4.Таганрогская операция. 339 сд в составе 56 Ростовской армии
Наш герой Паниотов Василий Петрович новый 1942 год встретил в госпитале в Новошахтинске. В это время на Южном фронте в районе реки Миус 339 СД занимала оборону на восточном берегу реки Миус. Наши лётчики в первый день нового года уничтожили на аэродроме Таганрога где размещались самолёты противника 8 пикирующих бомбардировщиков «Юнкерс 88». Не взирая на шквальный зенитный огонь с земли, они преодолели эту оборону и подожгли самолёты противника. Далее немцы закопали около аэродрома 30 танков в три ряда, для усиления обороны в случае прорыва наших частей. Фашисты в городе Таганрог конфисковали тёплые вещи у населения. Зима дала о себе знать кругом сильный ветер со снегом и мороз 25 градусов. Штаб 56 Армии в середине января переместился в село Синявское. На улице немного в то время потеплело, и немцы на буерах по льду Таганрогского залива совершили разведку к побережью в районе Мержаново-Синявка.
339 СД в течении февраля месяца окапывалась на восточном берегу реки Миус в районе Матвеева Кургана. Батареи пушек и гаубиц 900 артиллерийского полка прикреплённые к Ростовской дивизии постоянно обстреливали высокий берег где держал оборону противник в районе хутора Шапошникова, села Новая Надежда, Александровка, хутора Степановский. Начальником штаба дивизии был временно назначен майор Тетерин вместо убывшего в штаб армии полковника Рыбина. Противник из района хутора Гармаш и Степановский вел периодический артиллерийский огонь по Матвееву Кургану и хутору Колесников выпуская до 50 снарядов в день. В дивизию прибыло пополнение в полки в количестве 254 человека молодых бойцов Ростовской области.
Расположение стрелковых полков 339 сд в январе-марте 1942 года в районе Матвеев Курган. Фрагмент армейской карты.
В район опорного пункта Нов. Ряженский-Копани прибыло 6 штук 122 мм. гаубиц которые окопали на высотках. В конце месяца 1137 сп получил пополнение в 216 бойцов,1135 сп получил 139 человек, которых раскидали по батальонам.
Наступила весна температура стала положительной, все балки в районе обороны были залиты водой. Снабжение полков осуществлялось по дороге Ново-Александровка -Поповка-Матвеев Курган, её видим в середине карты. После поворота на хутор Копани видим высоты, где были расположены 1 и 3 артиллерийские батальоны 900 АП. Именно туда в Таганрогский 1133 стрелковый полк и батальонам артиллерии он подвозил боеприпасы в марте месяце.
2 марта 1942 года Ростовская 339 сд периодически вела ружейно-пулемётный и артиллерийский огонь по пехоте противника. Немцы отвечали с района Бумажной фабрики по северным окраинам Матвеева Кургана, выпустили 7 снарядов, а из хутора Дороганов 15 снарядов. Вторая батарея арт. полка уничтожил до взвода немецкой пехоты в селе Александровка и подавил пулемётный взвод в хуторе Кучкове. В последующие дни полки проводили окопные работы, а артиллеристы обстреливали высоту 105.7. Разведчики Сальского 1135сп ночью сделали вылазку и захватили «языка связиста с телефонным аппаратом», который сообщил что перед фронтом полка на немецкой стороне обороняются 125 пехотный полк. Ростовский 1137 сп соорудил переправу через Миус. Немцы постоянно обстреливали Старую Ротовку и Большую Кирсановку выстреливая до 70 снарядов в день. 4 марта авиация 56 Армии атаковала и подожгла железнодорожную станцию Таганрог. В результате уничтожено было 3 зенитных установки противника и взорван 1 паровоз. В Николаевке разрушена была переправа через Миус и разбито 4 огневых точки. 6 марта в ночь немцы активизировали артиллерийский огонь и выпустили по нашим окопам до 600 снарядов и мин, но их огонь не нанёс никакого вреда нашим бойцам, так как они хорошо были зарыты в землю. В эти дни погода испортилась пошёл сильный снег, который затруднял работу артиллерии. Штаб Южного фронта подготовил наступательную операцию по освобождению Таганрога. Силами 56 армии и 3 стрелковым корпусом, который был придан в распоряжение наступавших. Всем дивизиям было указано форсировать реку Миус и наступать в южном направлении по-западному и восточному берегу. Сводный отряд морской пехоты Азовской военной флотилии выбрасывался через Таганрогский залив в тыл немцам в район Беглицкая Коса. Из Москвы срочно было переброшена по железной дороге танковая бригада в составе 46 танков.
8 марта 1942 года рано утром без артиллерийской подготовки все полки 339 СД пришли в движение и за короткий промежуток времени форсировав Миус подошли к высоте 105.7. На переднем рубеже был батальон старшего лейтенанта Назарова из Таганрогского полка, который вплотную приблизился к высоким скатам между хутором Шапошников и Демидовкой. Встретив сильное огневое сопротивление полки дивизии продвинувшись на 300—500 метров залегли и не смогли развить успех. В районе населённого пункта Ряженная немцы 10 танками и пехотой провели контратаку против 2 сд и разгромили нашу пехоту. Прибывшие танкисты 63 танковой бригады плохо знавшие местность участвуя в бою на участке 30 сд и продвигаясь из Ивановки на хутор Рясный потерпели поражение. Танки двинулись «в лоб узлам сопротивления, подставили себя организованному и массированному противотанковому огню противника. Батальонный комиссар Лысенков, дезориентировал танковые экипажи, сбил из с правильного курса. Танки вышли в полосу своих подразделений и приняв их за вражеские, начали давить гусеницами и расстреливать из орудий и пулемётов». В результате необдуманных действий столичного комиссара «3 танка КВ сгорело,5 КВ подбито, выведено из строя 4 машины Т-34». Погибло на этом рубеже 1020 бойцов 30 стрелковой дивизии.
Наша 339 Ростовская стрелковая дивизия за время 3 дней атаки потеряла до 400 человек. Другой сосед по наступлению 3-й стрелковый корпус потерял 1600 человек. Немцы проводил постоянные контратаки на наши полки как танками, так и пехотой. Наши бойцы проявляли примеры высокого мужества, десять раз вставали на штурм высоты 105.7. Пулемётчики Сальского 1135 полка красноармейцы Пикней и Кучерявый в момент атаки противника подпустили фашистских автоматчиков ближе 100 метров и в упор их расстреляли, уничтожив более 30 немцев. Противник на высоком берегу был «зарыт в землю» и для его уничтожения нужны были гаубицы, а их в дивизии было всего 6 штук. Наши такими средствами не могли разрушить систему обороны фашистов. После артиллерийского огня надо было сразу «идти за снарядами», а пехота поднялась в атаку спустя 15 минут. Из оперсводки нахожу сведения: «…1133 и 1137 сп под прикрытием тумана внезапным броском атаковали с северо-восточной и юго-восточной стороны высоту 105.7, ворвались в передний край окопов противника и выбив его заняли несколько окопов. Противник открыл сильный ружейно-пулемётный огонь по нашим частям. Этим он к вечеру вынудил наши части отойти и залечь восточнее данной высоты в 500 метрах. 1135сп пошёл в наступление на Коммуну Маяк, Демидовка и достиг своим правым флангом водокачки и левым флангом берега Миуса. Дальнейшее продвижение остановлено сильным миномётным и пулемётным огнём и контратакой автоматчиков. Полк вынужден отойти на старое русло реки Миус и занял оборону. Артиллерия вела огонь по огневым точкам в направлении высоты 105.7. Израсходывано 900 снарядов,987 шрапнелей,42 мины. Этим огнём подавлены 3 миномётных батареи противника в балке южнее высоты 114.9, два пулемёта в Демидовке, артбатарея в хуторе Зевинов, уничтожено 4 станковых пулемёта в Шапошникове, миномётный расчёт в Демидовке. Разрушено 2 блиндажа на высоте 105.7, разбито 3 грузовых автомашины со снарядами и уничтожено до 2 рот противника».
Стало очевидно бесполезное движение вперёд на главном направлении и Командарм приказал отвести 339 сд на исходный рубеж. «…1133 сп заняли оборону Колония №3-Старая Ротовка;1135 сп хутор Ротов-Матвеев Курган; 1137 сп хутор Наседкин-высота 102.6.Температура воздуха на 12 марта минус 2 градуса, дороги проходимы. КП дивизии хутор Денисовский. Прибыло пополнение в 230 бойцов и 60 средних командиров. Разведкой установлено что у противника прибыло на передовую 9 танков и 120 автомашин с пехотой». Однажды немцы ротой разведкой пытались окружить боевое охранение 339 сд в районе Старо Ротовка. Этот отряд был вовремя замечен подпущен на 50 метров и встречен ружейно-пулемётным огнём. Другой раз из балки Джереганова вышли 30 танков с поддержкой пехоты и пытались прорваться к высоте между хутором Седовсий и хутором Дахнов. Наши артиллеристы успешно остановили эту атаку. Самолёты противника постоянно бросали бомбы на наши окопы. Группа моряков Азовской военной флотилии в составе 200 человек произвела диверсионно-разведывательный налёт по хутору Рожок. В результате рейда уничтожено 124 немца, ликвидированы 2 пулемёта и прожектор. Наши потеряли 12 человек убитыми,25 ранеными и столько же пропало без вести.
После операции командир Ростовской дивизии полковник Морозов и комиссар Григорьев проводили разбор неудачных атак. Вот некоторые объяснения: «…правильнее всего было наступать цепью, однако наши подразделения наступали кучно, откуда большие потери; пренебрежительное отношение к маскировке; слабое умение командиров управлять боем; неэффективное использование противотанковых ружей; плохо работал штаб дивизии».
В это время начальником штаба 339 СД был назначен Николай Дмитриевич Тетерин которому присвоено звание подполковник. Вместо него на пост начальника 1 отделения назначен майор Казанцев. Полковник Рыбин отбыл в распоряжение штаба армии. Полки Ростовской дивизии вели оборонительные бои и закреплялись на рубежах. 24 марта пришло новое пополнение в 500 человек, которые распределили по полкам. Артиллерия 900 АП вела пристрельный огонь по реперам и пехоте противника. Немцы, одетые в белые маскхалаты и каски, делали вылазки в районе Ряженная, но были отбиты. Попытка прорыва обороны фашистов в районе Матвеева Кургана не удалась и штаб 56 Отдельной Армии согласно директивы Штаба фронта пытается овладеть селом Покровское. Командующий армии был генерал-майор Виктор Викторович Цыганов, начальник штаба генерал-майор Баграт Исаакович Арушанян.
Генерал-лейтенант Виктор Викторович Цыганов, командующий 56 ОА. Фото из архива ЦАМО.
На этом рубеже собралась ударная группа армии в составе: 3 гвардейский стрелковый корпус, 102,13 стрелковые бригады, 2, 347 Краснодарская стрелковые дивизии, 17, 547, 689, 526, 907 артиллерийские полки. Ростовская 339 СД с 2 батальонами противотанковых орудий продолжает оборонять рубеж: Большая Кирсановка-Колония №3-Старая Ротовка-Матвеев Курган-Ряженная-Поповка-хутор Ново Кирсановский.
По железной дороге вели наступление 2 бронепоезда которые курсировали от станции Морской до Синявской. Они помогали 16 стрелковой бригаде которая обороняла восточный берег реки Самбек от Приморки- хутора Мержанова-хутора Приют. В районе Мариуполя в резерве были 2 конных полка со свастикой на рукавах «1500 казаков-добровольцев, националистов из Западной Украины».
Рано утром пока ещё было темно 26 марта 3 ск перешёл в наступление преодолев проволочные ограждения, минное поле и упорное огневое сопротивление противника к 9 часам вышли на рубеж курган Безымянной высоты-высота Соленый.
Наша авиация наносила удары по этой высоте, но иногда путала высоты и попадал по высоте около хутора Бузинов где стояли части 2 сд. Передовым полком был 395 под руководством полковника Амазаспа Хачатуровича Бабаджаняна. Это соединение обходило высоту с севера и сверху немцы начали сильный миномётный огонь. С других высот так же начался артиллерийский обстрел, который продолжался 4 часа. После обеда немцы бросили в контратаку 11 танков из балки северо-восточнее села Троицкое и 15 танков от высоты 79.5 южнее балки Джереганова. Наши начали отходить за высоту Солёный. В этом бою было подбито 6 вражеских танков. Утром следующего дня наши части вторично пошли в атаку.
Немецкие танки стояли на высоте и расстреливали наших из орудий и пулемётов. Авиация противника так же вела бомбометание по восточному скату высоты Солёный. Рота лейтенанта Семина захватила курган севернее отметки 107.6 и держала оборону. Из-за плохой погоды наша авиация не могла поддержать наступавших. Зато немецкий «Хенкель-126» корректировал с воздуха огонь миномётов и артиллерии. Два «Мессершмита-109» на бреющем полёте обстреливал из пулемётов наши боевые порядки.
Наступление наших войск на курган Армянский в апреле 1942 года.
За два дня боёв 102 бригада и 2 сд потеряли убитыми и ранеными 1640 человек. Ночью 30 марта была новая атака на высоту Безымянная, которая не принесла результата. Наши батальоны залегли в 300 метрах от вершины и не могли продолжить наступление. На другой день авиация совершила 72 самолёта вылета по вершинам и уничтожила 5 ДЗОТов, 3 полевых орудия и около 80 человек пехоты. Из-за больших потерь за время операции по 2 апреля 1942 года 56 ОА потеряла убитыми 3649 человек, ранеными 12294 человека. Полки пришлось отводить на исходные рубежи. Наши молодые командиры не умели организовывать слаженное наступление. Солдаты шли вперёд скопом, стихийно, без учёта складок местности. Не удавалось сразу за огнём артиллерии продвигаться на противника. Под миномётным огнём части залегали и лежали часами неся большие потери. Морская пехота шла в атаку в полный рост из-за чего имела много убитых. Противотанковые орудия отставали от наступавших и не помогли остановить танки. Захватив первый ряд окопов, дальше продвижение не проводилось. Это был результат неподготовленности наших частей, солдат и младших офицеров призывали чуть ли не со школьной скамьи и без должной подготовки. Какие мы несли потери в сорок первом году, на рубеже реки Миус, такие же продолжали нести и в следующем.
За период апреля и мая месяца 339 сд вела позиционную оборону. Фашисты то же не спешили в наступление пережидая, когда земля подсохнет и пройдут весенние дожди. Полки продолжали удерживать занимаемый рубеж обороны, совершенствовали его в инженерном отношении, надстраивали накаты на блиндажи и землянки, занимались боевой подготовкой. Некоторые новоприбывшие солдаты из калмыков и казахов не понимали команд, подаваемых при атаке. Им было произведено обучение русскому языку. Новобранцы не могли как следует бросать гранаты и их обучали прямо в окопах. Погиб даже один младший офицер, накрывший выроненную гранату. Наши самолёты бомбили аэродром Таганрога, железнодорожные станции Успенскую, Амвросиевку и так же сооружаемую переправу через Миус в районе села Покровское. На западной окраине Демидовки наша артиллерия накрыла дома с 40 фашистами. Батарея 1135 сп обстреляла село Кучерово где уничтожила блиндаж с живой силой противника. Артиллеристы 900 полка накрыли в районе высоты 82.8 севернее балки Джереганова солдат производивших инженерные работы.
6 мая артиллерия 900 ап северо-западнее села Покровское уничтожила 6 автомашин, подвозивших боеприпасы. Отличились бойцы расчёта: наводчик Кудряшев, заряжающий Фиржев, установщик Христенко. Не только немцы вели огонь по автомобилям, но и наши так же охотились за ними. Группа мото разведчиков 339 сд во главе с замполитом Витченко ночью забросили на передний край противника 650 листовок на немецком языке. Наблюдая за движением солдат было установлено, что они подбирают эти бумаги и даже читают.
19 мая фашисты силами до 2 рот ночью пытались дважды прорваться западнее Матвеева Кургана, но огнём боевого охранения были отброшены. На другой день рота 1135 Сальского полка в районе села Кучерово ночью провела разведку боем, но отступила, убив до 25 солдат противника. Артиллерия уничтожила 4 автомашины с 30 фашистами.
В селе Петровском проводился слёт снайперов всей 56 А, прибыло 57 человек. Среди них были: младший сержант Проскурин из 31 сд уничтоживший за месяц 67 фашистов, и красноармеец Юрик убивший 57 немцев, красноармеец Дамбалян-55 человек противника, рядовой Левченко из 16 сбр-26 фашистов, красноармеец Капов Хазмет из 339 сд-29 немцев. Все эти снайперы за три месяца боевых соревнований уничтожили 750 солдат и офицеров противника, 2 танка, 4 станковых пулемёта,8 миномётов и другой техники.
Фотографий этих снайперов найти было трудно. Эти слёты продолжались в течении всей войны. Ниже приведу очень интересную фотографию сделанную в конце войны женщин снайперов 3 УА которые уничтожили 775 фашистов.
Первый ряд (слева-направо) -гв. ст. сержант В.Н.Степанова, на её счету 20 фашистов. сержант Д.П.Белоусова-80 фашистов, сержант А.С.Виноградова-83 немца.
Второй ряд-гв. мл. лейтенант Э. К. Шибовская-24 фашиста, сержант К.Ф.Маринкина-79,гв. сержант О. С. Маренкина-70.
Третий ряд-гв. мл. лейтенант Н.П.Белоброва- уничтожила 70 фашистов, лейтенант Н. А. Лобковская-89, мл. лейтенант В. И. Артамонова-89,гв. ст. сержант М. Г. Зубченко-83.
Четвёртый ряд-гв. ст. сержант Н.П.Обухова-64 уничтоженных фашиста, гв. сержант А.Р.Белякова-24.
Расскажу о 20 летней Вере Ивановне Артамоновой из Новосибирской области снайпере 2 батальона 64 сп. 21 сд. (на фронте с декабря 1942 года). На снимке она в центре с обаятельной улыбкой. За первый год она уничтожила 30 фашистов и первую награду получила за бои у д. Гатчина. Помимо этого она ещё выносила раненых с поля боя. В январе 1944 года получила орден «Славы 3 ст» она в решающий момент боя подняла роту в атаку. В конце года на её счету было уже 81 уничтоженный немец и получила второй орден «Славы 2 ст». В конце войны создала целый взвод девушек-снайперов и была награждена орденом «Отечественная война 2 ст». Всем взводом они уничтожили 500 солдат и офицеров противника. У самой Веры на счету было 89 фашистов.
Рядом с ней слева 19 летняя Нина Алексеевна Лобковская из Сталинобада Карагандинской области из той же 21 сд,153 сп и к январю 1944 года имела 52 убитых фашиста за что получила медаль «За Отвагу» и потом сразу орден «Красного Знамени». К лету этого года она уже уничтожила 71 фашиста и награждена орденом «Славы 3 ст». Она стала командиром снайперской роты и довела свой счёт убитых немцев к концу года до 87 фашистов, а её подчинённые девушки уничтожили 373 немца. Награждена орденом «Отечественная Война 2 ст», уничтожила пулемётный расчёт и была ранена. К концу войны на её счету было 89 фашистов в том числе 12 офицеров, награждена орденом «Отечественная Война 1 ст».
Вот такие героини русского народа на этом фото и про этих девушек можно писать целую книгу. Первую медаль им давали только к третьему году войны за 50—70 убитых немцев.
Девушки-снайперы 3 Ударной Армии. Фото из частного архива.
Продолжу про героев донских степей. Наступило лето 1942 года. Полки 339 Ростовской стрелковой дивизии продолжали удерживать восточный берег реки Миус. Наша авиация по ночам на тихоходных самолётах производила бомбардировку районов Неклиновка, Ряжная, Покровского. Пока было затишье штаб армии проводил проверки обороны и выдал оперативную директиву под №00170. В ней были указаны выявленные недостатки, по результатам которых были поставлены задачи, которые необходимо было выполнить. В числе задач было приказано: опорные пункты обороны эшелонировать в глубину, так же широко применять противотанковые и противопехотные препятствия. Требовалось соблюдение маскировки боевых порядков с воздуха. Было указано вывести штабы полков из населённых пунктов в поле и маскировать их.
В этой главе я рассказал про дивизию в которой воевал и получил ранение Василий Паниотов. Он поправлялся в госпитале и после выписки был отправлен из Новошахтинска в Батайск на переформирование. Там в феврале-марте 1942года собирались 26 саперная бригада, для подготовки новых оборонительных укреплений и переправ через Дон в случае отступления наших войск. Василий, проезжая на поезде через Ростов встречался на железнодорожном вокзале со своей женой Анной Яковлевной. Об этом она рассказывала мне за год перед смертью.