Началось!
Стартовали в 19.42 по часам моего велокомпьютера. Вначале едем медленно и осторожно, в плотном окружении велосипедистов отталкиваясь одной ногой от асфальта. Встегиваемся в контакты и начинаем набирать скорость. С сожалением видим, что Ольга не успевает сфотографировать нас на первых метрах после старта.
Впереди группы два мотоциклиста, которые ведут нас первые 25 километров и их нельзя обгонять. Да никто и не пытается. Все едут, стараясь вкатиться в свой темп. Но скорости редко опускаются ниже тридцати.
Постепенно между группами образуются интервалы в несколько десятков метров. Сил и рвения у марафонцев сейчас предостаточно, и поэтому многие пробуют себя в группе, идущей впереди. И мы с Андреем не исключение. Постепенно, обгоняя одного за другим участников нашего старта, приближаемся к группе, впереди которой уже никого не видно. Не факт, что это первая группа из нашего старта. Скорее всего, сильнейшие велосипедисты уже вырвались далеко вперёд. А быть может, и первая? Нам это уже не определить.
Откуда ни возьмись, среди нас, «одиночек», появляется тандем. Почему он здесь? Ведь тандемы стартовали часа на два с половиной раньше нас? Форс-мажор? Возможно. Экипаж, мужчина и женщина, лет им на вид по сорок пять, очень стараются. Видно по дыханию, которое намного чаще, чем у меня и окружающих марафонцев. Думаю, что напрасно они так, в самом начале марафона. Ну, опоздали на старт на пару часов. Но это не безнадёжно.
Тандем вырывается вперёд. Хорошо зная, как легко держаться в его завихрениях, устремляюсь за ним и «сажусь на колесо». Пусть протащит меня (как и мне не раз доводилось тащить), пока у экипажа такое рвение. Держусь за тандемом. Больше никто не пристроился. А зря!
Протягивает, вливаясь в следующую группу. Начинаю продвигаться вперёд. Хотя смысла в этом нет. Группа едет очень быстро и если кто и вырвется вперёд, то вряд ли долго выдержит такую скорость без отдыха за спинами товарищей. Завёлся, и в начале крутого спуска выхожу вперёд. Но не совсем. Вижу, что один из марафонцев чуть раньше оторвался от группы и уже прошёл поворот, который я запомнил ещё в 2003 году. Тогда наш тандем повернул не в ту сторону, и пришлось возвращаться. Сейчас на повороте стоят два регулировщика и очень активно жестами и голосом указывают правильное направление.
Поворот после спуска пройден. Разгоняюсь, догоняю лидера и еду за его спиной. Чуть отдышался, но вижу, что марафонец прибавляет скорость. Стараюсь удержаться за ним, но понимаю, что ехать в таком темпе с ним будет неоправданно трудно для большой дистанции. Пока держусь и… случайный взгляд на его левую ногу привёл меня в замешательство. Это протез! Да, и кого только не встретишь на этом марафоне! Здесь слабаков нет. Здесь каждый – личность с характером, и ещё каким! Нет, не буду за ним держаться. Моё почтение этому человеку! «Бон рут», как говорят французы.
Успокаиваюсь и еду со своей скоростью. Группа постепенно «съедает» меня, и я не возражаю. Андрей, ехавший в конце группы, говорит: «Нет, это не наша группа». Соглашаюсь. Это в начале, все мы такие шустрые, но закон перехода количества в качество уже скоро расставит всех по своим местам, и надолго.
Едем спокойней, но «тридцатник» на велокомпьютере почти всегда держится. Никто нас не догоняет, и мы никого. Значит, мы на своём месте. Смотрю на пройденное расстояние – 24 километра. Осталось ещё 50 раз по столько же. Всё было бы легко, если бы не вышеупомянутый закон.
Андрей останавливается. Слышу, говорит что-то про очки. Тоже останавливаюсь, чтобы надеть светоотражающую куртку и включить задний красный маячок. Многие из догнавших марафонцев тоже останавливаются и делают тоже самое.
Андрей уезжает чуть раньше. Еду спокойно и не думаю о том, чтобы его догонять. Не надо выплёскивать всё, что имеется. «Догонялки» могут пригодиться в конце, и надо, чтобы силы на них остались. Долго еду монотонно в окружении большой группы велосипедистов. Переглядываемся, вступаем в диалоги, продолжительность которых ограничивается пониманием языка и жестов собеседника. На этот раз у меня часто английский смешивается французским, который я стал понимать чуточку лучше. Слышу комплименты по поводу велоформы российской команды, в которой я еду. Французам нравится, что выполнена она в тональности специальной велоформы для марафона Париж-Брест-Париж. Ну, да. За основу той и другой взяты цвета государственных флагов, а они у нас одинаковы.
Стемнело. Но на дороге светло от многочисленных свежезаряженных велофонарей. А на многих велосипедах в переднем колесе стоят современные динамо-втулки, которые обеспечивают очень хороший свет. Перед глазами изобилие красных огней. Хорошо, что мигалки запрещены на этом марафоне. Иначе здесь была бы такая «новогодняя ёлка», от которой вскружилась бы голова! Следует заметить, что некоторые веломарафонцы применяют чрезмерно яркие красные светодиоды. Им невдомек, что они слепят их товарищей, идущих следом. А глаза нам нужно беречь. Темноты впереди будет ещё много. Надеюсь, что это не только моё мнение и организаторы веломарафонов обратят внимание на этот момент.
На первом, самом продолжительном 140-километровом этапе марафона больших подъёмов немного, но не без этого. Стараюсь, там, где легко, прибавлять скорость, а где трудно, экономить силы и не забивать мышцы ног. Поэтому получается, что еду в большом диапазоне скоростей. Но усилия при этом на подъёмах и спусках, наоборот, находятся в меньшем диапазоне. Вижу, что большинство марафонцев едет не так. На равнине и спусках я выхожу вперёд, на подъёмах ко мне приближаются, а иногда достают и даже обгоняют. И так повторяется долго. Чья тактика лучше? Тех, кто едет, так как я, просто не вижу, потому что с ними не пересекаюсь.
Проезжая населённые пункты вижу много людей, стоящих вдоль дорог. Для них веломарафон Париж-Брест-Париж – это праздник! Они гордятся тем, что маршрут проходит именно через городок, в котором они живут. Они выкрикивают приветствия, машут руками, поют, дуют в дудки, свистят, играют на гармошках, стучат в барабаны, протягивают ладонь, предлагая марафонцам на ходу хлопнуть по ней. Часто предлагают воду – просто попить и даже залить во фляжку. Если оказываюсь один, то они вовремя показывают поворот, не смотря на то, что там висит красноречивая стрелка. От тех, кто успевает прочесть слово «Россия» на моей велорубашке, слышу восторженное: «О! Рюси!» и ещё что-то вдохновляющее вслед. Ехать не скучно!
Поля, просматриваемые сквозь ночь, сменяются густым лесом накрывающим темнотой дорогу. Уже близко Montange-au-Perche, первый контрольный пункт, где будет вода и питание, а на обратном пути и контроль прохождения веломарафона. Уже хочется сделать паузу. Да, последние километров двадцать шел на невысокой скорости. Почувствовал забитость в некоторых мышцах ног, подобрал способ педалирования при котором не чувствуется боль и выгонял молочную кислоту на повышенном каденсе. Меньше, меньше надо позволять себе баловаться на старте!
Предполагаю, что на КП будет много людей, а следовательно, большие очереди. Останавливаюсь, как и многие другие на въезде в городок у кафе, надеясь быстренько взять что-нибудь съестное и заполнить велофляжки, а КП проехать без остановки. Потому здесь записываю время прибытия 1 час 28 минут ночи. Средняя скорость движения 25,1 км/час. Это значит, прибыл на семь минут раньше запланированного времени.
Но не получается быстро. Марафонцев много, а продавцов мало. Появился человек, видимо с КП, который стал призывать участников марафона проехать ещё полкилометра до контрольного пункта и не терять здесь время. Думаю, что это больше связано с конкуренцией. Ведь и здесь и там, марафонцы покупают продукты.
Минут пятнадцать потеряно. Доезжаю до КП, ставлю велосипед на стоянку. Здесь действительно много народа, но очередей нет, потому что много точек раздачи питания. За небольшие евро беру сэндвич, сок и воду. Устраиваюсь у велосипеда, перекусываю, заполняю фляжки. Стало прохладней. Надеваю нательную рубашку и наколенники. Этого будет достаточно, чтобы не мёрзнуть остаток ночи.
Отъезжаю в 2 часа 25 минут. Начиная от кафе, почти час ушел на это КП. Итог, на 17 минут отстаю от своего амбициозного графика.
Мой номер участника веломарафона PBP-2017