Вы здесь

Палубная авиация во Второй мировой войне. Иллюстрированный сборник. Часть I. Пёрл-Харбор (Александр Брюханов)

Пёрл-Харбор

В 1941 году военно-политическое руководство Японии планировало вступить в войну с США на тихоокеанском театре боевых действий. Тихоокеанский Флот США сосредоточил свои основные силы в главной военной базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. Он представлял серьёзную угрозу планам милитаристской Японии по захвату обширных территорий и ресурсов в азиатско-тихоокеанском регионе.

Автором идеи нанесения внезапного удара по Пёрл-Харбору был командующий японским Объединённым Флотом адмирал Исороку Ямамото, приверженцу морской авиации.


Непосредственной разработкой плана атаки Пёрл-Харбора и организацией подготовки к нему занимался адмирал Ониси, впоследствии ставший организатором атак камикадзе. Уже в январе 1941 года японские лётчики приступили к практической отработке бомбометания и сброса торпед в условиях схожих с теми, что были в бухте Пёрл-Харбора. Все подготовительные мероприятия проводились в условиях строжайшей секретности и всесторонней маскировки.

Командование японского флота хорошо изучило опыт англичан при атаке базы итальянских ВМС в Таранто осенью 1940 года, когда благодаря четко разработанному плану, качественной подготовке и разведке, внезапной атакой небольшого количества палубных торпедоносцев были выведены из строя основные силы итальянского флота.

По опыту англичан для успешного сброса торпед в условиях мелководья в гавани Пёрл-Харбора острова Оаху (на фарватере до 135 метров) авиационные торпеды были оснащены деревянными стабилизаторами, также за счет уменьшения объёма резервуара для сжатого воздуха было увеличено зарядное отделение торпед.

Ударное авианосное соединение возглавил командующий 1-м воздушным флотом вице-адмирал Тюити Нагумо. По требованию адмирала Ониси в него вошли все шесть эскадренных авианосцев японского флота («Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку») на которых было развёрнуто порядка 420 самолётов.

Соединение поддержки во главе с контр-адмиралом Гунити Микава включало 14 крупных надводных кораблей (в том числе два линкора и два тяжёлых крейсера).


Схема атаки Пёрл-Харбора японской авиацией 7 декабря 1941 года


По замыслу командования японского флота ударное авианосное соединение скрытно выйдя на рубеж атаки палубной авиации на удалении в около 230 морских миль от острова Оаху должно нанести массированный удар с воздуха по кораблям, объектам ПВО (в первую очередь по радарам) и инфраструктуры базы, аэродромам морской и армейской авиации США.

Основными ударными самолётами авиагрупп японских авианосцев были палубные пикирующие бомбардировщики «Айчи» D3А1 (по классификации союзников – «Вэл») и палубные бомбардировщики-торпедоносцы «Накадзима» B5N2 (американцы называли его «Кейт»).


Пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A1 «Вэл» с авианосца «Акаги», 1941 года


Двухместный палубный пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3А1 впервые поднялся в воздух ещё в 1936 году и к 1941 году считался уже устаревшим. Это был цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с поршневым звездообразный двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, который позволял развить максимальную скорость полёта в 386 км в час на высоте 3000 м (крейсерская – 270 км в час). Нормальная дальность полёта составляла 1500 км, а практический потолок 8100 метров.


Пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3A1 «Вэл» с авианосца «Дзуйкаку», 7 декабря 1941 года


В передней части фюзеляжа «Айчи» D3А1 над двигателем были синхронно установлены два 7.7-мм пулемёта. В задней части кабины на подвижной установке был размещен ещё один 7.7-мм пулемет, огонь из которого вёл стрелок-радист. Под фюзеляжем пикировщика подвешивалась одна бомба весом до 250 кг. Две бомбы по 60 кг размещались под крыльями.


Пикирующие бомбардировщики D3A1 «Вэл» направляются на Пёрл-Харбор, 1941 год


Пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3А1 в начале сороковых годов 20-го века считался одним из наиболее удачных самолётов своего класса, не смотря на свою относительно малую бомбовую нагрузку, отсутствие броневой защиты и протектированных топливных баков. Пикировщик «Айчи» D3А1 «Вэл» участвовал в боевых действиях до конца второй мировой войны, на завершающем этапе уже с беговых аэродромов в качестве ударного самолёта камикадзе.


Пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3А1 (реплика) на авиашоу, 2014 год


Палубный бомбардировщик-торпедоносец «Накадзима» B5N2 совершил свой первый полёт в 1937 году. Это был трёхместный моноплан с низко расположенным крылом.


Торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт» с авианосца «Акаги»


В 1941 году он считался лучшим торпедоносцем в мире. В начале войны на Тихоокеанском ТВД палубные торпедоносцы B5N2 «Кейт» входили в состав авиагрупп большинства авианосцев императорского флота и вместе с пикировщиками «Айчи» D3А1 «Вэл» представляли основную ударную силу японской морской авиации.


Торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт» (реплика) на авиашоу, 3 ноября 2012 года


Самолёт был оснащен поршневым звездообразным двигателем мощностью 1000 лошадиных сил. Максимальная скорость полёта торпедоносца на высоте 3600 метров составляла 378 км в час, а крейсерская – 259 км в час. Практический потолок самолёта достигал 8260 метров, а нормальная дальность полёта составляла 1990 км.


Торпедоносец «Накадзима» B5N2 «Кейт» атакует торпедой американский линкор «Западная Вирджиния», 7 декабря 1941 года


Торпедоносец был вооружён одним 7.7-мм пулемётом в кабине стрелка-радиста на поворотной установке. Под фюзеляжем самолёта подвешивалась одна бронебойная 800-кг авиабомба или три обычных по 250 кг. Вместо авиабомб на подфюзеляжном держателе со смещением вправо могла подвешиваться стандартная 457-мм авиационная торпеда.

Воздушное прикрытие бомбардировщиков и торпедоносцев осуществляли палубные истребители «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» (союзное кодовое имя «Зеро»). «Зеро» был одним из широко известных и знаменитых японских истребителей второй мировой войны.


Истребитель А6М2b Модель 21 с авианосца «Акаги», Пёрл-Харбор, декабрь 1941 года


Одноместный цельнометаллической истребитель совершил свой первый полёт в 1939 году. Двухрядный поршневой 14-цилиндровый двигатель мощностью 950 лошадиных сил (на высоте 4200 метров) разгонял истребитель до максимальной скорости в 533 км/час на высоте 6000 метров. Время набора высоты в 5000 метров составляло 5 минут и 56 секунд. Практический потолок истребителя составлял 10300 метров, а нормальная дальность полёта 1380 км.


Истребители А6М2 «Зеро» авиагруппы авианосца «Акаги» в полёте


Имея лёгкую конструкцию, мощный двигатель истребители «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» обладали превосходной маневренностью и высокой эффективностью в воздушных боях. За свою маневренность истребители «Зеро» расплачивались полным отсутствием броневой защиты кабины лётчика и жизненно-важных систем и узлов самолёта. У самолёта также отмечалась высокая инертность по крену и медленный набор скорости в пикировании, но в умелых и опытных руках это было мощное и грозное оружие для противника.


Истребитель «Мицубиси» А6М5 «Зеро» на авиашоу в Калифорнии, США, 2012 год


Истребитель «Мицубиси» А6М3 «Зеро» на авиашоу в Японии, 3 июня 2017 года


Истребитель «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» получил мощное вооружение состоящее их двух размещенных в крыльях 20-мм пушек и двух установленных перед кабиной пилота пулемётов калибра 7.7-мм. Под крыльями могли также подвешиваться малокалиберные бомбы (до 30 кг).


Авиагруппа авианосца «Сёкаку» перед атакой Пёрл-Харбора


Воскресным утром 7 декабря 1941 года ударное авианосное соединение японского флота вышло на рубеж атаки 426 км севернее острова Оаху. В 5.30 с авианосцев начали взлетать самолёты первой волны под командованием капитана 2 ранга Мицуо Футида. В неё вошли 43 истребителя «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» с задачей завоевания превосходства в воздухе и блокировки островных аэродромов, 51 пикирующий бомбардировщик «Айчи» D3А1 с 250-кг бомбами, 89 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев «Накадзима» B5N2 (40 из них были вооружены 457-мм торпедами, остальные 800-кг бронебойными бомбами) для атаки кораблей. Всего в её составе было 183 самолёта.


Взрывы на американском эсминце «Шоу»


В 7.15 в воздух поднялась вторая волна в количестве 167 самолётов во главе капитан-лейтенантом Шигеказу Симадзаки. 35 истребителей «Мицубиси» А6М2 «Рейзен» сопровождали 54 бомбардировщика-торпедоносца «Накадзима» B5N2 с бомбовым вооружением для атаки аэродромов и 78 пикирующих бомбардировщиков «Айчи» D3А1 с 250-кг бомбами для ударов по кораблям.

На момент начала атаки в гавани находилось более 54 крупных надводных корабля (в том числе 8 линкоров, 2 тяжёлых крейсера, 6 лёгких крейсеров, 29 эсминцев) с открытыми люками и дверями водонепроницаемых переборок для утреннего осмотра.

Конец ознакомительного фрагмента.