Вы здесь

Папская булла. Глава вторая о том, как была выдана папская булла (Игорь Афонский, 2014)

Глава вторая о том, как была выдана папская булла

Примечание: Булла – булла, буллы, жен (от латинского bulla, буквально шарик, кружочек). Папская грамота, послание (от круглой печати, подвешенной к грамоте).

Снова вернёмся в то самое неспокойное время. Этот маленький европейский городок стоял в самом центре долины края. Горы так тесно обступали долину, что, казалось, никаким холодным и студеным ветрам никак не достать её. Но это совсем не так. Приходила осень, наступал период дождей, и сильные ветра приносили и стужу, и холод. Потом наступала зима, снег падал в долину бесконечной, прямой полосой, пока где-то там, наверху небесный рабочий не захлопнет дверцу, и тогда сугробы встают непроходимой преградой на пути к остальному участку Старого Света. 8 ноября 1476 года было взято Тырговиште. А уже 26 ноября общее собрание знатных людей Валахии избрало Дракулу своим князем.

Небольшая каморка в башне освещена несколькими восковыми свечами. Те размеренно капали в глиняные плошки, обильно залитые водой. Это помещение можно было назвать кабинетом. Обогревалась каморка небольшим очагом, внешне очень напоминающим камин. Дымоход был спрятан в стену. Особого тепла не было, дрова и торф приходилось поднимать слуге вручную, на себе. Тут имелся небольшой топчан, покрытый огромной шкурой медведя. Хозяин сидел в кресле, укрытый тёплым плащом. Он вечно покашливал, сплёвывал сукровицу в платок. На столе лежало много разных предметов. Кубок с перьями, острые ножи для резки бумаги. Рулоны новых пергаментов. Несколько открытых давно книг. Красивая баночка с тёмными чернилами. Ящички с кусочками сургуча, с каменной солью. Табакерки для нюхательного табака и табака, которым можно было заправить длинный чубук, лежащий тут же. Разобранные для чистки детали длинного пистолета, стальной шомпол с костяной рукояткой, мягкие тряпки, олений небольшой рог с порохом и серебряной крышкой, несколько шариков – свинцовых зарядов, новые золотые и серебряные монеты с изображением дракона, какие-то другие украшения и различные безделушки. Шахматные фигуры, но без доски. Доска ещё раньше упала со стола, и её убрал слуга. Короче, стол был завален этой самой мелочью, но ничего это не мешало хозяину. Тот держал в одной руке письмо, а в другой окровавленный платок.

Это была папская булла от папы римского Стикса IV – послание великому господарю Валахии. Письмо было сложено широким рулоном, скреплено тисненным шнуром и золотой печатью, а не как обычно свинцовой латкой. Текст был красиво написан от руки древним готическим письмом с многочисленными сокращениями, без знаков препинания. Каждое слово в начале строки имело специальное украшение в виде херувимов, летящих драконов, развивающихся хоругвей. Такое письмо было трудно читать, сам смысл написанного текста терялся за всей этой заумной казуистикой. Для полной ясности этого послания существовало специальное вложение, такая упрощённая копия, написанная обычными буквами с множеством латинских слов.

Папская булла гласила, что вельможа Влад-3 Басараб из рода Дракул воевода, господарь Валахии, именуемый Цепешом (от слова «править», а не от румынского слова teapa (цепа) «сажать на кол», тот правил Валашией (Валахией) чуть ли не с семилетнего возраста без взрослого регента – родственника), сын Влада II, Почетного рыцаря Ордена святого Георгия (ордена дракона), верного крестоносца и хранителя христианской веры.

Это было форменным лицемерием со стороны первосвященника, потому что монахи – францисканцы того времени не брали с собой православных воинов в «крестовые» походы. Семья Дракула – все были православные, христиане греческой веры, византийского толка. Между тем, именно Влад II долго был сторонником турецкого султана Мурата II, ему пришлось скрываться от венгерского правителя Яноша Хуньяди на турецкой территории и даже выдать там своих сыновей Рада и Влада в качестве добровольного залога.

Дальше в булле шло перечисление остальных громких титулов и названия подвластных земель, которыми владел или правил сиятельный князь. Трансильвания, Валахия и Молдавия – это лишь небольшая часть территорий, относящихся к венгерскому королевству того периода.

«Владел, осенённый рукой Святого Престола Священной католической церкви (надо напомнить, что Влад был православного вероисповедания), в лице папы Римского. И ему даруется божья сила и славные знамения, ибо ведёт он борьбу с приверженцами ада и уготована ему райская жизнь после смерти, и будут прощены ему все уже свершенные и всё будущие грехи, какими бы тягостными они не оказались. Папа молится за раба божьего и посылает ему свой меч, выкованный из сплава серебра в виде небольшого креста».

Индульгенция грехов прибыла с опозданием, князь был ранен в последней смертельной схватке с бесчисленным множеством врагов, и ничего ему помочь уже не могло. Ни переход в другое вероисповедание, ни эти поистине царские почести. Будущее райское времяпрепровождение было на корню прервано обыкновенным дьявольским отравлением. Клыки монстров разорвали одежду, проникли через кольчугу. Лишь только усилия верных слуг спасли господина от мгновенной смерти, они успели отбить упавшее с коня тело. Теперь князь смотрит на документ и понимает, что это уже для него пустая бумага.

* * *

Позже этот документ было решено изъять и ликвидировать. Папа не мог обещать рай тому, кто фактически перешёл на сторону противоположную Святому Престолу. Отряд воинствующих монахов – францисканцев под командованием магистра ордена сжег и уничтожил целое селение. При поисках этой бумаги Магистр Святой Инквизиции сам пытал людей, чтобы отыскать след пропавшего документа, но так ничего и не обнаружил. Слуги позаботились обо всем, вовремя ушли и свидетелей не оставили. Родственники и наследники этот документ, как говорится, и в глаза не видели. И Магистру пришлось уверить папу, что документ был уничтожен вместе с архивом князя во время пожара.

Позже доминиканцы искали буллу, но так же безуспешно.