должно быть в размере 2560 × 1440 или в тех же пропорциях. Оформление YouTube-канала с идеологической точки зрения ничем не отличается от создания обложки Facebook или аватара «ВКонтакте». Поэтому на него распространяются те же рекомендации:

• тематически связанная картинка;

• конкретное описание того, чему канал посвящен;

• 3–4 выгоды (ради чего подписываться на канал или хотя бы просто по нему прохаживаться);

• призыв к действию (как минимум – смотреть; максимум – подписаться);

• большим плюсом будет, если ты добавишь пару слов о планируемой частоте появления видео на канале (проблема в том, что если добавишь – придется выполнять).




4. Добавь описание канала. В том, чтобы составить его правильно, тебе поможет подраздел «Описание (ВК), информация (FB)» раздела «Ключевые элементы оформления» главы 3. В контактной информации не забудь проставить ссылки на соцсети, в которых вы работаете. О ссылке на сайт вообще молчу.

5. Чтобы официально подтвердить свой аккаунт на YouTube и пользоваться его возможностями по полной, перейди по ссылке www.youtube.com/verify и сделай все, что попросит сервис.

6. Перейди по этой ссылке: www.youtube.com/branding – и в настройках фирменного стиля загрузи логотип компании. Как советует сам YouTube, желательно сделать это на прозрачном фоне, а логотип не перегружать цветами. Водяной знак с загруженным логотипом будет появляться в правом нижнем углу на всех твоих видео, в том числе встроенных в другие площадки (если пользователь еще не является твоим подписчиком).

7. Зайди в «Менеджер видео» и прогуляйся по настройкам аккаунта. В «Панели управления», например, выбери себе красивый и подходящий ID (фрагмент ссылки после основного доменного имени). В «Менеджере видео» попробуй загрузить первый ролик и поэкспериментировать с его редактированием. Если волнуешься, что его увидит нежелательная пара глаз, во-первых, закрой дверь в свою комнату, а во-вторых, в настройках выбери «Ограниченный доступ». Обрати внимание на аннотации (доступны в «Менеджере видео» после связки канала с сайтом – в выпадающем меню возле каждого ролика) и обязательно – на «прямые трансляции».

Сразу расскажу об описании роликов и тегах к ним. Рекомендации и противопоказания к ним от YouTube находятся вот здесь: support.google.com/youtube/answer/7002331?hl=ru&ref_topic=4355198 (или просто введи в строку поиска «Рекомендации по созданию метаданных YouTube»). В остальном здравый смысл и копирайтинг тебе помогут. Ориентируйся все на те же 2–3 абзаца в описании и 15–20 тегов.

Помни, что каналы, на которые ты подписываешься, – тоже своего рода элемент оформления. Думай, на что с рабочего аккаунта подписываться можно, а на что – нет (или просто выключи эту опцию в настройках конфиденциальности).

Вот и все. Удаляй тестовое видео и заливай реальное. Первая работа над оформлением завершена – бастион взят, пора накапливать по периферии.

P. S. Честно говоря, этот список не является исчерпывающим. Я попросил Дениса Мяконького (специалиста по YouTube, с которым сотрудничаю) взглянуть на него и добавить то, чего я не учел. Если ты действительно хочешь нырнуть глубже, держи слегка проапгрейдженную тезисную версию:

♦ теги канала;

♦ стандартное описание;

♦ ссылки (на главной странице и «о канале»);

♦ плей-листы и описания к ним;

♦ нарисовать дополнительно: значок видео, плашку на видео и закрывающий слайд.

Когда ты поставишь галочку возле каждого из этих пунктов, подготовка канала к запуску переместится в активную фазу и тебе придется заниматься изучением запросов по твоей теме. Но это уже следующий уровень, и о нем мы поговорим в разделе «Как набрать первых подписчиков на YouTube» главы 6.

Создание и оформление мессенджеров

Viber

Форматов здесь всего два – паблик-чаты и группы.

Создание паблик-чатов открыли для обычных пользователей букувально за три недели до финальной редактуры этой книги. Поэтому опыта накопить мы пока не успели, но ссылку на регистрацию держите: viber.com/ru/public-accounts.

Создавать группы еще проще, нежели чаты.

1. Достаешь смартфон из кармана и запускаешь Viber.

2. Кликаешь на любом пользователе, который будет участвовать в группе.

3. В открывшемся диалоговом окне кликаешь на колесике-шестеренке.

4. Тебе нужен второй блок в новом окне – «Участники».

5. Нажимаешь кнопку «Добавить» и выбираешь людей.

Вот и вся математика.

Теперь ты можешь скидывать сюда полезные ссылки, давать советы, вовлекать подписчиков в диалог… В общем, коммуницировать. Ведь в маркетинге нет ничего важнее коммуникаций (подробнее об особенностях контента – в главе 8).

Конец ознакомительного фрагмента.