Глава V. Тайна работы головного мозга. Открытия академика Павлова
Как видно из небольшого экскурса в западную модель психосоматической медицины, болезнь Софьи объясняется ее бессознательными переживаниями, и от них, якобы вторично, возникли ее телесные болезненные ощущения. А бессознательные переживания появились от внешних конфликтов, которые были (или должны были быть) у Софьи.
Что тут скажешь? Можно согласиться лишь со словами: «Внешние конфликты». А вот как возникают «болезненные телесные ощущения» – совсем непонятно. И физиологических объяснений тому не представлено.
Может быть, подразумевается, что в головном мозге в виде голограмм имеются картинки наших органов, которые сильно искажаются от душевных переживаний – и эти искажения мы начинаем ощущать как болезнь органов? Вроде головы профессора Доуэля в одноименном романе А. Беляева. Ну тогда уж точно все можно относить к психическим расстройствам…
К счастью, по поводу возникновения таких болезней имеются и другие мнения.
В 1904 году академик И. П. Павлов был награжден высшей наградой ученых – Нобелевской премией. Это был факт мирового признания открытий, которые ученый сделал в разгадке тайны тайн – в разгадке того, как работает головной мозг.
14 декабря свою нобелевскую речь он заканчивал словами: «В сущности, нас интересует в жизни только одно – наше психическое содержание. Его механизм, однако, и был, и сейчас еще окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки – все это объединилось, чтобы пролить свет в эту тьму. Но в распоряжении человека есть еще один могучий ресурс: естествознание с его строго объективными методами…»
Возвращаясь к болезни Софьи, я повторюсь, что в ней выделяется два блока ее страданий: с одной стороны – они относятся к психике, а с другой – к физическим страданиям со стороны внутренних органов и органов чувств. И возникли они не случайно. Им предшествовали многочисленные стрессы, нервные и физические напряжения: сложные роды, частые болезни двух детей, смерть отца, тяжелая болезнь матери, сложные взаимоотношения с мужем, напряженная работа главным бухгалтером и многочисленные недосыпания. Все перечисленное годами держало ее нервную систему в возбужденном перенапряженном состоянии. В итоге возникла эта болезнь.
Но кроме этого, надо сказать, что блоки из этих страданий не являются изолированными. Между ними существует физическая связь, которая в виде нервных волокон объединяет работу головного и спинного мозга, вегетативных узлов, внутренних и наружных органов.
Поэтому, когда анализ существующих теорий не смог приблизить разгадки болезни Софьи, мне представилось необходимым проанализировать исследования физиологов из разных научных школ, которые изучали механизмы работы нервной системы. Представлялось, что сбой в работе этих механизмов и может стать ключом к разгадке этой болезни. Свои поиски я начал с изучения трудов академика И. П. Павлова.
Электрические приводы головного мозга
Для того чтобы было понятным, что вся деятельность нашего головного мозга, включая психическую, является материальной и осуществляется она на таком универсальном природном явлении как электричество, – эту тему необходимо начать с понятия об электрических приводах мозга.
Уже потом на этой основе возникают нервные связи, которые Павлов называл рефлексами. Каждый нейрон (нервная клетка) в покое имеет постоянный электрический заряд. Его величина составляет 50–80 микровольт. Из этих электрических зарядов все 14 миллиардов нейронов создают электрическое поле мозга, которое можно исследовать с помощью электроэнцефалографии. Все нервные центры коры постоянно получают огромное количество возбуждающих сигналов из органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Точно так же мозг получает возбуждающие сигналы из внутренних органов. Слова тоже являются возбуждающими сигналами для нейронов коры больших полушарий мозга.
Все сигналы в клетке больших полушарий приходят в виде электрических импульсов. Далее эти импульсы соприкасаются с зарядом нейронов. И тогда в каждом нейроне возникает возбуждение и переработка пришедших сигналов. А затем по нервным волокнам электрические разряды нейронов покидают мозг. Они несут в себе приказ исполнителю о выполнении определенных действий. К примеру, о том, чтобы синтезировать определенные вещества или привести в тонус какие-то мышцы. Таких действий нейроны коры больших полушарий выполняют миллионы раз в течение дня. Для них это постоянная элементарная деятельность. И Павлов об этом хорошо знал.
Однако при анализе результатов своих опытов он не пользовался термином «электрические импульсы». А называл все одним словом – «рефлекс». Оно больше подходило к тому, что он изучал, – к высшей нервной деятельности.
К примеру, Павлов показывал собаке миску с едой. Образ этой еды распознавался в ее затылочных долях мозга. Оттуда электрическими импульсами информация о еде передавалась в подкорковый пищевой центр мозга, а от пищевого центра – опять же электрическими импульсами – отправлялась команда к слюнным железам: выделить слюну.
Конец ознакомительного фрагмента.