Вы здесь

О примате права в отряде приматов. Научно-популярные статьи. Богохульник ( Ордуни)

Богохульник

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему.

Библия (Быт.1:26)

В средние века рассуждать о сходстве человека с животными стало небезопасно… «Атеисты говорят, – писал философ Ванини6, – что первые люди ходили на четырех конечностях, как животные, и только впоследствии при помощи больших усилий изменили это положение, освободив руки. …Говоря о появлении человека, я решаю этот вопрос с учетом градаций, ведущих от наиболее низкого вида к самому высокому». За эти строки ученый был предан мучительной смерти. Суд вынес решение: книгу конфисковать и сжечь «за опасный и отвратительный атеизм», автора казнить. «Указанный Лючилио, – гласил приговор, – будет протащен в одной рубахе на циновочной подстилке с рогаткой на шее и доской на плечах, на которой будет начертано „атеист и богохульник“, от ворот тюрьмы к главным вратам собора Сент Этьен. Здесь босого, с обнаженной головой и свечой в руках, палач поставит его на колени и заставит умолять бога, короля и суд о прощении. Потом его отведут на площадь и привяжут к столбу. Палач вырвет ему язык и задушит. После этого тело его будет сожжено, а пепел рассеян по ветру». Приговор был приведен в исполнение 9 февраля 1619 года. Прошло два столетия. Оппоненты некогда всемогущей церкви возмужали настолько, что начали открыто критиковать религию, не переживая за сохранность своих языков и душ. «У религии нет собственного, особого содержания», – писал немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах. В поисках ответа на вопрос, что же такое религия, Фейербах следовал за другими философами-материалистами и считал ее плодом человеческого творчества, а богов не чем иным, как фантастическим воплощением самого человека. Развивая этот взгляд, немецкий философ сравнивал религию со сном человеческого разума от бессилия перед природой и социальной несправедливостью. Философ считал, что человек, вышедший из природы, не должен стыдиться своего естества, тем более, что его сущность формируется и проявляется в обществе, в отношениях с другими людьми. Такая постановка вопроса стала поворотной в рассмотрении проблемы сущности человека. Развил ее немецкий философ и экономист Карл Маркс. Он не отрицал животной природы человека, веря, однако, что главное в человеке всё же привнесено обществом, и человек находится под действием не только биологических факторов, но и социальных. Благодаря этому сущность человека является не абстрактной индивидуалистической характеристикой, а совокупностью всех производственных отношений, т.е. сущность человека неразрывно связана с его трудовой деятельностью7.