Вы здесь

Пантеоны Кремля. Усыпальница русских государей. Архангельский собор (И. Г. Сергиевская, 2013)

Усыпальница русских государей

Архангельский собор

Свидетель истории

Второй по значению кремлевский собор, расположенный на самой кромке Боровицкого холма, посвящен Архистратигу Михаилу – предводителю небесного воинства, победоносному врагу Сатаны и победителю зла, покровителю воинов, русских князей и всей земли Русской.

На Руси Архистратиг Михаил почитался как патрон великого князя и как верховный ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Именно поэтому московский великокняжеский собор, посвященный Архангелу Михаилу, стал родовой усыпальницей династии Рюриковичей и первых царей из рода Романовых. Кстати, обычай погребения в церкви пришел на Русь из Византии, где этой чести удостаивались императоры, высшие сановники и патриархи, то есть те, кто «не умирал и после смерти.

Первая каменная Архангельская церковь была построена в 1333 году по указу великого князя Ивана Калиты, собирателя Русских земель. По замыслу своего основателя, она должна была стать ему последним прибежищем.

Перед смертью Иван Калита принял схиму, поделил принадлежавшие ему земли между сыновьями, а Москву завещал им всем в общее владение как единую и неделимую столицу. Он и стал первым московским государем, погребенным в Архангельском соборе.


Архангельский собор – усыпальница русских государей


Незадолго до своей смерти Иван III решил возвести новый каменный собор на месте храма Ивана Калиты. Он повелел разобрать ветхую церковь и заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. Поэтому устроителем нового собора считался его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен новый храм. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое видное место – на столпе против главного входа в храм. С этого времени вплоть до начала XVIII века собор служил княжеской усыпальницей, а впоследствии и усыпальницей русских государей.

Новый величественный каменный собор был возведен всего за три года, в 1505–1508 гг., итальянским архитектором, известным на Руси под именем Алевиза Нового. При перестройке старого собора останки «прародителей государевых», великих и удельных князей, были торжественно перенесены во вновь возведенный каменный собор, чтобы Архистратиг Михаил, первый хранитель душ человеческих при жизни, стал бы и хранителем их тел.

Главной святыней собора является храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» – одна из самых древних на Руси житийных икон этого небесного стража. По преданию, эта икона была написана в 1399 году по заказу великой княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского, в память о муже и о его победе на Куликовом поле.

Легенды и мифы

Согласно преданиям, незадолго до кончины Евдокия удостоилась видения Архангела Михаила, который возвестил великой княгине о ее скорой кончине и повелел написать его образ. Когда чудесное видение кончилось, Евдокия, ставшая немой от увиденного чуда, знаками показала, что должен быть написан образ Архангела Михаила и трижды отвергала написанные иконы как неточные, пока не принесли такой образ, в котором она сразу же узнала явившегося вестника. К ней вернулась речь, что сочли доказательством истинности изображения.

В среднике чудотворной иконы изображен предводитель небесного воинства – Архангел Михаил, изображенный в воинских доспехах и с мечом в руке. Его мужественная фигура напоминает о долгожданной победе над непобедимым Мамаем. Перед этим образом святому Архистратигу великие князья молились перед военными походами, просили помощи в ратных делах, а также о здравии и исцелении болящих. Это связано с почитанием Архангела Михаила как победителя злых духов, которые считались источником всех болезней.

По преданию, Евдокия поставила явленную ей икону в церковь Рождества Богородицы при своих кремлевских покоях, а потом подарила в древний Архангельский собор, а уже оттуда святыня была перенесена в нынешнее здание собора, где ее поместили в местном чине иконостаса.

Именно здесь, в Архангельском соборе Московского Кремля, великие и удельные князья давали друг другу присягу верности, целуя крест на гробах своих отцов. Русские князья и цари приходили сюда в поминальные дни, когда отправлялись на войну или богомолье, а также во время венчания на царство. В великокняжеской семье было принято перед особенно опасными событиями просить молитвенной помощи у своих умерших предков. Это определило уникальную особенность росписи собора.

В нижнем ярусе росписей над гробницами князей изображены «воображаемые» портреты (в полный рост) князей, погребенных в соборе. Торжественно шествуя к алтарю, они выступают как богомольцы за Русскую землю. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы.

«Портретная» галерея исторических лиц открывается изображением великого московского князя Ивана Калиты и завершается изображением Георгия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного. Все князья изображены в моленных позах и обращены к алтарю, кроме одного – Дмитрия Донского. Рядом с каждым «портретом» – изображение соименного святого в круге.

Интересно, но все московские князья изображены с нимбами, как святые. Нимбы святости здесь не означают, что изображенные на стенах князья причислены к лику святых. Из всех изображенных князей канонизирован лишь Дмитрий Донской, победитель всесильного Мамая. Нимбы в данном случае подчеркивали идею богоизбранности московского правящего дома. На Руси, следуя византийской традиции, с нимбами изображали всех крещеных великих князей и царей. Они, как и праведники, представленные на большой фреске «Страшный Суд» на западной стене храма, наследуют жизнь вечную и предстательствуют перед Богом за своих потомков. Символично, что роспись собора была сделана в 1666 году, в ожидании конца света.

В настоящее время в Архангельском соборе находятся захоронения великих и удельных князей и их ближайших родственников. Здесь же покоятся первые представители династии Романовых, потомки которых три столетия сменяли друг друга на российском престоле. В соборе-усыпальнице находятся 47 гробниц (пять двойных и одно тройное захоронение). Помимо этого в соборе хранятся две золоченые раки – царевича Дмитрия и Черниговских чудотворцев, князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

Над захоронениями, которые располагаются под плитами пола, поставлены высокие белокаменные надгробия, украшенные резным растительным орнаментом и причудливой вязью. Они были установлены в 1636–1637 гг. по велению первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича, взамен прежних, более скромных. При подготовке к празднованию трехсотлетия династии Романовых они были заключены в специальные футляры, их мы и видим сейчас в соборе. Захоронения двух казанских царевичей отмечены только памятными резными белокаменными досками.


Северо-западный и северо-восточный столпы с изображениями святых князей


Части собора:

А – западный портал.

Б – северный портал.

В – южный портал.

Г – жертвенник.

Д – горнее место.

Е – главный алтарь.

Ж – престол.

З – дьяконник.

И – иконостас.

К – царские врата.

Л – придел св. Уара.

М – придел св. Иоанна Предтечи.

Н – лестница на чердак.

О – отопительная камера.

П – кладовая

Р – лестница в ризницу.


Погребения:

1 – Царь Иоанн IV Васильевич Грозный;

2 – Царевич Иоанн Иоаннович;

3 – Царь Феодор Иоаннович;

4 – Вел. кн. Василий II Васильевич Темный;

5 – Вел. кн. Иоанн II Васильевич;

6 – Вел. кн. Василий III Иоаннович, царевич Димитрий Иоаннович;

7 – Вел. кн. Иоанн I Данилович Калита;

8 – Вел. кн. Симеон Иоаннович Гордый;

9 – Кн. Георгий Васильевич Московский;

10 – Вел. кн. Иоанн II Иоаннович Красный;

11 – Св. благоверный вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской;

12 – Кн. Дмитрий Иванович Жилка Углицкий;

13 – Вел. кн. Василий I Димитриевич;

14 – Кн. Иван Иванович Молодой;

15 – Кн. Дмитрий Иванович;

16 – Кн. Андрей Иванович;

17 – Кн. Владимир Андреевич Храбрый;

18 – Кн. Юрий Дмитриевич Звенигородский; кн. Василий Юрьевич Косой; кн. Дмитрий Юрьевич Красный;

19 – Кн. Андрей Дмитриевич Можайский;

20 – Кн. Петр Дмитриевич Дмитровский;

21 – Кн. Иван Васильевич Большой;

22 – Кн. Симеон Иванович Калужский;

22 – Кн. Георгий Васильевич Дмитровский;

24 – Кн. Борис Васильевич Волоцкий;

25 – Кн. Андрей Васильевич Меньшой;

26 – Кн. Иван Владимирович Серпуховской;

27 – Кн. Афанасий-Ярослав Владимирович Малоярославецкий;

28 – Царь Василий Иоаннович Шуйский;

29 – Кн. Владимир Андреевич Старицкий, кн. Василий Владимирович Старицкий;

30 – Кн. Андрей Иванович Старицкий;

31 – Кн. Георгий Иванович Дмитровский;

32 – Кн. Андрей Владимирович Радонежский;

33 – Кн. Андрей Васильевич Углицкий;

34 – Царь Михаил Феодорович;

35 – Царь Алексей Михайлович;

36 – Царевич Алексей Алексеевич;

37 – Царевич Иоанн Михайлович; царевич Василий Михайлович;

38 – Царевич Димитрий Алексеевич; царевич Симеон Алексеевич;

39 – Царевич Илия Феодорович, царевич Александр Петрович;

40 – Царь Феодор Алексеевич;

41 – Царь Иоанн Алексеевич;

42 – Имп. Петр II;

43 – Царевич Петр Ибреимович (Кудайкул);

44 – Александр Сафа-Киреевич, царь Казанский (хан Утемиш-Гирей);

45 – Кн. Василий Ярославич Боровский;

46 – Рака св. кн. Михаила Черниговского;

47 – Рака св. царевича Димитрия Иоанновича;

48 – Кн. М. В. Скопин-Шуйский.


Высокие каменные надгробия русских государей со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей – вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Самым почетным местом погребения была алтарная часть. За ней следовала южная сторона, обращенная в сторону Святой Земли. Наименее почетной в усыпальнице считалась северная сторона. Хоронили в той или иной части собора в зависимости от статуса покойных.

Вдоль южной стены расположены самые древние захоронения, по три в ряд. Здесь погребены московские князья, в том числе победитель Мамая св. Дмитрий Донской и его ближайший соратник, герой Куликовской битвы серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. На Куликовом поле Владимир Андреевич возглавлял знаменитый засадный полк, который сыграл решающую роль в разгроме войска непобедимого Мамая. Именно за эту победу Дмитрий Иванович вошел в историю как Донской, а за Владимиром Андреевичем закрепилось прозвище Храбрый.

Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы. Именно его, всенародного героя, великие князья, а позднее цари и императоры особенно почитали и считали своим небесным помощником в военном деле. По церковному преданию, у мощей святого князя нередко случалось «Чудесное самовозжжение» свечей. Эти свечи долго хранились в соборе, от них многие брали целебный воск и получали исцеление.

Ближе к южным дверям находятся надгробия собирателя Русских земель Ивана Калиты и его сыновей: Ивана Красного, отца Дмитрия Донского, и Симеона Гордого. Летописи утверждают, что князь Семен Иванович беспощадно обходился с врагами, был высокомерен с подвластными ему князьями, за что и был прозван Гордым. Перед смертью великий князь постригся в монахи и сделал духовное завещание, к тексту которого были привешены 3 печати. Оно чудом дошло до наших дней. По словам историков, его «духовная» грамота – первое русское завещание, написанное на тряпичной бумаге, а не пергаменте. В то время как Семен Гордый составлял завещание, в Москве свирепствовала «черная смерть» (занесенная из Индии чума). Именно она унесла жизни всех детей Семена Гордого и его брата Андрея. От нее в возрасте 36 лет скончался и сам князь.


Благоверный великий князь московский Дмитрий, прозванный Донским


Кремлевские тайны

Перед смертью государи часто желали постричься в монашество, т. к. человек, принимающий постриг, полностью очищается от всех накопленных земных грехов. Но для государей это решение было весьма опасно – ведь в случае выздоровления нужно было отказаться от престола. Так, великий князь Семен Гордый перед смертью как можно дольше скрывал от бояр свое намерение постричься. А вот Федор Иванович отказался от пострига, хотя всю жизнь провел в постах и молитве. По традиции после смерти великого князя монашество добровольно принимала его вдова. Исключением были только те случаи, когда у нее оставались малолетние дети. Вдовствующие царицы никогда не выходили замуж снова, в каком бы возрасте они ни овдовели. А вот цари, овдовев, обязательно женились снова.

После смерти Семена Гордого московский престол унаследовал его брат Иван, отличавшийся необычайно красивой внешностью, за что получил прозвище Красный, что значит красивый. Кроме того, летопись называет его «кротким, тихим и милостивым». Отсюда второе прозвище – Кроткий. После его смерти его сын, малолетний Дмитрий (будущий Донской), был оставлен на попечение митрополита Алексия, которому Иван II Иванович поручил управление и охрану княжества.

Наиболее почетные захоронения расположены на солее Архангельского собора близ алтаря. Здесь находится гробница многострадального князя Василия II Темного. Он был дважды свергнут с престола, побывал в плену у татар и предательски ослеплен во время княжеских междоусобиц, из-за чего получил прозвание Темный (слепой). После всех испытаний князь был сослан в Углич и только в 1450-х гг. сумел отвоевать Москву. Василий II присоединил к Москве Суздальское княжество, Муром, Нижний Новгород, а также заставил Псков, Новгород и Вятку прислушиваться к мнению Москвы.

Рядом с Василием Темным у алтаря погребен его знаменитый сын, великий князь Иван III, принявший титул государя всея Руси. Желая сделать Кремль своей достойной резиденцией, он предпринял грандиозную перестройку Кремля, его стен и башен и пригласил в Москву лучших европейских мастеров. По проектам приглашенных итальянских зодчих были возведены Успенский и Архангельский соборы, знаменитая Грановитая палата и Казенный двор, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. И, главное, были возведены новые неприступные каменные стены и башни вокруг самого Кремля.

После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог Иван III объявил себя наследником византийских василевсов и принял в герб византийского двуглавого орла, поместив его и на одной из сторон государственной печати. На ее лицевой стороне был изображен древнейший герб Московского княжества – всадник, поражающий дракона, а на оборотной – двуглавый орел, символизирующий верховную власть.

Некоторые исследователи считают, что Софья Палеолог привезла с собой не золотого орла – эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии. Две головы двуглавого орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также симфонию духовной и светской власти.

Головы «русского» двуглавого орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ православия и меч как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства. В это же время была составлена мифическая генеалогия, выводившая родоначальника русских князей Рюрика от римского цезаря Августа.

Великий князь, стремясь закрепить права великих московских князей на престол, всячески подчеркивал их независимость и преемственность их власти от византийских императоров. Он сам выбрал наследника престола – 15-летнего внука Дмитрия, и решил венчать его на престол по византийскому образцу, как некогда в Византии венчали императоров. 4 февраля 1498 года в Успенском соборе Московского Кремля при огромном стечении народа было совершено первое в истории Российского государства венчание на великое княжение. Иван III торжественно объявил своего внука Дмитрия наследником престола и собственноручно возложил на его голову золотой венец, получивший с тех пор название – «шапка Мономаха», а на его плечи – драгоценные бармы (медальоны с изображением святых, которые нашивались на специальный круглый воротник), символы власти у русских князей.

Ощутив себя полновластным государем, Иван III отказался платить дань ордынскому хану и растоптал ханскую грамоту прямо на ордынском дворе в Замоскворечье. По преданию, он отпустил одного из послов восвояси, чтобы тот сообщил хану остроумный ответ: «Та курица умерла, которая носила Вам золотые яйца». Ответ поразил современников и стал достоянием потомства. Изографы любили изображать позднее, как гордо и решительно рвет кремлевский властелин ханский портрет; а ведь совсем недавно московские князья должны были опускаться при виде басмы на колени. Так закончилось монголо-татарское иго, длившееся двести сорок лет.

Неожиданно для европейских государств вместо покорной Московии появилось независимое Русское государство, которое сразу же вышло на широкую международную арену. «Изумленная Европа, – писал К. Маркс, – в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена появлением на ее восточных рубежах огромного государства, и сам султан Баязет, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита».


Гравюра из «Космографии» А. Теве

В глазах европейских правителей великий князь Иван III предстал преемником власти византийских императоров и римских цесарей


Москва стала могущественным центром собирания Русских земель. А после падения Константинополя виделась прямой преемницей и наследницей Византии, новым Константинополем. Великий князь рассматривался как прямой преемник римских императоров и единственный хранитель истинной веры.

По соседству с Иваном III покоится его несчастный внук – Дмитрий Иванович, который был первым в истории России венчан на царство, но по прихоти судьбы закончил свои дни в княжеской темнице. Здесь же погребен и его сын, Василий III, отец будущего царя Ивана Грозного. Рождению первого русского царя предшествовали трагические и поистине мистические события.

Легенды и мифы

В 1525 году в московском Рождественском соборе была пострижена в монахини жена великого князя Василия III Соломония Сабурова, выбранная в супруги князя из пятисот самых красивых девиц. Прожив с ней более 20 лет, так и не дождавшись наследника, князь решил вступить во второй брак, с молодой княжной Еленой Глинской. Все вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от этого преступного брака младенца, который поразит мир своей жестокостью. Кроме того, некий юродивый предсказал, что в день рождения младенца разразится над Москвой страшная гроза – таково будет его царствование.

По преданию, при постриге опальная княгиня билась, срывала куколь, кричала о вероломстве мужа, так, что боярин Поджогин ударил ее плетью. И тогда Соломония (в иночестве – София) прокляла великого князя и его будущее потомство, воскликнув: «Бог отомстит моему гонителю! Не пройдет и ста лет как от его поганого рода никого не останется!» После пострига опальную княгиню отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, где она прожила 17 лет и была там же погребена. Вскоре ее гробница прославилась чудотворениями и исцелениями, а сама София была причислена к лику святых.

Как и было предсказано, рождение Ивана Грозного сопровождалось мрачными знамениями – ослепительной молнией и невиданной грозой. По Москве поползли слухи: быть царствованию грозовым и кровавым! История лишь подтвердила эти слова. Как и пророчество несчастной Соломонии. Судите сами: вскоре после «скандальной» женитьбы умирает великий князь, его младший сын Юрий, глухонемой от рождения, не оставил потомства, почти все дети Грозного умерли в младенческом возрасте. Старший сын Грозного – Иван был убит обезумевшим от ярости отцом. Средний сын Федор был очень слабым и не оставил потомства. Младший сын Дмитрий страдал «черным недугом» – эпилепсией и вряд ли дожил бы до зрелого возраста, если бы чудом остался жить. Не прошло и ста лет, как древний род Рюриковичей исчез навсегда.

Вдоль западной стены собора погребены удельные князья, близкие родственники государей, те, кто при жизни давал присягу на верность московскому князю. Так, среди прочих здесь похоронены удельный князь Юрий Звенигородский, захвативший ненадолго московский престол, и его сын, злейший враг и противник Василия Темного, Василий Косой, затеявший местную феодальную войну и ослепленный своими противниками.

Вдоль северной стены, по традиции, погребались князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Таковы захоронения опальных князей Старицких, Андрея Ивановича, его сына Владимира Андреевича и его внука Василия, близких родственников Ивана Грозного, а следовательно, возможных претендентов на царский престол. Все они трагически погибли – были казнены, однако удостоены положенной по роду чести быть захороненными в царской усыпальнице.

Кремлевские тайны

Согласно преданиям, своего двоюродного брата Владимира Старицкого царь, подозревая в заговоре, заставил выпить чашу с отравленным вином. Однако это не единственная версия. Так, итальянский наемник Гваньини в своих воспоминаниях сообщает, что Владимиру Андреевичу отсекли голову, а польский проповедник Одерборн – что его зарезали. Иноземцы Таубе и Крузе сообщают, что вся семья князя Владимира была полностью уничтожена.

В знаменитом фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна князь Владимир Старицкий изображен слабым и безвольным человеком, которым манипулируют бояре-заговорщики во главе с его матерью. Заподозрив князя в измене, Иван Грозный обряжает его в свой наряд, надевает ему на голову корону и велит возглавить людей, идущих в храм на молитву. Боясь царского гнева, князь Владимир идет по темному нефу церкви, где один из заговорщиков убивает его ножом. По словам современников, Старицких Грозный ненавидел, именно поэтому их могилы расположены на проходе, без надгробных памятников, так, чтобы их попирали ногами.

Яд и корона

В южной части алтаря, в приделе св. Иоанна Предтечи (небесного покровителя Грозного), располагается гробница первого русского царя Ивана IV и двух его сыновей. Устройство особой усыпальницы в самом почетном месте собора было начато еще при жизни Ивана Грозного и связано с принятием им царского титула, который позволил государю занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, так как великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» – как «император». Таким образом, русский самодержец вставал вровень с императором Священной Римской империи. Кроме того, став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над именитыми и знатными боярами, а также многочисленными удельными князьями, в том числе и потомками великих князей. Кроме того, «Боговенчанный» царь считался Помазанником Божьим, наместником Бога на земле, и восстать против него значило совершить грех не только против власти, но против Церкви и Бога.


Художник Виктор Васнецов изобразил царя Ивана Грозного с его знаменитым посохом, который находится в Оружейной палате Московского Кремля


В середине XVI века здесь была исполнена роспись, ныне это самые древние фрески Архангельского собора. Особенно примечательна композиция на северной стене, представляющая кончину князя в кругу семьи. У ложа умирающего князя в изголовье стоит его старший сын, которого отец обнимает правой рукой за плечи. В ногах сидит княгиня с младшим сыном на коленях. На втором плане изображены ангел и бес, ведущие борьбу за душу умирающего. Исследователи полагают, что на смертном ложе изображен отец Ивана Грозного – Василий III, благословляющий перед смертью своего старшего сына Ивана и царицу Елену с младенцем Юрием (Георгием) на руках.

Несмотря на то, что царь Иван Грозный готовил усыпальницу для себя, первым в ней оказался погребенным не он, а его сын – царевич Иван, павший жертвой отцовского гнева. Здесь же, рядом с могилами отца и брата, погребен другой сын царя, Федор Иванович, на котором прекратился легендарный род Рюриковичей.

По одной из версий, смерть старшего сына так потрясла Ивана Грозного, что он задумал сотворить ему память с невиданным размахом: не только устроить величественную гробницу, но и переосвятить придел во имя своего ангела (Иоанна Предтечи) в придел во имя ангела умершего сына (Иоанна Лествичника). Переосвящение в древности не означало упразднения старого престола, поэтому Иван Грозный вынес престол своей патрональной церкви наружу – в специально пристроенную к алтарям капеллу, служившую как бы продолжением старых соборных алтарей.

Легенды и мифы

По мнению историков, царевич Иван был таким же жестоким деспотом, как и его отец, принимал личное участие в кровавых походах, казнях и расправах. По приказу Ивана Грозного две первые жены царевича были пострижены в монастырь, где и упокоились. Согласно преданию, третья жена царевича, дочь боярина Шереметева, послужила причиной его смерти. По одной из версий, царь Иван Грозный, внезапно зашедший на женскую половину, ударил беременную невестку за «неподобающую форму одежды». На ней было только 3 рубахи, а по тогдашним законам, если на женщине меньше 7 рубах, значит она голая. Мало того, она была с непокрытой головой, т. е. опростоволосилась! В результате удара у Елены случился выкидыш. Сын пытался заступиться за жену, но получил от отца смертельный удар посохом в висок.

Факт убийства царем Иваном Грозным своего сына до недавнего времени казался бесспорным. И никто не задумывался, откуда попал этот факт в историческую литературу. Лишь митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн впервые опроверг эту клевету на царя в своей книге «Самодержавие Духа», где доказал, что царевич умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство. Святитель считал, что «ошибка» возникла из-за недостоверных свидетельств иностранцев. «Начиная с Карамзина, – писал митрополит Иоанн, – русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные «гости»…»

Отцом мифа о «сыноубийстве» был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Ему принадлежит и авторство политической интриги, в результате которой католический Рим надеялся вынудить царя Ивана подчинить Русскую православную церковь папскому престолу. Однако эта авантюра потерпела полный провал, и взбешенный легат сочинил миф о том, что Грозный в порыве гнева убил своего сына. По словам митрополита Иоанна, нелепость версии о сыноубийстве была настолько очевидна, что потребовалось «облагородить» рассказ, так появилась другая сказка – о том, что царевич был убит царем по подозрению в причастности к боярскому заговору.

По мнению историков, лживые мифы были необходимы иностранным историкам не только для того, чтобы выставить царя в глазах потомков кровожадным тираном, но и доказать западному миру, к тому времени «прославившемуся» ужасами инквизиции, что в России порядки не лучше. Так, в 1572 году во время одной Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 80 тысяч протестантов. По подсчетам историков, в «просвещенной» Европе за тот же период казнили более 378 тысяч человек, а в России за правление Ивана Грозного было казнено около 4 тысяч, включая уголовных преступников. При этом именно Грозный, а не европейские государи, остался в мировой истории самым страшным тираном.

В течение долгого времени ученых волновал вопрос: что же на самом деле произошло с царевичем Иваном? Завесу над тайной попытались приподнять судебные медики, которые под присмотром комендатуры Кремля в 1963 году вскрыли четыре захоронения алтарной части Архангельского собора (Ивана Грозного, царевича Ивана, царя Федора и князя Михаила Скопина-Шуйского) и провели тщательные исследования.

По найденным останкам, которые очень хорошо сохранились, известному антропологу М. М. Герасимову удалось создать скульптурный портрет Ивана Грозного. Скульптор первым доподлинно установил, как выглядел легендарный тиран. Исследование скелета царя позволило сделать вывод о его высоком росте – 180 см и дородном телосложении. А его сын, Федор, оказался, напротив, очень маленьким и ширококостным.


Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная профессором М. М. Герасимовым


В ходе исследования усыпальницы по остаткам одежды удалось восстановить погребальное облачение государя. По преданию, Грозного похоронили в схиме, которую на него надели уже после смерти.

Поразительно явное сходство лица царя Ивана Грозного со знаменитой картины Репина со скульптурным портретом Герасимова. Возможно, Репину в минуту высшего откровения явилось лицо Ивана Васильевича, такое, каким оно было в реальности. К сожалению, скелет царевича Ивана почти не сохранился из-за неплотного примыкания крышки к гробу и проникновения воды, поэтому подтвердить полученную царевичем травму судебные медики не смогли. Тайна так и осталась тайной.

Легенды и мифы

По слухам, последние дни жизни Иван Грозный громко звал убитого им сына, разговаривал с ним и практически не вставал с постели. Зимою 1584 года над московским небом появилась яркая «вещая» комета. Больной царь вышел на Красное крыльцо и, изменившись в лице, промолвил: «Вот знамение моей смерти». Мнительный государь приказал привезти в Москву для толкования хвостатой звезды лучших волхвов и ворожей, которые, не сговариваясь, предсказали Грозному скорую смерть и даже назвали конкретную дату – 18 марта 1584 года. Царь пришел в бешенство и пообещал, что сам лично казнит ворожей в указанный день.

С каждым днем здоровье царя заметно ухудшалось. По словам историка Н. Костомарова, в последний год жизни у царя открылась страшная болезнь: какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство, а по монастырям раздавались обильные милостыни. «…Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности… Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее».

По свидетельству иноземцев, 18 марта 1584 года, когда царь, по предсказаниям, должен был умереть, он чувствовал себя вполне здоровым и вовсе не собирался покидать этот мир. По преданию, Грозный приказал сжечь лживых гадалок, но те резонно заметили, что день-то еще не кончился. И действительно: после обеда царь, попарившись в баньке, сел играть в шахматы и, подняв над доской фигуру короля, неожиданно отдал Богу душу.

Внезапная смерть 53-летнего Ивана IV 18 марта 1584 года тотчас начала обрастать слухами. В народе ходили темные слухи, будто царя Ивана задушили ближние люди – бояре Богдан Бельский и Борис Годунов, а возможно и отравили, подкупив врача, лечившего государя. На помощь историкам вновь пришли антропологи и судебные медики, которые проверили версию об убийстве царя.

Проведя исследования царских захоронений, ученые обнаружили, что хрящи гортани Ивана Грозного прекрасно сохранились, и версия об удушении сразу отпала. Однако кости государя содержали мышьяк, свинец и ртуть, что косвенно подтверждало версию об отравлении. Интересно, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, было примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышало нормы. А вот, ртути в царских останках оказалось в несколько раз больше нормы, что явно говорило о хроническом отравлении.

Судебные медики сделали неутешительные выводы: царя Ивана Васильевича и его сына царевича Ивана долго и упорно травили «коктейлем» из мышьяка и ртути. А вот царя Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на русском троне, травили в ускоренном порядке, не утруждая себя имитацией лечения от несуществующего недуга.

Однако, по мнению некоторых исследователей, наличие мышьяка, ртути и свинца в костях еще не доказывает версию об отравлении, так как на основе их в те времена делались многие лекарства. Кроме того, Грозный, отравивший немало бояр, сам боялся быть отравленным. По некоторым данным, он ежедневно принимал небольшие дозы мышьяка, т. к. знал, что к этому яду возникает привыкание и он постепенно перестает действовать.

По другой версии, Грозный, как и его сын Иван, страдая «срамной болезнью» – застарелым сифилисом, лечился препаратами, содержащими ртуть. Этого мнения придерживался и профессор судебной медицины Александр Маслов, который утверждал, что Ивана Грозного не травили, а лечили препаратами ртути (сулемы), которые стали применять на Руси с конца XV века, причем исключительно для лечения «венерических болячек».

По словам Джерома Горсея, лично знавшего русского царя, Иван хвастал тем, что растлил тысячу дев, а пастор Одерборн утверждал, что отец со старшим сыном менялись любовницами и… любовниками. Таким образом, на языке медицины Грозный входил в «группу риска».

По словам медиков, лечение сулемой приводит к хроническому отравлению и патологическому изменению нервной системы, появляется тревожность и чрезмерная мнительность. При передозировке ртути наблюдаются припадки, психическое возбуждение и всевозможные галлюцинации. Именно этим можно объяснить невероятную подозрительность и внезапные вспышки ярости, усилившиеся к концу жизни царя. По словам иноземцев, Грозный страдал припадками, во время которых приходил в безумие, его мучили страшные видения, на губах его выступала пена.

В ходе исследования стало известно, что в последние годы жизни у государя развились мощные соляные отложения в позвоночнике, которые причиняли царю невыносимые боли при каждом движении. Он практически не передвигался самостоятельно, заставляя подданных носить себя вместе с креслом. Кроме того, тело царя Ивана распухло и стало издавать нестерпимое зловоние.

По словам иноземцев, у Ивана Грозного было «загнивание крови», возникшее вследствие «срамной болезни», ртутных мазей и неосторожного проклятия Соломонии. Однако, по мнению современных исследователей, дело не только в этом. Истоки страшной неизлечимой болезни царя нужно искать в тайных планах англичан и личности царского врача, известного мага и колдуна Элизеуса Бомелия, выдававшего себя за искусного чародея, способного отвести порчу и предвидеть будущее.


Надгробия царя Ивана Грозного, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича


Легенды и мифы

По словам Н. Карамзина, «злобный клеветник Бомелий» насылал болезни, составлял гороскопы, учил суеверного царя колдовству и магии, изготавливал особые яды, от которых в страшных мучениях погибали на царских пирах заподозренные в измене бояре. Его ненавидели лютой ненавистью, считая повинным в необузданных жестокостях царя. Поговаривали, что колдун своими «чарами» и интригами внушил царю «свирепство», погубил душу царя и его родичей, отравил не менее 100 заподозренных в измене служилых людей.

Интриги и погубили Бомелия. Он рассказывал царю о неблагоприятном положении звезд, предсказывал всевозможные беды, а затем «открывал» ему пути спасения. В конце концов, царь сам испугался козней своего придворного лекаря и приказал немедленно казнить его. К немалой радости народа «лютый волхв Бомелька» был сожжен заживо на огромном вертеле на Болоте.

Как выяснили современные историки, за Иваном Грозным «приглядывал» еще один шпион английской короны – Джером Горсей, который находился при государе в момент его смерти. Кончилось все это великой смутой. По мнению ученых, англичане, заведомо зная о катастрофических последствиях ртутного отравления: депрессии, мании преследования, бурных приступах сумасшествия, хотели подорвать веру народа в царя как помазанника Божьего, подорвать династию Рюриковичей и тем самым освободить престол для своей марионетки.

Изучение останков бывших правителей Руси поставило перед учеными ряд вопросов, которые до сих пор еще ждут ответа. Так, совершенно необъяснимо необычное положение правой руки Ивана Грозного, поднятой в таинственном, словно проклинающем потревоживших его потомков, жесте. Исследователи выдвинули несколько версий, но остановились на том, что кости сместились из-за наклона саркофага.

Многогранная личность Ивана Грозного всегда вызывала самые противоречивые суждения. Они простираются от оценки Грозного как безумного деспота и одного из самых зловещих тиранов до его апологии в качестве мудрого и справедливого царя-реформатора, наделенного многочисленными талантами и радевшего о благе народном.

«Как человек я грешен, но как царь – свят!» – говорит в фильме Лунгина Иван IV. Удивительно, но в Церкви и около нее существует группа людей, действительно почитающих царя Ивана Грозного как… святого. Многочисленные исторические свидетельства его душевного нездоровья и патологической жестокости объявляются ими клеветой «врагов России». К тому же избыточное количество мышьяка и ртути в его останках трактуется ими как несомненный признак «мученичества» царя. Мало того, некоторые священники настойчиво предлагают причислить царя Ивана Грозного к лику святых. По их настоянию были написаны иконы, изображающие «святого» царя Иоанна IV, однако Патриарх Алексий II открыто выступил против идеи этой канонизации, назвав безумием попытки уравнять «убийц и мучеников, развратников и святых».

После смерти царевича Ивана царь Иван Грозный объявил своим наследником благочестивого царевича Федора, которого больше интересовала духовная жизнь, чем политика. Тем не менее, его правление было достаточно успешным: были возвращены Новгородские земли, присоединена Западная Сибирь и, главное, страна отдыхала от бурных событий периода царствования Ивана Грозного.

Чародейство в царских чертогах

Рядом с гробницей Федора Ивановича, под полом усыпальницы, находится погребальная камера, напоминающая о недолгом захоронении в царском некрополе Бориса Годунова.

Легенды и мифы

Во время венчания на царство Бориса Годунова 1 сентября 1598 года патриарх Иов вручил царю вместе с царскими регалиями специальную соборную грамоту, подтверждающую законность его избрания и венчания на престол. После торжественной церемонии в Успенском соборе пышное шествие отправилось в Архангельский собор, где новый царь усердно молился и просил у предков благополучного правления, затем в Благовещенский собор, и, наконец, через Красное крыльцо возвратился в царские покои, где принимал поздравления и объявлял новые назначения.

В ходе церемонии Борис торжественно поклялся покончить с нищетой народа. Он отказался от всех дорогих даров: золотых чаш, соболей и драгоценных каменей, сказав, что ему приятнее, если народ его будет богаче, чем казна. После чего был дан праздничный пир, который продолжался восемь дней и на который, по словам летописцев, был зван весь народ московский. Для народа было выставлено обильное угощение и огромные чаны со сладким медом и пивом. В честь радостного события преступникам объявили амнистию.

По свидетельству иноземцев, вскоре после восшествия на престол Бориса Годунова над Москвой пронеслась «вещая» комета. Испуганный царь немедленно пригласил немца астролога, который предсказал новому государю царствовать семь лет и посоветовал «хорошенько открыть глаза на тех, кому он оказывает доверие». 13 апреля 1605 г., точно в день, указанный иноземным чародеем, государю стало плохо: из ушей и носа пошла кровь, он лишился чувств и неожиданно для всех умер.


На коронации Борис Годунов торжественно поклялся покончить с нищетой народа


Незадолго до смерти Бориса Годунова, в 1604 году, шах Аббас I прислал в подарок русскому государю роскошный, сказочной красоты золотой трон, прозванный «персидским», который после смерти государя должен был перейти к его старшему сыну Федору. Однако он им так и не воспользовался. Дело в том, что вступление нового царя на престол обычно отделяло от венчания на царство несколько месяцев, так как правление начиналось с траура. По прихоти судьбы, Федор стал царем, но так и не дожил до венчания на царство: он был зверски убит боярами-заговорщиками. По слухам, незадолго перед трагедией в московском небе появилась яркая комета в виде копья, что стало предвестником несчастья.

В 1606 году в угоду Лжедмитрию I тело опального царя Бориса было вырыто и вынесено из Архангельского собора. Для этого с южной стороны придела сделали отверстие, след от которого и по сей день можно определить. Останки ненавистного Бориса, его жены и сына Федора похоронили на самом «убогом» кладбище Москвы, погосте Варсонофьевского монастыря. Позже, при Василии Шуйском, их останки перезахоронили в Троице-Сергиевом монастыре.

Слева от входа в собор похоронен мастер дворцовых интриг, самый противоречивый государь в русской истории, царь Василий Шуйский, возглавивший следственную комиссию по делу о смерти младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Тогда в угоду правительству влиятельный боярин Шуйский авторитетно заявил, что царевич в припадке болезни сам «набросился на нож», то есть погиб из-за несчастного случая. Впоследствии Шуйский неоднократно менял свои показания в зависимости от обстоятельств. Так, в 1605 году, когда Лжедмитрий I приближался к Москве, он перешел на сторону самозванца и заявил, что царевич Дмитрий спасся, а похоронили вместо него какого-то поповича. Однако когда Лжедмитрий получил царский престол, Василий Иванович стал интриговать и против него.

Шуйский начал распускать слухи о том, что якобы «спасшийся» царевич есть «вор и расстрига» Гришка Отрепьев, а настоящий – не погиб, а был зарезан по приказу злодея Годунова. Крамольные речи дошли до самозванца, и уже через три дня после въезда Лжедмитрия в Кремль боярина-интригана схватили. Его объявили виновным в заговоре, приговорили к смерти и даже возвели на эшафот, но перед самой казнью было зачитано великодушное помилование. Опальный боярин был сослан в «показательную» ссылку, а через полгода прощен. Едва вернувшись в Москву, он вместе с боярами организовал новый заговор, на этот раз удачный.

Кремлевские тайны

В ходе беспорядков разъяренная толпа убила Лжедмитрия I и сотни непрошеных гостей – поляков. Шуйский снова целовал крест и клялся, что на престоле самозванец. В результате он вышел из интриги победителем и в 1606 году был «выкрикнут» русским царем.

Новому царю пришлось лавировать, угождать всем. В результате он не угодил никому. Хитрый царь первым делом разослал по стране грамоту, в которой клеймил своего предшественника не только как самозванца, но и еретика и чернокнижника, которому адские силы помогли на время захватить власть. Шуйский откровенно заявлял, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова, а потом низложил его, открыв себе дорогу к престолу.

В мае 1608 года правительственные войска потерпели тяжелое поражение от отрядов Тушинского вора – Лжедмитрия II, и Москва оказалась в осаде. Положение спас близкий родственник царя, 23-летний князь, талантливый полководец – Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.

Вместе с войсками он очистил Русские земли от отрядов мятежников, и в марте 1610-го армия Скопина-Шуйского торжественно вступила в Москву. Жители радостно приветствовали своего освободителя, оказывая ему царские почести, видя в нем нового государя. Но меньше чем через месяц на пиру по случаю победы спасителю Отечества внезапно стало плохо, и после 2 недель страшных мучений он скончался.

После его внезапной смерти по Москве поползли зловещие слухи о причастности к его гибели его дяди – царя Василия Шуйского, увидевшего в народном герое возможного претендента на царский престол. Поговаривали, что Михаил был отравлен женой брата царя – Екатериной. Именно она по указу царя подала ему золотую «заздравную чашу» с вином, в которую был подмешан яд.

Прославленного героя похоронили в почетном Предтеченском приделе у южной стены Архангельского собора. Сделав химический анализ останков Скопина-Шуйского современные ученые подтвердили, что талантливого полководца действительно извели ядом.

После смерти любимого героя народная ненависть к В. Шуйскому усилилась, и 17 июля 1610 года он был свергнут с престола, насильно пострижен в монахи и отвезен «как военный трофей» в Польшу, где вскоре скончался. Там его и похоронили. Только в 1635 году по просьбе нового царя Михаила Федоровича Романова поляки уступили останки бывшего государя для перезахоронения в Москве, в царской усыпальнице кремлевского Архангельского собора.

Рядом с надгробием царя В. И. Шуйского расположены три так называемые неизвестные гробницы. Они без надписей, нет даже преданий о том, кто в них погребен, только в разное время их приписывали разным людям.

Надгробия государей рода Романовых, царствовавших с 1613 года, помещаются у юго-западного и северо-западного столпов. Среди них находятся гробницы: основателя династии – царя Михаила Федоровича, двоюродного племянника Федора Ивановича, последнего русского царя из династии Рюриковичей.


Кума Василия Шуйского, Екатерина, подает прославленному герою Михаилу Скопину-Шуйскому золотую «заздравную чашу» с вином, в котором был подмешан яд


Легенды и мифы

С началом царского дома Романовых связано одно интересное предание. Как известно, Смутное время закончилось избранием нового царя. Им стал 17-летний Михаил Федорович Романов. Через три года, в 1616 году, его мать, царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами решилась устроить смотрины невест, «конкурс красоты» из самых красивых и статных девушек. Обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Но внезапно невеста захворала. Ввиду болезни Собор чинов духовных и светских снял с нее «сан царевны». Между тем Мария выздоровела, однако брак этот так и не состоялся. Его не благословила мать царя, и девушка была отправлена в ссылку.

Спустя время законной супругой русского царя стала родовитая княжна Мария Долгорукова. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. В болезни юной красавицы обвинили московских чародеев, а также лихих людей, «испортивших» ее из-за зависти. Однако летопись называет ее смерть Божьей карой за оскорбление ни в чем не повинной Марии Хлоповой.

В 1626 году царь принял решение о новом браке. В назначенный срок 60 знатнейших девиц в окружении родителей и родичей собрались во дворце. Однако ни одна из родовитых претенденток не остановила на себе внимание государя. Ему приглянулась одна из прислужниц – Евдокия Лукьяновна Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха.

Семейная жизнь Михаила и Евдокии оказалась счастливой. Со временем у них родились три мальчика и семь девочек. Так счастливая случайность, когда взгляд царя остановился на скромной бедной девушке, стала важнейшей в русской истории, более чем на 300 лет определившая судьбу царского дома Романовых.

По соседству с Михаилом Федоровичем погребен его сын, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший». По преданию, именно он начал борьбу с колдовством. Поговаривали, что, когда его невесту, Ефимию Всеволжскую, наговором довели до «падучей болезни» лихие люди, государь приказал начать самое суровое дознание. Дело вели с особым пристрастием и даже сумели выявить виновного – им оказался чародей Михаил Иванов. Кроме того, по обвинению в колдовстве был схвачен князь Воротынский, а вместе с ним еще 15 женок-ведуний. Казнь была лютой – чародеек четвертовали, а потом сожгли.

Конец ознакомительного фрагмента.