Вы здесь

Париж–Брест со стороны. Марафонские рассказы. Перед стартом (Владимир Басалаев)

Перед стартом

Утром, под утихающим дождём возвращаемся к машине, тащим на себе спальники пропитанные водой. Подумалось, а каково будет после такой ночи марафонцам, стартующим сегодня? Ведь не все из них ночевали под крышей! Быстро позавтракав, едем к месту старта и устраиваемся на стоянке возле небольшого ресторанчика.

Успеваем к окончанию парада веломарафонцев. Под всеобщие аплодисменты они подъезжают к месту регистрации. Заходим в зал Гимназии Прав Человека. В зале идёт регистрация участников, выдача им номеров и прочих, предусмотренных организаторами атрибутов. Прежде всего, конечно, ищем своих. Но быстро понимаем, что в этой сверкающей пестроте веломаек и шлёмов, трудно будет среагировать на признаки чего-либо Российского. Тем более, что цвета нашего флага, красно-синие-белые, совпадают с цветами флагов Франции и Голландии. Цвета флага страны очень часто являются основой дизайна велоформы её представителей. В лицо мы могли бы узнать Валерия Комочкова, Наталью Недосекину, Витольда Ершова – знакомых нам по веломарафону в Волгограде и, возможно, Сергея Баранова. За последние два года мы с ним успели изучить лица друг друга по фотографиям из электронных писем.

Выписываю в записную книжку регистрационные номера тех участников марафона, фамилии которых знакомы мне из различных источников – интернет-страниц и бумажного веломарафонского вестника «Российский рандоннер». Ходим по залу и рядом, вглядываемся, но безуспешно. Кругом приятные, озадаченные предстоящим событием лица, но не наши.

Кто же они, эти люди, стремящиеся с одного старта пройти, казалось бы, немыслимую дистанцию – более 1200 километров и уложиться при этом в нормативное время? По нашим оценкам, большинство из них, люди среднего возраста 35—45 лет. Людей старше 50 лет побольше, чем тех, кому до тридцати. Есть очень пожилые люди. Видим, прошедшего мимо нас, в буквальном смысле слова – старика. Худого, сгорбленного, с неровной походкой. Но он, как и все, в веломайке, велотрусах, велошлёме и в контактных велотуфлях. Что движет этим человеком, несущим в себе нелёгкий груз многих десятков лет? Хотелось бы посмотреть на него в седле! Наверное, в нём он чувствует себя значительно комфортнее, чем в обычной жизни. Говорю Людмиле: «Я, почему-то уверен в том, что кто-кто, а уж он то, на первой половине не сойдёт, и будет сражаться с собой до конца». Да, не знаем мы предела возможностей человека! Но знаем, что эту планку в значительной степени он устанавливает себе сам.

Видим велосипед с маленькими колёсами, с одной передачей, вроде нашей «Камы» – продукта 80-х годов. Его владелец, молодой парень, видимо захотел в неназойливой форме продемонстрировать всем окружающим, что лично для него значит супермарафон Париж-Брест-Париж!

А вот еще, – Боже мой! Совсем без педалей! Да это же – самокат! Сделан, конечно, классно, на базе современных технологий, блестящий весь, и красивый! Большие колёса, руль, подножка, седло и ничего лишнего больше! Это серьёзный вызов шатунам, педалям, звёздочкам, цепям и суппортам, которыми так озадачены все остальные!

При нас зарегистрировались несколько «лежачих» велосипедов. Любители комфортной езды тоже не прочь испытать себя и свои машины на Париж-Бресте.

Тандемисты. Им мы, конечно, завидуем. Не успели мы за короткое время полноценно подготовиться, чтобы стать участниками этого праздника…


Болид. Стартует в группе «Тандемы и экзотические велосипеды»


Не часто, но среди прибывающего в этот зал народа встречаются женщины. Они не только члены экипажей тандемов! Есть и одиночки, которые наравне с мужчинами будут идти Париж-Брест-Париж, не имея никаких, по сравнению с мужчинами, поблажек. Вот оно, место на нашей планете, где мы воочию можем убедиться в равноправии женщины и мужчины! К этому ли стремилась женщина, тысячелетиями добиваясь равноправия? Ведь во всех видах спорта, в том числе и вело, всегда нормативы для женщин ниже, чем для мужчин. А на ПБП все равны! Можно, конечно же, порассуждать здесь о том, что рандоннерские веломарафоны – это не соревнование. Но всё же, восхищение вызывают именно присутствующие здесь женщины, а не те мужчины, которые предоставили им равные права. Следовательно, то, небольшое количество по сравнению с мужчинами, женщин, прошедших Париж-Брест-Париж, должно вызывать супервосхищение!

Эльвира, тем временем, используя всё своё неотразимое обаяние, старается получить для нас схему прохождения маршрута. Но не получается у неё. Всё строго и никакой самодеятельности! Посчитав, что мы провели здесь достаточно времени, чтобы ознакомиться с протекающим на настоящем этапе ПБП процессом, покидаем место регистрации. Непосредственную подготовку к нашему старту начинаем с захода в небольшой ресторанчик, на стоянке которого находится наша машина. Кристиан решил накормить нас так, чтобы этого обеда хватило на все дни предстоящего путешествия. Одно блюдо сменяется другим с сопутствующими комментариями Эльвиры о его специфических особенностях. Церемония идёт долго, но всему приходит конец.

Выходим из ресторанчика и прямо на стоянке автомобилей, достав тандем из багажника, начинаем заниматься его сборкой. Тут же развешиваем для просушки промокшие ночью спальники. Солнышко начало пригревать и вселять в нас надежду на то, что хорошая погода восстановится.

Мы не одни здесь, такие озадаченные. Все, кто вокруг нас, прибыли на Париж-Брест-Париж, тоже привезли велосипеды в машинах и тоже готовят их. В Европе очень часто, даже повсеместно, можно увидеть велосипед, а то, и несколько сразу, притороченных с помощью специальных узлов крепления к автомобилю для их перевозки. Кажется, на сегодняшний (лета 2003 года) день в России, велосипед и автомобиль – взаимно отрицающие понятия, а в Европе – понятия неразрывные.

Наш тандем, появившийся из сравнительно небольшого багажника легкового автомобиля «Skoda» новой марки, вызвал некое изумление! Мы пока не встречали в Бельгии и во Франции разборных тандемов. Но видно, что в «разборности» тандема народ заинтересован! Фирмы же, производящие тандемы, почему-то, упорно игнорируют этот факт. Наверное, здесь мало кого волнует то обстоятельство, что купив тандем, человек должен прикупить к нему машину с большими возможностями, чем у уже имеющейся.

Изумление окружающих постепенно перешло в удивление другого свойства. Разглядев, из каких комплектующих собран наш тандем, некоторые спрашивали: «И на этом Вы хотите пройти Париж-Брест?» Да, по нашим прикидкам, технический уровень велодеталей тандема отстаёт лет на 25—30 от мирового. И похоже, что это отставание никто не собирается ликвидировать, в том числе и велозавод, спокойно прозябающий в нашем родном городе Пензе. Наиболее удивлённым, Эльвира популярно объясняла: «Этот тандем вне критики. Он уже прошёл расстояние от Москвы до Владивостока по таким дорогам, какие вам здесь и не снились! Пройдут ли ваши велосипеды такой же маршрут – ещё неизвестно!» Люди удивлялись ещё больше, но успокаивались, и кажется, проникались к нам некоторым уважением.

Тандем собран, собраны велорюкзаки. Эльвира с Кристианом, пристроившись на капоте автомобиля, переписывают для нас, совсем не короткую схему прохождения ПБП. Но как только они закончили это утомительное занятие и начали нам объяснять изображённое на листе бумаги, подошёл француз и подарил имеющуюся у него лишнюю ксерокопию, избавив нас от необходимости разбираться с рукописным текстом на незнакомом языке.

Казалось бы, всё понятно. Знаем место старта. Знаем последовательность населённых пунктов. Но куда ехать вначале? Идём с Эльвирой на остановку автобуса и пытаемся определить направление на висящей там карте. Не получается. Подключившийся к решению этой проблемы молодой француз тоже вскоре запутался.

Но сообразили, что проблема должна разрешилась сама по себе. Незадолго до старта на всём протяжении Париж-Брест-Парижа будут вывешены указательные знаки в виде стрелок. Решаем не заниматься больше бесполезным ориентированием, а дождаться появления стрелок.


Указатель на Брест


Возвращаемся к тандему. Перед поворотом на стоянку вижу стрелку красно-розового цвета на лимонно-жёлтом прямоугольнике. Кончик стрелки сероватого цвета и должен светиться в темноте. Подхожу ближе. Всё правильно. На указателе написано «Париж-Брест-Париж» (по-французски, конечно). Всё. Мы готовы!

Прощаемся со всеми, кто находится на автостоянке, выводим тандем на дорогу. Кристиан делает пару фотоснимков. И обращает наше внимание на то, что велорюкзаки наши слегка шатаются.… Да, я уже увидел, что треснула стойка багажника. Но не желая никому создавать проблем, говорю, что это нормально, что это всегда так…

Едем. Эльвира и Кристиан машут руками, прощаясь с нами недели на три.


Сан-Кантен. Скоро поедем