Вы здесь

Папины детки. Книга для мам про счастливых детей, воспитание и отцовский инстинкт. Несколько важных слов (Мансур Шангареев, 2018)

«Всем привет! Меня зовут Мансур, мне 37, у меня четверо детей, и я хочу пятого», – именно так я начал бы свою речь, попади в анонимный клуб многодетных отцов.


Несколько важных слов

Я не считаю детей основным и единственным достижением в своей жизни, но однозначно это достижение одно из самых важных, а главное – дочери и сыновья для меня – источник счастья и жизненных сил. Ничто так не мотивирует на свершения и покорение новых вершин, как семья и дети. Особенно если их много. Мотивация в четырехкратном размере.

При новых знакомствах после стандартных вопросов об имени, месте работы, марке машины следует вопрос о семье. Поскольку все четверо детей появились у нас в достаточно короткий срок, я имел возможность отследить забавную реакцию на мой ответ, в каждом случае – разную. Так, ответ «У меня один ребенок» – вызывал радушное: «Ммм…» Ответ «У нас двое детей» – сердечное: «Молодцы, здорово!» Сообщение о троих детях – удивленное: «Вау, круто! Как решились?!» А сейчас мой ответ вызывает чаще шок и недоумение, реже – жалость и сочувствие, дальше обычно следует фраза: «Ну что теперь, когда за пятым?» – и нервный смешок от собственной «остроумной» шутки. Почему-то у всех складывается впечатление, что раз уж мы родили четверых, то должны настругать еще десятерых, не меньше! И решить разом все демографические проблемы страны. Кто, если не мы?

Как у любого нормального мужчины, у меня, естественно, есть и другие интересы, увлечения, занятия – помимо детей. Да и работу никто не отменял. Но для меня семья – это надежный, мощный тыл, основное ядро моей жизни. Без семьи все материальное, что у меня есть, резко обесценивается и теряет смысл. Зачем нужен большой дом, если в нем не бегают детские ножки и не раздается звонкий смех? Зачем вкусная еда, если не с кем ею поделиться? Зачем путешествовать, если некому показывать красоту этого мира, не с кем разделить свою радость и эмоции? Чувство наполненности, нужности, целостности можно обрести, только имея семью и детей.

Окружающие люди, видя, сколько времени я провожу со своими детьми, часто удивляются, начинают хвалить меня, восхищаться тем, какой я прекрасный отец, и сетовать на то, что таких отцов сейчас мало… С одной стороны, мне приятно такое внимание, а с другой, не понимаю, не принимаю такой реакции! Неужели для отца любить своих детей и проводить с ними время – это подвиг в наши дни? Неужели мое желание видеть, как они растут, – это что-то сверхъестественное? А то, что я по-настоящему получаю удовольствие от общения со своими детьми, – чуть ли не патология.

Мне кажется, у нас в России сложились две основные стереотипные модели семьи.

• В первой муж и отец – добытчик, деньги зарабатывает. Приходит он домой с деньгами, очень уставший и злой. Дети – кто куда: кто под стол, кто под диван, чтобы ненароком на нарваться на папин ремень. Жена в благоговейном страхе рядом дрожит стоит. Садится муж за стол, кулаком по столу – бах! «Легли, отжались все! Батя пришел! МужЫк!» Дома все по струнке ходят, лишний раз отцу в глаза посмотреть боятся. Поел папа, за телевизор или компьютер сел – отдыхает. Ребенок пикнул – «А ну, тихо все! Где мой ремень?!» Конечно, до игр и занятий с детьми отец не снизойдет – пусть мать воспитывает, его дело – обеспечивать. Если ребенок подойдет и спросит, помнит ли папа, в каком он классе или сколько ему лет, ответа не получит, зато, скорее всего, получит ремня.

• Вторая модель – папа-домохозяйка: он играет, гуляет, занимается с детьми, проводит с ними время. Передник на нем, в одной руке половник, ершик – в другой. Понятное дело, зарабатывает жена, а он так, каблук и тунеядец. Детей воспитывает – хоть пользу приносит.


Это, конечно, очень преувеличенные примеры, но все же. В головах многих не укладывается, что каждому из отцов под силу, несмотря на усталость и работу, проводить время со своими детьми. Отойти от телевизора на полчаса, посадить ребенка на колени, заглянуть в глаза дочке или сыну, спросить, как прошел их день, о чем они мечтают, чем живут. Почитать сказку на ночь, полежать в обнимку: ведь это так круто – заснуть в папиных руках! Чтобы быть хорошим отцом, необязательно тратить много денег – самое лучшее, что может дать отец, – это внимание и участие в жизни своего ребенка.

Не откупайтесь очередной игрушкой, подарите лучше дочке или сыну немного своего времени – и этот подарок будет гораздо ценнее, чем любая кукла или машинка! Вы правда думаете, что кто-нибудь поверит в то, как вам трудно отойти на двадцать минут от компьютера или выключить телевизор, чтобы поиграть со своими детьми? Любовь к ним и семье – самое большое и такое нужное проявление силы и мужества в наше время.


Я всегда хотел большую семью. Нас у родителей – пятеро. Но и это не предел. К сожалению, в нашей стране ужасное отношение к многодетным семьям. «Нарожали» – убийственное слово, ставшее просто девизом противников многодетных семей. Как будто ты спихиваешь своих детей соседке или продавщице из гастронома, что ее это так волнует! Конечно, на все есть свои причины. Не без основания сложился стереотип, что «плодятся» без конца в неблагополучных семьях, где родители – неработающие наркоманы и алкоголики. И что живут они за счет государства на пособия и выплаты (которых я почему-то до сих не видел). Да, жить на пару тысяч в месяц – вы серьезно?

У меня много знакомых прекрасных, счастливых, состоявшихся многодетных семей. Для них, как и для нас, дети – не помеха самореализации, успеху и счастью, а настоящий генератор энергии и сил для счастья и успеха!

…Конечно, дело не только в количестве. Очень важно дать детям правильное воспитание, заручиться их уважением и любовью, суметь вложить в них все самое лучшее, подарить доброе, теплое детство. Я убежден, что это – прямой долг и обязанность обоих родителей. И чем сильнее вы чувствуете себя способными все это дать ребенку, тем больше детей у вас должно быть.

И еще. Не бойтесь рожать много детей – двух, трех, четырех… Не нужно страшиться материальных проблем: каждый ребенок приходит на этот свет со своим уделом, он не съест тарелку супа родителей – он съест то, что принадлежит именно ему. Часто в семьях с каждым последующим ребенком улучшается материальное положение, появляются дополнительные возможности.

Впрочем, большое количество детей – это не только материальные возможности семьи. Это и сложности воспитания, и вечная дилемма, где брать энергию, ресурсы, а главное – время, чтобы все были довольны. И вот тут кроется главный секрет семей, в которых больше одного ребенка. По собственному опыту и опыту многих друзей и знакомых с уверенностью говорю, что с одним ребенком гораздо сложнее, чем с двумя, тремя и более детьми. Почему? Когда ребенок один, ему элементарно скучно, нечем себя занять, он слоняется по дому, пристает к родителям, которые, конечно, не могут играть с ним 24 часа в сутки. У нас четверо детей, и такой проблемы просто нет – дети играют друг с другом, им весело и интересно, старшие дочки вместе, а сын бегает везде за ними как хвостик, пытается тоже принимать участие в играх и развлечениях. Один ребенок часто вырастает эгоистом (пусть немного, но все же, даже несмотря на усилия родителей избежать этого), а когда в семье много детей, каждый ребенок имеет свои обязанности, оказывает посильную помощь родителям, вносит свой маленький вклад в жизнь семьи. К тому же он с детства учится быть терпимее к другим, делиться – будь то кусочек печенья, игрушка или родительское внимание.

Один ребенок в семье – это «пуп земли» и «центр Вселенной», а многодетная семья – это большая крепкая команда, которая идет к своей цели и в которой царят взаимопонимание, уважение, атмосфера сочувствия и, конечно, любовь друг к другу, куда без нее!

Мы на несколько дней отправили дочек погостить у бабушки с дедушкой, и с нами остался один Асад. Мы находились в предвкушении пары спокойных и тихих дней, чистоты дома, беззаботных прогулок с одним ребенком в коляске. Но не тут-то было! В первый же день Асад показал нам все прелести своего характера: сначала у жены начал дергаться левый глаз, потом и я стал заметно нервничать. Когда их было трое, он делал все «за компанию» – играл с сестрами, ел вместе с ними, ложился спать, глядя на них. Было суетно и шумно, но организованно. Когда же сын остался один, он требовал внимания от нас – и это очень выматывало. Выглядело примерно так: целый день он хвостиком ходил или за женой, или за мной – ныл, канючил, дергал за одежду, требуя безграничного внимания к своей персоне, несмотря на то, что внимания ему уделялось достаточно. Есть тоже отказывался – орал, когда давали то, что не нравилось, выплевывал еду. Укладываться спать не хотел категорически. Девочек мы забрали, и конечно, опять стало шумно, но ныть Асад перестал – снова начал играть, есть и спать вместе с сестрами. А мы еще несколько дней восстанавливали свою нервную систему.

Поэтому обращаюсь к мужьям. Если ваша жена с одним маленьким ребенком говорит, что ничего не успевает, не ставьте ей в пример многодетную маму, которая «успевает все»: дети разные, и с одним бывает реально тяжело. Намного тяжелее, чем с двумя или тремя детьми.