От примасов к приматам
Никто и никому в мире так не обязан, как обезьяны Дарвину.
В XVII—XIX веках происходит бурное развитие естественных наук. Это обстоятельство дало возможность более объективно оценить биологическую природу человека и решить вопрос о его происхождении. Прежде всего, произошла систематизация всех разрозненных знаний, которые были накоплены за прошедшие века. У немецкого зоолога Брема в его знаменитой «Жизни животных» есть такие строки: «Из древних народов только индейцы и египтяне питали симпатии к обезьянам. Арабы считали обезьян потомками нечестивых людей, которые прокляты с того дня, как они по суду Всевышнего превращены в обезьян. Они обречены Богом на вечные времена носить в себе отвратительное соединение человеческого подобия и бесовской внешности. Мы, европейцы, более склонны видеть в них карикатуру на человека, а не существ, имеющих сходство с нами по строению своего тела». Итак, почему же именно обезьяны считаются нашими ближайшими родственниками? Несмотря на многочисленные предположения об общих предках человека, на все сравнения и гипотезы, положение человека в классификациях зоологов в XVII—XVIII веках было крайне неопределенным. К роду людей причисляли и ленивца под именем «дикий индеец», орангутанга как «лесного человека» и даже моржа как «морского человека»… В своей статье «Номенклатура обезьян» (1766) сторонник трансформизма французский естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон считал орангутанга первым из обезьян или последним из людей, допуская их родство и возможность «скрещивания людей с обезьянами, приплод от которых влился в один и другой вид»8. В конце века он опубликовал труд «Естественная история», в котором и высказал впервые крамольную тогда мысль: люди – потомки обезьян! Так, например, в книге В. Яковлева «Происхождение человека на Земле» читаем: «Жорж Бюффон пишет: «Можно сказать, что обезьяна из семейства человека… что человек и обезьяна имели общее происхождение». Это вызвало резкую реакцию негодования со стороны церкви, а книга была публично сожжена! Одним из немногих произведений ХVIII века, где прямо, пусть и очень бегло, говорилось о происхождении человека от обезьяны, была работа молодого русского натуралиста Афанасия Каверзнева, который в 1778 году во время своего пребывания в Лейпциге анонимно опубликовал книгу под названием «О перерождении животных»…9 Шведский ученый Карл Линней был первым научным классификатором живой природы. Именно он ввел термин «приматы», который означает «первенствующие». Линней решил покончить со всей этой неразберихой и в десятом издании своего бессмертного творения10 создал отряд приматов, куда, между прочим, вместе с летучими мышами, полуобезьянами и обезьянами поместил человека! Именно в публикации его знаменитой «Системы природы» 1758 года и появились впервые названия «приматы» и «Homo sapiens». По всей видимости, наименование этого отряда млекопитающих лютеранин Линней заимствовал из церковной иерархии католиков, называющих своих высших священников (первосвященников) «примасами» (от лат. приматус – «первенство, главенство, князь», primas – «один из первых») 11. В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (человека разумного) и Homo silvestris s. troglodytes (человека лесного, или троглодита) 12. Еще при жизни Линнея предпринимались попытки покончить с позорящим человека родством с обезьянами. К примеру в 1775 году И. Блюменбах разделил отряд приматов на два отряда: отряд двуруких, куда был отнесен только человек, и отряд четвероруких, куда попали собственно обезьяны. Это деление понравилось видному французскому биологу Жоржу Кювье, а также многим другим научным светилам и продержалось почти столетие. Таким образом, после Блюменбаха «не стало» ни отряда приматов, ни линнеевского термина «приматы». Предпринимались и другие попытки найти существенные анатомические отличия человека от животных и тем самым закрепить идею о нашей уникальности в сравнении с животными. Так, голландский анатом Питер Кампер в 1780 году утверждал, что у человека, в отличие от человекообразных обезьян, отсутствует межчелюстная кость13. В 1863 году английский биолог Томас Гексли (Хаксли, 1825—1895), развивая и пропагандируя дарвиновскую теорию эволюции, опубликовал работу о месте человека в живой природе. В ней Гексли доказывал, что по анатомическому строению задняя конечность обезьян – никакая не рука, а нога, следовательно, идея о разделении приматов на два отряда по признаку двурукости или четверорукости ошибочна. Согласно Гексли, прав был Линней, и через целое столетие систематика опять пришла к заключению, что человек есть член того же отряда, к которому принадлежат обезьяны и лемуры. Кроме того, Гексли утверждал, что данные сравнительной анатомии о громадном сходстве телесной организации человека и прочих приматов свидетельствуют об их эволюционном родстве.