Как не заблудиться в Париже
Воздушные ворота столицы
Первое, с чем знакомятся все пребывающие в Париж, это его главные воздушные ворота – аэропорт Руасси Шарль де Голь (Roissy Charles de Gaulle), или сокращенно CDG, являющийся главным аэропортом Франции.
Аэропорт насчитывает восемь терминалов: 1, 2A, 2B, 2C, 2D, 2F, 2E, 3. Терминал 1 обслуживает международные рейсы самых разных мировых авиакомпаний, исключая национальную – Air France, ее обслуживает специально построенный терминал 2. Правда, сейчас этот терминал принимает и другие авиакомпании, совершающие полеты по странам Европы. Терминал 3 в большей степени используется для чартерных рейсов и рейсов бюджетных авиакомпаний и дискаунтеров. Его большим недостатком является отсутствие телетрапов.
Между терминалами осуществляется транспортное сообщение бесплатными автобусами-шаттлами (Navettes Aeroport), отходящими от терминалов каждые семь минут. Еще проще добраться от одного терминала до другого на автоматизированном монорельсовом поезде, курсирующем между терминалами каждые 5 минут.
Терминал 2 (куда обычно приземляются рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга) состоит из 6 частей: A, B, C, D, F, E.
В аэропорту к вашим услугам множество баров, ресторанов, бутиков и магазинов, справочных служб, стоек заказа такси, прокат автомобиля, книжные отделы, где можно приобрести карту Парижа, и многое другое.
Из аэропорта в Париж можно доехать на такси, стоимость проезда в среднем составляет 40–45 евро (в будний день и не в час пик). Стоянки такси есть у каждого выхода из терминалов аэропорта. Но, если ваш багаж позволяет и вы не испытываете проблем с передвижением в чужом городе, то вы также можете доехать до центра Парижа и общественным транспортом, сэкономив приличную сумму денег.
Аэропорт имеет две железнодорожных станции – это Aeroport Charles de Gaulle 1 и Aeroport Charles de Gaulle 2-TGV. Пригородные поезда системы RER (линия B) следуют из аэропорта в центр города и на Северный вокзал (Gare du Nord). Поезда ходят каждые 5–15 минут, время в пути около 30 минут. Рекомендуем постараться попасть на поезд-экспресс, он быстрее, комфортабельней и безопасней. Поезда ходят с 5 утра до полуночи. Линия В (RER) имеет множество станций пересечения с другими линиями системы RER и линиями метро, так что вы можете попасть в нужную точку центра Парижа, потратив совсем немного времени и денег. Стоимость поездки в любой пункт центра Парижа – 7,85 евро, независимо от числа пересадок. В аэропорту поезда RER отходят от обеих станций. Со станции Aeroport Charles de Gaulle 1 вы можете пешком перейти в терминал 3, а также на автобусе-шаттле № 2 или на монорельсовом поезде попасть в терминал 1.
Со станции Aeroport Charles de Gaulle 2-TGV ходит автобус-шаттл № 3 в терминалы 2A, 2B, 2C, 2D, 2F, 2E. Конечно, вы можете дойти до этих терминалов и пешком, переходя из терминала в терминал, но это может занять какое-то время, и если у вас достаточно большой багаж, то это не очень удобно. И имейте в виду, что билетные автоматы, продающие билеты из аэропорта в Париж, принимают только монеты или французские кредитные карты. Очереди в кассу – обычное дело, но больше 10–15 минут никто не стоит.
Кстати, со станции магистральных поездов Aeroport Charles de Gaulle 2-TGV отправляются высокоскоростные поезда TGV в большинство крупнейших городов Франции, а также в Брюссель. Сама станция расположена между корпусами терминала 2, где курсируют автобусы-шаттлы и монорельсовые поезда.
С расписанием движения поездов из аэропорта в Париж вы можете ознакомиться на сайте www.ratp.fr
Также из аэропорта в Париж вы сможете добраться на автобусах нескольких маршрутов. Городские автобусы курсируют с 6.00 до 21.00 и отходят от терминала 3. Автобус № 350 довезет вас до Восточного вокзала (Gare du Est), а маршрут № 351 – до станции метро Насьион (Nation), это линия 6.
У вас есть возможность добраться из аэропорта в центр Парижа, даже если вы прилетели ночью. Ночной автобус ходит каждые полчаса с 00.00 до 4.30 от терминалов 1, 2F и 3 и идет до Шатле (Chatlet). Стоимость проезда составляет 9 евро, а время в пути около 1 часа 20 минут.
Экспресс в центр города – Руассибас (Roissybus) отходит каждые 15 минут, а после 19.00 – каждые 20 минут. Курсирует экспресс с 6.00 до 23.00 и прибывает в самое сердце Парижа – к зданию Гарнье Опера (Opera Garnier). Стоимость проезда составляет 9,3 евро, а время в пути около часа. Автобусные остановки расположены у каждого из терминалов.
Также существует два автобусных маршрута авиакомпании Air France. Маршрут № 2 отправляется каждые 15 минут с 6.00 до 23.00 и идет до площади Этуаль (Pl. Etoile) и ворот Мэло (Porte Maillot). А маршрут № 4 ходит каждые 30 минут с 7.00 до 21.00, и его конечные остановки – Монпарнас (Montparnasse) и Лионский вокзал (Gare du Lyon). Стоимость проезда составит 15 евро. Остановки автобуса Air France расположены у каждого из терминалов аэропорта, за исключением терминала 3.
Если вам необходимо добраться в другой парижский аэропорт – Орли, то можно воспользоваться автобусами авиакомпании Air France. Они отправляются от терминалов 1 и 2 каждые 30 минут с 6.00 до 22.30. Стоимость проезда составляет 16 евро. Или можно ехать поездом RER (линия B) до станции Антони (Antony), где вы сможете пересесть на специализированный поезд-шаттл OrlyVAL. Стоимость проезда составляет 16,7 евро.
Второй парижский аэропорт – это Орли (Orly), сокращенно ORY. Находится он в 14 км к югу от Парижа. Аэропорт Орли, в основном, обслуживает внутренние и чартерные рейсы. В аэропорту два терминала – Южный и Западный. Специальная линия экспресс-поездов OrlyVAL осуществляет бесплатное сообщение между обоими терминалами и далее проходит до остановки поездов RER – Antony (линия В).
Из аэропорта Орли в Париж можно добраться на автобусе Air France, который отправляется каждые 15–20 минут с 5.40 до 23.00; на автобусе Orlybus, который следует до остановки Denfert-Rochereau, где можно пересесть в метро (линия 6) и RER (линия В). Автобус ходит туда и обратно, отбывает каждые 15 минут, а время в пути около 45 минут. Автобусы маршрута № 183 идут до метро Porte de Choisy (линия 7), маршрут № 285 – до станции метро Villejuif-Louis Aragon (линия 7). Два ночных рейса автобусов Noctambus довезут от аэропорта до станции метро Porte d’Italie (линия 7) и Athis MonsPyramide de Juvisy. Проезд от Орли до Парижа на автобусе стоит в среднем 6–9 евро.
Официальный сайт аэропортов Парижа с более подробной информацией о прибытии и отправлении рейсов, транспортном сообщении с Парижем и другими сведениями: www.aeroportsdeparis.fr
Прямо в город: железнодорожные вокзалы
Париж насчитывает шесть вокзалов, и все они активно функционируют, так как железнодорожный транспорт во Франции чрезвычайно развит, удобен и популярен.
Северный вокзал (Gare du Nord) обслуживает направления Севера Франции (Лилль и т. д.), а также поезда дальнего направления из Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Германии и Скандинавских стран. Станция метро «Gare du Nord».
Вокзал Сен-Лазар (Gare Saint Lazare) обслуживает северо-западное направление Франции (Нормандия). Станция метро «Saint-Lazare».
Знаменитый Лионский вокзал (Gare de Lyon) – отсюда парижане и туристы отправляются на юго-восток Франции (долина Роны, Прованс, Лазурный берег), в том числе в Канны и Ниццу. Также вокзал обслуживает поезда дальнего направления: Швейцария, Италия и Греция. Станция метро «Gare de Lyon».
Восточный вокзал (Gare de l’Est) обслуживает направление востока Франции (Страсбург, Нанси, Реймс и т. д.), а также поезда дальнего направления: Швейцария, Люксембург, Германия и Австрия. Станция метро «Gare de l’Est».
С Аустерлицкого вокзала (Gare d’Austerlitz) можно уехать в центр и на юго-запад Франции (Бордо, Тур, Пиренеи), также вокзал принимает и отправляет поезда в Испанию и Португалию. Станция метро «Gare d’Austerlitz».
Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse) обслуживает поезда, курсирующие на запад Франции (Бретань), а также линии TGV на юго-запад Франции. Станция метро «Montparnasse-Bienvenue».
Если соберетесь поехать куда-нибудь из Парижа на поезде, например, к лазурному морю в Ниццу или за шикарным вином в Бордо, помните, что приобретенные билеты обязательно надо прокомпостировать перед посадкой на поезд, для этого на платформе или перед входом на нее стоят специальные аппараты оранжевого цвета, вы их не пропустите. Не прокомпостированный билет считается недействительным, что влечет за собой крупный штраф.
Городской автобус
В Париже функционирует большая и разветвленная автобусная сеть, но у автобусов есть два крупных недостатка. Во-первых, в час пик наземное движение практически парализовано. Во-вторых, в Париже огромное количество узких улиц, по которым автобус пройти не может. С проблемой часа пик власти борются официально, вводя специальные полосы, зарезервированные для общественного транспорта. А со второй проблемой каждый борется сам, кто как может.
Линии парижских автобусов обозначаются двузначными номерами (даже если их маршруты выходят за пределы города). Трехзначными номерами обозначаются автобусные маршруты, соединяющие пригороды между собой. Большинство автобусных маршрутов работают с 6.30 до 20.30, на некоторых маршрутах по воскресеньям и праздничным дням выходные. Ночью работают автобусы специальных линий Noctilien, в основном связывающие Париж с пригородами, а также Noctambus, курсирующий в пределах Парижа и подбирающий опоздавших на последний поезд в метро.
Вход в парижский автобус осуществляется исключительно через переднюю дверь. Входя, вам надо прокомпостировать билет в компостере или предъявить водителю проездной. В некоторых автобусах водитель не открывает двери, а лишь разблокирует их, и для того, чтобы выйти, вам нужно нажать на светящуюся кнопку возле двери.
Все остановки автобуса делаются по требованию. Для того чтобы автобус остановился на той остановке, где вам надо, следует нажать на одну из кнопок в салоне – обычно они красного цвета, расположены на поручнях. Если же, наоборот, вы хотите сесть в автобус и стоите на остановке, то вам нужно подать водителю знак, чтобы он остановил автобус. Особенно это важно, когда на остановке много людей, ждущих разные маршруты автобусов. Большинство остановок имеют расписание, где вы можете прочесть время прибытия необходимого вам автобуса на данную остановку.
Устройство метрополитена и RER
Парижское метро – одно из старейших в Европе (было открыто в 1900 году) и охватывает весь город и самые ближние пригороды. В Париже практически нет такого места, от которого вход на ближайшую станцию метро располагался бы дальше, чем в 7–10 минутах ходьбы.
Сейчас в городе действует 17 линий (14 основных) метро и 5 линий RER.
Метро работает с 5.30 до 1.00 ночи по будним дням и до 2.00 в пятницу, субботу и в праздничные дни. Последний поезд уходит с конечной станции в 0.45. Если в вашем маршруте есть пересадка, то быть на платформе вам надо не позже 0.30. Если же вы все-таки опоздали на последний поезд, вас заберет ночной автобус Noctambus. Интервалы между поездами могут составлять от 1 до 8 минут.
Парижское метро делят на две зоны (первая и вторая), но тарификация этих зон не отличается. Билет на одну поездку в метрополитене стоит 1,30 евро. Билет необходимо хранить до окончания вашей поездки. Для того чтобы пройти на станцию, вам надо вставить билет любой стороной в специальное отверстие проходного турникета. Когда турникет откроется, вы вытаскиваете билет и проходите. При выходе на улицу из метро билет вам не понадобится, но если вы переходите из метро в RER и обратно или выходите из RER на улицу, то билет снова нужно вставлять в турникет.
Обратите внимание
Лучше не стоит пробовать ездить без билетов, контролеры регулярно ходят и в метро, и в RER, особенно на пересадках, а штрафы солидные. Кстати, в кассе вместе с билетом вам бесплатно дадут небольшую свернутую схему транспортной сети Парижа – «Petit Plan». Это очень полезная вещь, без нее ориентироваться в метро новичку весьма сложно.
В парижском метро много всяких приятных дополнений, которые облегчат вам жизнь, например, практически все станции метро оборудованы электронными экранами, показывающими время, оставшееся до следующего поезда. Некоторые линии имеют разветвления, и поэтому вагоны этих линий оборудованы индикаторами, указывающими ветку, по которой едет поезд. Двери в парижском метро не открываются автоматически, для того, чтобы выйти или зайти, вам надо нажать на красную кнопку на двери или повернуть специальный рычаг (в зависимости от времени постройки вагона), похожий на ручку двери в железнодорожном купе. Иногда рычаг бывает довольно тугим. Исключение составляют линии 1 и 14, здесь курсируют новые поезда, с автоматическими дверями (14 линия – это вообще чудо техники, она полностью автоматизирована и управляется без машинистов).
В любом случае вы можете сначала понаблюдать, как открывают двери парижане в вашем вагоне или на платформе, а потом сделать так же. В каждом вагоне есть общий план метрополитена и схема линии, по которой вы едете. В новых вагонах есть электронное табло, на котором высвечивается название текущей станции, или ее название объявляют по громкой связи. И еще обратите внимание, что часть сидячих мест в вагоне – откидные, ими пользуются, когда в вагоне немного народа, но в час пик или когда в вагоне много людей, особенно с багажом, эти сиденья не используются.
Указатели с названиями линий и станций есть во всех вестибюлях, переходах и входах на платформу. На первом вагоне поездов, следующих по разветвляющимся линиям, горят таблички с названием конечной станции следования. Обычно на станции две платформы, между которыми ходят поезда, причем на большинстве станций платформы между собой не сообщаются. Если вы перепутали платформы и поехали не в том направлении, то вам придется выйти из метро и снова зайти, поэтому будьте внимательны. Если вам необходимо сделать пересадку, идите по указателям «Correspondance» (пересадка).
Теперь поговорим о RER (Reseau Express Regional, произносится как «эроэр») – это сеть региональных экспрессов. RER удобно связывает Париж с пригородами. Этот вид транспорта – нечто среднее между метро и электричкой, в пределах города его поезда идут под землей глубже метро, а за его пределами – по поверхности. У RER пять линий, и на схемах они обозначаются буквами А, B, C, D, E (в отличие от линий метро, которые обозначаются цифрами от 1 до 14). Пропускная способность у RER выше, поезда ходят по расписанию (в час пик практически один за другим), остановки делают реже, чем поезда метро, но скорость выше.
Линии RER эксплуатируются совместно с линиями метро, и на тарификацию это никак не влияет: один билет позволяет проехать по всему маршруту. Как только поезд выходит за пределы Парижа, начинают действовать специальные тарифы, зависящие от расстояния между станциями. Но эта система не распространяется на проездные: если у вас проездной на четыре зоны, он действует в пределах первых четырех зон, независимо от расстояния. Всего существует 8 зон, и проездные бывают от 1– до 8-зонных. Для 1-й и 2-й зон подходят обычные билеты метро или проездные, для более далеких поездок вам необходимо приобрести билет по особому тарифу. Что касается билетов до аэропортов, находящихся вне зон, то их покупают также отдельно. И помните, что выйти из RER без билета невозможно, так что храните ваши билеты до конца поездки. Направление выхода в город как в RER, так и в метро указывают таблички «Sortie» (выход).
На всех станциях висят мониторы, на которых показано время прибытия ближайших поездов, их конечные станции следования и на каких станциях поезд останавливается, а на каких нет. Обозначения на световом электронном табло означают следующее: если напротив названия станции горит желтый квадратик, то остановка там будет, если не горит, значит, остановки в этом пункте не будет. Названия станций в метро и RER объявляют на всех линиях, но лучше смотреть в окно, читать крупно написанные названия на стенах станций и сравнивать с вашей бумажной схемой – так вы никогда не проедете мимо.
Такси
Такси в Париже много, и их легко можно узнать по белой пластмассовой коробке, установленной на крыше: если внутри коробки горит свет, значит, такси свободно. Такси в Париже можно ловить, как и у нас, поднятием руки, но имейте в виду, что водитель не имеет права останавливаться, если в радиусе 50 метров есть стоянка такси. Так что перед тем, как начать голосовать, внимательно посмотрите по сторонам – нет ли поблизости знака стоянки такси. По правилам в машину могут сесть не более трех человек, но двое детей в возрасте до 10 лет считаются за одного взрослого. Запомните, в парижском такси нельзя занимать переднее место рядом с водителем. Из соображений безопасности давно заведено, что пассажиры всегда располагаются на заднем сиденье. Кстати, именно по этой причине на правом переднем сиденье такси нередко можно увидеть собаку.
Оплата проезда в парижском такси осуществляется по счетчику. Посадка в такси стоит 2 евро, плюс 0,70 евро, если вы взяли такси на стоянке в аэропорту или на вокзале. За каждое место багажа, размещенного в багажнике такси, полагается доплачивать по 0,90 евро.
Что касается тарифов за проезд, то их в Париже и его пригородах три. Тариф «А» действует в черте города и ближайших пригородах с 7.00 до 19.30 по будним дням. Тариф «В» действует в черте города и ближайших пригородах с 19.30 до 7.00 и в праздничные и воскресные дни. И тариф «С» действует при выезде за кольцевую дорогу (так называемый «периферик») и в пригородах Парижа. Стоимость одного часа простоя такси – 25,50 евро. Обычные чаевые составляют либо 1 евро, либо округляются до большего ровного числа. Средняя стоимость поездки по центру города, например, с Монмартра к Лидо на Елисейских полях, составит примерно 8–10 евро, если не будет пробок. Вообще, ездить в такси в час пик никому не рекомендуем: получится очень дорого и очень долго. Лучше поехать на метро.
Если вы берете такси из аэропорта Шарль де Голь и едете в гостиницу в центре Парижа в будний день, то счетчик сначала будет работать в тарифе «В» (эта буква будет мигать на электронном световом табло счетчика внутри салона), а при въезде в город водитель переключит счетчик в режим тарифа «А». Если же вы прилетели в Париж в воскресенье или праздничный день, то счетчик будет работать в тарифе «В» всю вашу поездку от аэропорта до гостиницы. Средняя стоимость поездки от аэропорта до центра Парижа составляет 40 евро в будние дни и 50–60 евро в воскресные и праздники.
И запомните, в отличие от наших городов в Париже не принято «ловить» частников. Хотя некоторые из них и пытаются подзаработать в аэропорту (кстати, власти с этим борются), мы не рекомендуем пользоваться их услугами, так как, во-первых, они могут запросить необоснованно большую сумму за проезд, пользуясь вашим незнанием города и примерных цен в нем, а во-вторых, они элементарно могут не знать самого города, и вы будете плутать в поисках своей гостиницы долгое время. В-третьих, есть и соображения безопасности: все официальные таксисты зарегистрированы, и при необходимости их легко найти – например, в том случае, если вы что-нибудь забыли в машине.
Советы бывалого
Когда после спектакля в Опере или после посещения Эйфелевой башни ночью вы окажетесь на улице, то сразу увидите очередь ожидающих такси. Такси подъезжают непрерывно, очередь идет не останавливаясь и быстро. Пытаться взять такси без очереди здесь не принято, и таксисты первыми укажут вам на очередь: у таксистов тоже свои правила.
Взять автомобиль во Франции и, в частности, в Париже не составляет проблемы. Вы можете воспользоваться услугами таких известных и хорошо зарекомендовавших себя компаний как Budget Car Rentals, Sixt, Europcar, Alamo, CarTrawler. Вы можете взять автомобиль в аренду в аэропорту или на вокзалах Парижа, но можно также заказать машину заранее, на сайтах этих компаний.
Чтобы взять напрокат автомобиль, вам должно быть не менее 21 года – для автомобилей с объемом двигателя до 1,9 литров, для автомобилей с большим объемом – 23 года. Вы должны иметь водительские права (права ЕС, или международные водительские права) со стажем более одного года. Также условием аренды является наличие кредитной карточки (для некоторых моделей, например, BMW 530 D, вам понадобятся 2 кредитные карточки). Обязательным условием аренды машины является оплата страховки.
Так как в большинстве случаев оплата автомобиля осуществляется кредитной картой, то в некоторых компаниях с вашей карты могут снять депозит, равный сумме аренды автомобиля, который откроется только на 16-й день с момента заказа машины. То есть, если вы берете автомобиль на один день по цене, например, 60 евро, то с вашей карты удержат еще и депозит в 60 евро. И поскольку расчет за автомобиль производится по его возвращении, то, таким образом, вернув автомобиль, вы оплачиваете счет на 60 евро, а вот депозит, взятый с вашей карты компанией на 60 евро, откроется только на 16-й день.
Имейте в виду, что стоимость аренды автомобиля не включает плату за бензин, размер возмещения ущерба при столкновении, страховку от кражи или личную страховку от несчастного случая, плату за дополнительные услуги, например, взимаемые, если вы берете машину в аэропортах.
Размер возмещения ущерба при столкновении и сумма страховки от кражи, там, где они предусмотрены, варьируют в зависимости от класса автомобиля. Эти пункты снижают ответственность арендатора при поломке и угоне автомобиля, если это прописано в договоре проката.
Все дороги Франции делятся на государственные бесплатные и частные платные автобаны (autoroutes). Автобаны очень дорогие, особенно вы это почувствуете, если отправитесь из Парижа на автомобиле на юг Франции к Лазурному берегу по Ривьере, там вы будете платить почти каждый час, а то и чаще. Оплата производится либо при въезде на участок автобана (цена проезда указана на специальном указателе или световом табло для каждого вида автотранспорта), либо при выезде. Выглядит это следующим образом: перед шлагбаумом вы берете на стойках оплаты талон, который будете оплачивать на въезде или выезде; если оплата осуществляется на выезде, то вы тщательно храните талон до конца проезда. Недостаток оплаты на выезде в том, что вы заранее не знаете, сколько вам надо будет заплатить.
Ограничение скорости на автобанах 130 км/ч (на некоторых участках – 140 км/ч).
Советы бывалого
Отличительной чертой французских дорог является повсеместное размещение скоростных радаров и засад патрулей дорожной полиции где-нибудь на обочине. Если на дороге встречные машины сигналят вам фарами без видимой причины, значит, впереди патруль.
Что касается нарушений, то дорожная полиция в Париже и на любых других французских дорогах сурово наказывает за непристегнутые ремни безопасности и присутствие алкоголя в крови в количестве, превышающем допустимую норму. Эта норма соответствует 1 бокалу вина (не более 150 г) или бокалу пива (0,33 г). Норма исчисляется в промилле, и если при проверке этот показатель в вашей крови превысит допустимый уровень, то готовьтесь к огромному штрафу или лишению прав.
Если вас просто так остановил дорожный патруль, то не надо нервничать или волноваться, скорей всего, это обычная проверка. Если же сложилась ситуация, в которой вы действительно нарушили правила, то ни в коем случае не повышайте тон; вообще, пререкаться с полицией здесь не принято. Слово полицейского – закон, а законы во Франции и, конечно, в Париже чтят, поэтому за предложение взятки полицейскому можно легко очутиться в местной тюрьме, что в будущем может лишить вас права на въезд во Францию в частности, и в Шенгенскую зону вообще.
Если вы управляете автомобилем и у вас в машине дети, то отсутствие специальных детских сидений с ремнями безопасности влечет за собой большой штраф.
Если вы возьмете в Париже машину в аренду, то на ваших номерах справа будет две цифры – это код департамента: в Париже – 75, а в его пригородах – 91, 92, 93, 94, 95 и т. д. Таким образом, легко можно узнать, откуда автомобиль.
Днем и вечером в Париже вполне можно передвигаться на автомобиле, конечно, за исключением часов пик. Особенно пустынны улицы города по воскресеньям. Автомобили, в основном, небольшие, это специфика города – огромное количество узких улиц и серьезные проблемы с парковкой. Найти место для парковки автомобиля трудно всегда. Но на многих улицах есть платные стоянки, где вы можете оставить свой автомобиль от пары минут до 2 часов. Стоимость парковки составляет 2 евро в час. Оплатив стоянку, обязательно положите билет под лобовое стекло, так, чтобы его было видно, потому что в противном случае дорожный патруль-эвакуатор может забрать вашу машину на штраф-стоянку. Также вы можете воспользоваться подземными автостоянками, их достаточно много в Париже, но их стоимость и загруженность достаточно высоки.
Скорость передвижения в Париже ограничена – 50 км/час в центре, на кольцевых дорогах – до 80 км/ час.
Дорожных патрулей в Париже много, и они регулярно проверяют правильность парковки. Картина, когда на одну из парижских улиц, где парковка запрещена или ее временной регламент был нарушен, приезжает эвакуатор и собирает подряд все машины, нарушившие правила, – не редкость.
Также надо отметить, что парижские водители чрезвычайно сознательны в дорожном движении и проявляют особое внимание к пешеходам. Пешеходов здесь пропускают все, даже полицейские машины, по крайней мере, это показательно для центра Парижа.