Частный суд
«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Загробная жизнь человека состоит из двух периодов:
1) загробная жизнь до воскресения мертвых и Всеобщего суда – это жизнь души после частного суда. На частном суде определяется «предварительное местонахождение» души.
2) загробная жизнь после Всеобщего суда – вечная жизнь человека. Во второй период загробной жизни все имеют один возраст, по учению слова Божьего.
Душа, переходя в загробный мир, находится там не в каком-то сонном, бессознательном состоянии. Она переносит с собой и все свои страсти, наклонности, привычки, добродетели и пороки. Все особенные ее дарования, которыми она проявляла себя на Земле, остаются при ней.
Душа, после разлучения с телом, два дня бывает на Земле и в третий день возносится к Богу на поклонение; затем в следующие шесть дней бывает в раю и, наконец, далее следующие тридцать дней бывает в аду; и в сороковой день она уже на месте, в состоянии еще не окончательно решенном. Окончательное решение душа получит в день Всеобщего Страшного суда.
Сороковой день, или сорочины, является днем определения участи души в загробной жизни. Это частный суд Христов, определяющий судьбу души только до времени Всеобщего Страшного Суда. Это загробное состояние души, соответствующее нравственной жизни на Земле, не окончательное и может измениться.
Но перед тем как поместиться душе в место вечной жизни, ей предстоит самое серьезное испытание. Когда после смерти душа человека отделяется от тела, она помещается Богом в то место, которое заслужила своими делами на земле. В зависимости от того какие дела душа совершала на земле она попадает в светлое место (рай) или в темное место (ад).
На частном суде будет каждый за себя. Не будет у тебя там никого, кроме твоего Ангела-Хранителя (если ты крещен), кто смог бы тебе помочь. Да и Ангел-Хранитель только сможет рассказать про твои добрые дела (если они были). Не помогут тебе там уже не твои слезы, ни твое раскаяние, ни твои слова, что на Земле тебе никто ничего не рассказывал про это.
Возду́шные мыта́рства – препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к Престолу Божию для частного суда.
По этому пути душу ведут Ангелы. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы – нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список поступков произнесения неправды на мытарстве лжи и т. п.), а Ангелы – добрые дела, совершённые душой при жизни.
В случае, если добрые дела перевешивают злые – душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и Ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же Ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся Ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
1. Мытарство празднословия. Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот
2. Мытарство лжи. Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия
3. Мытарство осуждения и клеветы. Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими
4. Мытарство чревоугодия
5. Мытарство лености. Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений). Ростовщичество, взяточничество.
9. Мытарство неправды. Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы.
10. Мытарство зависти.
11. Мытарство гордости.
12. Мытарство гнева и ярости.
13. Мытарство злопомнения. Питание злобы к людям.
14. Мытарство убийства.
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов.
16. Мытарство блуда. Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения.
17. Мытарство прелюбодеяния. Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие.
18. Мытарство содомских грехов. Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи.
19. Мытарство ересей. Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия. Отказ в милостыни, жестокосердность к нуждающимся.
Душа человека, согрешившего, но раскаявшегося и исповедавшегося в данном грехе на мытарстве, в этом грехе не истязуется. На мытарствах в обвинение души предъявляются неотпущенные, забытые грехи, и даже такие поступки, о греховности которых человек не знал.
Когда прилетает душа к Богу, Бог спрашивает ее о том, как она жила на Земле? Верила ли в Бога, стремилась ли к добру, выполняла ли Божьи заповеди, делала ли добрые дела и каялась ли в своих грехах. И счастлива та душа, что искренне воскликнет: «Люблю Тебя, Отец мой! Всю жизнь искала Тебя и старалась жить так, как Ты учишь. А в чем преступила заповеди Твои святые, в том горько скорбела, каялась, и сейчас скорблю и прошу Твоей милости!» И услышит она ласковый голос Небесного Отца: «Войди в радость Мою!» И полетит она в место вечного добра, любви и света – место, где она всегда будет пребывать с Богом и с такими же светлыми душами других добрых людей. То место называется рай небесный, или Царство Небесное, и там всегда такая радость, которую на Земле и представить невозможно. Вот ради этого и стоит жить, и стоит учиться быть христианином – это и есть спасение души!
Но Небесный Отец не примет к себе душу, которая не любила Бога, не верила Ему, не слушалась в своей земной жизни Его законов. Такая душа помещается в пропасть, в место вечного страдания, в ад. Туда, где. Но и это еще не все: там живет жуткое чудовище – дьявол и его бесы. Они нападают на всех, кто попал к ним, и мучают их.
Разве может подняться в небо легкий воздушный шарик, обляпанный грязью? Так и твоя душа после смерти, если на ней останутся нераскаянные грехи, не сможет подняться в Небо, а полетит вниз – в ад.
Один христианин попросил священника:
– Скажи мне что-нибудь в наставление.
Священник ответил:
– Имей такие помышления, какие имеют преступники, заключённые в темнице. Они постоянно осведомляются: где судья? когда придёт? и от отчаяния – плачут.
Так и христианин непрестанно должен внимать себе и обличать свою душу, говоря: «Горе мне! Как предстану я на суд Христа? Что буду отвечать ему?»
Если будешь непрестанно занимать себя такими помышлениями, то спасёшься.