Вы здесь

О том, что будет, когда тебя не будет. Как зарождается грех? (А. В. Фомин, 2014)

Как зарождается грех?

Сначала в ум проникает простая мысль о грехе, и если она задержится в уме, то от этого приходит в движение страсть, если не истребишь страсти, то она склоняет ум к согласию, а когда это произойдёт, доводит его до совершения греха делом… Наблюдай за мыслями, ибо если не согрешишь мысленно, то никогда не согрешишь и делом.

Сначала у тебя в голове возникает мысль сделать что-то плохое, короткая идея, помысл, то есть как бы своя мысль, но на самом деле – это мысль, подброшенная тебе бесами. Чтобы не совершить грех, нужно отбросить помысл от себя. Не думать о том, что тебе подсказывают бесы, переключиться на другое. Греховные помыслы должны отскакивать от тебя, как мячики от стенки. Следи за умом, отгоняй мысли, неугодные Богу.

Если ты все же увлечешься греховным помыслом и не отбросишь его от себя, то произойдет мысленное соединение тебя с греховным помыслом, совмещение, сочетание с ним. Т. е. принятие приносимой от врага мысли, удержание ее, согласие с ней, и пребывание ее в тебе (сочетание).

Потом наступает следующий этап – ты мысленно сближаешься с греховным помыслом, соединяешься с ним, и уже благосклонно принимаешь его, склоняешься к тому чтобы поступить так, как внушает вражий помысл (сложение).

После этого наступит полное завладение (пленение) тебя греховными мыслями, мысленное услаждение грехом. Ты как бы мысленно обнимаешься с греховным помыслом, сплетаешься, переплетаешься с ним, (он переплетет тебя, как змея переплетает дерево), он тебя пленяет, берет в плен и ты становишься рабом греха. А дальше раб уже просто выполняет волю своего хозяина – делает то, что говорит ему хозяин. Вот так совершается грех, т. е. само действие греха.


«Грех так многогранен и тонок, что мы обычно и не замечаем его присутствия во всех наших действиях, даже по виду благих» (О молитве. Софроний (архим.) с. 190, Рапе, 1991).