5. Раздорская переправа и 98 омпмб. Захват Ростова на Дону немецкими войсками
Красноармеец Василий Паниотов прибыл из госпиталя Новошахтинска через Ростов в город Батайск. В конце февраля 1942 года он был приписан к 1614 отдельному саперному батальону, который входил в 26 саперную бригаду в составе 8 саперной армии. Эта армия должна была возвести специальные укрепрайоны на левом берегу Дона и на Кубани. Наступала весна и 6 марта батальон получил новые автомобили и был переименован в 98 отдельный моторизированный понтонно-мостовой батальон (омпмб). В конце месяца все саперные батальоны, а их было около двух десятков были передислоцированы в город Новочеркасск. Перед ними штабом армии были поставлены задачи за короткий срок обучить новоприбывших бойцов понтонному делу и своими силами построить деревянный парк. В распоряжение 98 батальона прибыли специалисты понтонёры. Началась учёба по автомобильному и понтонному делу. Здесь так же были организованы курсы шоферов в Новочеркасском автодорожном техникуме, на которых подготовлены были 60 человек. Василий Паниотов получил удостоверение шофёра 3 класса и после экзаменов стал водителем понтонного автопарка. После майских праздников 98 омпмб был передислоцирован на левый берег Дона в городе Ростов в распоряжение Инженерного Управления Южного фронта. Ранее в начале 1942 года командованием Южного Фронта было дано распоряжение 8 Саперной Армии создать с помощью предприятий города Ростова-на-Дону переправочные средства через водные преграды в виде двух понтонно-мостовых парков. Изготовление этих мобильных мостовых сооружений было поручено коллективам Ростовских заводов «Красный Дон» и «Красное Знамя». Авторами проекта были военные инженеры 3-го ранга Сергей Иванович Каныгин, Константин Иванович Куликов и Владимир Власенков. Требовалось изготовить такую конструкцию моста, который выдерживал бы нагрузки от16 до 30 тонн.
При этом парк должен быть транспортабелен, мог перевозиться на автомашинах ЗиС-5 и Газ АА с базовой платформой, не имевших подъемных механизмов. Решение было найдено в виде секций понтонов, из которых собирался мост. После утверждения проекта командованием 8-й Саперной Армии генералами Константином Степановичем Назаровым и Александром Семеновичем Гундоровым парку было присвоено наименование «КМП-26». В кратчайшие сроки было изготовлены 2 мостовых комплекта, которые были переданы на вооружение 97 и 98 понтонно-мостовым батальонам. Эти понтоны были предназначены для сооружения Донского оборонительного рубежа по линии рек Аксай, Дон и Северский Донец.
В ночь на 9 мая в оперативный отдел поступила информация о том, что на Керченском полуострове идут ожесточенные бои с противником, который днем раньше нанес внезапный удар и стал быстро продвигаться вперед в сторону города Керчь, опрокидывая советские войска. Вскоре поступила информация, что три армии фронта 44, 47 и 51-я не смогли отразить удары врага и вынуждены отступать к Керченскому проливу. После массированного авиационного удара немецко-фашистские войска перешли в наступление. Главный удар они наносили вдоль Черноморского побережья Крыма в полосе 44 армии. Прорвав оборону на участке протяженностью 5 км и в глубину 8 км, немцы стали продвигаться к Турецкому валу.
Поздно вечером 11 мая в Краснодар, где размещался штаб Северо-Кавказского округа, позвонил Верховный Главноком Сталин и приказал маршалу Буденному срочно выехать в Керчь, чтобы разобраться на месте и принять необходимые меры. Буденный и адмирал Исаков добрались в штаб Крымского фронта в поселок Аджимушкай.
После донесения Будённого 14 мая получено распоряжение от Сталина, в котором говорилось «…начать отвод войск Крымского фронта на Таманский полуостров».
Оценив создавшуюся обстановку, маршал Буденный отдал Черноморскому флоту приказ: «…1) прекратить отправку морем грузов для Крымского фронта; 2) весь свободный тоннаж, пригодный для переправы через Керченский пролив, немедленно направить в Керчь; 3) дать усиленный конвой из катеров и тральщиков; 4) командир Керченской военно-морской базы контр-адмирал А. С. Фролов назначается начальником переправы; 5) начать эвакуацию тяжелой артиллерии и гвардейских минометов; 6) организовать надежную противовоздушную оборону всех переправ и пристаней».
Василия Петровича Паниотова как опытного шофёра вместе с товарищами отправили из Ростова с машинами и грузом в район Темрюка для помощи организации переправы. Они в течении двух дней находились в пути и прибыли на место командировки 16 мая 1942 года.
Машины заправляются ГСМ в ж.д. тупике. Фото хроники ТАСС.
Тем временем немцы овладели Керчью и начали обстрел переправ из дальнобойной артиллерии. В результате положение на южном фланге фронта значительно усложнилось. Противник стал угрожать вторжением на Северный Кавказ через Керченский пролив и Таманский полуостров. Командный пункт фронта был перенесен на Таманский полуостров 17 мая в поселок Кордон Ильича. С нарастающей тревогой все советские люди следили за событиями в Крыму. Боевая обстановка там развивалась трагично.
21 мая весь Керченский полуостров, кроме узкой полосы восточнее Керчи, откуда войска Крымского фронта пытались переправиться на Таманский полуостров, был захвачен фашистами. Средств и времени для организации нормальной переправы столь огромной массы войск, боевой техники и транспорта через 4 километровый Керченский пролив не было. Немцы продвигались очень быстро и припёрли наши отступающие войска к морю. Под кинжальным огнём из танков и пушек противника части Крымского фронта несли огромные потери в живой силе.
В итоге этого отступления и переправы потери Крымского фронта составили 177 000 убитыми и ранеными. Так же наши потеряли и бросили на Крымском берегу 350 танков, 3500 орудий и минометов. На аэродромах осталось стоять без горючего и сгорело до 400 самолетов.
Форсирование Керченского пролива. Фото хроники ТАСС.
Командующий Крымским фронтом Дмитрий Тимофеевич Козлов из Краснодара дал телеграмму Сталину.
В ней он, в частности, сообщал: «…всего до утра 20 мая через пролив пристаней Чушка, Тамань, Ильича и Темрюк эвакуировано 138 926 человек, в том числе 30 000 раненых. Подсчет общего количества эвакуированных ориентировочный, так как нет точных данных о числе прибывших через пристани Кордон Ильича и Темрюк, а также не полностью учтены одиночки и группы бойцов, переправившихся на подручных средствах. Эвакуированная материальная часть: орудий тяжелых -7, реактивных установок-29, зенитных орудий-15. Подавляющая часть артиллерии и минометов приведена в негодность огнем артиллерии противника и, главным образом, непрерывной бомбежкой скученных колонн на переправах. У остальных орудий изъяты замки и производился подрыв, не исключена возможность оставления противнику отдельных орудий. Части Крымского фронта особенно тяжелые и напряженные бои вели в период 14 по 19 мая, прикрывая эвакуацию главных сил. Хорошо проявили себя, как руководители боев, командующий 51-й армии полковник Котов, командир 77-й горно-стрелковой дивизии генерал-майор Волков, командир 302-й стрелковой дивизии полковник Зубков, командир сводных частей 51-й армии полковник Меньшиков. Отлично дрались пограничники (95-й, 26-й пограничные полки, 26-й Краснознаменный пограничный полк) и 276-й полк НКВД, а также парашютно-десантный батальон фронта». За эту проваленную операцию Козлов был разжалован и снят с должности.
Директивой Ставки ВГК от 19 мая 1942 года Северо-Кавказское направление было преобразовано в Северо-Кавказский фронт с ликвидацией Крымского фронта. Границы нового фронта были определены: «справа- от Верхне-Курмоярской до устья р. Дон, далее по побережью Азовского моря; слева- Лазаревская, Грачевка, Красная Поляна и далее по южной и восточной границам Северо-Кавказского военного округа». После переправы началось доукомплектование полков из наличных сапёрных батальонов, находившихся на Кубани. Им передавалось вооружение и проходило обучение прибывающих в полки людей.
21 мая 1942 года приказом штаб фронта определил новые участки обороны для этой группировки:
«47армия в составе 103 сбр, 32, 33 гв. сд -занимала весь Таманский полуостров;
1 ОСК в составе 113,138, 139, 142 сбр -занимали побережье Черного моря на участке Витязевская-Лазаревская;
51 армия в составе 17 кк, 12, 13, 116 кд, 137 тбр, 91 сд, во взаимодействии с АВФ расположилась по реке Дон на участке Батайск, Азов и побережье Азовского моря на участке Кагальник, Ейск, Приморско-Ахтарская, Темрюк».
Этим же приказом на 110 кавалерийскую дивизию возлагалась рекогносцировка оборонительных рубежей: «…по реке Дон на участке Верхне-Курмоярская-Багаевская; по реке Сал; Малая Орловка, Жеребков, а 115 кд приказано обрекогносцировать оборонительные рубежи на участке Манычская-Батайск».
Василий Паниотов был прикомандирован к 47 армии и в составе саперного батальона выполнял рейсы на автомобиле от Краснодара до Темрюка. Инженерные части на Тамани проделывали огромную работу по устройству железнодорожных путей, которые постоянно атаковали самолёты противника. Они так же ремонтировали пристани и причалы. Постоянной заботой инженеров и понтонёров было изыскание ресурсов в виде брёвен и свай. В этой местности мало было лесов и приходилось очень сильно трудиться при подготовки плавучих средств.
Всегда требовались доски для погрузки и выгрузки войск из которых делали сходни, лестницы, а также лодки и плоты. Он в эти дни не выходил из-за руля сутками и спал даже в машине. Его маршруты были из Темрюка через станицу Голубицкую, Сенную на Тамань вдоль побережья Таманского залива.
8 июня 1942 года фашистский самолёт у хутора Кротков нанёс удар по 3 автомашинам, двигавшимся в сторону озера Тузла. Звено «Мессершмидтов -109» на бреющем полёте неоднократно заходило на наши автомобили. На полном ходу Василий Петрович давил на тормоз и пытался избежать нападения, но был контужен и ранен в ногу осколком от авиабомбы, разорвавшейся недалеко.
Разбитая машина 1942 год. Фото из хроники ТАСС.
После налёта товарищи водители сделали ему перевязку и отправили в тыл. Василий попал на излечение в медсанбат 331 ОМСБ в город Кропоткин стоящий на реке Кубань.
В это время его понтонно-мостовой 98 батальон получил с заводов Ростова элементы понтонного моста.
Боевые друзья Василия Паниотова шофера и понтонёры приступили к сооружению двух наплавных моста через старое и новое русло Дона в районе Нахичевани напротив 29 линии. В состав батальона входили: 2 понтонные роты, технический взвод, зенитно-пулеметный взвод, взвод управления, ремонтно-транспортный взвод, взвод боепитания, взвод фуражного и обозно-вещевого снабжения, а также санчасть. Всего в составе батальона было 430 человек.
97 и 98 понтонные батальоны работали вместе. Они из Ростова перевозили имущество водным транспортом на баржах. 13 июля 1942 года приказом начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта за №120521 комбатам саперных батальонов было предписано «… передислоцировать водным путем 97 и 98 батальоны в г. Белая Калитва. Срок прибытия к месту дислокации 17.07.1942 года». В тот же день после обеда имущество батальонов (переправочный парк КМП-26) с пристани ростовского завода «Красный Флот», было погружено на баржу №29 и отправлено по маршруту Ростов на Дону-Белая Калитва, в сопровождении группы военнослужащих в составе 115 человек. Однако уже в пути следования в связи с изменением оперативной обстановки на фронте, 97 и 98 батальоны получили новый приказ начальника штаба Инженерных Войск Южного Фронта полковника Прошлякова «… 97омпмб навести совместно с 98 омпмб понтонный мост через р. Дон в районе ст. Раздорская с выходом на станицу Семикаракорская, а также навести паромную переправу из парка Н-2-П». Здесь объясню, что понтонный парк «Н-2-П» предназначен для оборудования паромных и мостовых переправ. Этот парк включал 33 носовых и 15 средних полупонтонов, 12 кран-балок, большое количество различного вспомогательного имущества, а также 2 буксирно-моторных катера, 27 навесных моторов. Всё имущество парка делилось на шесть групп: группа понтона; группа верхнего строения; группа аппарели; группа козловой опоры; группа вспомогательных принадлежностей; группа моторных средств.
Далее приведу подробный табель понтонного парка, так как мало кто знает, что сложное инженерное сооружение, состоящее из: «Группа понтона-33 носовых полупонтонов;15 средних полупонтона. Группа верхнего строения-210 полупрогона; 450 щитов настилочных нормальных;48 щитов лобовых;36 досок связи;108 брусов колесоотбойных длинных; 36 брусов колесоотбойных коротких. Группа козловой опоры-6 перекладин козловых;12 ног козловых; 12 шпор козловых.27 кронштейнов пристани (консольных балок Н2П). Группа моторных средств-3 буксирно-моторных катера; 3 полуглиссера. Прочие принадлежности-3 саперных дальномера; 3 гидроспидометра; 6 плавательных костюмов;3 тали цепных 3-тонных, 48 кругов спасательных».
Понтонный батальон на марше. Фото из хроники ТАСС.
Транспортировка парка производилась на оборудованных автомобилях ЗИС-5. В составе 48 специальных автомобилей для перевозки понтонов; 34 специальных автомобилей для перевозки пролетных строений, аппарелей и опор; 3 катерных тягача; 3 полуглиссерных тягача;1 цистерна с горючим. Итого 89 автомобилей.
По прибытию к Раздорской в течении двух дней производилось строительство переправы и переправка людей на левый берег Дона.
На сайте Раздорского Этнографического Музея-Заповедника написано «…переправа была возведена в короткий срок воинами 98 понтонно-мостового батальона под командованием майора Владимира Дмитриевича Епифанова. В её создании принял участие уроженец станицы Раздорской военный инженер Константин Иванович Куликов. В ожесточённых, кровопролитных боях за переправу мужество, смелость и находчивость проявил расчёт противотанкового ружья третьего эскадрона 273 полка,110 кд под командованием сержанта Эрдни Тельджиевича Деликова, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Среди многих воинов, погибших при обороне переправы, были воины 71-й бригады войск НКВД. Известны фамилии только пятерых погибших с 16 по 27 июля 1942 года. Это красноармейцы Г.Л.Марнеев, В.Е.Пискунов, А. Томатов, Я.Ш.Куппершмидт, Н.Ф.Заложков». В наградного сержанта Деликова сказано: «…6 суток оборонял переправу в районе хутора Пухляковского. Немцы под прикрытием большого числа бронемашин, крупных сил авиации стали теснить наши части. Бои приняли исключительно тяжёлый характер. В этот момент сержант Деликов точным огнём уничтожил один за другим 3 немецких броневика и тем создал замешательство в боевых порядках противника. Обозлённые неудачей немцы стали на автомашинах подбрасывать к переправе автоматчиков. Деликов перенеся огонь тремя точными выстрелами поджёг 3 грузовика, уничтожив до 600 солдат и офицеров противника. В момент, когда смелый воин целился в следующую машину, авиабомбой ему оторвало правую ногу, но он успел уничтожить 4 машину где сгорели 15 немецких автоматчиков. Вторая авиабомба оторвала другую ногу. Умирая он отдал своё ружье товарищам чтоб, они продолжали бой».
Была организована переправа паромами под грузы до 30 тонн расширенной площади передвижения. Для увеличения объема перевозок мобилизован 1 пароход Донско-Кубанского пароходства и две баржи. Пароходом переправляли людей, баржами кроме того перевозились повозки и лошади.
Конец ознакомительного фрагмента.