Глава 4
О народонаселении
Вопрос народонаселения и жизненного его пространства при рассмотрении предложенной темы является фундаментом создания и совершенствования общественных отношений. Об этом шла речь в различных публикациях, в том числе и автора этой книги, в которых описана роль семьи, очередные задачи ее в развитии российского общества, пути совершенствования общественных отношений от одного этапа общественной формации к другому. Чтобы не повторять сказанное, я как автор хочу отослать читателя к моим книгам на эту тему: «Берегите Россию», «Россия из глубин веков и сегодня», «Вектор развития», «Гражданское общество России», опубликованные в издательстве «Спорт и Культура – 2000».
Освоение человеком огромных богатств России, уровень территориальной заселенности, принципиальные пути общественного развития волнуют общественность страны. Произошедшие в перестройку движения, перемещения людей из одного региона в другой изменяли обстановку в стране не в лучшую сторону. Многие регионы, особенно Дальнего Востока и северных территорий, в случаях разорения производственного потенциала были покинуты как неудовлетворительные места проживания.
В результате резко сократилась работа по дальнейшему освоению этих территорий, так нужная для укрепления страны, особенно в современных условиях, более того, в ряде мест появилось запустение (одичание) территорий.
Поэтому, не вдаваясь в подробности, уважаемый Читатель, проанализируем эту проблему на современном уровне, рассмотрим ее составляющие и попытаемся ответить на вопрос: Какие организационные и другие меры должны быть приняты для повышения эффективности жизни людей?
Огромные территориальные пространства России ждут своего активного освоения, что невозможно делать без увеличения численности населения. Речь идет об освоении пространства своими силами, а не пришлыми народами, об укреплении экономического развития России как мощного государственного образования.
Перепись населения 2010 года подтвердила, что численность проживающих в России за последнее время заметно уменьшилась. По ее данным она составляет 143 056 тыс. человек. Среди них государствообразующая нация – русские – составляет более 111 млн человек или 80 %. Обращает на себя внимание, что за 21 год после предыдущей переписи (1989 г.) русских стало меньше на 8,8 млн человек. Намечается тенденция уменьшения численности генетически русских людей. Через несколько поколений в России будут проживать все больше не русских, а русскоговорящих людей, сохранивших русский язык и русскую культуру, но это внешние данные. Русскими становятся смуглолицые брюнеты. Сохранить и численно увеличить генетически русских людей в России – проблема уже сегодняшнего дня, которая ждет своего разрешения. Правительственные органы должны обратить серьезное внимание на эту проблему. Это очень важно и принципиально.
Статистические данные России отмечают, что плотность населения в целом по России за 2010 год составляла 8,3 человека на квадратный километр, что само по себе очень низкий показатель. Наибольшая плотность населения в Южном федеральном округе – 38,8 человека на один квадратный километр. Это кавказский регион и его предгорные районы, где хорошие природные условия для развития земледелия и животноводства, которые следовало бы использовать как можно полнее.
В Приволжском федеральном округе плотность населения заметно уменьшается до 29 человек на 1 кв. км. Далее на восток плотность населения резко падает: в Уральском федеральном округе – до 6,8 человек, в сибирском – до 3,8 человек, а в Дальневосточном регионе – лишь 1 человек на один квадратный километр. Здесь же следует подчеркнуть, что и северные районы России также нуждаются в увеличении численности населения, что необходимо для их активного освоения.
Общая площадь территории России составляет 17 098,2 тысячи квадратных километров. По состоянию на 1 января 2011 года сельскохозяйственные угодия России составляли 13 %, леса – 51 %, поверхностные воды, включая болота, – 13 % территории. Расположена она (Россия) на востоке Европы и севере Азии. Омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское); Тихого океана (Балтийское, Черное, Азовское).
Самыми большими островами России являются: архипелаг Новая Земля (82,6 тыс. кв. км), Сахалин (76,4 тыс. кв. км), архипелаг Северная Земля (37 тыс. кв. км). Надо подчеркнуть, что они практически не исследованы, ждут внимания правительственных органов и общественности.
Государственная граница России на северо-западе проходит с Норвегией и Финляндией, на западе – с Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Белорусью; на юго-западе с Украиной; на юге – с Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном и Казахстаном; на юго-востоке – с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической республикой; на востоке (морская) – с США и Японией.
Россия располагает огромными речными просторами для развития судоходства. Самыми длинными реками являются: Лена (3676 км), Енисей (3844 км), Ангара (1779 км), Волга (3694 км), Обь (3676 км), Амур (2855 км). Наиболее крупными озерами страны являются: Байкал (31,5 тыс. кв. км), Ладожское (17,7 тыс. кв. км) и Онежское (9,7 тыс. кв. км). Озеро Байкал является крупнейшим в мире водоемом пресной воды. В связи с чем его роль будет постоянно возрастать как источника чистейшей и более насыщенной кислородом питьевой воды на Земле.
По данным статистической отчетности численность населения России на 1 января 2012 года составляла 143 056,4 тыс. человек. По численности населения Россия занимает 8 место в мире после Китая (1335 млн чел.), Индии (1210 млн чел.), США (369 млн чел.), Индонезии (238 млн чел.), Бразилии (191 млн чел.), Пакистана (165 млн чел.) и Бангладеш (147 млн чел.). За Россией по численности населения идут Япония (128 млн чел.) и Мексика (112 млн чел.).
Тенденции изменения численности населения России на основе проводившейся переписи выглядят следующим образом: с 1897 года до 1992 года численность населения ежегодно росла с 67,5 млн человек до 148,5 млн человек. А с 1992 года до 2009 года она ежегодно уменьшалась и к концу 2010 года составила 141,9 млн человек. Из них проживало в городах и поселках городского типа 73,7 % и в сельской местности – 26,3 %. В России ко всему населению мужчины составляли 46,2 %, а женщины – 53,8 %.
Наблюдается большая пестрота в размещении населения. Самыми крупными мегаполисами страны являются: Москва, где сосредоточено более 12,0 млн человек, и Санкт-Петербург, где проживает 5 млн человек. В Центральном федеральном округе, о нем уже говорилось, лишь в Орловской области численность населения составляет 786,9 тыс. человек, в каждой из остальных же территориях – более одного миллиона. В Северо-западном административном округе – кроме Вологодской и Архангельской областей, в которых проживает по 1,2 млн человек, в каждой из других областей жителей заметно меньше миллиона. В Южном федеральном округе самыми крупными административными территориями являются Дагестан (2,9 млн человек), Ставропольский край (2786,3 тыс. чел.) и Чеченская республика (1269 тыс. чел.). В Северной Осетии—Алании проживают 713 тыс. человек, Кабардино-Балкарии – 859,9 тыс. человек, в республиках Ингушетия и Карачаево-Черкесия – в каждой немного более 400 тыс. человек.
В республике Башкортостан проживает более 4 млн человек, в Нижегородской и Самарской областях – более 3 млн человек в каждой. В Уральском федеральном округе самой крупной областью является Свердловская, где проживает около 4.3 млн человек, затем идет Тюменская с населением почти 3.4 млн человек, Челябинская – почти 3,5 млн человек. В Сибирском федеральном округе за исключением четырех административных регионов: Республики Алтай (население 206,2 тыс. чел.), Хакасия (532,4 тыс. чел.), Тывы (307 тыс. чел.) и Бурятия (972 тыс. чел.), в остальных шести территориях проживает значительно больше.
Так в Алтайском крае население составляет 2419,8 тыс., Красноярском – 2828,2 тыс., Кемеровской области – 2763,1 тыс., Новосибирской – 2665,9 тыс., Иркутской – 2428,8 тыс., Омской области 2 млн человек, в остальных более чем по миллиону. Самым слабозаселенным и экономически слаборазвитым регионом страны является Дальневосточный федеральный округ. Здесь лишь две территории: Хабаровский край с населением около 2 млн человек и Амурская область, где проживают 1343,9 тыс. человек, находятся на уровне уральских регионов. Все остальные области имеют очень мало населения.
Для полноты картины демографических изменений в стране рассмотрим данные за 20 лет.[1]
Особенно быстро сокращалась численность населения начиная с 1992 года за счет резкого сокращения естественного прироста, что связано с неустойчивыми тяжелыми условиями жизни, разрухой экономики страны в горбачевский период правления, с его перестройкой и прихватизацией. Даже миграционный прирост населения, главным образом русскоязычного из бывших союзных республик, не покрывал сокращение численности населения страны. Самые большие сокращения численности населения страны пришлись на 1993–2006 годы.
Трудно понять логику перестройщиков, ликвидировавших тысячи сельских населенных пунктов, оставивших их с 3–5 семьями проживания. Многие мелкие города в связи с прекращением работы имеющихся там предприятий оказались в пиковом положении. Сокращение производства, а в ряде случаев и остановка промышленных и других предприятий, развал сельского хозяйства породили в стране хаос, неоправданные, но вынужденные для народа переселения, создали нервозное состояние в обществе, неуверенность в завтрашнем дне. Получившие невиданный размах коррупция, воровство в период прихватизации породило много других негативных явлений, которые до сих пор сказываются, и самое главное – люди оказались по материальному положению на разных полюсах, отдельные вдруг стали самыми богатыми, а абсолютное же большинство населения оказалось на грани выживания.
Бегство населения с Дальнего Востока, из Сибири в центр – явление негативное во всех отношениях. Недооценка планомерного развития территории страны, что наблюдается в последнее время, дает большие перекосы в экономике и политике, вызывает спонтанность принимаемых не всегда правильных решений.
Так было и с БАМом. Строительство второй железнодорожной ветки через Сибирь на Дальний Восток предусматривало прежде всего как необходимую ступень для экономического развития региона, что способствовало бы более плотному заселению и освоению этих территорий. По мере строительства возникали современные поселения в тайге, можно сказать, – прообразы будущих городов. К сожалению, кто-то из перестройщиков не понял цели и задачи крупнейшей в мире Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а может быть, и умышленно объявили эту стройку ненужной и развалили ее, и новые современные поселки оказались на грани выживания, опустели, жизнь в них замерла. И лишь спустя несколько лет догадались, что БАМ нужен для развития Дальнего Востока и стали доводить стройку до конца. При этом сколько потеряно сил и средств в результате этих шараханий. Скольким людям была испорчена жизнь. Какой огромный урон в этой связи понес Дальний Восток и Восточная Сибирь в своем развитии, а стало быть, и России в целом.
Анализ демографических изменений в стране, стремление сделать ее процветающей заставляют задуматься серьезно над вопросами роста народонаселения и рационального его размещения по территории страны.
Учитывая развивающиеся тенденции к переделу мира, особенно природных полезных ископаемых, земель под производство сельхозкультур, стремление к владению территориями с хорошими благоприятными для жизни климатическими условиями, наконец, тенденции к изменению климата, понимая, что Россия в этом с ее богатствами не останется в стороне, стремясь ее не только сохранить в целостности, но и поднять на новую ступень развития, проживающим в стране, прежде всего правительству, необходимо начать активно решать две проблемы: добиваться устойчивого ежегодного воспроизводства населения и равномерного его размещения по территории страны с тем, чтобы ее развивать в комплексе. Комплексное развитие страны возможно при наличии высокограмотного, культурно образованного человека. Ибо это первоосновы поступательного развития общества и государства.
Возникает необходимость разработки и принятия специальной Программы «Об увеличении народонаселения страны», которая нужна не сама по себе, а в связи с планомерным развитием, освоением всех и прежде всего отстающих территорий России. Как показывает проведенный анализ, нужда в особом отношении к заселению Сибири и Дальнего Востока, а также северных территорий страны, у нас возникла уже давно. Каждая из них имеет свои климатические, стратегические, социально-бытовые особенности, которые вызывают необходимость учитывать их при разработке проблемы.
Освоение названных территорий – это комплексная проблема, которая связана с промышленным и сельскохозяйственным освоением территории и ростом народонаселения в них русских и русскоязычных народов. Хочется предостеречь правительственные органы – заселять русский Дальний Восток надо, но не китайцами и другими восточными народами, что, к сожалению, уже идет само по себе, но впоследствии эти шаги окажутся роковыми. Мы всегда должны помнить, что китайцы давно положили глаз на эти наши территории. Развитие производственных сил этого региона должно быть тесно связано с использованием и совершенствованием Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Освоение северных территорий будет связано со строительством новой, начатой для нужд Великой Отечественной войны, северной железнодорожной магистралью. Железные дороги, а также автомобильные трассы, позволят вдохнуть новую жизнь в освоении Сибири, Дальнего Востока и северов. К разработке этих трех программ должны быть направлены усилия государственных и научно-исследовательских проектных и строительных организаций страны.
Проблему освоения дальневосточных регионов страны надо начинать уже сегодня, не дожидаясь разработки специальных программ развития Сибири, Дальнего Востока и северных территорий. Началом всех начал является создание местному населению привилегированного положения перед остальными, а именно, сократив или полностью отменив на определенное время выплаты в госбюджет, сделать послабление по налогам и другим привилегиям. Способствовать тому, чтобы местный бюджет обеспечивал потребности данного региона. Разработать льготные условия жизни для желающих поехать на постоянное место жительства в указанные регионы, как это делалось в Советском Союзе при поездках на большие стройки. Этот хороший опыт. Чей бы он ни был, всегда пойдет на благо пользователю. В этом случае опыт БАМа мог бы хорошо пригодиться.
Освоение территорий – дело всенародное. В этом направлении молодые подготовленные люди по призыву государства, по велению сердца должны быть пионерами, как это было в советское время, когда молодежь ехала в необжитые места на постоянную работу и постоянное место жительства. Пример хороший для подражания, а не для критиканства.
Что касается роста и рационального размещения населения по территории страны, то видятся две тенденции: одна из них состоит в том, чтоб концентрировать население в определенных местах с тем, чтоб остальные территории обслуживать чуть ли не вахтовым методом, используя природные богатства.
С такой постановкой вряд ли можно согласиться. Чрезмерная концентрация населения в крупных городах затрудняет и удорожает решение рационального дорожного движения, перевозки нужных для обслуживания большого города грузов, пассажирские перевозки, обслуживание жилья и другие потребности городских жителей, размещение производственных мощностей, наконец, остро встают вопросы охраны окружающей среды. Сейчас многие жители недоумевают – нужна ли такая большая Москва, нужен ли такой большой Петербург, в которых в общей сложности проживают около 18 млн человек, или почти каждый пятый житель России. Пусть подсчитают экономисты, во что обходятся наши крупные города государству, не говоря уже об удобствах для населения.
Все чаще раздаются предложения строить не небоскребы, а 3 – и 4-этажные комфортные дома в городах с 100–200-тысячным населением, разбросанных по территории страны. В этом случае люди будут жить ближе к природе, что очень важно, потребуется меньше различных, в том числе и людских затрат, на производственные и другие нужды, сократить транспортные расходы. Совершенно необязательно получаемое (выращиваемое) в сельской местности сельхозсырье везти на переработку в готовую продукцию в города. Можно и нужно организовывать их переработку на местах.
Здесь с особой силой хочется подчеркнуть необходимость изменить жизнь села, сделать ее более насыщенной, т. е., кроме сельскохозяйственного производства, правильно организовать переработку сельхозпродукции в товарное производство, что поднимет авторитет сельских жителей, выровняет их взаимоотношения с горожанами. Строительство сельских комфортных городов, по примеру белорусов, поднимет заинтересованность людей жить постоянно на селе, что очень важно. Это важно даже и с точки зрения роста народонаселения. Общеизвестно, что у жителей сельской местности в семьях больше детей, чем у горожан. Кроме того, жизнь на селе в комфортных условиях позволит продлить продолжительность жизни человека, в том числе и трудовые его возможности.
Далее мы рассмотрим пути рационального использования имеющихся трудовых ресурсов и миграционную политику в стране в специальной главе. А сейчас еще раз подчерк нем, что в решении проблемы роста народонаселения страны играет первую скрипку семья как основное звено нашего общества. Роль семьи в процессе жизни человека огромна, она – первоначало воспитания, роста и формирования человека. О семье очень много написано литературы, немало делается по ее укреплению по линии общественности и государства, и все-таки эта проблема всегда нуждается во внимании государства и общества. Создание в семье необходимых жизненных условий, материальной поддержки многодетных семей, обеспечение семьи необходимой медицинской помощью и социальной поддержкой, ну и, конечно, рост материального благополучия народа – необходимые условия для укрепления семьи.
Некоторые аналитики, в том числе из органов управления, считают, как сказано выше, все население России, производственные мощности и организации необходимо концентрировать в крупных городах и вокруг них, объясняя это тем, что легче их обслуживать, меньше затрачивать сил и средств для этого. Многие, в том числе и автор, высказываются наоборот – надо осваивать равномерно, но постепенно, всю территорию страны, в первую очередь выбирая перспективные регионы. В них располагать все необходимые атрибуты жизни, добывающие, перерабатывающие производства с тем, чтобы обеспечить всех местных жителей работой, сократить транспортные расходы, улучшить и упростить структуру обслуживания людей.
Эти задачи непростые, они требуют от органов управления и общественности концентрации усилий, опыта, знаний и прав в решении этих задач. Для России наиболее важными в этом отношении являются регионы Сибири и Дальнего Востока. И здесь время терять нельзя. Если мы будем его терять, то другие этим будут пользоваться с расчетом постепенно, без объявления, как говорят, в печати, осваивать их, превращая в свою собственность.
Подключение к этим процессам органов власти и местного населения – работа первоочередная и необходимая. С моей точки зрения, губернатор Приморского края В. Миклушевский наметил правильные поступательные движения, создав рабочую группу по формированию системы общественных экспертных советов при губернаторе края, создана модель 17 общественных экспертных советов. Вот где пригодятся знания и опыт ныне действующих специалистов, у них опыт государственной службы во всех ее проявлениях, а также бывших, ныне пенсионеров, руководителей производств и специалистов, ученых, деятелей культуры и искусства.
В концентрированном виде этот сгусток идей и практики может дать хорошие всходы. По мнению губернатора первыми начнут работать советы, их деятельность будет касаться самых злободневных вопросов жизни края: совет по привлечению инвестиций в Приморский край, совет по развитию малого и среднего предпринимательства, по информационному обществу, по вопросам здоровья, по вопросам ЖКХ, по стимулированию жилищного строительства и т. д. Подключена к разработке проблем проекта закона развития Приморского края местная общественная палата.
В задачу экспертных советов входит экспертиза проектов решений, принимаемых администрацией края, выдвижение собственных инициатив с учетом потребностей и запросов общества, оценка регулирующего воздействия принятых нормативных актов. При широком привлечении общественности к управлению делами территории повышается ответственность населения к принимаемым решениям.
Сделать рывок в развитии края позволяет наследие саммита АТЭС. Созданная инфраструктура сняла ряд проблем края, в том числе и транспортные ограничения. Теперь любой потенциальный инвестор понимает, что жизнь в крае резко улучшается. Геополитическое положение Приморья, близость Китая, Японии, Кореи этому способствуют. Мы можем привлекать до 10 млн туристов в год. И самое главное то, что в крае много активных людей, способных заниматься бизнесом. В Приморье есть интегрированный курорт, большие перспективы развития игорной зоны, красивые природные места. В дни саммита АТЭС было создано совместное предприятие японского концерна Mazda и российской компании «Sollers – Дальний Восток». В 2009 году запущен совместный с корейской компанией SsangYong завод по сборке внедорожников. Немало делается по развитию местного автопрома, строительству дорог, детских садов. Привлечение молодых людей к административной работе, совершенствование схемы управления, использование богатого опыта людей старшего поколения – неплохие импульсы в развитии края.
К местной инициативе необходимо добавить конкретные усилия по развитию региона Правительства России, что позволит более четко и успешно развивать Дальневосточный край, один из важнейших моментов развития России в целом.
Совместные усилия центральных государственных органов управления и местных органов управления по развитию Сибири, Дальнего Востока и северных территорий дадут хороший толчок развитию России. Главное, чтобы местная инициатива активно поддерживалась Центром, в этом будет залог успеха.
А теперь перейдем к рассмотрению эффективности использования трудовых ресурсов. На данном этапе состояния развития производительных сил России, когда во многих местах не хватает рабочих рук, первоочередной становится задача рационального использования имеющихся трудовых ресурсов. Она в равной степени касается центральных и местных органов управления, всех хозяйственных руководителей.