Вы здесь

О российской мафии без сенсаций. Глава 3. Новейшая история российской мафии (А. А. Аслаханов, 2004)

Глава 3. Новейшая история российской мафии

Своя отечественная…

Считается, что современная отечественная мафия зародилась в годы так называемого застоя (70-е – начало 80-х гг. прошлого века). Однако есть немало исторических свидетельств о том, что она ровесник государственности.

В Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. предусматривалась смертная казнь за заговор против «царского величества», а в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. была включена глава «О тайных сообществах и запрещенных сходбищах», в которой выделялась, например, статья об ответственности «начальников шаек», занимающихся незаконным оборотом алкогольной продукции, контрабандой, игорным бизнесом, подкупом чиновников и других служащих (ст. 926).

Лишь массовые репрессии и тотальная национализация сталинской эпохи свели на нет экономическую организованную преступность, основанную на системной коррупции. Возрождение мафии в России совпало с либерализацией экономики, закатом безраздельного господства коммунистической идеологии и окончательной утратой доверия граждан к государству.

Бывший министр внутренних дел РСФСР А. Власов одним из первых официально признал, что в «период застоя» сформировались не просто «гнездовья», а целая «система расхитительства, взяточничества по горизонтали и вертикали во многих отраслях производства, снабжения, сбыта и торговли»[14]. Если быть более точным, то можно констатировать: в «брежневский период» «советской мафии» было позволено взять под контроль многие важнейшие узлы экономики, что в значительной степени способствовало будущему крушению могучего государства.

В записке МВД СССР, направленной в ЦК КПСС 11 октября 1988 г., отмечалось: «С середины шестидесятых годов в структуре и динамике преступности в стране стал проявляться ряд тревожных тенденций. Количество зарегистрированных преступлений с 1970 года по 1983 год увеличилось в два раза, причем в значительной мере за корыстных преступлений. Постоянно растут групповые хищения государственного и общественного имущества в крупных и особо крупных размерах. Если в 1976 г. было выявлено 986 таких хищений, совершаемых, как правило, группами, то за следующие пятилетие – 6920, а в 1983–1987 годах – 13 314»[15].

Особо уродливые и опасные формы хищения, взяточничество, должностные злоупотребления и другие преступные способны извлечения нетрудовых доходов и удовлетворения своекорыстных интересов за счет государства и честных тружеников приняли в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Грузии, Украине, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской, Ростовской и ряде других областей.

Одновременно стали формироваться коррупционные связи лиц, совершающих экономические и общеуголовные преступления, с работниками правоохранительных органов, с высокопоставленными должностными лицами, в том числе в партийных органах. Участвуя в «нелегальном бизнесе», подкупленные госслужащие и партийные работники стали оказывать дельцам покровительство и содействие. Такие устойчивые преступные группы имели, как правило, довольно высокую степень организации, четкое разделение функций и соподчинение, оказывали активное противодействие работе правоохранительных органов. Для вовлечения в преступную деятельность, а также в целях воспрепятствования разоблачению они нередко использовали подкуп, шантаж, насилие, вплоть до организации убийств отдельных неугодных лиц, прежде всего тех, кто хотел бы вернуться к честной жизни, способствовать изобличению преступников. Все это в значительной степени затрудняло своевременное раскрытие и расследование преступлений, совершенных такими группами.

На пышный расцвет организованной преступности и коррупции в годы «застоя» никоим образом не влияла установка ЦК КПСС, что мафия несовместима с социалистическим образом жизни. Напротив, «старое мышление» допускало существование этого явления «в плановом порядке», без излишней огласки и в рамках неписаных норм, отклонение от которых, как правило, строго каралось. Правила игры между партаппаратом, чиновным людом и криминальными группами определялись просто: власть знала, где и что «плохо лежит», а «теневик» – как все это хорошо прибрать к своим рукам, не нарушая «справедливого дележа» прибыли между всеми заинтересованными участниками «бизнеса». Вспомним хотя бы нашумевшие «торговое», «рыбное», «хлопковое» или «автомобильное» дела[16], большая часть которых закончилась смертными приговорами для руководителей отраслей.

Была и другая – «внешняя» сторона медали.

«Золото партии»

25 октября 1991 г. Б. Ельцин подписал знаменитый Указ № 90 «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР». Впервые за всю историю существования Коммунистической партии в нашей стране была назначена финансовая ревизия Управления делами ЦК КПСС и практически сразу же при осмотре здания на Старой площади обнаружена крупная партия иностранной валюты. Так появилось знаменитое «Дело о золоте партии» – уголовное дело № 18/6220-91 «О расследовании финансово-хозяйственной деятельности ЦК КПСС», вести которое было поручено следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры РСФСР С. Аристову. Общим итогом расследования стало выявление примечательного обстоятельства: ЦК КПСС (а точнее те лица в Политбюро ЦК КПСС и аппарате ЦК КПСС, которых принято называть распорядителями кредитов) не видел большой разницы между партийным и государственным бюджетами. Финансовые проблемы решались «посемейному».

Из бухгалтерских документов ЦК КПСС следовало, что за период с 1964 по 1990 г. в партийную кассу поступило около 3 млрд руб. (т. е. при официальном курсе 67 коп. за 1 долл. США – около 54 млрд долл.) Чистые накопления ЦК КПСС составили около 7,5 млрд руб., не считая многих объектов недвижимости в стране и за рубежом. Данные средства относительно равномерно были размещены в Центральном Банке, а также в негосударственных банках и иных финансовых структурах (около 100), специально созданных в начале 90-х гг. прошлого века. С помощью доверенных лиц в них предполагалось «припрятать» партийные деньги до лучших времен.

Наибольшие суммы получили акционерный коммерческий банк развития автомобильной промышленности «Автобанк», Банк профсоюзов СССР, Молодежный коммерческий банк «Финист-банк», межотраслевой коммерческий банк «Станкинбанк», Московский коммерческий банк развития социальной сферы «Главмосстройбанк», «Компартбанк» Коммунистической партии Казахстана.

Партийные деньги использовались, например, при создании таких организаций, как экспериментальное объединение «Логос», производственно-коммерческая фирма «Холдинг ЛтД», Московская муниципальная ассоциация, акционерная корпорация «Союз-В», Советский фонд развития и поддержки малых предприятий.

Коммерческая деятельность ЦК КПСС состояла из двух коротких периодов. Первый – с 1990 г. по начало 1991 г. – пополнение партийной кассы. Второй – 1991 г. – разработка и внедрение способов укрытия имущества партии от возможной национализации.

Наибольшие убытки были причинены государству в результате сделок с фирмами «друзей» – т. е. инофирмами, контролируемыми компартиями зарубежных стран. СССР заключал с ними заведомо невыгодные для себя сделки. «Разница» шла на нужды местных коммунистов.

Итальянской фирме «Интерэкспо» в течение шести месяцев было разрешено не платить за поставленные 600 тыс. т (!) нефти, приобретенной для перепродажи. Отсрочка позволила фирме получить сверхприбыль в 4 млн долл., поступившую в распоряжение Итальянской компартии. На допросах, бывшие члены Политбюро ЦК КПСС заявляли, что подобные формы финансовой помощи зарубежным компартиям были придуманы не ими и существовали давно. Закрытым постановлением ЦК расходы на прием высоких зарубежных гостей, в том числе представлявших дружественные партии, возлагались на «Аэрофлот», Минздрав, Минсвязи, КГБ, курортные организации и т. д.

В процессе расследования было установлено, что уполномоченные члены ЦК лично подписывали распоряжения об изъятии как бюджетных, так и партийных средств в фонд помощи левым рабочим организациям во всем мире, счет которого находился во Внешэкономбанке. На так называемый «депозит-1» ежегодно перечислялись умопомрачительные денежные суммы.

Наиболее активно партийными средствами в этот период распоряжались: Г. Воронов (1961–1973 гг.) – 117 млн долл.; А. Шелепин (1964–1975 гг.) – 97 млн долл.; М. Горбачев (с октября 1980 г.) – 117 млн долл.; В. Воротников (с 1983 г.) – 77 млн долл.

Страны, получавшие эти средства, расходовали их так, как считали нужным, т. е. бесконтрольно.

Значительные суммы расходовались ЦК КПСС как за рубежом, так и внутри страны. Так, 1,3 млн руб. было выделено Большому театру для проведения мероприятий, связанных с XIX партконференцией. Контролируемый ЦК Исполком Союза обществ Красного Креста потратил с 1986 по 1991 г. 7,6 млн руб. на иностранных корреспондентов, аккредитованных в СССР от коммунистических изданий.

В 1992 г. Правительство Е. Гайдара приняло постановление о передаче денег ЦК КПСС, размещенных в Центральном Банке, государству. Однако лишь незначительная их часть была направлена на решение социальных проблем: 3 млрд руб. удалось перевести на счета Минсоцзащиты. Оставшиеся деньги, по-видимому, продолжают и по сей день играть немалую роль в политике.[17]

Частично «золото партии» «прилипло» к рукам партийной номенклатуры. Во время обысков, проводившихся в рамках «кремлевского дела» Т. Гдляном и А. Ивановым были изъяты около полутонны золота, почти 50 кг жемчуга и свыше 20 кг бриллиантов.

О мафии не понаслышке

Впервые с хорошо организованной, по сути, мафиозной деятельностью мне пришлось столкнуться в конце 90-х годов прошлого века при разработке и выявлении хищений и взяточничества в системе нефтеснабжения и автотранспорта.

По материалам зарубежных специалистов, стоимость, созданная за тот период теневой экономикой в различных республиках СССР, превышала 40 % национального дохода.

Слагались эти проценты из огромного размаха приписок на всех без исключения объектах агропрома, строительства, на автомобильном, железнодорожном и морском транспорте, на заводах и фабриках, из хищений, поборов и взяточничества в торговле, медицинских учреждениях, учебных заведениях, нефтеснабжении и проч.

В то время коррупция не имела общегосударственного масштаба, но в ряде регионов бывшего Советского Союза сложилась устойчивая система взяток с незыблемыми правилами и тарифами. Давались взятки за устройство на работу, за получение квартиры, за право на приобретение автомобиля, за поступление в высшее учебное заведение, за назначение на руководящую должность районного, областного или республиканского масштаба и т. д. Давались взятки и за «общее благоприятствование» или попустительство. Взять партийных боссов или республиканских чиновников. Логика взяткодателя предельно ясна: авось его не забудут при назначении на должность или при решении каких-либо житейских проблем, не будут ущемлять, закроют глаза на недостатки в работе, на некомпетентность, на его криминальную деятельность…

Как правило, все эти ручьи и ручейки взяток стекались в один, образуя мощный поток купюр, ведущий к первому лицу ведомства и региона. Каждое, имевшее общественный резонанс уголовное дело почти всегда затрагивало коррумпированных высокопоставленных чиновников республиканского значения, а нередко и московских политических и государственных деятелей. Материалы на этих деятелей не получали огласки, а обоснованно подозреваемые в коррупции крупные чины были «недосягаемы» для правоохранительных органов и правосудия. В худшем случае их потихоньку «уходили» на пенсию, ссылали на «хлебные» должности за рубеж или отправляли на «перевоспитание» на периферию. Непривлечение их к уголовной ответственности объяснялось фразой: «народ нас не поймет».

Становлению и разрастанию организованной преступности, формированию мафиозных кланов не могло не способствовать огромное распространение в стране протекционизма, семейственности, землячества, протаскивания на руководящую работу «нужных» и «удобных» людей, несмотря на их дилетантизм, невзирая на их криминальное настоящее или прошлое. Это привело в свою очередь к тому, что некоторые должностные лица годами безбоязненно и безнаказанно занимались хищениями, взяточничеством и другими злоупотреблениями, нанося государству колоссальный моральный и финансовый ущерб.

Все уголовные дела, возбуждавшиеся на местах против высокопоставленных коррупционеров, как правило, становились объектами особого внимания со стороны высоких покровителей из партийно-советских органов. Не санкционированное сверху изобличение крупных взяточников и расхитителей обычно «душилось» на ранней стадии. До суда доходили единицы. Одновременно с активизацией криминальной деятельности теневых дельцов падала эффективность работы милиции, правоохранительных органов и их оперативных служб. Они были ровно настолько эффективны, насколько это устраивало «правителей» регионов и покровителей расхитителей.

Можно утверждать, что торговля, транспорт, нефтеснабжение, система заготовок, сфера обслуживания во многих республиках и областях страны контролировались мафией. КГБ и МВД СССР располагали большим объемом материалов, свидетельствующих о наличии мощных мафиозных структур, занимавшихся разграблением национального богатства. Уже тогда, в начале 90-х гг. прошлого века был выявлен арсенал основных преступных приемов и средств, характерных для деятельности мафии.

Однако официальная идеология и директивные органы в то время не признавали даже самого понятия «мафия» и вели «страусиную политику» по отношению к вопиющему разгулу организованной преступности и коррупции. Долгое время концепция борьбы с нарушениями закона официально строилась в стране на тезисе об «отмирании» преступных проявлений в процессе коммунистического строительства. Борьба с преступностью возлагалась главным образом на правоохранительные органы, т. е. основывалась на репрессивных, уголовно-правовых методах. Профилактика преступлений, о которой велось много разговоров и даже принималось немало специальных решений и постановлений, так и не была по-настоящему развернута. За пятнадцать лет (с 1974 по 1989 г.) было разработано около десятка общесоюзных и республиканских проектов законов о профилактике преступлений, ни один из которых так и не дошел до парламента. Облегченный подход к преступности как явлению, якобы порождаемому исключительно недостатками существовавшего в России до 1917 г. строя, лишь загонял проблему вглубь.

Правоохранительные органы были вынуждены манипулировать статистикой, исходя из идеологических установок, идущих сверху, искусственно завышая или занижая истинные показатели. Как это ни странно, эта практика, видоизменившись, продолжает сохраняться и по сей день.

Начиная с 1989 г. (после 55 лет перерыва) стали вновь регулярно открыто публиковаться данные о преступности, которые до 1934 г. именовались моральной статистикой. Однако реальная криминальная ситуация существенно отличалась от официальных оценок.

Например, если опираться на статистику Министерства внутренних дел России, то общее количество зарегистрированных преступлений в России с 1986 по 1992 г. выросло немногим более чем в 2 раза (с 1,3 млн до 2,8 млн). При этом в 2000 г. число зарегистрированных преступлений осталось на уровне 1992 г. – первого года после распада СССР и охватившего всю страну хаоса перемен.[18] Вряд ли это может быть объяснено лишь тем, что положение в экономике стабилизировалось и люди приспособились сосуществовать в рыночных условиях. На мой взгляд, за этими противоречиями одновременно скрывалось резкое падение эффективности правоохранительной системы и доверия к ней со стороны населения, а также явное желание компенсировать отсутствие реальных успехов в борьбе с преступностью «бумажными» победами. Любой профессионал знает, что если вы увеличиваете численность органов, обеспечивающих борьбу с преступностью в течение 3 лет на 30 %, а число лиц, выявленных в связи с совершением преступлений в этот же период, остается неизменным, то из этого следует только одно – правоохранительная система деградировала.

На фоне странных побед на антикриминальном фронте статистика организованной преступности выполняла роль отрезвляющего душа: число организованных преступных формирований с 1993 по 1997 г. увеличилось с 5691 до 12 500, число их участников с 27 630 до 60 000 человек. В 2001 г. было выявлено 16 482 лица, совершивших преступления в составе организованной группы или преступного сообщества и 33 452 преступления, совершенного организованной группой или преступным сообществом.[19] В этот же период заметно прибыло в полку «воров в законе» (1560 в 1997 г. против 1200 в 1993 г.). О росте внутренней консолидации организованной преступности достаточно ярко свидетельствует динамика зарегистрированного правоохранительными органами числа «сходок» преступных сообществ: 1993 г. – 10; 1997 г. – 620[20]. Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью давно подметили «поразительную» закономерность – совещательная активность преступного сообщества резко возрастает в преддверии выборов и крупных перемен в экономической политике государства. Ведь каждые новые выборы – новый шанс поделить уже поделенную сферу криминального влияния.

Криминальная деятельность каждой шестой организованной группы сегодня носит межрегиональный характер, а более 200 преступных структур вышли на международный уровень.

Мафия в России теперь уже не просто «подкармливает» власть, а стремится сама стать единственной властью. К тому, что уголовные авторитеты появляются на официальных приемах и презентациях с участием высших должностных лиц государства и, ни перед кем не таясь, по-братски обнимаются с высокопоставленными правительственными чиновниками, работниками правоохранительных органов, население уже привыкло. Без удивления отмечаю, как представители преступного мира в открытую ринулись в политику, создают свои партии и, не сомневаюсь, будут не чужими в новой Государственной Думе 2004 г., несмотря на все усилия, которые предпринимают правоохранительные органы. Включение в 2000 г. в избирательный список ЛДПР А. Быкова, обвиненного в организации заказного убийства, и С. Михайлова («Михась») – одного из «крестных отцов» самого крупного в России преступного сообщества – «солнцевской» группировки, численность которой временами превышает 1000 человек – дурное предзнаменование.

Как отмечал в своем выступлении на конференции «Мир без коррупции» (июль 1999 г.) заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России А. Петухов, «сегодня можно говорить уже не о попытках, а о штурме власти со стороны преступного мира». Лишь в 1998–1999 гг. подразделения по борьбе с организованной преступностью пресекли попытки свыше 100 лиц, связанных с мафией, «пройти» в исполнительную или законодательную власть. Отчасти – это лица, через которых отмывались «грязные» деньги. Информация об их преступной деятельности передавалась в средства массовой информации и с их помощью пресекались попытки избраться в депутаты, мэры или губернаторы.

Однако далеко не всегда это удается сделать вовремя.

Например, сотрудниками Уральского РУБОП была пресечена деятельность преступной группы, в состав которой входил вице-губернатор Пермской области Л. Валько. Продукты питания, поставляемые в Пермскую область за счет федерального бюджета в возмещение затрат на сельхозстроительство, по указанию Валько вместо бесплатного распределения конкретным сельхозпредприятиям направлялись в Пермскую продкооперацию для реализации через коммерческие структуры, контролируемые лидером преступного сообщества Плотниковым (Плотником). Общий ущерб от деятельности преступной организации составил около 3 млрд руб.

9 июля 1999 г. сотрудниками ГУБОП МВД РФ совместно с УФСБ и прокуратурой Алтайского края был задержан бывший начальник Главного управления строительства и материального снабжения Центробанка, генерал-майор запаса ВС России С. Капранов, обвиняемый в присвоении и растрате денежных средств, получении и даче взяток. В ходе следствия были получены данные о связи Капранова с представителями «солнцевского» преступного сообщества Б. Малкиным и Б. Куржумовым. Благодаря покровительству Капранова последние присвоили более 10 млрд руб., выданных ЦБ РФ на проведение реконструкции здания Главного вычислительного центра в Москве.

Для получения ключевых постов во власти мафия не жалеет никаких денег.

В «Новой газете» № 10 за 2001 г. был опубликован материал «Криминал штурмует Кемерово», в котором шла речь о сходке представителей российского криминалитета в Париже. В результате журналистского расследования было установлено, что на этом «мероприятии» М. Живило и уголовник Л. Билунов (кличка «Макинтош») вели речь о том, как на выборах губернатора Кемеровской области противостоять Аману Тулееву и провести на должность главы областной администрации своего человека. В частности, на эти цели лидеры организованной преступности выделили свыше 6 млн долл. (!)

Остановить стремление «пятой власти» стать единственной с помощью одних правоохранительных органов не удается. Нужны новые – более демократичные (и одновременно более прозрачные) избирательные технологии. Необходимо, чтобы депутатский статус перестал бы служить убежищем от уголовной ответственности.

«Процесс пошел…» – куда?

Принципиально нового качества сращивание преступности с партийно-государственной номенклатурой достигло в годы «перестройки». На всех уровнях, как говаривал М. Горбачев, «пошел процесс» окончательного оформления их отношений, передела зон влияния, консолидации (читай – сговора) между криминальной и государственной сферами общества. Сплошь и рядом чиновники и народные избранники, если не сами, то через подставных лиц, родственников стали активно участвовать в коммерческой деятельности. Особенно успешно пополнял ряды «новых» коммерсантов партийно-комсомольский аппарат. Служебное положение активно использовалось для перевода государственных средств в новые, частные структуры.

Кстати, по сей день рядовые члены КПСС и ВЛКСМ, которых в 1992 г. было около 60 млн человек недоумевают, отчего так, мягко говоря, безразлично вела себя партноменклатура и особенно номенклатура комсомола до и после августовских событий 1991 г., когда в одночасье погибли КПСС и ВЛКСМ. Объясняется это, по-видимому, тем, что еще до этих событий многие партийно-комсомольские функционеры уже стали переходить в «классово чуждые» коммерческие структуры. Сбылось пророчество Льва Троцкого – наступил день, когда партийная элита захотела свои привилегии превратить в собственность.

Для этапа «нового мышления» характерно и объединение авторитетов преступного мира с «цеховиками». Едва ли не все торговые кооперативные и частные предприятия перешли под контроль этих групп. Механизм был прост: сначала угрозы и получение дани, затем внедрение своих людей и полное подчинение или отстранение прежнего хозяина. Так что криминальная среда к моменту проведения «радикальных экономических реформ» уже была в основном сбита в стайки, сцеплена в подчас запутанные для непосвященных цепочки, тайны переплетения которых были тщательно скрыты в центральном звене.

В сентябре 1988 г. тогдашний заместитель министра внутренних дел СССР (он же начальник ГУБХСС[21]) Н. И. Демидов поручил нам (ряду руководителей отделов этого Главка) срочно подготовить Положение о структуре, которая бы выполняла функции борца с организованной преступностью. Мы изложили наболевшее. В ноябре того же года министр внутренних дел СССР В. Бакатин в докладной записке М. Горбачеву сообщил о создании в МВД специальной структуры для обуздания данного вида преступлений. Этим актом было продемонстрировано, что в стране начата борьба с организованной преступностью. Это произошло почти сразу после того как словно по чьему-то сигналу в прессе было снято табу с темы отечественной мафии.

В одной из публикаций «Правды» говорилось:

«… все прежние разглагольствования о том, то организованной преступности у нас нет, потому что этого не может быть, не случайны. В брежневские времена мафиози внедрялись в самые высшие эшелоны власти, в своих целях влияли не только на развитие экономики, но и на законодательство».[22] Влиять на законодательство – значит создавать его, а вырабатывать законы могут лишь властные структуры. Выходит, все-таки мафия – власть?

После того как открылись многие ранее доступные лишь очень узкому кругу людей архивы, стало очевидно, что уже в первые годы Советской власти существовало большое число организованных преступных групп (не путать с бандами!). Но официальные документы гласили, что по мере укрепления социализма их становилось все меньше и что в основном они совершали преступления, носившие общеуголовный характер: кражи, грабежи, разбойные нападения, убийства.

Между тем лидеры «теневой экономики», поднявшие преступные доходы до фантастического уровня, и не думали прятаться в норы, они открыто демонстрировали свой стиль жизни и становились, тем самым, отличной приманкой для уголовников.

Шантажи и насилие начали приносить главарям криминалитета и их подручным огромные капиталы. Действовали они цинично, ибо знали, что теневые дельцы делают свои капиталы путем систематического нарушения законов и жаловаться не будут. Используя названные методы, они вынудили последних систематически передавать часть нетрудовых доходов в свою пользу.

Складывающаяся ситуация требовала поиска компромиссов между расхитителями и лидерами общеуголовной среды. Поэтому первые стали использовать этих лидеров в преступной деятельности в сфере экономики… Теперь лидеры организованных преступных формирований стали не просто компаньонами дельцов, но и их боссами.

Так произошло «сращивание» крупных расхитителей государственного имущества не только со взяточниками из государственного аппарата, в том числе из правоохранительных органов, но и с традиционными преступниками (в основном ворами, мошенниками, грабителями и убийцами).

Это триединство (крупные расхитители, коррумпированные бюрократы и наиболее опасные традиционные преступники) образовало новое системное качество – российскую организованную преступность…

Мафия набирает силу

Множество «белых пятен» на правовом поле России, малоэффективная правовая основа деятельности государства в целом, разрушение привычных нравственных представлений населения стали катализаторами беспрецедентного роста общеуголовной, экономической и организованной преступности (в том числе бандитизма).

Если в 1989 г. в России было зарегистрировано 1,6 млн преступлений (в том числе 13,5 тыс. убийств, 36,8 тыс. умышленных тяжких телесных повреждений, 14,6 тыс. изнасилований, около 70 тыс. хозяйственных преступлений), из которых 2924 (или 0,2 %) было совершено в составе 485 организованных групп[23], то спустя 10 лет их было зарегистрировано уже 3 млн., из которых 28 688 (1,1 %) было совершено в составе почти 9000 организованных групп[24]. Это сравнение наглядно показывает, что уровень организованности российской преступности за 10 лет увеличился в 5,5 раза. Тогдашний советник (ныне заместитель) Генерального прокурора РФ В. И. Колесников был вынужден обнародовать горькую правду – организованная преступность усилила свои позиции и превратилась в фактор, угрожающий национальной безопасности России[25]. За этот же период количество изъятого у мафиози оружия увеличилось более чем в 60 раз, наркотических средств – более чем в 200 раз[26].

В 2001 г. в России было зарегистрировано 2,9 млн преступлений, в том числе 33,5 тыс. убийств и покушений на убийство, 55,7 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью[27].

Особое внимание хотелось бы обратить на результаты исследований, согласно которым свыше 80 процентов лиц во главе организованных преступных групп, действовавших в сфере экономики, составляли руководители организаций и учреждений. Коррумпированные связи имела значительная часть организованных групп (к началу 1996 г. – каждая десятая)[28], особенно в области торговли, заготовки и переработки сырья. Но в набат еще не били.

Так, в информационной записке МВД, направленной в ЦК КПСС в конце 80-х гг. прошлого столетия, отмечалось «благотворное влияние решений XXVII съезда КПСС, последующих пленумов ЦК на оздоровление нравственно-психологической обстановки в стране, на снижение преступности». Как все незатейливо и просто: записали строку в решение съезда партии – и, пожалуйста, уже наметился «перелом в борьбе с преступностью». «Определившаяся впервые за последние годы в 1986 г., – читаем в записке, – такая тенденция сохраняется и в настоящее время. В 1987 г. зарегистрировано 1,8 млн преступлений, в сравнении с предыдущим годом их количество снизилось на 188,7 тыс. (9,5 %), в том числе убийств с покушениями, тяжких телесных повреждений, изнасилований, краж государственного и общественного имущества, злостного хулиганства. Снижение преступности произошло во всех республиках, краях и областях[29]. И далее добавляются названия двух-трех республик или областей, где есть пресловутые «отдельные недостатки». Что и говорить, приспосабливание статистики преступлений под политическую ситуацию и личные амбиции – давняя традиция, насаждавшаяся сверху правоохранительным ведомствам.

Число зарегистрированных в 2002 г. в России преступлений оставалось на уровне 1993 г. За этими цифрами скрывается почти полная утрата доверия населения к правоохранительным органам. Если не убили родственника, не унесли всего из квартиры или не украли автомобиль – потерпевший предпочитает не обращаться ни в прокуратуру, ни в милицию. Все равно не помогут[30].

Приведенные данные указывают также на принципиальные изменения в структуре регистрируемой преступности: сегодня уже свыше 60 % тяжкие и особо тяжкие, а не 25–30 %, как это было десять лет назад.

Наконец, за общими цифрами трудно разглядеть верный симптом усиления мафии: число зарегистрированных фактов бандитизма за последние десять лет увеличилось в 12 раз (!). В этой связи термин «бандитский капитализм» нужно воспринимать не просто как журналистский штамп. Надежды на то, что 90-е гг. с бесконечными кровавыми разборками, пистолетами в руках «крутых» парней и пытками утюгом безвозвратно ушли в прошлое, не оправдались.

Сегодня российская организованная преступность пока не имеет центрального руководства в общероссийском масштабе. Есть крупные региональные и межрегиональные преступные сообщества. Есть преступные объединения, имеющие межрегиональные связи.

Анализ сложившейся криминогенной обстановки позволяет определить следующие основные направления развития организованной преступности в России:

• легализация преступной деятельности;

• избрание и назначение на руководящие должности в органах государственной власти;

• дестабилизация обстановки с помощью террористических акций;

• наркобизнес;

• незаконная продажа оружия;

• незаконный автомобильный бизнес;

• незаконная торговля человеческими органам;

• незаконная торговля дикими животными.

По оценке спецслужб, наиболее опасными регионами России в связи с активной деятельностью организованных преступных групп являются: Владивосток, Находка, Уссурийск, Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Кемеровская обл., Екатеринбург, Саратов, Краснодар, Дагестан, Москва и Московская обл., Санкт-Петербург.

Гримасы переходного периода

В бытность мою Председателем Комитета Верховного Совета РФ по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью по поручению руководства парламента мне пришлось беседовать с одним весьма известным предпринимателем. По своим этическим качествам он не вызывал никаких положительных эмоций: флюиды коррупции исходили от него с той же интенсивностью, как нейтроны в специально сконструированном ускорителе. Беседа наша закончилась быстро. Концовка же нашего короткого диалога мне запомнилась надолго. Уходя, мой гость бросил: «Запомните, мы – сила, и в России будет то, что мы захотим. И знайте, пока у руля государства не встанут богатые люди, все – от депутата до министра – будут покупаться и продаваться!»

Страшные слова. Но наша сегодняшняя реальность показывает, что он был все-таки прав, включая его утверждение о неограниченной власти мафии. Более чем серьезно следует отнестись к ее преступлениям, к системе, объективно порождающей «деловые» связи как между самими преступными группировками, так и между бюрократией и преступным миром. Пока в России будут существовать условия развития этой системы и подобных связей, в ней будет процветать мафия. Что же это за условия, создавшие многочисленные, а порой уникальные в мировой практике, мафиозные группы и союзы у нас в стране?

Они не так банальны, как это зачастую представляет бульварная, а иногда и весьма почтенная пресса. Очень просто объяснить возникшую «мафиозность» в России пороками рухнувшего коммунистического режима, восклицая, что преступный режим порождал, хотя и скрыто, преступную философию у многих представителей «новой исторической общности – советского народа». Такие и им подобные объяснения ведут к весьма незатейливому выводу: с уходом в прошлое «пережитков коммунизма» постепенно канут в Лету и условия существования мафии. Но в это не верят даже авторы этих постулатов. Известный немецкий философ Георг Гегель в знаменитом труде «Логика» утверждал: каждой общественной системе свойственно только ей присущее качество преступности и, соответственно, мера ее оценки.

Сегодня Россия делает колоссальную по перспективам и драматизму попытку прорыва в рыночную цивилизацию. К сожалению, эта попытка содержит немалую долю идеализации новой для Отечества общественной системы. Система же эта не столь непорочна, как это казалось в условиях народной эйфории второй половины 80-х гг. прошлого века. Более того, ее первые семена сразу же начали давать всходы в виде классических для Запада и доселе неведомых в России преступлений.

Специфической для России чертой становления мафии как неотъемлемого компонента национальной политической и экономической структуры стала стремительность смыкания преступности с различными звеньями государственного аппарата. Прочные «доходные» связи преступность наладила и с силовыми ведомствами. В рекордно короткие сроки малозаметные лидеры, державшие в своих руках реальные рычаги власти в преступном мире, семимильными шагами прошли путь к вершинам государственного управления. В Старом и Новом Свете их собратьям по классу понадобилось для этого несколько десятилетий.

Что же способствовало столь динамичному движению наверх российской мафии?

Важнейшей объективной предпосылкой формирования современного мафиозного ядра в России следует считать переходный этап экономико-политического развития нашего государства. Не оформившаяся окончательно победа демократии (хотя трудно назвать демократией политический и экономический волюнтаризм последнего десятилетия нашей истории) выплеснула на вершину государственного управления большую массу людей, слабо представляющих себе механизм формирования как новой структуры экономики, так и принципы политического устройства посткоммунистического государства. В дальнейшем завлабы, буквально «упавшие» в кресла государственных мужей, были вынуждены уступить место более опытным и прагматичным «хозяйственникам» и «финансистам».

Стремление новых политических команд к закреплению достигнутых руководящих высот определено потребительской философией правящего чиновничьего класса. Его отличительная черта – крайняя степень беспринципности в реализации целей скорейшего личного обогащения.

Парадокс этого процесса, как и парадокс становления рыночных начал в российской экономике, заключается в формировании более или менее крупных предпринимательских структур не на базе первоначального накопления капитала, а на основе «перекачки» бюрократией государственных средств в создаваемые и контролируемые ею коммерческие и банковские структуры. Новая волна реформаторов вместе с сохранившей свои позиции старой номенклатурой энергично приступила к обеспечению своего безбедного будущего. Отчетливо осознавая временный характер переходного периода от плановой экономики к рыночной, те и другие развили фантастическую активность по созданию контролируемой ими системы производства и сбыта товаров и услуг. При этом производство оставалось, как правило, датируемым государством, а сбыт и услуги переходили в руки коммерческих образований. Вся эта система скреплялась личной взаимозависимостью руководителей государственных и негосударственных предприятий.

В условиях экономической смуты и непрерывно меняющихся законов бюрократия получила редкий исторический шанс получения сверхдоходов за счет прямой «смычки» с руководителями образований, еще недавно формировавших «теневую экономику». Подобная «смычка» – естественный спутник переходного периода экономики. На то он и переходный, чтобы просеять через «сито» новых экономических, политических, социальных и организационных форм противоречивую неоднородность общества. К сожалению, далеко не всегда удается вычленить и выбросить за борт общественного развития кристаллы мафиозных образований: они видны только тогда, когда «сито» законов становится достаточно плотным.

Менее значительной объективной предпосылкой укрепления позиций российской мафии являются специфические формы и способы образования деловых связей внутри предпринимательского сектора. Источником этих связей являются люди, прежнюю экономическую деятельность которых (в прошлом) можно охарактеризовать как хождение по лезвию бритвы. Используя свои старые связи и лобби в обновляющейся бюрократии, они смогли быстро и надежно «застолбить» позиции в бизнесе. Большая часть сферы услуг (рестораны, казино, шоу-бизнес, а также торговля, перепродажа сырья, недвижимости и проч.) попала под их неусыпный контроль. Эта группа «новых русских» сразу же приступила к созданию специфических защитных механизмов своего бизнеса в виде подавления любых попыток конкуренции, пусть всего лишь потенциально угрожающих завоеванным ими позициям. Не обладая квалифицированными знаниями классического бизнеса, один из постулатов которого состоит в ограничении конкуренции путем экономических рычагов, данная группа могла выбрать лишь один понятный ей способ сохранения и наращивания своих доходов – нарушение законодательства.

Таким образом, экономико-социальной основой криминального бизнеса в России можно считать реально сложившиеся производственно-коммерческие отношения между владельцами капитальной стоимости и представителями государственных структур. При этом только очень наивный человек может поверить, что состояния российских миллиардеров и миллионеров (имеются в виду долларовые), зачастую вызывающие изумление даже на Западе, возникли только благодаря их уму, деловой смекалке и инициативе. Без унии с государственным аппаратом российский клуб нуворишей выглядел бы намного скромнее, чем сегодня.

Лишь не желающий ничего знать наверняка не знает, что только налоговое и таможенное законодательство России до недавнего времени не оставляло (особенно отечественным товаропроизводителям) никакой надежды честным путем заработать хотя бы «деревянные» миллиарды.

«Закон за золотом идет»

Естественно, что описанная система организации бизнеса, приведшая криминальные структуры и их сателлитов из числа государственных чиновников к «золотым россыпям» и несметным богатствам, генерирует постоянный спрос на наличные, не учтенные ни в каких балансах и налоговых декларациях деньги. Используя свое лобби в исполнительных и законодательных органах государства, криминальный бизнес до сего дня продолжает затягивать процесс выработки либо вступления в силу законов, ставящих надежные преграды перетеканию государственных ресурсов в сейфы мафиозного клана. Российский парламент за последние пять лет неоднократно рассматривал проекты законов о борьбе с коррупцией и с организованной преступностью, но при этом ни разу не «вспомнил» о необходимости как-то урегулировать порядок финансирования политических партий и лоббирования различных законопроектов и решений в самом парламенте. Коротко резюмируя роль закона в экономике России за последние десять лет, можно было бы вслед за римским поэтом Проперцием сказать: «Aurum lex sequitur» («Закон за золотом идет»).

Трансформация коммунистического движения и появление новых демократических, либеральных, консервативных и откровенно националистических партий требует больших денег. А откуда их взять? Либо за счет так называемых спонсорских взносов, либо посредством приобщения к рынку. Учитывая, что для закрепления политических позиций деньги требуются партиям постоянно, их лидеры время от времени закрывают глаза на различные нарушения законов и подменяющих их инструкций, если они мешают борьбе с политическими конкурентами.

В целях сокрытия этих злоупотреблений новые политические организации обеспечили себе мощное лобби в государственных органах, результатом чего стало закрытие ряда дел о коррупции государственных чиновников и подавление малейших попыток правоохранительных структур и прессы приподнять завесу над неблаговидными отношениями политиков и коммерческими криминальными образованиями. Таким образом, борьба политиков за власть обусловила формирование их с криминальным бизнесом. Важнейшей составной частью этого процесса с полной уверенностью можно считать коррупцию, пронизавшую сверху донизу большинство сфер государственного управления.

Геополитический диктат и российские реформы

Нередко неудачи реформирования в России связывают с роковыми ошибками в принятии государственных решений. Наряду с этим глубокий кризис экономики и обнищание подавляющей массы населения обусловливаются все той же некомпетентностью, неподготовленностью руководящих кадров демократической волны к управлению государством. Так или иначе критиковать Первого Президента российского государства стало едва ли не правилом хорошего тона. Что и говорить: доля истины и в подобных умозаключениях имеется. Но так ли уж все зависело от Б. Ельцина? Попробуем спокойно и обстоятельно, что называется, с цифрами с руках, взвесить российские реформы на весах успехов и неудач.

Констатировать тот факт, что неудачи реформирования, увы, превалируют над успехами – не стоит труда. Этот грустный факт более чем очевиден. Другое дело – понять логику и следствие цепи факторов, в результате влияния которых огромная страна пришла к сегодняшнему своему кризисному состоянию. Примечательно, что анализ процесса реформирования ведется на основе, так сказать, внутриправительственных или внутригосударственных факторов, не пытаясь выйти за пределы евразийского пространства. Между тем геополитическое измерение российской ситуации может оказаться более точным инструментом анализа реформирования, нежели манипуляции с невеселой статистикой падения производства и уровнем жизни соотечественников, ростом преступности или же публицистические причитания по поводу российских неудач.

Введение геополитической доминанты в оценку ситуации на евразийском пространстве требует взгляда «со стороны». Воспользуемся в этих целях специальным Докладом института Шиллера (ЕIR), подготовленном Роджером Муром еще в феврале 1993 г. Никогда не публиковавшийся в широкой печати Доклад имеет весьма симптоматичное название «“Русская” мафия: геополитика и проникновение организованной преступности на территорию бывшего Варшавского пакта».

Доклад Р. Мура начинается эпически, с рассказа о том, как 19 сентября 1989 г. директор Центрального разведывательного управления США У. Уэбстер произнес на заседании Лос-Анджелесского совета мировых проблем речь, в которой остановился на изменениях в системе стратегических целей ЦРУ. Хотя революция в Восточной Германии в то время не достигла своего апогея, Уэбстер заявил: «Еще одна проблема, о которой я упомянул, – несбалансированность торговли и развитие технологий, – иллюстрирует момент, становящийся все более ясным: наши политические и военные союзники одновременно являются нашими экономическими конкурентами».

Он явно намекал на Германию и ее способность повести за собой Западную Европу «на Восток», используя разумную экономическую политику. В декабре 1989 г. глава Немецкого банка Альфред Херрхаузен – архитектор политики, направленной на содействие продуктивного экономического развития Польши и других меняющихся стран, – был убит. Вместе с британцами США использовали кредитное давление Международного валютного фонда, чтобы вынудить страны Восточной Европы и СНГ проводить разрушительную «шоковую терапию».

«Цель этой политики геополитического диктата (имеется в виду политика США и Великобритании. – Примеч. авт.), – читаем далее в докладе, – заключается в том, чтобы предотвратить создание континентальной евразийской зоны экономического развития. Одновременно такая политика выводит на авансцену теневую экономику организованной преступности, которая симбиотически сосуществовала с англо-американскими финансовыми центрами. В отсутствие реальной экономической помощи вакуум заполняет “свободный рынок”, базирующийся на криминальных доходах от контрабанды наркотиков, табачных изделий и алкоголя, а также от «отмывания» преступно нажитых средств.

Вместо продуктивных кредитов и инвестиций – “горячие” деньги, значительную часть которых составляют “отмытые” преступно нажитые средства, которые направляются на скупку в процессе широкой приватизации бывшего государственного имущества и земельных участков. Прикрываясь принципами свободной торговли “манчестерского капитализма”, в странах Восточной Европы и СНГ возникли тысячи импортно-экспортных компаний, обычно связанные с западными партнерами через коммунистическую номенклатуру. Эти компании наводняют Восток продуктами потребления западного производства».

Как видно из доклада, схема геополитического диктата изложена весьма прозрачно. В Докладе Мура аргументированно показано, что одним из важных аспектов этой политики являются не столько нелегальные операции с наличными, сколько подкуп (коррумпирование) политических структур. В качестве иллюстрации к действию механизма коррупции в Докладе Мура анализируются манипуляции с «табачным бизнесом». Почему Россия и другие члены СНГ с 1990–1991 годов сознательно проводят политику наводнения своих стран западными табачными изделиями и алкоголем? Американская компания «Филипп Моррис» – крупнейший производитель сигарет в мире, и «Сигрэм», принадлежащая семье Бронфманов, не забыты в Москве. Специфичность этой торговли такова, что в конце 1992 г., когда руководство Германии обратилось к московскому правительству с просьбой обратить немецкие торговые кредиты на закупку продукции машиностроения из Восточной Германии, эти деньги были истрачены на импорт западных сигарет!

«Табачный бизнес» имеет свою предысторию, приоткрывающую еще одну сторону политики геополитического диктата (фирма «Филипп Моррис» используется в Докладе в качестве одного из показательных примеров). Как понимает читатель, на место этой фирмы может быть поставлена другая. Важно понимание механизма реализации политики, предотвращающей создание континентальной евразийской зоны экономического развития. «С 1975 по 1990 год “Филипп Моррис” имела официальные консультативные отношения с советской табачной индустрией. Хотя считается, что развал СССР является одной из причин кризиса этой отрасли промышленности, нельзя исключить, – подчеркивается в Докладе, – что под прикрытием продвигаемых Международным валютным фондом реформ по западному образцу заключались закулисные соглашения, посредством чего защищавшаяся ранее государственная отрасль индустрии была пущена ко дну в интересах сделки с “Филипп Моррисом”».

В Докладе Мура вскрывается механизм деятельности и уже упоминавшейся фирмы «Сигрем». Еще в 1989 г. глава фирмы Эдгар Бронфман получил награду от босса коммунистической партии ГДР Эрика Хонеккера; были подписаны также сделки под контролем руководимой Шальк-Гольдовским «Коммерческой координации», что повысило роль «Сигрэма» на рынке ГДР. В качестве справки стоит напомнить, что семейство Бронфманов, канадцев по происхождению, было одним из главных поставщиков виски и спирта в США еще в период действия «сухого закона». В Докладе делается предположение о том, что Бронфман заключил подобные сделки и в Москве в то время, когда он вел переговоры с московскими властями с целью «канализировать» поток эмиграции советских евреев не в западные страны, а в Израиль. Не случайно, что именно в 1990 г. резко возрос поток алкоголя и сигарет на Восток и усилились синдикаты профессиональной преступности, оперирующие под прикрытием «восточной торговли» компаний «Филипп Моррис» и «Сигрэм». Причем часть этой продукции контрабандным путем поступает обратно на Запад и в Восточную Европу. Иначе чем объяснить тот факт, что скандинавские страны и Германия, в которой ранее не было крупных «черных рынков» сигарет и алкоголя, с 1990 г. столкнулись со значительным ростом контрабанды этих продуктов. Согласно отчетам таможенных служб Норвегии и Швеции, 1990 г. был поворотным пунктом в развитии нелегальной торговли алкоголем. Напомним, что к этому времени относится антиалкогольная кампания в СССР, которая в стиле «сухого закона» вызвала сокращение государственного производства алкогольных продуктов. Водка стала главным продуктом на «черном рынке» и ее цена быстро подскочила. В то время возросло производство алкоголя в домашних условиях, оно всегда зависело от способности «торговой мафии», контролирующей «черный рынок», получить больше сахара с Кубы (в обмен на оружие) и воспрепятствовать его использованию в государственной промышленности. Геополитический фактор сработал в тот период так, что наибольшие проблемы возникли в Норвегии, где более 20 % потребляемого алкоголя составляет «черный рынок».

Одним из первых государств бывшего социалистического содружества, испытавших криминализацию экономики страны в условиях радикального перехода к свободной торговле и «шоковую терапию», была Польша. По данным краковского профессора Михаэля Плахты, с января 1989 г. до середины 1990 г. 146 новых компаний с ограниченной ответственностью импортировали алкоголь в объеме эквивалентном 30 млн л чистого спирта. 75 % всех счетов, имевших отношение к этому импорту, были фальсифицированы.

В 1995 г. Швеция из-за наводнения России сфальсифицированной водкой «Абсолют» прекратила ее поставку. В феврале 1996 г. силами российской, венгерской и хорватской полиции в Венгрии и Хорватии с помощью «Интерпола» были найдены 2 завода, занимавшихся изготовлением фальшивой водки «Абсолют». За 1,5 г. своего существования они реализовали в России 4,5 млн бутылок емкостью 0,7 л и 3,5 млн – 0,5 л. Нет сомнения, что с этой продукции в казну не были уплачены ни акцизный сбор, ни таможенные пошлины, ни НДС. Одновременно с этим в страну везут поездами, автомобилями, паромами и сухогрузами опасные для жизни «шмурдяки» из Польши, Бельгии, Германии, Голландии и т. д. Это в то время, когда сама Россия в 1995 г. официально производила 228,7 млн декалитров водки при возможности 240 млн декалитров. Мафия, зарабатывая миллиарды долларов и по сей день, спаивает граждан России. Только за первую половину 2003 г. в результате употребления фальсифицированных спиртных напитков умерло более 2000 россиян.

Согласно источникам из германских таможенных учреждений, значительная часть денег, поступающих на Восток, направляется туда с целью «отмывания». Стоит только деньгам пересечь границу России, как они становятся автоматически «чистыми», потому что валюту можно обменять в любом государственном или коммерческом банке, магазине или обменном пункте. Происхождение наличности никого не интересует. Как группу повышенного риска криминальной деятельности в мире нового бизнеса оценивают эксперты и совместные венчурные предприятия. «Они представляют собой самый легкий канал для отмывания денег (25–27 % продавцов наркотиков в Москве работают в кооперативах или совместных предприятиях). В Докладе изложен один из многочисленных способов отмывания денег через венчурное предприятие на примере сделки по экспорту несуществующей меди: «Ваше совместное венчурное предприятие сделало предложение о продаже определенного количества меди. Вы и ваши зарубежные партнеры заключили контракт. Вы никогда не увидите самой меди, но кампания, которая якобы продала ее через ваше предприятие, переводит «чистые» деньги на свой банковский счет. Ваше венчурное предприятие получает 15 % за посредничество».

Но, пожалуй, самый «крутой» способ отмывания «черных» денег, судя по Докладу Мура – финансирование войн и «этнических чисток». События 1991 г., – читаем в Докладе, – начало враждебных действий белградских сербских руководителей могли стать возможными только при поддержке Москвы и администрации Буша (имеется в виду Дж. Буш-старший. – Примеч. авт.). Л. Иглбергер, в то время заместитель Государственного секретаря и видный партнер консалтинговой фирмы Генри Киссинджера, трудился вместе с другим партнером Киссинджера – лордом Каррингтоном для того, чтобы обеспечить Сербии возможность проведения «этнических чисток» и массового геноцида. Одновременно в целях финансирования войны был создан механизм по направлению в распоряжение Белграда широкого потока «грязных денег» для закупки вооружения, нефти и других необходимых товаров.

В Белграде появилось множество частных банков и банкиров, имеющих удивительные способности. Они предлагают выплачивать 15 % в месяц за вклад в твердой валюте и 200 % в месяц за вклад в динарах, при том что ежегодная инфляция составляла 25 000 %. Учитывая высокий уровень безработицы и то, что многие сербы не имели никаких источников доходов, выплаты по вкладам в этих банках позволяли смягчать недовольство, которое могло бы возникнуть из-за экономических трудностей, вызванных войной.

Некоторые аспекты этой истории всплыли на поверхность после того, как белградский «банкир» Езломир Васильевич, глава банка «Югоскандик», бежал в Израиль в марте 1993 г. Ранее он жил за границей 15–20 лет, в основном в Австралии, и согласно газете «Обсервер» являлся «коммерсантом зон войны» на Дальнем Востоке. В «Югоскандике» было открыто более 4 млн счетов с вкладами на сумму около 2 млрд в твердой валюте. Откуда эти деньги? – задается вопросом автор аналитического Доклада и выстраивает систему аргументов, суть которых сводится к следующему: те же самые люди, которые дали Сербии зеленый свет к началу войны, приняли меры и по ее финансированию. «Геополитические интересы англо-американцев, – читаем далее в Докладе Мура, – сознательно требуют продолжения этой войны в Европе, несмотря на публичные протесты». Так что за спинами Иглбергера и Каррингтона финансовые интересы групп, способствующих притоку «черных» наличных денег для Сербии и ее банковских структур. В сущности, отмечается в Докладе Мура, англо-американские финансовые интересы создали систему, поощряющую преступность, и они же отстояли право решать, какие из преступников хороши или плохи. Финал этой истории известен. Широкомасштабная военная операция НАТО в Югославии, официальным источником которой стало новое «финансовое чудо» США – профицит бюджета в 70 млрд долл. (почти пять годовых бюджетов России), позволила не только искупить «грех» США и Великобритании перед албанцами (правда, весьма специфическим образом), но и создать непреодолимые препятствия для восстановления финансовой отчетности (когда разрушено полстраны, ревизию проводить бессмысленно), а заодно обеспечить ВПК госзаказами вперед на 5–10 лет (во время югославской кампании был израсходован почти весь наличный запас «томагавков» – около 400 штук).

Читатель наверняка помнит, что международная финансовая либерализация («глобализация»), развернувшаяся в начале 70-х гг., основана на представлении, исключающем вмешательство правительства в процессе становления рыночных отношений. Финансовая либерализация стала краеугольным камнем правящих демократов в России. По сути дела это было либо неосознанное воплощение западной доктрины в России, либо того хуже – сознательное вовлечение страны в «черный рынок» по отмыванию денег посредством международной финансовой ультралиберализации.

С созданием экзотических «вторичных» рынков и триллионов долларов, переводимых компьютерным путем по всему миру, бесполезность прежних банковских и налоговых правил становится все более очевидной. Исчезновение реальной экономики и параллельная инфляция рубля создали ситуацию, когда лишь малая доля российского населения и (или) организаций могут аккумулировать финансовые средства, чтобы получить доступ к механизмам переливания капитала.

Продукция добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности в России по демпинговым ценам по-прежнему перекачивается на международные рынки с целью накопления твердой валюты.

Либерализация цен принесла Западу новые рабочие места и немалые барыши, а россиянам – убыточное производство, инфляцию, вал преступности. Одновременно со вторым – так называемым денежным этапом приватизации появилось решение российского Правительства передать в залог госпакеты акций оборонных предприятий. Не покидают сомнения относительно безвозвратной утраты уникальных технологий вполне конкурентоспособных предприятий, определяющих во многом безопасность страны. Так что пресловутый «процесс пошел» по… западному сценарию.

На 1 августа 1997 г. по оценке тогдашнего председателя Комитета Государственной Думы по безопасности В. Илюхина, общее количество предприятий, акции которых были выставлены на продажу, составили свыше 650. Наибольший интерес иностранные юридические и физические лица проявили к предприятиям Москвы и Санкт-Петербурга, а также к ряду приоритетных промышленных предприятий и отраслей промышленности. Они стали совладельцами ряда морских торговых портов, практически всех предприятий алюминиевой промышленности, акционерных обществ «Норильский никель», «Тюменская нефтяная компания», «Сибнефть», «Связьинвест» и многих других.

Иностранные фирмы приобрели контрольные пакеты или значительное количество акций ряда предприятий ВПК: АО «Московский НПК «Авионика» (г. Москва), АО «Московский вертолетный завод им. М. Миля», АО «НПО «Технология» (г. Москва), АО «НИИ экономики и информации по радиоэлектронике» (г. Москва), ВАО «Энергия», АО «ЛОМО» (г. Санкт-Петербург), Курское АО «Прибор». В целом было приватизировано более 70 % оборонных предприятий. Американские и английские фирмы завладели контрольными пакетами акций всех ведущих предприятий, производящих сложные комплексы и системы управления полетами для летательных аппаратов, производимых МиГ, Су, Як, Ил, Ан и др. 31, 2 % акций МНПК «Авионика» на чековом аукционе приобрела фирма США «Ник энд Си корпорейшн», которая для этого использовала российские посреднические фирмы ТОО «Денек» и АОЗТ «Финансовый центр «Столица».

Германский концерн «Сименс» приобрел около 20 % акций АО «Калужский турбинный завод», выпускающего турбины для атомных подводных лодок.

Абсолютное большинство иностранных фирм, купивших акции российских предприятий, обычно не принимает участия в инвестировании этих предприятий и в мероприятиях по налаживанию на них производства.

В случае кризиса США способны заблокировать производство систем и приборов управления для всей авиационной промышленности России.

На сегодня Россия не только утратила право собственности на многие приоритетные предприятия, но и право направлять их производственную деятельность в нужное для нее русло[31].

По мнению президента Лиги содействия оборонным предприятиям А. Шулунова, в конце ХХ в. в России произошло беспрецедентное разрушение оборонных отраслей промышленности. За этот период расходы на производство вооружений, военной техники и оборонные научно-исследовательские работы уменьшились в сопоставимых ценах более чем в семь раз по сравнению с началом 90-х гг. Вследствие распада оборонной промышленности утрачены целые направления военной науки и производства. Если до 1992 г. армия и флот были оснащены вооружением, в целом не уступающим зарубежным образцам, то сегодня Россия потеряла возможность производить некоторые виды вооружения, освоенные отечественной промышленностью еще в 80-е гг., а серийное производство вооружения превратилось сегодня в дорогостоящее изготовление единичных образцов.

Крах российской оборонной промышленности совпал с исчезновением стратегического противостояния двух супердержав. Этим обстоятельством как спасительным аргументом не замедлило воспользоваться российское правительство, урезая до пределов и без того скудный бюджетный паек оборонной промышленности. Рассуждения чиновников были незамысловаты: мол, нет угрозы нападения, так и нечего производить оружие. Положение усугублялось еще и тем, что жалкие крохи ассигнований на нужды обороны, предусмотренные федеральным бюджетом, не доходили до оборонных предприятий.

Резкое сокращение финансирования научных исследований в сфере промышленности по сути заложило ее хроническое отставание в будущем. Бюджетные ассигнования на фундаментальную науку в последнее десятилетие сократились более чем в десять раз. Сегодня в России на науку выделяется лишь 0,5 % ВВП. Итог известен: Россия – ведущая аэрокосмическая держава стала закупать гражданские самолеты за рубежом и перестала производить компьютеры. Даже запланированные целевые федеральные программы финансируются неудовлетворительно. Так, на имеющие приоритетное значение программы «Развитие гражданской авиационной техники России», «Развитие электронной техники России» длительное время выделялось немногим более половины запланированных средств. Предусмотренные бюджетом конверсионные кредиты на льготной основе вообще не выделялись. Российскому оборонщику пришлось «выкручиваться» исходя из внутренних возможностей. Во многом благодаря инициативе и предприимчивости самих производителей военной техники российской ВПК на плаву. Государство лишь начиная с 2001 г. стало проявлять реальную заботу о развитии ВПК. Об этом, кстати, красноречиво говорит тот факт, что заключение миллиардного контракта на поставку военных самолетов в Малайзию летом 2003 г. курировал лично Президент РФ.

Существует ли «русская» мафия?

Термин «русская мафия» впервые был употреблен в упомянутом докладе Мура.

Спустя 4 года, в другом докладе – «Российская организованная преступность», подготовленном для Конгресса США рабочей группой Центра стратегических и международных исследований в рамках проекта, возглавлявшегося бывшим директором ЦРУ и ФБР У. Уэбстером, появился новый аспект: российская организованная преступность угрожает миру ядерной катастрофой.

В обоснование этого шокирующего тезиса в докладе были приведены следующие «доказательства»:

• «…в Вильнюсе литовская полиция обнаружила в подвале банка большое количество бериллия…»;

• «в июле 1997 г. в Майами арестованы два литовца, пытавшихся продать тактическое ядерное оружие сотруднику американской таможни»;

• «в 1995 г. в Германии за контрабанду ядерных материалов из СССР было арестовано более 100 человек».

И хотя ни один из этих фактов прямо не указывал на то, что именно «русская» организованная преступность взяла под контроль ядерные арсеналы, «осадок» в западном мнении все же остался.

Картина была «дописана» совсем недавно посредством активного «раскручивания» в западных средствах массовой информации двух взаимосвязанных скандалов вокруг массированного перевода российских денег в «Bank of New York» и дела главного кремлевского подрядчика – швейцарской фирмы «Mabetex», оказывавшей, как утверждают многие западные и отечественные СМИ со ссылкой на г-на Ф. Туровера, «неоценимые» услуги Президенту РФ и членам его семьи. В последующем к этому добавилось утверждение г-на Б. Пакколли – руководителя «Mabetex», о том, что на его деньги были пошиты 14 костюмов стоимостью 60 тыс. долл. для инициатора уголовного преследования, ныне опального Генерального прокурора РФ Ю. Скуратова. Итогом этих скандалов стали: с одной стороны, непоколебимая уверенность западного обывателя в том, что Россией управляет «Семья» (или «мафия» в переводе на итальянский), возглавляемая некогда любимым им «гарантом демократических преобразований», а с другой, – то, что «русские» мафиози наводнили Америку миллиардами «грязных» денег, что неминуемо должно привести к глубокой инфляции доллара.

При этом в многочисленных комментариях к случившемуся, появлявшихся едва ли не каждый день на страницах всех ведущих СМИ, обычно опускались из виду два обстоятельства:

Первое. Именно США и контролируемые ими в значительной степени Всемирный банк и Международный валютный фонд сделали так, что вся международная финансовая помощь «демократическим» преобразованиям в России была подконтрольна лишь очень узкому кругу доверенных лиц Президента Ельцина, которых он, к тому же, вряд ли мог эффективно контролировать.

Второе. Тревога по поводу «наводнения» США «грязными» деньгами была поднята после того, как почти все «грязные» деньги перекочевали из «приватизированной России» в западные банки.

Все это невольно рождает ассоциацию с банальным «лохотроном» на Тверской. Провинциалу позволяют выиграть в «лотерею» 10 руб. с тем, чтобы через пять минут он собственными руками отдал мошенникам в тысячу раз больше.