Вы здесь

Парадоксальные наброски христианской психологии. IV. Мировоззрение личности (М. Л. Солнцев)

IV. Мировоззрение личности

1. Восприятие реальности

Гибкая и надежная конструкция личности – мировоззрение – строится на фундаменте смысла жизни и слагается из материала знаний об основах существования окружающего мира, об особенностях и условиях жизни. Обрывки сведений и личный опыт заменяют многим людям тяжелый багаж образования. Они обладают чувствами и абстрактным мышлением, поэтому обходятся без научных сложностей.


Новости из заоконного мира складываются мозаикой каждого дня, их анализирует ум – по привычке, если нет интереса и собеседников, а общение всегда облегчает анализ и упрощает выводы. Способность к анализу участвует в формировании убеждений, делая их глубже и правильнее.


Восприятие реальности редко бывает однозначным, оно полностью зависит от нравственных установок – особенно жестких доминант, которые у разных народов и общностей имеют отличительные признаки. Даже христианская нравственность не одна и та же в разных странах, но каждый народ привнес в нее что—то свое, частицу соборной души. Поэтому и сама реальность, и ее понимание выглядят весьма колоритно.


Мировоззрение формируется по реакции души на события окружающей действительности. В психике осуществляется сложнейший процесс возникновения убеждений, которые складываются в блоки с механизмами самозащиты, образуя охранный барьер из мощных доминант. Его легко преодолевают эмпирические сведения, приятные для души, иные проходят проверку на соответствие требованиям, а многие блоки информации отвергаются сразу из-за полярного антагонизма с идеологическими доминантами.


Защита мировоззрения бессильна против внутреннего вируса греха, ведь она действует, как иммунная система, по принципу «свой – чужой». Печально, что истина не проходит через защитный кордон атеистических убеждений. В этом неприятии нет парадокса, хотя легко было бы предположить обратное из-за творения души «с натуры» образа и подобия Богу; но в убеждения проник вирус атеизма, своеобразный аналог вируса иммунодефицита, и защита восстала против истины.


Истина одна, а глупых вымыслов много, они легки и прилипчивы, как репьи (права пословица «дерьмо плавает, а золото тонет»).

Реальность мира заняла место истины, ведь она подтверждается органами чувств, приборами и науками, а теории раздвинули ее до бесконечности. Как возразить против такой подмены? – «Где твой разум, человек?» Очень похоже на старый анекдот: «Эй, стойте, не будьте ослом!» – Легко сказать, – пробормотал осел и пустился прочь».


Ожидаемый эффект вызовет следующая фраза в кругу ученых лиц: «мир не только сотворен из ничего, одним словом, он и состоит из ничего»! Эта парадоксальная мысль доказуема с помощью логики и физики, но вызывает подозрение в сумасшествии, поэтому слово «ничего» заменяется на «духовные энергии». План, воля и слово Бога, – вот весь «материал» Вселенной.


В природе бытия на общих принципах и одновременно имеют место быть:


а) объективная реальность – действительность, не зависящая от знаний и приборов наблюдателя, от его изложения и толкования. Она существует по законам Вселенной в неизведанных границах многообразия.


б) субъективная реальность, в которой вся информация из внешнего мира поступает в готовые, отшлифованные воспитанием и образованием формы, и отливается в личные представления согласно мировоззрению. Образы дополняются новым содержанием; так детские книжечки – раскраски у группы детей оживают в различном многоцветье, несмотря на общий сюжет и одинаковую композицию;


в) научная реальность: нечто среднее между двумя предыдущими с опорой на методы научного познания, умозрительные заключения и гипотезы;


г) реальность веры: многозначная панорама мира с вариантами представления о действительности с использованием всей полученной информации. К этой реальности относятся не только различные религиозные представления, но и научные догмы, где недостаток знания восполняется верой: так должно быть, значит, так и есть;


д) истинная реальность: она открывается мудрым в поиске сокровенных начал и причин событий мирской жизни, о ней рассказывает Слово Божие, ее видят христиане с высоты духовного роста. В ее глубины проникали святые отцы и ныне погружаются аскеты и исихасты.


Истинная реальность выражает суть как этого мира, так и Небесного Царства, хотя человеческое знание ограничено просторами земли и окружающего космоса. В общем виде истинная реальность становится видна после познания Бога и плана сотворения мира. Понятно, что пока нам известна только часть, открытая Самим Богом и святыми отцами Православной Церкви.


О виртуальной реальности, воплощенных иллюзиях, подробно рассказывается в следующей главе.


Все формы настоящего бытия похожи, отражают единственный мир, известный людям, но объясняются в индивидуальных интерпретациях. В некотором смысле каждый из нас носит в своей душе целую вселенную автономных представлений.

События нового дня и прошедших лет проживаются и анализируются в чувственных образах души. Редко ее устраивает поступающая информация, редко она бывает согласна с воплощенными решениями и реалиями прошлого. Часто даже в память вносятся поправки и кардинальные изменения: мировоззрение – не стабильный, застывший сосулькой капитал, оно либо нарастает, либо тает в зависимости от накопленного опыта.

Против аргументов невозможности встает вера. Начинается преодоление препятствий, в ход идут все мыслимые средства от манипуляции реальностями до парадоксальных решений: разрубить Гордиев узел, выбить клин клином и т. п. Предмет веры реализуется как молитвой, так и многими трудами.


Каковы принципиальные отличия между силой религиозности и уверенностью?

«Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Марка, 9—23).

В первом случае Господь воздает верующим по силе упования на Него, а в другом варианте есть расчет на собственные способности, впрочем, дарованные опять-таки Богом.


Из наших обрывистых рассуждений становится ясно, что у духовной причины мира и духовной природы мира есть масса доказательств. Все сущее можно считать только условно материальным. Чем значительнее усилия человеческой воли, чем точнее детали плана действий, тем больше вероятность воплощения желания.

Сила духа – воля – поддерживает и укрепляет веру, которая «есть осуществление ожидаемого» (Ев. 11) даже когда не связана непосредственно с упованием на Бога. Обе величины совместно участвуют в созидательных процессах, слитно побуждают человека к решению сложных проблем, ведь духовные начала существуют монолитно. Иногда наблюдаются вера без воли и воля без веры (слепая вера и упрямство), но цельная личность пребывает без таких повреждений.


Это размышление приводит к одному из важнейших законов психологии – закону успеха: результат всегда прямо пропорционален усилию. Всякий разумный план непременно реализуется с равновеликим применением указанных сил, если не мешает тормоз сомнения. Нерешительность не только разрушает веру, но и ослабляет волю. Для преодоления сомнений человек наделен логическим мышлением – разумом.

Конечно же, невозможное – не возможно, многое человек не в силах совершить, даже если вывернется наизнанку. Но зачем ставить фантастические цели, когда в жизни полно реальных забот.


Мировоззрение – сложившаяся система представлений о мозаике реальности, в которую входят усвоенные теории, научные догмы, умозрительные выводы из научных опытов и индивидуального восприятия Истины; в нем отложились доминанты воспитания и образования, а также личный жизненный опыт. Так сложна наша основа; впрочем, характеристика не универсальна: качественный состав мировоззрения зависит от наличия духа, интеллекта и чистоты души.

2. Воплощение иллюзий

«Миражи – это наша жизнь», – поется в известной песне. Действительно, иллюзиями являются многие высшие ценности и цели, от индивидуальных до общенародных.

Американская мечта, выросшая на золотой лихорадке, как зараза, расползлась по планете. Она попала на плодородную, удобренную грехами почву. Другой иллюзорной целью, маниакальной идеей, ведущей к потере собственного «я», утрате телесной и душевной чистоты, стало достижение успеха любой ценой.

Продукция телевидения изобилует «героями», которые ломятся за призраками удачи, по пути сбивая и убивая всех без разбора, но и сами исчезают в миражах. Серийных героев теснят участники зрелищ на любой вкус. Позднее многие реальные жертвы шоумании тоскливо глядят на разбитое корыто своих надежд. Их разочарования не освещаются в СМИ: интересна сама свистопляска, а не похмельный синдром.


Если человек еще без царя в голове, то самый наилегчайший путь к успеху – конечно, исполнение хитов: все поголовно считают себя талантливыми, учиться не надо, главное – понравиться продюсеру. Он научит какой-нибудь песенке, раскрутит в информационном облаке красивого соблазна, рекламы «крутого» образа жизни, а там недалеко – слава, деньги и все тридцать три удовольствия.

С опозданием замечают юные, что их надежды лопаются, как мыльные пузыри, что они уже успели натворить ошибки долгого действия, которые нельзя исправить никогда, но можно привыкнуть к ним и связать в памяти жестким обетом молчания.

Наслаждение славой вызывает иллюзорную эйфорию, ее образы далеки от действительности, они вызывают неутолимую жажду, требуют увеличения дозы восхищения и поклонения перед собственной личностью, стоящей в лучах славы, человек жаждет «продолжения банкета». Поэтому поток дифирамбов – тот же наркотик, а его иссякание сопровождается тяжкими страданиями, жалкими попытками восстановления прежнего уровня величия.


Иллюзии часто путают с объективной и субъективной реальностями, ведь в них также течет жизнь и совершаются события, но уже не в действительности этого часа, а либо в прошлом времени, либо в человеческом воображении. Все это указывает на тесную связь всех возможных реальностей и на единство времени.


Душа, как существо духовной (эфирной) природы, живущее вечно, игнорирует временные и пространственные границы. В ней явно видится подобие Божие. Но ее силы, обращенные в страсти грехами рода (начиная от Адама), влекут человека на воплощение соблазнов. Она использует тело для испытания ярких ощущений, не заботясь о его здоровье. Страстной душе нравятся измененные состояния сознания и самые разные наслаждения, которые она получает, находясь в теле.

Ей нравится алкогольное и наркотическое опьянение, буйство эмоций коллективного транса на стадионах, танцевального и музыкального транса. Она любит все, кроме рутины. Душа увлекается фантазированием, сказками и сочинением иных миров, в которых происходят придуманные события, – в этом выражается ее творческое начало.

Сильная зависимость от наркотиков и алкоголя у некоторых молодых людей развивается из-за отсутствия в их психике сдерживающих факторов. Их личности еще не сформированы, им неизвестны нравственные нормы, остались не затронуты воспитанием (и не развиты) силы духа – разум, воля и вера. Поэтому они легко и беспрекословно впадают в рабство более сильному притяжению, чем обычные общественные связи. Они поселились в пространстве иллюзий.

Наркотический бред не устойчив, эйфория сменяется видениями фантастических сюжетов или галлюцинациями, отравление сопровождается произвольной смешливостью, сознание отключается, и человек полностью утрачивает контроль над собой. Чаще всего наркоманы используют опиум, являющийся прекрасным лекарством, однако применяемый для опьянения, он становится смертельным ядом. Так показывает свою необходимость мера вещей: польза и вред всякого продукта зависит от цели применения.


Для борьбы с наркоманией среди молодежи требуются методические разработки, как для излечения, так и для воспитания детей – по созданию стойкой доминанты отвращения к синтетически измененному сознанию. Такую доминанту легко внедрить в подсознание (психику) именно в 10 – 12 летнем возрасте.

К сожалению, запретный плод сладок. Поэтому, когда кто-то хочет быстро сгореть в наркотическом бреду, помешать ему, или принудить к жизни по правилам очень сложно: он отравлен эйфорией ИСС.

Стоит повторить, что против наркотической зависимости самым сильным средством является доминанта отвращения (табу) к смертельно опасным синтетически измененным состояниям сознания, а в далеко запущенных случаях – замена их на привлекательные формы сознания (см. в «Истинных началах»). Хочется добавить, что по – настоящему счастлив тот, кто пребывает в душевном спокойствии.


Иллюзорные надежды теплятся даже в душах, обреченных на выживание. Такими людьми были придуманы волшебные сказки. Их, несомых течением реки жизни, не привлекло к уютной пристани. Впереди беспросветное будущее, водовороты, камни и водопады. Вместо расчета планов и исполнения решений, они уходят мыслями в миражи фантастических выдумок. К сожалению, людей без духа очень много, особенно там, где образование на низком уровне, где воспитание сводится к вытиранию носа и запретам.


Простое благополучие начинается в школе с развития интеллекта и накопления багажа знаний, оно создается каждый день упорно и целенаправленно. Нечего кивать на других, успешных: у каждого человека свои условия и обстоятельства, свои возможности. Кто не способен изменить себя, пусть не ждет чудесных перемен. Под лежачий камень вода не течет! «Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (А. М. Горький).


Иллюзии выплывают из действительности и возвращаются обратно. Два этих мира связаны между собой верой в претворение, каждый из них может быть принят за другой, на первый взгляд – за свою противоположность. Дух без разбора активизирует разум на поиск путей воплощения надежд, мысленно обшаривая все реальности.

Хорошо известно, что ленивые мечтания не приносят удовлетворения, отнимают время, входят в привычку и мировоззрение пассивного человека, забирая его жизненную силу. А то, что легко получается, не может стать мечтой. Нетерпение немного напоминает лень, что дало основание появлению такой полусерьезной фразы: «Лень по-своему прогрессивна, ибо во всем ищет кратчайший путь». Вообще-то она ничего не ищет – ей лень. Такие камни на дороге, Маниловы и Обломовы, существуют по инерции, заблудившись в иллюзиях.


Как вырваться из тумана иллюзий?


А. Деятельное творчество.


Побудительный интерес движения к прогрессу вызывается жаждой улучшения жизни. Одаренные творческим мышлением ученые, дилетанты и самородки составляют формулы успеха, ищут сокровенные начала, открывают тайны мироздания, созидают нечто новое: лекарственные средства, методики исцеления, новые принципы построения движителей, находят новые источники энергии, способы повышения урожайности сельско – хозяйственных культур и многое другое.


Ошибаясь и попадая в тупики, эти пытливые люди всё же продвигаются вперед; позитивен сам поиск, главный инструмент познания, благодаря которому открываются горизонты новых цивилизаций. Он и есть тот самый философский камень, превращающий металлы и даже идеи в золото нового уровня жизни, в золото благополучия.


Б. Использование в практике принципов благополучия.


В истории народов бережно сохраняются общие принципы благополучия, или добра и пользы. Они создавались Учителями народов в далекие времена изоляции и отсутствия информационных связей. Выше всех доморощенных учений был и остается Закон Божий, несмотря на то, что св. Ярослав Мудрый, Кон-фу-цзы и Будда учили с мудростью. Однако большее доверие люди испытывают к Слову Божию.

Господь Иисус Христос дал человечеству всеобъемлющие принципы благополучия, называемые благой вестью, или евангелием. В евангелии не содержится даже намеков на земное счастье. В пору воплощения Спасителя мира не было ни слова такого, ни понятия. Они появились только в Единой святой соборной и апостольской Церкви.


Индивидуальные ощущения радости и многих удовольствий счастьем не именуются, поскольку оно есть органичное осознание себя частью большого и светлого круга блаженства, в центре которого и в каждой отдельной точке – Бог – Свет, Любовь, Жизнь. Счастье слагается из коллективного испытания радости во взаимозависимости, в совокупности.


Иллюзорен научный поиск бессмертия, атеизм – также безмерная иллюзия.

Помня о неизбежности конца света, зная о его приближении, люди имеют полное право и силы отодвигать его подальше от своего века; Церковь противодействует «мерзости запустения» проведением богослужения в храмах и заботой о духовном здоровье народа. В помощь нам дан Закон жизни – всего 20 заповедей для установления на земле мира, благоденствия и созидания.

Важен не срок второго пришествия Христа, а постоянное неприятие греха на личном и общественном уровне. Православные христиане знают: пока есть жаждущие спасения, нисходит благодатный огонь на Пасху, продолжается литургия и совершаются в храмах святые таинства; но когда иссякнет любовь – извратится вера и наступит конец света. Страшен не Суд Божий, а личный ответ за злые дела.


Исчезновение интереса к синтетически измененным состояниям сознания и другим страстям возможно, если воспитательный процесс будет содержать основы христианской нравственности и созидательные цели.


Комплекс условий благополучия (заповеди Божии) не предполагает иных предложений и разработок – никто не способен соперничать с Богом в создании нравственных законов, никто не должен их придумывать и даже делать попытки. Но переложить древние устои для современного усвоения просто необходимо, что и делается здесь, в теории.

Создатель законов Вселенной не устанавливал режима наибольшего благоприятствования для спекуляции, наживы и обогащения; наоборот, призывал не собирать себе сокровищ на Земле. От экономических иллюзий остались рожки да ножки, т.к. в них бурно разросся грех, рогами расчищающий, а копытами вытаптывающий поле для беззаконий. Сверх-состояния тысяч мультимиллионеров скрывают в себе единственную причину нищеты сотен миллионов их сограждан.


Утопические идеи государственного и общественного устройства переносятся ветрами с материка на материк, из страны в страну. Народы, как подопытные кролики, терпят безумства правителей, испытывающих на них свои идеи. Но остается не затронутой одна реальная проблема: стихийные (бездуховные) люди – постоянная головная боль не только для государственных чиновников всех служб, но и для остального населения. Идеология индивидуализма для них убийственна.

Эффективное руководство на первичном (бытовом) уровне и общинный уклад жизни – вот решение их бесчисленных проблем. Этими средствами обеспечится их право на жизнь и уверенность в завтрашнем дне, создадутся условия для благополучия – через обязательства государства. Из этого примера видно, что идею государственного устройства надо спрашивать у народа!


Малоимущие граждане не могут своими силами обеспечить себя и свою семью, оплачивать дорогостоящие коммунальные услуги по всей вероятности потому, что их отцы и деды не скопили им наследства, отдав жизни за Родину, или потеряв здоровье на службе государству. Эта вопиющая причина – достоверный, хотя и не единственный фактор бедности. Другими причинами являются нестабильность государства, коррупция чиновников и безработица.

Конец ознакомительного фрагмента.