Вы здесь

Париж – Брест воочию. Марафонские рассказы. Париж-Брест-Париж – 2007 (Владимир Басалаев)

Париж-Брест-Париж – 2007

Марафон завтра вечером!

Кристиан ставит на стоянку машину и все пешком идём к Гимназии Прав Человека, в спортивном зале и на стадионе которой, уже идет регистрация участников марафона. Неожиданно узнаем от прохожих (не знаем, участники они марафона или нет, хотя это безразлично, ведь здесь нет людей, равнодушных к этому событию), что технического контроля сегодня не будет. По причине сильного вчерашнего дождя пропитавшего водой поле стадиона. Техосмотр перенесен на день старта. Хорошо, что мы не стали спешить и оставили тандем в прицепе машины. Ещё это радует из-за возросшей надежды в то, что дождя не будет на во время марафона. Должна же, когда-то, вода на небе закончиться!

Людей вокруг очень много! Чтоб не было толчеи, людские потоки строго организованы. Разрешается перемещаться строго по обозначенным маршрутам и никакого встречного движения!

В зале регистрации сразу же встречаемся с пензенскими марафонцами. Узнаем детали их пребывания на французской земле. Сергей Хромов, Андрей Тимаев, Евгений Зотов и Дмитрий Васин настроены по-боевому!

Российскую команду регистрирует очень доброжелательная русскоговорящая женщина. У её рабочего стола собирались российские веломарафонцы и знакомились очно. Заочно мы почти все знакомы по Интернету, где общались на форумах и писали друг другу электронный письма. Вот Виктор Громов из Екатеринбурга, Михаил Каменцев из Питера, Валерий Комочков и Наталья Недосекина из Волгограда, Харис Сахипов. И, наконец, долгожданная встреча с Сергеем Барановым из Нижнего Тагила!


Участники ПБП от велоклуба «Сура-Марафон» и Кристиан


За общением время проходит быстро и подходит к концу регистрация участников. Всегда активная Эльвира помогает Мише Каменцеву в рекламировании будущего веломарафона «Вологда—Онего—Ладога – 2008».

Всё правильно! Где же ещё, лучше чем здесь, можно познакомить марафонцев с российским проектом?

Но мы ждём тандемистов Изабель и Реми. Ждём долго. Мы приглашены после регистрации в их дом в Суассоне, городе, расположенном в сотне километров восточнее Парижа. Узнаём, что они ещё не зарегистрированы. Их домашний телефон не отвечает. Решаем ехать в Суассон не дожидаясь их и выходим из зала. Но пройдя десять метров, встречаем их экипаж и возвращаемся. Регистрируются они быстро, но покинуть зал не могут.

Реми и Изабель очень активная пара. Реми – Президент Клуба тандемистов Франции, Изабель – секретарь клуба и первый помощник Реми. Естественно, что у них здесь много друзей. Такое впечатление, что их здесь знают абсолютно все. За приветствиями и разговорами проходит ещё около двух часов.


Изабель и Реми на своём комфортном тандеме


И вот, в двух машинах едем в Суассон. В третьей машине едет новый знакомый, Марк. В доме Реми и Изабель мы уже бывали в январе 2005 года после участия в Интернациональном фестивале велопутешественников в Париже.

План такой. После прибытия ужинаем, ложимся спать, и спим как можно дольше. А завтра днем тоже, по возможности, отдохнем и к вечеру приедем на старт. Надо заметить, что условия, в которых мы оказались, близки к идеальным для предстартовой подготовки.

Изабель и Реми собираются пройти Пари-Брест на комфортном лежачем трехколёсном тандеме. Прошлый ПБП они прошли на обычном тандеме.

Марк – высокий бородатый мужчина сурового вида. Но на деле он добрейший человек! Решил испытать себя на лежачем трёхколёсном велосипеде.

Да, у этих комфортных веломашин есть преимущества. Практически не возникает проблем контактных мест человека с велосипедом, что очень чувствительно на длинных дистанциях. Вместо узкого седла – широкое полотно из плотной ткани, на которую опирается большая часть спины. Руки лежачего велосипедиста не испытывают больших нагрузок, не «набиваются» ладони, не немеют пальцы, не болят кисти рук. Не устаёт шея, поскольку голова лежит на подушке. На сверхдлинном марафоне любой из этих факторов может стать причиной схода участника с дистанции.

Есть и недостатки. Скорость этих машин ниже, чем обычных, особенно в подъём. И это может стать причиной схода или не выполнения марафонского норматива.

Ещё одно существенное преимущество. На лежачем трёхколесном велосипеде можно спать и сэкономить на этом немало времени. Не нужно искать место для сна и подгадывать для него время. Можно спать по самочувствию. Для этого, всего лишь, достаточно выкатиться на обочину и остановиться.

Скоро марафон расставит всё по своим местам!

Ужин запомнился. За столом семь человек. Пятеро из них завтра едут марафон. Двое, Кристиан и Эльвира, уезжают разворачивать пункт поддержки марафонцев. На столе много еды приготовленной руками Изабель. Она знает в этом толк и придерживается традиционных, проверенных годами принципов здорового питания. Наверное, поэтому, Изабель и Реми очень энергичные, поджарые, ни минуты не сидящие без дела, легко переключающиеся с одного занятия на другое. На столе вино от Марка. Он производитель вина, имеющего, как объяснила Эльвира, какой-то, неведомый мне экологический сертификат, который очень трудно получить.


Справа – Марк. Завтра он стартует на трёхколёсном рикамбенте


Мероприятие нам предстоит спортивное, требующее огромных энергетических затрат. И, по нашим представлениям, накануне марафона вином расслабляться не следует. Но французы другого мнения и не собираются изменять сложившимся традициям.

Вообще, хорошо зная, что не пить вино во Франции просто невозможно, я, тем не менее, старался его не пить. Говорю в этих случаях: «Жё спортиф». Все улыбаются, но больше вина не предлагают. Нет у французов глупых питейных традиций типа: «Ты меня уважаешь?» Прием внутрь крепких, вредных, не вкусных и дурно пахнущих жидкостей они не возводят в ранг героизма. Они пьют слабые, но вкусные, и возможно, полезные вина. Но сегодня я придумал другой лозунг: «Но вин, жё вудре витамин!» И когда я произнес это, Реми поднял бокал с вином и показав на него, сказал: «Сэ витамин!»

Реми врач, ему виднее. Короче, вино вечером пили все, не более и не менее, чем обычно это делают французы. Разговор за этим делом шёл о планах прохождения марафона. Каждый из нас имеет разный опыт, и едем мы на велосипедах разного типа. Основная идея понятна всем – не терять времени на вещи не относящиеся непосредственно к преодолению расстояний.

Ложимся спать, зная, что завтра никто никого будить не станет. Последнюю ночь следует хорошо выспаться. Так и делаем.

На старте

Утром, не спеша, плотно завтракаем и загружаем свою технику в машины. Всё под дождём. Но надежда на хорошую погоду есть и основана она на мысли о том, что если несколько последних дней было дождливо, то наступает очередь хорошей погоды.

Вчера предполагалось поспать днем пару часиков перед отъездом на старт. Но Реми вспомнил, как на прошлом ПБП они с Изабель чуть было не опоздали на старт. Тогда они приехали в Сан-Кантен с небольшим запасом времени и не могли пробиться к месту старта тандемов сквозь плотный строй из нескольких тысяч велосипедистов. Не желая повторения ситуации решили выехать на несколько часов раньше запланированного времени.

И вот, на трёх машинах выезжаем в Париж. Кристиан и Эльвира на машине с прицепом сразу поедут в Mortagne au Perche, где развернут пункт поддержки. Реми, Изабель и Людмила едут в следующей машине, и на последней – Марк и я. 100 километров проезжаем меньше чем за час. По пути видим непросохший от дождя Париж, Эйфелеву башню, половина которой скрыта плотными облаками.

Место для двух машин зарезервировано в подземном паркинге. Почти все сосредоточенные здесь машины имеют прямое отношение к участникам марафона. Останавливаемся напротив машины, на заднем стекле которой веером расположены числа: 200, 300, 400, 600, 1000. Любому веломарафонцу понятно, что эти цифры обозначают, и они могут пропустить следующий абзац.


Не хватает «1200». Надеемся, что и это число появится после марафона!


200, 300, 400, 600, 1000 (и 1200, конечно же), это протяженность в километрах квалификационных веломарафонов проводимых под эгидой Audax Club Parisien, нормативы прохождения которых составляют, соответственно, 13 часов 30 минут, 20 часов, 27 часов, 40 часов, 75 часов и 90 часов. Для того, чтобы быть допущенным к прохождению веломарафона Париж-Брест-Париж, необходимо в год проведения успешно пройти серию веломарафонов 200, 300, 400 и 600 километров.

Выгружаем наш тандем и лежачий трёхколесник Марка. Невдалеке от нас выгружается Реми. Через небольшое время техника готова, необходимые вещи взяты, машины закрыты, и мы друг за другом выезжаем из гаража. Вот и первый подъём берём, из подземелья на городскую дорогу!

Едем по знакомой улице к месту старта. Весь марафонский народ тоже подтягивается. В подземном переходе уже образовалась пробка из велосипедистов. Стоим, не двигаясь с места. К месту стартовой регистрации пока не пускают, но и пути назад тоже нет. Стоим больше часа. Стало понятно, что наши друзья поспешили. До старта тандемов ещё более четырёх часов и это время лучше было бы провести в более расслабленном режиме.

Наконец, колонна начинает двигаться. На дорожку стадиона уходят велосипедисты, стартующие в 20.00. Это те, кто собирается пройти марафон менее, чем за 80 часов. Едем по знакомой улице к месту старта. Весь марафонский народ тоже подтягивается. В подземном переходе уже образовалась пробка из велосипедистов. Стоим, не двигаясь с места. К месту стартовой регистрации пока не пускают, но и пути назад тоже нет. Стоим больше часа. Стало понятно, что наши друзья поспешили. До старта тандемов ещё более четырёх часов и это время лучше было бы провести в более расслабленном режиме.

Тандемы и экзотические велосипеды организаторы направляют по дороге вдоль спортивного зала. Тандем Реми оказался первым, за ним пристраивается Марк, и наш тандем, следом. Нас быстро регистрируют без излишних формальностей и проведения технического осмотра. До старта ещё более 3-х часов. Но здесь уже можно расслабиться.


В предстартовой очереди. И кого здесь только не увидишь! Девиз этого экзотического марафонца – «Free Style»


Ставим тандем у стенки. Наблюдаем, как на дорожке стадиона формируются первые группы из марафонцев, стартующих в 20.00. Техосмотр выборочный. Проверяют чаще всего тех, кто становится в стартовую группу в числе последних. В первую очередь просят включить всё имеющееся освещение. Обращают внимание на то, чтобы велосумки и прочие предметы не загораживали световой поток. Все без исключения велосипедисты одеты в куртки со светоотражающими лентами.

К месту нашего старта начали прибывать тандемы, болиды, лежачие велосипеды и трехколёсные. Ходим вдоль стартового коридора и с большим интересом, внимательно и детально, разглядываем экзотическую технику сконцентрировавшуюся здесь в большом количестве. По протоколу, заявилось 65 тандемов, 102 «лежачих» велосипеда, 15 болидов и «трёхколёсников».

Люди, окружающие нас, не просто велосипедисты! Это – новаторы веломира! Они видят себя вне классического велосипеда и настроены на поиск новых решений. Лично настроены! Они рискуют испытывать на себе новые, не получившие широкого распространения конструкции, возможно, впервые принимающие участие в сверхдлинном марафоне. Нередко бывает, что им не у кого перенимать опыт. Они сами будут его авторами. Здесь представлена и окружает нас полная концентрация неординарных личностей. Их лозунг: «Изобретение велосипеда продолжается и этому не будет конца».

Пути господни неисповедимы! Если бы пять лет назад нам сказали, что мы окажемся на равных в такой компании, мы бы ни за что не поверили!

Самодельная техника встречается, но очень редко. В основном, видим модели, изготовленные известными производителям и, часто, по индивидуальным заказам вышеупомянутых личностей.

Трёхколесная техника представлена лежачим тандемом с низкой посадкой Изабель и Реми, лежачими велосипедами, болидами и даже шоссейными велосипедами. Их владельцы хорошо знают о преимуществах и недостатках этой техники перед обычным велосипедом и готовы к серьёзному испытанию себя на своих любимцах. Карбон, алюминий, титан, изящные узлы соединения разъёмных рам – этим здесь никого не удивишь! Но в каждой машине есть своя изюминка – результат творческого подхода к любимому делу. Глаза разбегаются!


Людмила и два «болида»


На наш тандем, кажется, особо не заглядываются. Тандем, как тандем. Но мы знаем, что на нём есть две вещи, отсутствующие у других. Это односторонние контактные педали, которые могут фиксироваться в двух положениях в зависимости от необходимости «встёгиваться» на данном участке пути и задний красный фонарь, загорающийся или увеличивающий яркость при торможении.

Видно, что здесь многие уже давно знают друг друга. Но общение между людьми довольно сдержанное. Каждый велосипедист, каждый экипаж тандема, больше сосредоточен на своих мыслях. Наверное, это правильно в данной ситуации. Ещё, как говорится, не финиш. Лишь старт.

Изабель достаёт пять больших упаковок с салатом и раздаёт каждому из нас. Последний приём пищи перед марафоном. Марк, Реми и Изабель ужинают, уютно расположившись на широких сёдлах своих трехколесных машин. Мы же с Людмилой скромно усаживаемся на гранитные ступеньки. Публично признаём их явное преимущество в данной номинации!

Салат густой, из смеси картофеля, бобов, рыбы и яиц. Порция, намного больше обычной. И это не просто так. Не спеша, с передышкой, но каждый из нас съедает всё. Сейчас не тот случай, когда следует заботиться о фигуре.


В ожидании старта


Тем временем, группу, стартующую в 20.00, начали выводить к месту старта. Нам хорошо видно участников. Это уверенные в себе марафонцы и они намерены оказаться на финише не позднее, чем через 80 часов.

Но и они уже немало времени томятся в предстартовом ожидании. Какой смысл выходить на старт за полдня? Занимать место в первых рядах? Но это имело бы смысл на коротких дистанциях. Подумалось, почему бы организаторам марафона не сделать свободный старт для всех участников в течение, например, 15—20 часов? Собирать по сотне-две марафонцев и давать старт. При существующей современной системе учёта определять результаты будет несложно. Да, есть возражения по части необходимости перекрытия некоторых автодорог в дневное время, против которых легко предъявить контрдоводы. Дорожная сеть здесь очень густая и найти альтернативу дороге занятой велосипедистами, всегда возможно. У нас, в Пензе, при проведении соревнований и велопробегов запросто перекрываются улицы с насыщенным автомобильным движением и ничего страшного не происходит. Неужели в Пензе велосипедистов уважают больше, чем в Париже? Не думаю.

Но есть и такие, кто становится в группу в последний момент. Их немного, всего несколько человек. Возможно, кто-то из них только что добрался до места старта, а может быть, отдыхал до последнего момента и не спешил вставать в бессмысленную очередь. И словно в отместку за такое поведение техконтроль они проходят тщательный! Вижу, как судья проверяет работу всех элементов освещения, пробует тормоза, заставляет перевесить переднюю сумку, чтобы не закрывала свет, отражённый от переднего катафота, требует, чтобы участник немедленно надел ночную куртку со светоотражающими полосами. До старта этой группы остаётся меньше десяти минут.

Беру фотоаппарат и направляюсь в сторону стартового створа. Подойти близко к стартующим очень не просто из-за большого скопления людей. Это друзья, родственники и болельщики марафонцев. Они знают, что их кумирам предстоит очень нелёгкое испытание, они пришли, чтобы поддержать их. И волнуются они, пожалуй, не меньше. Кстати, на лицах самих марафонцев следов предстартового волнения явно не наблюдается. Болельщики всячески подбадривают знакомых и не знакомых участников марафона, что-то эмоционально говорят им, жестикулируют. Те им охотно отвечают. Кто-то из наших болельщиков высоко поднял большой Российский флаг и вместе с сопровождающей его группой стал быстро перемещаться ближе к линии старта.


Это фантастика!


У стартового створа непрерывно произносятся жаркие и вдохновляющие речи. Обстановка наэлектризовывается. Кажется, что этот, перезаряженный конденсатор из человеческих тел и душ вот-вот начнёт пробивать. Но если на лицах марафонцев и появляются эмоции, то только в виде улыбок.

Но вот, всё чуть затихло и на французском языке пошёл обратный отсчёт секунд: … кятр, труа, дю, ан, зеро! Старт!!!

Колонна марафонцев вздрогнула, но тут же, замерла. Сразу кинуться покорять просторы Пари-Бреста могут лишь те, кто стоит впереди. Конец колонны подкатит с линии старта лишь через пару минут. Раздаются многочисленные возгласы, а в пасмурном вечернем небе сверкает салют!

Организаторы начинают подводить к старту вторую группу, которая стартует минут через десять. Возвращаюсь с к месту ожидания и рассказываю Людмиле об увиденном на старте. Наступает и наш черёд. После долгого стояния начинаем продвижение в сторону старта. Сначала колонна тандемов и экзотических велосипедов проходит до выхода из Гимназии. И, чуть подождав, подъезжаем к линии старта обозначенной большими надувными воротами.

Быстро сгущаются сумерки, но видно пока хорошо. Держимся вместе с нашими «трёхколёсниками» – Марком и Реми с Изабель. Остаётся 15 минут ожидания. Передаю фотоаппарат одному из болельщиков и прошу его сфотографировать наш экипаж. Человек быстро и с удовольствием выполняет нашу просьбу.

Постоянно работают фотовспышки и во всплесках их света фейерверками вспыхивают светоотражающие ленты на одежде и обуви марафонцев, на велосумках и шлемах. Красным мерцанием отражают свет катафоты. Зрелище фантастическое, непередаваемое! Мы, в самой гуще двух с половиной сотен единиц экзотической велотехники и её поклонников, стоим в ожидании скорого старта под непрерывным обстрелом фотоаппаратов!

Группа сбилась плотно. Мы на старте и уже не принадлежим себе…

До линии старта метров пятнадцать. Стоять нам осталось считанные минуты. Случайным образом, направляя объектив фотоаппарата в разные стороны, делаю последние предстартовые снимки.

На постаменте у надувных ворот беспрерывно меняются ораторы. И вот, в короткой паузе перед началом обратного отсчёта мелькает мысль: «Будет очень трудно». Мысль эта, совершенно не новая для меня, на этот раз воспроизвелась предельно чётко. Да. И не только мне будет… Смотрю на Людмилу. Она спокойная и весёлая.


Мы на старте и уже не принадлежим себе – нас поглощает марафон


Садимся на тандем. Слушаем «…кятр, труа, дю, ан, зеро-о-о-о! Старт!

Последние слова утонули в громких возгласах болельщиков и стартующих участников марафона. Поехали! Успеваю сказать Людмиле: «Ты, сильно там, не дави, пока мы в толпе».

Поехали!

Те, кто стоял у стартовой черты сразу рванули. Остальные, бок о бок разъезжаются и наращивают скорость. Пошёл дождь.

Едем в сияющих потоках света от велосипедных фар и вспышек салюта, музыки, барабанного боя и приветствий болельщиков со всех сторон облепивших трассу. Выруливаю сосредоточенно, притормаживая, не стесняясь на первом повороте пропустить вперёд тех, кому невтерпёж. Сейчас, когда до финиша более 1200 километров, чей-то рывок или проскок никак не скажутся на конечном результате. Сказаться может падение или столкновение, что в данный момент, весьма вероятно.


Фото от Хариса Сахипова. Ему удалось вырвать нас из темноты


Но уже через 100 метров ехать стало свободно. Впереди нас прорезает темноту сплошная череда красных огоньков – обязательной принадлежности каждого велосипеда. Прекрасная и удивительная картина!

Слышу обеспокоенный голос Людмилы: «Надо прибавить. Нас многие обгоняют!» Отвечаю ей: «Пусть обгоняют. Далеко не обгонят. Впереди машина сопровождения, которую нельзя обгонять. Фотографируй, пока есть возможность. Такие снимки больше нигде не сделаешь! Нет на Земле больше такого места! Выйдем за пределы города и там поедем в своё удовольствие». Людмила сделала несколько снимков и убрала фотоаппарат.

Моросящий дождь продолжается. Но, не смотря на это, вдоль дороги, а особенно на перекрёстках, стоят многочисленные болельщики Пари-Бреста. Они кричат, хлопают в ладоши, пританцовывают. Они очень эмоциональны и всем своим видом показывают, что они с нами, они нас понимают и полностью поддерживают наши устремления. Как можем, отвечаем на приветствия. На тандеме это очень удобно делать одному из нас. Приятно же, обоим.

Дорога делает множество поворотов, большинство из которых правые. И, кажется, что мы уже сделали несколько кругов по городу. Складывается впечатление, что маршрут проложен так, чтобы показать нас каждому жителю города. На самом деле, это конечно же, не так. Но чувство направления потеряно, и мы понятия не имеем, в какой стороне относительно нас находится западная оконечность Франции вместе с эфемерным городом с названием Брест.

Конец ознакомительного фрагмента.