Строительство военного флота в Воронеже
Еще в отроческие годы Петр понял, что великая держава, а именно великой и влиятельной хотел видеть Россию молодой царь, не может существовать без военно-морского флота и, соответственно, без омывающих европейские берега государства морей. А морей таких у России почти не было. Белое да Баренцево моря с Архангельском не в счет – и далеко они от центральных районов державы, и замерзают надолго. Выход в Азовское и Черное моря перекрыла Турция, завладев крепостью Азов в устье Дона и черноморским побережьем у впадения в море Днепра и Днестра, а берегами Финского залива владела Швеция, безраздельно господствовавшая на Балтийском море. Вот и решил царь добиться для России выхода сначала в Азовское и Черное моря, а потом и в Балтийское. Для решения первой задачи надо было строить флот в Воронеже, от которого до Азова по Дону рукой подать. Он уже пытался отвоевать Азов у Турции в 1695 году, да без флота этого ему добиться не удалось. Турецкий гарнизон, окруженный русскими войсками с суши, получал подкрепления с моря продовольствием, боеприпасами и живой силой. Поэтому в следующем после неудачного Азовского похода году царь Петр начал в Воронеже строить военные суда различных типов и разного назначения.
Корабельную верфь царь разместил на правом берегу реки Воронеж вблизи от Успенской церкви. Построена церковь была задолго до рождения будущего царя-реформатора, а в то время, когда он начал строить флот, церковь была составной частью Успенского монастыря. Строилась она деревянной, а вот когда она стала каменной, точно не известно. Однако, есть основания считать, что перестроили ее или перед самым приездом Петра в Воронеж, или в начале XVIII века, в самый разгар кораблестроительных работ.
Вскоре Успенский монастырь стал мешать расширяющемуся строительству флота. Петр закрыл монастырь, объединив его с расположенным поблизости Алексеевским Акатовым монастырем. А оставшаяся Успенская церковь продолжала использоваться по своему прямому назначению, и в ней при Петре совершались обряды освящения построенных кораблей. Потому и церковь стали называть Адмиралтейской. Вот как она выглядела сто с лишним лет назад.
Забегая вперед, заметим, что во время празднования 300-летия российского флота в 1996 году прошла официальная передача Успенской церкви в ведение епархии. До этого здание церкви в течение многих лет сначала использовалось для разных хозяйственных нужд городскими властями, а потом долго стояло полуразрушенным. Еще раньше, в советские времена, когда вопрос о передаче Успенского храма епархии еще и не ставился, его решили реставрировать и сохранить как исторический памятник, связанный со строительством военного флота. Средства для этого нужны были большие, так как, мало того, что храм был сильно разрушен, еще и поднявшийся уровень грунтовых вод из-за появившегося к тому времени водохранилища затопил фундамент, и влага поднялась довольно высоко по стенам. Средств, как всегда, долго не находилось, и церковь продолжала разрушаться. В местных газетах появились сердитые и взволнованные письма воронежцев, публиковались предложения по гидроизоляции здания, начался сбор средств жителей и организаций на восстановительные работы. Но деньги все-таки нашлись, и реставрационно-восстановительные работы были произведены. Хотя полной гидроизоляции здания от грунтовых вод добиться не удалось и следы от них и сейчас можно видеть на стенах храма.
Конец ознакомительного фрагмента.